Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике Для дачи

Визуализация данных в сервисе flourish studio.

Полученные данные приобретают актуальность и наглядность при правильной визуализации, т.к. на основе таблиц сложить представление достаточно сложно. Для этих целей мы выбрали сервис flourish.studio. Он позволяет наглядно визуализировать размер осмотра картин в виде величины круга, сегментировать результаты цветом, по залам, по художникам, по типам, по среднему времени и общему времени осмотра и пр.

Время осмотра залов.

Для каждого из респондентов мы подсчитали количестве времени осмотра каждого из трех залов. Условие для первого зала — первая фиксация на любом информационном плакате (чаще всего это A2-A4), завершение — фиксация на последнем предмете из зала (Чаще всего A6 или A7).

Ввиду скученности экспонатов, такой критерий достаточно точно фиксирует время начала и конца осмотра. Второй зал — первая фиксация на экспонатах или стене, — обычно в области P11-P15. Завершение осмотра первого зала обычно приходится на P41-P42 в том случае, если респондент осмотрел зал полностью.

Но существует другая стратегия осмотра — после картин P16-P17 респондент уходит на второй этаж, а после того как возвращается  — продолжает осмотр картин с P18-P19. В таком случае мы суммируем эти два временных отрезка (до и после осмотра второго этажа).

Завершением осмотра первого зала мы считали первые фиксации на лестнице, ведущей на второй этаж. Время на лестнице не учитывалось, и отсчет осмотра второго этажа мы начинали когда респондент еще физически находился на верхних ступенях лестницы, но уже осматривал интерьер комнаты Левитана и Степнова или другие объекты на втором этаже. Конец осмотра — последние фиксации перед лестницей вниз.

Во время интервьюирования после осмотра экспозиции мы просили назвать субъективное время осмотра каждого из трех залов. Обычно, это были точные  значения (например, 7 минут). Но иногда респондент говорил “10-15 минут”. Или, “меньше пяти минут”.

Живопись. левитан и. и. овраг с забором.

Все разделы    Авто, Мото, Запчасти    Антиквариат и Искусство    Бытовая техника    Видео, Фильмы    Винтаж    Воздухоплавание    Детское    Для бизнеса    Домашний очаг, Сад, Дача    Драгоценности и украшения    Книги, журналы, газеты    Коллекционное    Компьютерная техника    Красота и здоровье    Музыка    Недвижимость    Одежда, Обувь и Аксессуары    Плавсредства    Сделано своими руками    Спорт-снаряжение    Строительство и Ремонт    Телефоны    Удалены    Услуги    Флора и Фауна    Часы    Электроника и Оптика    Разное

 —  руб.

Доставка

Как из провинциального музея украли и потом нашли картины исаака левитана на 70 миллионов

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике

Исаака Левитана считают «мастером истинно русского пейзажа», художник даже считал, что его долго притесняли из-за его излюбленной темы, дескать, как же так, мастер русского пейзажа – и еврей!

Тем не менее, он уже при жизни, а жизнь прожил он совсем короткую, стал знаменитым пейзажистом. И сейчас его картины стоят больших денег, и не раз полотна Левитана фигурировали в криминальной хронике как похищенные предметы искусства.

Городок Плёс на Волге, в Ивановской области – место, где Левитан провел несколько сезонов, его любимый уголок вдохновения, его личное «Болдино». В доме, где любил останавливаться художник сейчас небольшой музей, обладающий двумя десятками подлинников выдающегося пейзажиста.

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике
Здание музея Исаака Левитана в городе Плёс на самом берегу Волги

Шесть лет назад на музей был совершен хорошо подготовленный налет, в результате чего оказались украденными пять картин. Но спустя три года все картины нашли и вернули. Вот как все было.

Музей расположен в красивом двухэтажном особнячке, он был оснащен системами охраны и видеонаблюдения, но профессиональные грабители воспользовались уязвимым местом – на окнах не было решеток.

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике
«Речная заводь» — одна из похищенных и возвращенных картин Левитана

Все произошло за три минуты. Ночью налетевшая группа закрасила из баллончика камеры, ломами выбила окно и сняла со стен пять заранее выбранных картин. Полиция приехала через четыре минуты после срабатывания сигнализации на разбитом окне, но все уже было сделано.

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике
«Полустанок» — одна из похищенных и возвращенных картин Левитана, она самая небольшая по размеру, но пройти мимо нее сложно

Все пять украденных картин были небольшого формата, и это были лучшие полотна из коллекции провинциального музея. Потери оценили в 77 миллионов рублей! Говорят, полетели головы и местных полицейских чинов, кто был обязан оснастить музей оконными решетками.

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике
Все украденные картины — небольшого формата, чуть больше листа А4, такие легко спрятать и перевезти.

Но музею Левитана повезло – спустя всего три года картины нашлись. Оказалось, музей ограбила профессиональная банда, специализирующаяся на  банках и денежных аферах. Одна из украденных картин просто висела в квартире – штабе воров!

Остальные тоже нашлись в схроне – все картины очень тщательно проверяли, т.к. были сомнения, не успели ли злоумышленники подсунуть следствию качественные копии.

Айтрекинг-исследование в Плёсском музее-заповеднике
«Овраг с забором» — одна из похищенных и возвращенных картин Левитана

Сейчас картины снова выставлены в экспозиции, буквально вчера лично снова посетила прекрасный Плёс и его знаменитый музей.

Что удивительно – музей уже грабили в начале 90-х годов, и в тот раз воровали ровно те же самые полотна! И неудивительно – это самые дорогие и красивые вещи из коллекции музея Исаака Левитана, гения русского пейзажа.

Друзья, поделитесь в комментариях своими любимыми пейзажными работами художников, что вас больше всего трогает за душу?

Калибровка.

Калибровка айтрекера — процесс, занимающий примерно 20-30% от общего времени всего процесса исследования проводится индивидуально для каждого респондента перед началом исследования. Цель процесса калибровки — верно сопоставить положение с двух камер айтрекинга: сценовой (направленной перед человеком) и глазной (направленной на зрачок).

Существует несколько методов калибровки айтрекера. Мы рассмотрим несколько способов, которые используются в программе Pupil Labs. Первый — поочередная демонстрация круглых “мишеней” —  маркеров на экране ноутбука или монитора, за в центр которых должен смотреть калибруемый респондент.

Эти маркеры постоянно меняют расположение на экране постепенно составляя своеобразную карту, где фиксируется расположение маркера и соответствующее ему положение зрачка. Главное условие такого метода — все маркеры должны попадать в поле зрения сценовой камеры, респондент сидеть достаточно близко к экрану, его голова должна быть неподвижна.

Еще один метод, используемый нами — когда вместо мишеней на экране используется мишень с распечатанным маркером на бумаге. Во время калибровки исследователь находится в поле зрения камеры респондента и перемещаясь в пространстве перед ним меняет расположение маркера, поднимая маркер вверх и вниз, влево и вправо, закрывая последовательностью расположений маркера максимально широкое поле перед респондентом.

Существуют еще другие методы, — когда человек в айтрекинг очках вытягивает перед собой палец и наклоняя голову влево, вправо, вверх и вниз следит за пальцем. Стоит отметить, что в пока еще тестовых новых версиях очков немецкой компании Pupil уже существует безкалибровочные модели очков, вычисляющие расположение зрачка на основе машинного зрения.

Из практики айтрекинг исследований существует статистика, что около 20% респондентов не поддаются калибровке из-за индивидуальных особенностей строения глаз (цвета пигментации, размера зрачка, строения века и пр.). Поэтому качество полученного результата калибровки различаются у всех респондентов.

Также, на этот фактор влияет физиология: у кого-то взор вниз из за длинных ресниц отслеживается не так точно, как взор прямо или вверх. Несмотря на то, что у нашей модели айтрекинг очков есть выдвижное “плечо”, а глазная камера располагается на специальном подвижном шарнире, позволяя гибко настраивать положение, результаты калибровки достаточно разные.

Таблица качества откалиброванных респондентов:

Тепловые карты для картин.

До проведения исследования мы наклеили специальные маркеры в углах картин и информационных плакатов, чтобы благодаря возможностями программы визуализации полученных айтрекинг данных Pupil Player (Version,1.11.4). Однако наши расчеты оказались не совсем верными — мы наклеили маркеры по углам картин и в некоторых случаях, когда респондент приближался к картине близко для того, чтобы рассмотреть детали, они исчезали из поля зрения камеры.

Поэтому мы решили оказаться от такого формата визуализации для каждого из 15 респондентов. Такой способ визуализации, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, но только в случае, если между респондентом и картиной есть физическая преграда, не позволяющая приближаться к ней достаточно близко.

Или, как это было в айтрекинг исследовании в музее Ван-Гога в 2021 респондент был зафиксирован на расстоянии от картины и на осмотр картины давалась вполне определенное время. Тем не менее, мы сделали такую визуализацию для нескольких респондентов. Для этого мы пользовались режимом Offline Surface Tracker для создания поверхности по трем (и более) маркерам с разрешением исходной картинки в формате PNG 1000x1000px с альфа каналом (прозрачность).

Такую тепловую карту мы затем накладывали на фотографию картины или информационного плаката. Такой формат визуализации подходит для всех экспонатов, в которых нет глубины, .т.к. при осмотре предмета с разных ракурсов объемного предмета возникают искажения.

Техническое оборудование.

Айтрекер и ПО Puil Labs (Berlin). Разрешение сценовой камеры  (World Camera) 1920×1080 с частотой обновления 30 fps.Фиксации: максимальная дисперсия 2.010 deg (угловых градуса). Минимальные и максимальные значения для фиксации (min&max duration)

Фокусная группа первоначально состояла из 17 человек, однако первые два респондента мы пробовали записать при помощи подключения айтрекинг очков к мобильному телефону по протоколу USB-C. В таком случае телефон передает все расчеты на основной ноутбук.

В первом случае мы использовали музейный WI-FI, однако скорость передачи данных была очень низкой. Во втором случае мы опробовали раздачу мобильного интернета по WIFI с другого телефона, на котором ловился 4G интернет. Однако, радиус передачи был достаточно небольшой, поэтому первые две записи прерывались и приходилось следовать в близости от респондента или вешать второй телефон на него.

В этом случае сигнал тоже был не постоянно устойчивым. От собранного материала было решено отказаться. Мы решили использовать ноутбук asus zenbook ux310u весом 1.45 кг который также подключался к айтрекинг очкам при помощи USB-C и после калибровки клался за спину в рюкзак.

Цели.

  • Определить индивидуальные особенности осмотра для каждого респондента (наиболее осматриваемые и игнорируемые предметы и их типы: картины, информационные плакаты, фотографии, личные вещи и мультимедиа).
  • Определить среднее арифметическое значение 15 респондентов для времени осмотра и числа фиксаций.
  • Выявить время осмотра каждого из залов для каждого респондента и сравнить с субъективным временем осмотра, полученным из интервью.
  • Выявить среднее арифметическое значение осмотра каждого из залов и числа фиксаций.
  • Определить читаемость этикетажа для картин.
  • Составить карту бликующих картин в зависимости от характера бликов (мешает свет от ламп, окон или сильно отсвечивает материал поверхности)
  • Составить карту с траекториями перемещения и выделить типовые маршруты осмотра музея.

Экспонаты.

Изучаемое пространство состояло из трех залов. В первом зале было 14 объектов изучения: 10 информационных плакатов (шифр на карте “A”), на которых были размещены небольшие репродукции картин Левитана, Степанова и Кувшинниковой, хранящиеся в других музеях, цитаты известных людей о Левитане и его близких, фотографии персоналий и мест в Плесе.

Во втором зале собраны, преимущественно, картины  (шифр на карте “P”) и фотографии (шифр на карте “F”). Им присвоены 42 шифра. Надо оговориться, что помимо непосредственно картин Левитана, Кувшинниковой и Степанова мы включили в эту группу холсты P27, 28, 29 играющих декоративную роль.

Холсты под шкафом и фотостеной (P28, 29) сдвоенные — мы их решили объединить из-за совсем небольшого размера, отсутствии этикетажа и очень низких показателей просматриваемости. Помимо картин во втором зале находится шкаф с большим числом фотографий за стеклом F1, фотостену F2, стол с фотографиями F3 и тумбу F4.

Рядом с картинами Кувшинниковой находится альбом для листания, посвященный хронологии ее жизни и творчества. Логически мы включили ее в группу информационных плакатов и присвоили шифр A12. Также, во втором зале находится два мультимедиа интерфейса — точскрин, где можно почитать книгу M3 и мультимедиа-экран, стилизованный под холст, как в зале 1 (шифр M4).

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий