«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы Для дачи

Как я была наставником ребенка из детдома

Как я была наставником ребенка из детдома

Недавно в блогах выходил пост про высказывания Дани Милохина про помощь детдомам. Я оставляла там комментарии о своем опыте участия в программе наставничества, после чего несколько человек попросили меня написать пост и поделиться этим опытом. Прошу не судить мой текст строго. Срача в комментах не хочется ) Если хоть один человек после моего поста задумается “а какая помощь (и кому?) мне по силам?” — будет уже не зря. 

Итак, какой был исходник: мне 31 год, живу и работаю в Москве. Примерно 2.5 года назад я не работала, не имела отношений и у меня было много свободного времени. Увидела у знакомой пост о программе наставничества подростков в детских домах Подмосковья — и подумала, что я могла бы попробовать. Это мое решение сопровождалось мыслями типа “что тут сложного”, “со всем справлялась — и с этим справлюсь”, “подростков я отлично понимаю, да и в целом про психологию человека к моему возрасту уже многое становится понятно”. В общем, всю свою самоуверенность и раздутое эго туда притащила 🙂 Я была уверена, что точно могу помочь соориентироваться в карьерных планах, в первой работе. В целом, я не очень люблю детей, но люблю подростков, обычно у меня с ними хороший контакт. Работа способствует (связана с музыкой), опыт с племянниками и так далее. Плюс в детстве я всегда думала, что усыновлю ребенка. Наверное, всё это сыграло свою роль, заинтересовалась программой и пошла. 

Кто такой наставник ребенка в детдоме

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что дети в детских домах имеют множество проблем. Они травмированы, у них нет привязанности к близкому человеку, из-за чего нет доверия к миру, они мало приспособлены к жизни, не знают базовых вещей (об этом подробнее ниже), не умеют успешно коммуницировать, договариваться. Вот для этого и нужен наставник — друг, значимый взрослый, который будет рядом в нужные моменты, который покажет, в какие моменты жизни мир не опасен, а в какие — наоборот, очень опасен, который может подсказать что-то, поделиться личным опытом, вместе проводить время. Важно — это не опекун и не усыновитель. У наставника нет никаких прав на ребенка, никаких денег от государства (в отличие от приемных родителей) и даже нет разрешения выходить вместе за пределы детдома. Но можно получить разрешение на выход из детдома, собрав документы для опеки.

Как устроена программа наставничества

Ее реализуют благотворительные фонды на пожертвования и гранты. Тот фонд, в который пошла я — курировал 3 или 4 детдома в Подмосковье. Хорошо, что у меня было время туда ездить, путь был неблизкий ) А вообще, программа аналогичная есть и в Москве (и наверняка в других городах) — смело ищите, если заинтересуетесь. 

Процесс такой:

— заполняешь онлайн-анкету, ее смотрят и приглашают тебя на личную встречу

— до этого ты должен собрать справки от психдиспансера, тубдиспансера, наркологической больницы по месту жительства. Я все это собрала, но что смешно и грустно — у меня их никто не запросил ни разу.

— приезжаешь в детский дом и проходишь психологическое тестирование. У меня это заняло порядка 2 часов

— и, если я правильно помню, сразу же в тот день начались занятия с психологом. Эти же психологи ведут школу приемных родителей. Рассказывали в рамках нескольких занятий о теории привязанности, почему эти дети — такие, с чем нам предстоит столкнуться, как себя уберечь от токсичных отношений с ними, как стоит отвечать ребенку, если тебя ранят его слова. Мне очень понравились занятия и показались полезными даже для обычной жизни и межличностных отношений между любыми людьми. Правда, забегая вперед, скажу, что когда возникали конкретные ситуации с подростком и я недоумевала от его поведения — я все рассказанное психологами забывала и реагировала так, как обычно (опрометчиво, искренне, не думая о последствиях и тд)

— далее им нужно было несколько дней, чтобы психологи сформировали пары “наставник-ребенок”.Это очень крутая история — такой подбор психологами, потому что в таком случае больше шансов, что пара сложится, что люди будут друг другу интересны, что характеры будут нормально сочетаться. Я слышала, что порядка 26 процентов усыновленных детей возвращают в детские дома, и считаю, что помимо сложностей адаптации и отсутствии поддержки психологов, причина в том, что люди у нас выбирают детей, как в магазине на прилавке. Если бы ребенка подбирали психологи — наверное, процесс возврата был бы меньше. 

— мне предложили двух детей — девочку 14 лет и мальчика 17 лет. Очевидно, с ребенком помладше было бы легче, но я выбрала мальчика, потому что мне с племянником всегда было легко общаться и показалось, что и тут будет так же.

— приехала на знакомство. Оно проходит в присутствии психолога, это было 8 мая, многие дети выступали в честь дня победы, и нам повезло — мы могли сразу что-то обсуждать про эти выступления. Это облегчило день знакомства ) В целом, подбор психологами считаю удачным, было интересно и ему, и мне точно.

— тебе ничего не рассказывают о прошлой жизни ребенка, почему он в детском доме вообще, что случилось с его родителями. Считается, что если ребенок захочет — расскажет сам. Также не рекомендуют приглашать детей к себе домой и знакомить со своей семьей. Позже — можно, в начале отношений — не стоит.

— ребята в фонде предполагают, что видеться нужно 1 раз в 2 недели, и в течение двух лет таких встреч могут устояться хорошие, надежные отношения. Программу сопровождает психолог, к которому ты можешь обратиться со своими вопросами. Параллельно этому другой психолог в детском доме наблюдает за ребенком. Дети от этих постоянных разговоров с психологами устают, не очень это любят, как я поняла. Ведь все-таки, в обычной жизни нас с детства психолог редко наблюдает.

Встречи

Первые полгода мы встречались регулярно. Мне очень помогло то, что ребенку было уже 17 лет, ему разрешали выходить из детдома (даже несмотря на то, что у меня не было разрешения), мы ездили в соседний город гулять, катались на аттракционах, обедали в кафе, общались. На ребенка нельзя тратить большие деньги — чтобы они не начали этим злоупотреблять. Но в рамках встречи ты можешь потратить до 1500 руб. на обед, билеты в кино, например. Мой подопечный никогда не просил у меня деньги на телефон, в долг и тд — как делали все остальные. Я этому очень радовалась и, в целом, считала, что я хороший наставник и у нас сложились отношения. Потом ему исполнилось 18 лет, он выехал из детского дома и переехал к своей бабушке. Встречаться стало еще легче, ездить ближе. Подопечный обращался ко мне за советами, как спасать кошек с улицы, что нужно сделать, что нужно купить. Я в этом хорошо разбираюсь и с радостью помогала советами. У моего подопечного была мать, которая отправляла ему гигантские суммы денег — сотни тысяч рублей ежемесячно. Чем она занимается, почему он попал в детский дом — я так и не узнала.

Бывали и странные ситуации, когда я все-таки замечала, что этот ребенок — не совсем такой, как мой племянник, например. И не просто характером отличается, а просто другой. Искренняя радость аттракционам в 18 лет (предполагала, что возможно это напоминает ему хорошие воспоминания из детства), дружба с ОЧЕНЬ странными ребятами — он нас знакомил. Асоциальные, агрессивные, возможно с некоторой умственной отсталостью. “Это мои друзья” (с). Гордость за то, что ты прорываешься на электричку без билета, обманываешь контролеров, прицепляешься к поездам — и абсолютное непонимание, почему это не ок (“они же все придурки”).

Меня это все вгоняло в очень грустное состояние, казалось, что я одна это не вытяну и это выше моих сил. Мой подопечный ушел из колледжа, почему-то не подумал, что потеряет свою стипендию, на которую он жил. Что делать дальше — не очень понятно. Говорил “пойду работать” и не шел. Предупреждая комменты — я прекрасно осознаю, что так себя могут вести и дети из обычных семей. Подопечный увлекался театром — я находила кастинги и другие возможности, курсы, на которые можно было бы заработать. Но, как можно понять, это закончилось ничем. Ребенок просто не готов был во что-либо “вгрызаться” — вероятно, из-за того, что случилось в детстве. 

Фонд устраивал встречи для поддержания мотивации наставников — это очень помогало, когда руки опускались. Даже выезжали на природу вместе. Это неплохой шанс завести новых друзей, если это для вас актуально. Большинство наставников в программе — девушки. И там очень нужны мужчины, чтобы стать наставниками парням. Мужчин очень не хватает там (девушки, передайте это своим мужчинам!). Но в целом, я, пожалуй, ожидала более плотного участия фонда, более активной помощи, дорожных карт, сопровождения. Думаю, благотворительность в России еще должна пройти свой путь становления. Сейчас уже многое сделано и она становится более профессиональной, но нужно время.

Итог

Потом, по мере того, как начала налаживаться моя жизнь (новая работа, отношения, жизненные планы), моя концентрация на наставничестве стала уменьшаться. Я сейчас не корю себя за это, получилось как получилось, всё это — наш жизненный опыт. Уверена, будь это более эмпатичный, сопереживающий, вкладывающий наставник — т0 возможно, получилось бы лучше. Я человек жесткий, люблю результат, и вот тут наверное мне сложно было двигаться без этого результата. А он может быть отложенным на годы вперед. Зерна этого общения могут прорасти — а могут и не прорасти.

Подопечный и сейчас иногда может обратиться ко мне. Буквально на днях мы обсуждали, что нужно встретиться, после перерыва в несколько месяцев. Может, супер надежные отношения у нас и не сложились, но у него есть такой человек, я никуда не исчезну и советом уж точно всегда помогу. 

Среди других наставников отношения развивались более благополучно — там им удалось стать настоящими друзьями. Самый классный пример — благодаря наставнику девочка не только овладела новыми навыками, но и нашла приемных родителей — так что это самая счастливая история 🙂 Но там девушка ездила и ездит к своей подопечной каждую неделю, вкладывает в эти отношения очень много. Так что и результат соответствующий. Как и всегда в жизни: что вложил — то и получил на выходе.

Какие они, эти ребята?

У нас развернулась дискуссия на этот счет в комментариях к тому посту. Но я продолжаю считать, что дети из детдома не умеют многие базовые вещи:

— плохо осознают границы между людьми

— в большинстве своем очень закрыты и плохо социализированы

— очень неуверенны в себе

— они могут не знать, как чай заваривается! Повторю историю — недавно узнала об одной девочке, которая не знала, что чай может быть НЕ сладким. Потому что в детдоме подавали только сладкий чай. О какой самостоятельности здесь может идти речь? Я когда переехала учиться в Петербург — тоже не умела даже пельмени варить, но у меня была толпа людей, у которых я могла это спросить, и еще гигантская уверенность в том, что мне все по силам. Даже если я чего-то не знаю.

— у них у всех есть мобильные телефоны — дарят родственники, спонсоры. У них есть соцсети, тиктоки и прочее. Но все это не помогает им ориентироваться в окружающем мире. Недостаточно прочесть на упаковке, как заваривается чай. Вы только представьте, как стремно себя чувствует человек, для которого это неизвестность? Который ни разу в жизни в метро один не ездил?

— им сложно придумывать себе досуг и занятия, ведь всю жизнь они живут по графику. На каникулы вывезли, в музей/на каток/на спорт отвезли (не спрашивая, разумеется, хотят они туда или нет), все занятия придуманы за тебя. Никакого управления собственной жизнью. Вы только представьте, как это?

В целом, самое главное, что я заметила, у них нет большой базовой уверенности в своих силах. Такой, которую могут сформировать в родной семье. И именно это отражается на всей их дальнейшей жизни. Не то, чтобы это что-то фатальное — как и в жизни, выживает сильнейший. Все мы приходим с разным стартом в эту жизнь — условия отличаются, регионы, национальность, даже уровень личной энергии и активности. Так вот, старт этих детей усложнен максимально. Но это можно преодолеть, конечно — просто очень тяжело.

Что я успела узнать про систему детдомов, пока находилась в этой программе

— у большинства из этих детей есть живые родители

— сейчас детские дома стараются делать более похожими на семьи и в одной комнате может жить несколько детей разного возраста. Таких блоков в детском доме несколько. 

— там есть даже кухни, но как я писала — эти кухни открывают только когда проверка едет 🙂 

— спонсоры, которые по праздникам дарят детям подарки — плохая, порочная практика. Программы, подобные наставничеству, профориентации, курсы — это гораздо полезнее для развития детей и их благополучного будущего. Если ваши компании хотят поддержать детский дом и не знают как — пусть лучше пожертвуют фонду, нежели чем закупать игрушки или технику, которая может и до детей то не доходит.

— если в детском доме живет семья из 4х братьев и сестер — по закону их нельзя разделять, и чтобы дети обрели приемных родителей — их должны усыновить сразу 4х. Шансы, как вы понимаете, минимальны. 

— приемные родители получают выплаты от государства. Я знала цифры этих выплат, но сейчас забыла, к сожалению. Стороннему человек сумма может показать достаточной (там что-то типа 30 тр вроде), но мы все ведь знаем, что на детей уходит гораздо больше денег. Так что я думаю, что на этом не зарабатывает никто. А вот то, что в таких семьях могут эксплуатировать труд детей — факт. В целом считаю, что жить в “профессиональной” семье, где живет пусть даже 10 детей — лучше чем в детдоме, потому что у тебя есть узкий круг окружающих лиц, и у тебя есть некоторая свобода в действиях.

— если родители погибли — у детей копится пенсия по потере кормильца. Получают они ее по достижении 18 лет, это огромные суммы порядка 1 млн руб, если дети долго жили в детском доме. И вот тут то активизируются мошенники, дальние родственники и “друзья”. Поскольку дети не обладают никакой финансовой грамотностью и имели мало дел с деньгами — они очень быстро они эти деньги теряют.

— насколько мне известно, в Москве выпускники детских домов получают квартиры. Могу предположить, что мошенники и это научились отжимать и дети очень часто теряют и квартиры тоже. В других городах вроде тоже предполагается бесплатное жилье, но там очередь. Читала, что многие сдают свое жилье, переселяются к знакомым из детдомов, и живут на эти деньги, не работая.

— у них есть некоторые полезные льготы — бесплатный проезд, особый порядок поступления в университет. Но дети травмированы, учатся плохо, не могут хорошо сдать ЕГЭ и лишь немногие из них пользуются таким шансом поступления в университет. Из моей группы в наставничестве в универ поступил только 1 ребенок. Конечно, оплачиваемые репетиторы, которые упоминались в других комментариях — здесь могли бы помочь. Но это все должно идти через программы фондов, никто не допустит к ребенку репетитора “с улицы”.

— у них есть карманные деньги, которые государство начисляет ежемесячно (стипендия) — и вот как раз их они и могут тратить. Н-р, оплачивать сотовую связь, про которую тоже спрашивали в комментариях.

— я считаю, что детей “закармливают” деньгами и дотациями, не воспитывая в них правильное отношение к деньгам. В итоге, когда стипендии резко заканчиваются — мы видим детей, которые не привыкли делать что-либо для получения денег, которые не знают, как это — жить и оплачивать ВСЁ на 10-20 тысяч рублей, которые мы можешь заработать на старте карьеры. Которым вообще странно, что теперь они должны идти и зарабатывать, чтобы прожить. Они имеют потребительную позицию и очень не хотят учиться чему-то, чтобы это изменить. Они не понимают, что если ты будешь хорошо трудиться — скорее всего, тебе это вознаградится и ты будешь иметь неплохую, или хотя бы, нормальную зарплату. Что ты можешь работать и оплачивать путешествия, а не только мечтать о поездке в Петербург, например. Что ты можешь расти по карьерной лестнице и добиться чего угодно. Причина — опять-таки, в отсутствии устойчивой ”платформы”, в раненой психике, в отсутствии поддержки. Выживает сильнейший и история знает много выпускников детских домов, кому удалось добиться успеха. Но, к сожалению, наше государство не повышает шансы на успех этих детей.

Мотивация благотворителей

Сейчас я твердо уверена, что в благотворительности все мы отрабатываем свои личные хотелки. Потешить самооценку, эго, реализовать желание быть нужными и приносить пользу, найти смысл жизни, найти что-то для души помимо работы — причин миллион. Это не есть плохо, конечно. Нюта Федермессер (уважаю ее труд), как-то сказала что-то типа “да пусть хоть Аль-каида даст денег — возьму! И потрачу их на что-то полезное”. Какая разница, что, откуда, зачем туда приходят люди и какого размера у них эго, делают они это для своего инстаграма или для души. Если это помогает конкретному подростку — пусть будет. 

Разумеется, и я шла туда со своими запросами. Я люблю помогать, уверена, что сил у меня хватит помочь всему миру, что я для больших дел создана (ахах) и так далее. К слову, сначала моя сестра сказала “какое наставничество — себе сначала помоги” — и это было абсолютно верно, потому что программе нужны ресурсные наставники, которые не соскочат, у которых хватит сил это дотащить до устоявшихся отношений, и твои личные проблемы не должны перекрывать тот факт, что ты здесь для этого ребенка, а не для себя. Я тогда прислушалась, наладила свою жизнь, нашла опору (это все происходило в период разрыва с молодым человеком) и, как помню, пошла в программу позже. 

По итогу могу сказать, что этот опыт многому меня научил. Иногда есть вещи, к которым ты не готов или которые сложнее, чем ты можешь осилить. Теперь я знаю, что вряд ли смогу усыновить взрослого ребенка из детдома, как всегда мечтала. Я считала, что точно смогу донести до ребенка, как важно учиться, много работать, как много зависит от нашего личного усилия и энергии. Но ситуация показала, что в одно ухо влетает, в другое вылетает, а у тебя иногда не остается сил и времени, чтобы продолжать долбиться в эту дверь. Остается только надеяться, что это где-то глубоко внутри ребенка все же осело. Я многое узнала об этой системе. Так что спасибо наставничеству за это.

Что делать, если вы хотите помочь?

— Жертвовать фондам. Список фондов вы можете найти на сайте “Нужна помощь”. Все фонды там проверены, можно подписаться на ежемесячное, даже небольшое, пожертвование. И ваши деньги пойдут на подобные программы. А также на программы профориентации, психологов, курсы, репетиторов. Все это — очень нужно, все придумано до нас и уже создано. Остается только поддержать. Ежемесячное пожертвование — лучше для фондов, чем разовое, потому что это позволяет им планировать свою работу заранее. Я не рекламирую фонд, в программе которого я участвовала — чтобы не обвинили, что это рекламный пост. Если кому нужно — могу в личку прислать. Их тоже можно поддержать на сайте “Нужна помощь”.

— Идти наставником. Может быть, мой опыт подскажет вам, что вы могли бы справиться? Теперь вы знаете, что нужно от наставника и как именно вы можете помочь конкретному ребенку.

Что дальше в моей жизни?

Как-то так получилось, что я параллельно еще животными занималась, как куратор — вытаскивала с улицы, лечила и пристраивала. Сейчас продолжаю делать то же самое. Да, проблемы с бездомными животными в России это не решит, но пока я не дошла до нужного уровня, чтобы решать проблему кардинально (на уровне законодательных инициатив и тд) — помогаю по мере сил. Там тоже очень много проблем в российском зооволонтерстве, про это может следующий пост напишу 🙂 Мечтаю лет через 10 открыть большой зоозащитный центр.

Много животных я не беру, стараюсь оценивать свои силы реально. Сейчас на моем попечительстве две взрослые кошки — Фиби и Пайпер. Вытащила этих двух красавиц с помойки в Подмосковье в лютый январский мороз. Я их подлечила и теперь они живут на хорошей передержке в Москве. Толстые, ласковые, дружные красавицы. Чтобы завершить текст на позитивной ноте, покажу их вам — вдруг кому-то понравятся 🙂

Спасибо, что дочитали это полотно текста! Будьте здоровы, будьте хорошими людьми, помогайте по мере сил, неважно кому — старикам, детям, животным, бездомным. Безусловно, у вас есть выбор помогать одной категории незащищенных и не помогать другой — это личный выбор каждого. Важно просто множить добрые дела, а не ждать, пока наше государство что-то там улучшит, потому что оно должно. Спасибо за внимание!

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

Многих грозились отвезти в детский дом и даже собирали вещи

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@lumoszz

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@Lilith_Fonteyn

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@ciboxeka1

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

Это совсем не весело. Это неправильно.

@Euphoria_Ari

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@VhulaHup

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@danilov_bleat

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@PanDarusha

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@iddwexx

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@lnknpi

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@Cholic_Acid

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@angry_barkovich

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@gIgqRYMRlRGLQ7f

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@MintPitorr

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@_antemortem

Это происходит прямо сейчас

Казалось бы, комментаторы в Твиттере уже взрослые, так что, может быть, это просто отголоски советских методов воспитания? Милиционеры, бабайки, доктора, дяденьки, детдом… Всем дети были нужнее, чем их родителям. Теперь же не так? Но, нет, детей запугивают детским домом и современные мамы с папами.

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

Я не помню, чтобы мне такое говорили, меня просто били проводами по ногам. Казалось бы, вот живой пример, как делать не нужно. Но сейчас старшая сестра заимела ребенка, и при любом психе орет на всю хату, что он ей не нужен и что она его сдаст.

Один раз был момент, что она приехала домой, забрала собаку и оставила ребенка со словами: «Я хотела собаку, а не ребенка», — и уехала на весь день не пойми куда. Потом, правда, дошло, что сделала ерунду, но все равно: стукнуло раз — стукнет и два. Да, ребенок еще маленький, не понимает, но еще пару годиков и он все поймет — и привет, очередная сломанная жизнь. Я ненавижу свою семью.

@Chi_Yuka_M

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@Kik0Zz

Это удивительно, но в обсуждении нашлись люди, которые сами грозят отдать ребенка в госучреждение! Высказывание пользовательницы с ником @kznatalia спровоцировало возникновение еще одного треда внутри треда.

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@kznatalia

Ей многие ответили, заметив, что она прямо сейчас разрушает отношения с сыном и наносит ему психологическую травму.

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@G_gradivus

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

Ну хз, хз, почему вам врут. Наверное, компьютерные игры виноваты.

@bavaria_world

Некоторые вообще считают, что родители имеют полное право так поступать с ребенком.

«Давай дружить!»: как стать наставником для детей-сирот / Новости города / Сайт Москвы

@Maria_Gouleva

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий