Бетонный забор ПО-2 — СтройМини

Бетонный забор ПО-2 - СтройМини Для дачи

Антивандальные меры

Так как «ПО-2» планировался для ограждения промышленных предприятий, заводов и железнодорожных путей, он должен был быть достаточно прочным.

Рахман сделал конструкцию поистине антивандальной: внутри бетонной рамы находится армированная сетка и железные прутья, которые исключают попадания посторонних на территорию запрещенной зоны даже в случае порчи плиты.

Запрос на забор

Такие мысли наверняка не раз посещали головы советских и постсоветских школьников, ведь знаменитые на весь Союз заборы с ромбами окружали и железнодорожные пути, и заводы, и даже заброшенные свалки и стройки.

Эта конструкция — дело рук архитектора Бориса Рахмана. В то время он работал в проектном бюро.

«Я помню, как сверху пришел запрос на создание красивого и крепкого забора, — вспоминает разработчик. «Временных рамок нам не установили, поэтому каждый трудился со своей собственной скоростью. Тогда я сделал целых три эскиза. Самый удачный на мой взгляд — в виде старинной кирпичной кладки — был отклонен. Зато простой с ромбами по всей поверхности приняли без труда.»

Из воспоминаний архитектора

Сейчас 69-летний архитектор вспоминает поставленную задачу о разработке проекта лаконичного забора, отличающегося эстетикой и красотой. Спешки особой не было, благодаря чему Борису Лахману удалось создать три эскиза разных вариантов. Сам он отдавал предпочтение забору, напоминающему каменную кладку. Однако руководство выбрало наиболее упрощенный вариант.

«Наверняка приглянулась форма выпусков, благодаря которой осевшую пыль и брызги грязи смывает дождь», — говорит Лахман.

Оплатили выполненную работу жалованием в размере 50 рублей и бронзовой медалью, которую удалось получить только через 10 лет заочно, будучи уже в США. Архитектор считает медаль единственным памятным предметом, связанным с созданием забора. Вывозить куда-либо чертежи и схемы было строго запрещено.

Несмотря на высокий уровень статуса архитекторов в СССР, профессию невозможно было назвать денежной. Поэтому Лахман воспользовался появившейся возможностью уехать в Соединенные Штаты Америки. Архитектор признается, что, смотря советские кинематографические картины или просто видеозаписи из России, он часто видит свое творение.

Сегодня закон запрещает устанавливать заборы подобной конструкции на территории Москвы и области: чем именно не угодила чиновникам советская легенда остается только догадываться.

Сам архитектор на подобные заявления лишь улыбается и пожимает плечами: он уже много лет проживает в Америке и вспоминает свое детище лишь по картинкам из Интернета.

«Тогда за разработку я получил 50 рублей и бронзовую медаль, — Борис Рахман достает из маленькой коробочки небольшой блестящий отличительный знак. «Это все, что мне осталось на память о прошлом. Да и не понимаю я, почему такая простая конструкция приобрела такую популярность.»

Свобода от заборов

В 1981 году Лахман принял решение уехать в США: с семьей он отправился в Нью-Йорк, где получил место в архитектурной фирме Richard M. Bellamy и стал заниматься реновацией зданий и разработкой библиотек и школ. Сегодня он посвятил себя живописи.

И хотя сам автор уже не хочет вспоминать о своем детище, «забор Лахмана» до сих пор считают символом советского времени — художники и дизайнеры возвращаются к его иконографии.

Например, на фестивале Архстояние 2023 художник и архитектор Александр Бродский создал арт-объект из ПО-2, а Puma даже делала кеды с подошвой, похожей на бетонные ромбики. 

Секретное место

Недалеко за нашей типовой советской пятиэтажкой стояло странное учреждение. По виду оно напоминало детский садик, однако никто и никогда не видел детей, входящих или выходящих оттуда. Кроме того, в отличие от типичных дошкольных учреждений, обычно окруженных сеткой-рабицей, эта постройка была обнесена бетонным забором с ромбиками, который придавал ей солидность и таинственность.

Дворовые дети часто шептались, что в стенах таинственного дома находится психбольница, где по ночам кричат сумасшедшие пациенты, привязанные к кроватям, а на окнах стоят железные решетки.

Но еще больше странного учреждения нас беспокоил бетонный забор. Немного выпуклые гладкие ромбики и полное отсутствие выступов не позволяли забраться наверх и осмотреть территорию, а спрятавшаяся внутри бетона железная конструкция не давала просочиться внутрь даже самым худосочным из советских детей. Такой забор определенно должен был охранять, как минимум, государственную тайну.

Слава и забвение

Основную популярность забор стал набирать в 80-х годах после того, как чиновники придумали отгораживать им визуально неприятные места. Простота и универсальность ограждений из бетона с дизайнерскими ромбиками принесла им небывалую известность. Благодаря ей плиты ПО-2 оставались долго время наиболее распространенными ограждениями на всем постсоветском пространстве.

8 апреля 1997 года распоряжением правительства Москвы №370-РП бетонные заборы были запрещены, а на смену им пришли металлические сетки. Создатель ПО-2 полностью поддержал инициативу, сказав о том, что он никогда не понимал, за что эти заборы так полюбились в России.

Если же вас интересуют мини заборы ПО-2 для диорам или макетов, то их можно купить у нас.

По материалам СМИ.

Хорош со всех сторон

Сложно сказать, что именно понравилось руководству в проекте, получившем кодовое название «ПО-2».

Сам архитектор считает, что дело в особенном рисунке, который не только создает удивительную игру света и тени, подчеркивающую рельефность, но и позволяет держать конструкцию чистой без лишних затрат: благодаря особому расположению углов, ромбы хорошо омываются дождевой водой и практически постоянно остаются чистыми.

На руку заказчикам сыграла и хорошая шумоизоляция конструкции.

Эстетика в минимализме

Автор этого творения — архитектор Борис Лахман. Официально конструкция называется «плита ограды ПО-2». Лахман создал ее в 1970-х во время работы в Мосгорстройматериалах для промышленных объектов. Забор состоит из укрепленной железобетонной рамы со встроенной бетонной панелью, армированной проволочной сеткой.

«Панель проектировалась с рельефным рисунком света и тени, которые делали эти ограждения, установленные в длинные ряды, менее монотонными,» — рассказывал Лахман. Кроме того, он оказался мощным шумовым барьером, что было важно для жилых районов. 

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий