Из кейса методиста: Как сделать библиотечное пространство комфортным для пользователей — Ивановская областная библиотека для детей и юношества

Информационный бюллетень«публичная библиотека», выпуск 47. издания секции публичных библиотек. публичная библиотека новоуральского городского округа – российская библиотечная ассоциация.

Бюллетень_47
Бюллетень N 47 в формате Word для распечатки можно скачать
ЗДЕСЬ.

Уважаемый коллеги!

Продолжаем Вас знакомить с работами, победившими на конкурсе «Лучшее
в библиотеках Свердловской области». В выпуске представлены работы
молодых библиотекарей из Нижнего Тагила и Невьянска.
Кроме того, в выпуске информация из библиотек и о библиотеках, новые приглашения
к сотрудничеству.

В тему:

«ЗАГЛЯНИ СЮДА, ЧИТАТЕЛЬ»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК БИБЛИОТЕКИ
Проект

Обоснование.
Часто ребята, сдавая книгу в библиотеку, делятся с нами впечатлениями
о прочитанном, а мы просим изложить мысли на бумаге, чтобы другие читатели смогли
обратить внимание на эту замечательную книгу. Не всегда юные читатели откликаются
на такую просьбу, ссылаясь на нехватку времени или забывчивость. Некоторые ребята
стесняются своего почерка или неграмотного письма. А кто-то откровенно скажет:
«Неохота!». Но жаль, что порой интересные мысли, высказывания так
и остаются в записной книжке библиотекаря.
Мы обратили внимание и на то, что читатели активно интересуются электронными
возможностями библиотеки и четыре года назад решили создать электронную книгу
отзывов читателей «Загляни сюда, читатель!».
Программа получилась яркая и, действительно, обратила на себя внимание юных
читателей.

Первый опыт показал, что ребят привлекает возможность самостоятельно поработать
за компьютером и свободно высказать свое мнение о том или ином произведении.
Некоторые дети приходили каждый день, чтобы сесть за компьютер, но не поиграть,
а как взрослые, собственноручно напечатать отзыв на книгу, почитать, что пишут
другие. Члены клуба любителей книги «Под зеленой лампой» тоже начинали
записывать свои впечатления в электронной книге отзывов. На абонементе на основе
отзывов проходили персональные выставки читателей.
Основные пользователи электронной книги отзывов — подростки. Читатели этого
возраста всегда находятся в поиске нового, постоянно изменяющегося. И со временем
интерес к электронной книге отзывов стал угасать. Поэтому в 2007 году мы задумались
об усовершенствовании программы, которая будет носить то же название, но расширит
возможности читателей. Так возникла идея создания электронного читательского
дневника детской библиотеки «Загляни сюда, читатель!». Электронным
читательским дневником библиотеки смогут пользоваться не только читатели Центральной
детской библиотеки, но и филиалов, имеющих компьютеры.

Цель:
Формирование у читателей детской библиотеки посредством новых информационных
технологий интереса к чтению художественной литературы.

Назначение.

  • Предоставить читателям библиотеки возможность обмена впечатлениями о
    прочитанном в разной форме (устной, письменной, электронной).
  • Создать условия для реализации творческих способностей читателей, для
    проведения интеллектуального досуга.
  • Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.
  • Информировать читателей о новинках, поступивших в библиотеку, через электронный
    читательский дневник «Загляни сюда, читатель!».

Описание проекта.
Электронный читательский дневник «Загляни сюда, читатель!» содержит
разделы «Кто на новенькое?» и «По следам прочитанного».

«Кто на новенькое?». Не секрет, что
читатели сразу обращают внимание на новенькую яркую обложку и с большим желанием
берут книгу, еще пахнущую типографской краской, нежели с потрепанным корешком.
Новинки быстро «расходятся» по рукам читателей, полки с новыми книгами
пустеют.
Раздел «Кто на новенькое» позволяет познакомиться с новинками, поступившими
в библиотеку. Здесь ребята могут увидеть, как выглядит книга, и прочитать аннотацию
к ней. Аннотации пишут библиотекари, либо используются материалы периодических
изданий и сайта РГДБ. Содержание раздела обновляется по мере поступления новой
литературы в фонд библиотеки.

«По следам прочитанного». В разделе
«По следам прочитанного» читатели могут рассказать о прочитанной книге,
могут и поспорить, а также узнать, что читают другие.
Если в первоначальной версии отзывы были не систематизированы, и чтобы найти
интересующую читателя тему, книгу, нужно было «перелистать» все записи,
то в данном электронном читательском дневнике накопившиеся ранее отзывы объединены
по темам: Романы, Детективы, Фантастика и Фэнтези, Сказки, Про девчонок и мальчишек,
Ужастики, О природе. Это позволяет ребятам быстрее сориентироваться, облегчает
поиск интересующей их темы.

Реклама проекта.
В залах библиотеки размещаются объявления с рекламой электронного читательского
дневника.
Во время групповых экскурсий по библиотеке и индивидуальных посещений библиотекари
предлагают детям «заглянуть» в читательский дневник и узнать мнение
сверстников о прочитанной книге.
На выставке новых книг размещается информация о разделе «Кто на новенькое?!».

Некоторые рекомендации по работе с электронным читательским
дневником.

На основе «Электронного читательского дневника» возможно создание
книжной выставки-рекомендации. По результатам опроса библиотекари могут проводить
дискуссии, ток-шоу «В защиту жанра».
Поможет это и сотрудникам отдела комплектования в выборе литературы для наших
читателей.
Если к ведению читательского дневника будет привлечено достаточное количество
читателей, то возможно проведение мини-исследований. Заглянув в читательский
дневник, дети могут принять участие в мини-опросе или голосовании. Тема опроса
зависит от фантазии, интереса библиотекаря: о чем любят читать современные дети?
Какие авторы наиболее популярны?
В ходе заполнения читательского дневника может сложиться группа общения по интересам.
Раздел «Кто на новенькое?!» может быть использован в качестве обзора
новых книг во время экскурсий.
Эффективность проекта определяется в увеличении количества обращений юных читателей
к электронному читательскому дневнику (программа позволяет вести автоматический
учет обращений к читательскому дневнику). Переход от «общения» письменного
(заочного) к общению личному.
Проект позволит читателям детских библиотек поделиться мыслями о понравившихся
(или непонравившихся) книгах с другими, проявить свои творческие способности
в рассказах о прочитанном. Ребята всегда будут в курсе новинок, поступивших
в библиотеку, и смогут выбрать чтение по душе. Замечательно, если этот проект
объединит юных книгочеев не только у компьютера, но и в интересной беседе о
любимых книгах.
Для библиотекарей появляется большое поле деятельности по изучению читателей,
для удовлетворения читательских запросов и продвижения лучших образцов детской
литературы, для создания клубов по интересам.

«КНИГА — ДУША СЕМЬИ»
Проект

Обоснование проекта.
Современная семья, какая она? Рост интереса к проблемам семейного воспитания
в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. К сожалению,
на данный момент семья как социальный институт воспитания и социализации личности
ребенка переживает кризис. В последние годы мы сталкиваемся со многими негативными
явлениями — падением нравственности, социальными бедами, отсутствием моральных
ценностей, стимула к жизни. Работники социальной службы бьют тревогу о семейном
неблагополучии, которое имеет ярко выраженный характер.
На сегодняшний день в г. Невьянске (Свердловская область) зарегистрировано 72
семьи, находящиеся под опекой социальной службы населения по вопросам семьи.
Проблема неблагополучия в семье комплексна, и поэтому решать ее надо сообща.
В 2007г. на базе Центральной городской библиотеки состоялась конференция «Здоровая
семья — здоровая нация», на которой рассматривались физические и нравственные
аспекты семейного неблагополучия. Непосредственное участие в разговоре приняли
сотрудники администрация города, социальные работники, врачи, педагоги дошкольного
и школьного образования, психологический центр и библиотекари ЦГБ им. П. П.Бажова.
Все присутствующие сошлись во мнении, что семья нуждается не только в физической
и психологической поддержке, но и в информационной поддержке, в организации
досуга, связанного с продвижением семейного чтения.
Традиции семейного чтения всегда были почитаемы и распространены в России. К
сожалению, сегодня эти традиции многими забыты.
В связи с тем, что в г. Невьянске уже более 10 лет нет детской библиотеки, многие
родители не знают, как развивать читательские навыки ребенка, нуждаются в квалифицированных
консультациях. Еще одна проблема — отсутствие в семьях средств для приобретения
книг. Сотрудниками библиотеки было принято решение о создании проекта «Книга
— душа семьи» в рамках действующей программы «Счастливая семья — дело
общее». Его реализация поможет с помощью книги сплотить семью, послужит
основой духовного равновесия и мира в доме.

Цель проекта:

  • Вовлечение семей в библиотечную жизнь
  • Возрождение традиции семейного чтения.

Задачи проекта:

  • организация рационального досуга, удовлетворение потребностей совместного
    проведения досуга
  • организация семейного общения, духовного единения между детьми и родителями
    при помощи книги
  • усиление внимания семей к хорошей литературе
  • просвещение родителей по вопросам детского чтения
  • пополнение книгами домашних библиотек неблагополучных семей города;
  • повышение престижа чтения и привлечения внимания общественности к проблеме
    возрождения чтения в кругу семьи.

Механизм реализации проекта.
Основные принципы проекта: принцип оптимального сочетания индивидуальных и коллективных
форм работы, активизация читательского потенциала семьи.

Проблема проекта.
Под неблагополучной семьей понимают семью, в которой нарушена структура семейных
ценностей, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются
явные или скрытые дефекты воспитания детей, в результате чего появляются «трудные
дети».
Неблагополучные семьи различны по своим социальным установкам, своим интересам,
но сам стиль жизни этих семей, поведение взрослых, их настроенность таковы,
что влекут за собой отклонения в нравственном развитии ребенка.

Псиколог Юстицкий В. V.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология семей, в которых отрицательные
черты стиля жизни выражены так ярко. Уже на примере этих типов семей можно наблюдать
особенность, всегда сопровождающую дисгармоничные союзы. Она состоит в известной
инертности и стереотипности отношений.

Структура проекта.
Данный проект реализуется с 2007года. Подготовка организационной работы проекта
— 4 месяца.
Все без исключения мероприятия нацеливают наших подопечных на дружбу с книгой
и периодикой.
Встречи проводятся раз в два месяца, раз в месяц работает служба «книгоноша».
В результате складывается системная, продолжительная работа, способствующая
укреплению семьи с помощью конструктивного и познавательного чтения.
Важной составляющей всего проекта станет посещение семьи на дому библиотекарями,
вследствие чего — привлечение семьи в библиотеку.

Фаза подготовки.

  1. Организация сотрудничества. Взаимодействие с различными учреждениями, которые
    заинтересованы в повышение читательской аудитории города:
    • Департамент культуры
    • Департамент образования
    • V ; Молодежная комиссия
    • Комиссия по делам несовершеннолетних
    • Педагоги
    • Социальные работники
    • СМИ
    • Духовный наставник.
  2. Сбор сведений о неблагополучных семьях города
  3. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями:
    • Знание семей
    • Опрос
    • Классификация проблем и потребностей семей в чтении
    • Приглашение посетить публичную библиотеку
    • Разработка системы «Книга дома».
  4. Комплектование книжного фонда с учетом специфики данного направления работы,
    подписка на журналы «Семья и школа», «Семья», «Мой
    кроха и я», «Здоровье школьника», «Семейное чтение».
  5. Информационно-просветительская деятельность:
    • Подготовка тематических закладок, брошюр по определенной теме
    • Подготовка индивидуального списка рекомендуемой литературы
    • Оформление компактных выставок методических материалов
    • Подготовка книжных выставок: подготовка и оформление.
  6. Публикация в СМИ, выступление по ТВ по продвижению чтения в городе.

Ожидаемый результат:

  • поднимется престиж чтения литературы в кругу семьи
  • улучшится характер взаимопонимания между членами семьи
  • участие неблагополучных семей в городском творческом конкурсе рисунков
    «Книга в моей семье»
  • передача книг, собранных в ходе акции «Подари малышу книгу»,
    в неблагополучные семьи города
  • установление тесных взаимовыгодных контактов с общественными и муниципальными
    организациями
  • открытие в местной газете «Звезда» постоянной рубрики по возрождению
    семейного чтения
  • издание брошюры «Родителям о детском чтении» совместно с сотрудниками
    газеты
  • увеличение числа «семейных формуляров» библиотеки
  • пополнение книжного фонда.

МОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ
(по итогам исследования в библиотеке № 18 «Фолиант»)

Библиотека № 18 «Фолиант» по своему статусу — не специализированная
детская библиотека. Но четверть ее читателей — дети и юношество. Коллектив библиотеки
активно участвовал во всех общих библиотечных акциях, проводимых «Тольяттинской
библиотечной корпорацией» в Год детского чтения и рассчитанных на детско-юношескую
аудиторию: конкурсе читающих семей «Пришло время читать!», конкурсе
рекламы чтения «Скажи книге — Да!», в Летних чтениях «Город глазами
детей», в Первом городском Библиофестивале в День города под названием
«Шествие литературных героев».
Ребятам запомнился турнир читательских удовольствий «Свалка древностей,
или Хранители мудрости» в День славянской письменности и культуры, экскурсия
«Книжная страна „Фолиант“ в Общероссийский день библиотек, День
открытых дверей в День знаний. В начале учебного года сотрудники провели 9 библиотечных
уроков с использованием массы сюрпризных моментов (книга в подарок каждому вновь
записавшемуся, льготный читательский билет и др.) Но…

СТАТИСТИКА — ВЕЩЬ УПРЯМАЯ.

Произошло увеличение на 9% категории читающих детей и юношества (с 32% от общего
кол-ва читателей 2006 года до 41% от общего кол-ва читателей 2007 года.). То
есть интерес детей и юношества к чтению возрос. И это приятно.
Число посещений детей и юношества по сравнению с 2006 годом выросло в 2007-м
незначительно (на 37), но увеличилось в процентном отношении к общему количеству
посещений библиотеки (в 2006 — 24,4%, в 2007 — 25,7%).
В 2006 году выдача детям до 14 лет составляла 7,2% от общей книговыдачи, в 2007
она снизилась до 6,4%. Выдача юношеству (с 14 до 24 лет) уменьшилась с 16,3%
от общей книговыдачи до 15,5%. В итоге: несмотря на массу предпринятых усилий,
книговыдача детям и юношеству в целом упала с 23,5% в 2006 году до 21,9% в 2007.
Это очень обидно. Но нельзя говорить о том, что результат не оправдал вложенных
затрат, т.к. существуют объективные обстоятельства. Это, во-первых, снижение
интереса к чтению в целом по стране и среди данной категории, в частности, в
связи с возрастанием роли других видов досуга, с которым книге трудно конкурировать.
Во-вторых, совершенно недостаточный фонд детской литературы. Сегодня он составляет
2% от общего количества фонда.
Есть основания предполагать, что в следующем году цифры будет еще ниже, если
не изменится политика комплектования. Ситуацию в комплектовании надо кардинально
менять в сторону увеличения доли детско-юношеской литературы. Раз в количественном
отношении дети и юношество составляют четверть от общего количества читателей
библиотеки, фонд должен быть универсальным и удовлетворять полностью запросы
этой категории. Пока же приходится каждого третьего ребенка, пришедшего со списком
по школьной программе внеклассного детского чтения, отправлять в ближайшую детскую
библиотеку.

ПОЧИТАЕМ?

Как вы думаете, легко ли сегодня приобрести ребенку хорошую книгу? А вот и
нет! Крайне проблематично. Доступнее всего массовая литература: небрежно написанные
детективы, подражательные фэнтэзи, примитивные любовные романы, ужастики и страшилки
— литература развлекательная и потому от жизни отвлекающая. Не скажу, что у
нас в фонде совсем нет таких книг. Есть — их дарят сами читатели, спрос рождает
предложение. Централизованно закупленные в 2007 году для библиотеки „Фолиант“
новинки литературы для дошкольников и учащихся 1-2 классов составили всего 10
экз. (для сравнения, в 2006 году — 41 экз.). В итоге — отраслевая составляющая
новых поступлений этого вида литературы (с учетом даров) упала с 1,4% в 2006
году до 0,7% в 2007.
И, если библиотекари ввиду недостаточного финансирования изо всех сил пытаются
закупать для своих библиотек только качественную литературу, делая акцент на
классику, то в семьях чаще всего появляется то, чем, как правило, бывают забиты
полки больших книжных магазинов.
Специально на днях зашла в один из городских книжных магазинов, хотелось посмотреть,
что же люди покупают чаще всего? Может быть, в библиотеке они читают одно, так
сказать, для души, а для домашней книжной коллекции покупают вечное, в расчете
на детей и внуков?
На книжных полках в магазине очень много русскоязычных авторов, проживающих
за рубежом. Их книги стоят, по утверждению продавцов, годами. Наверное, за это
заплатили. Заплатили, по-видимому, за то, чтобы никто другой там не появился.
А классику нашу с настойчивостью, достойной лучшего применения, добивают новыми
прочтениями и зловредными экранизациями.
Спрашиваю, какие литературные направления пользуются сегодня спросом? И выясняется,
что картина та же, что и у нас в библиотеке: мужчины читают боевики Бушкова
и Сухова, Незнанского и Корецкого, женщины — иронические детективы Донцовой,
Куликовой, Милевской, Сорокиной, девочки читают „дамские“ романы,
типа книг Е. Вильмонт, мальчики — фантастику, фэнтэзи.
Социологи чтения говорят о том, что из обихода вымывается приключенческая литература.
Причем, то, что было „по зубам“ 10 лет назад 8-класснику, нынешнему
— не понять: упал уровень развития.
Так ли это на самом деле, мы решили проверить у себя в библиотеке, активно включившись
в акцию по выявлению степени популярности детских книг „Мое литературное
открытие“, придуманную отделом инновационного развития ТБК.

РЕЙТИНГ «МОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ».

Целью рейтинга являлось выявление 10 лучших детских книг среди детей в возрасте
до 14 лет, выпуск информационно-рекламного буклета „Мое литературное открытие“
и, самое главное, закупка и распределение „Лучших книг“ во все библиотеки
корпорации.
14 библиотек корпорации получили по 2 экземпляра забор-газеты, сопроводительный
документ с условиями рейтинга и образец анкеты участника. В корпорацию муниципальных
городских библиотек Тольятти объединена 21 библиотека, но не все из них работают
с детьми и юношеством, и, соответственно, не все заинтересованы в комплектовании
фондов детской литературой.
Мы разместили забор-газеты в помещениях читального зала и абонемента на самом
видном и мобильном месте: недалеко от кафедры библиотекарей. Объявления были
отнесены в ближайшие школы № 69 и 81. Их текст был максимально простым:

«Прими участие в акции «Мое литературное
открытие»!
Условие только одно! Тебе должно быть не больше 14 лет!
Впиши свою любимую книгу в забор-газету,
и в 2008 году она появится в твоей библиотеке!
Акция проходит с 6 по 29 ноября»

Сотрудники ежедневно информировали читателей — детей о проведении акции в помещении
самой библиотеки. А анкетирование проводили в Дни качества 11,18 и 25 ноября.

ЧТО ТАКОЕ «ДЕНЬ КАЧЕСТВА»?

День качества — это такая «новая» форма работы, которую мы успешно
используем в библиотеке «Фолиант» уже второй год. Выбираем, как правило,
самый посещаемый день, чаще всего воскресенье. За 10 дней до этого дня библиотекарь
абонемента обзванивает должников и сообщает о «прощенном дне», который
приурочивается к Дню качества. В этот день не взимается пеня за просрочку. К
этому дню стараемся подгадать открытие новой выставки и получение новинок. Но
самое главное, чем этот день отличается от всех других дней месяца, это то,
что в этот день мы почти всегда ведем какую-нибудь исследовательскую работу:
анализируем статистику, проводим опросы по графику работы, по содержанию фондов
или анкетирование по проблемам чтения, предоставлению дополнительных услуг и
т.д. Вот тогда то и узнаешь, что людей, оказывается, не все устраивает. Просто
мы привыкли так работать и думаем, что это хорошо. Потом анализируем результаты
и пытаемся что-то менять в лучшую сторону. Очень полезная практика.
В анкетировании «Мое литературное открытие» приняло участие 52 человека,
т.е. 4,1% от общего количества детей и юношества, посещающих библиотеку. Разумеется,
процент выборки слишком мал, чтобы делать безапелляционные заявления о любимых
книгах детей Тольятти или детском чтении в целом. Даже для того, чтобы такие
выводы сделать по детской аудитории микрорайона, где находится библиотека «Фолиант»,
нужно было бы опросить хотя бы 10% (126-127 человек).
Анкеты дети заполняли сами. Вписывать в забор-газету автора, название книги,
фамилию, имя и возраст ребенка помогали библиотекари Тамара Николаевна Чумак-Жунь
(абонемент) и Инна Сергеевна Порваткина (читальный зал).
«Лучшей книгой» в нашей библиотеке стала
серия сказочных повестей о Незнайке М. Мокиенко: «Да здравствует Незнайка!»,
«Незнайка и Баррабас», «Зловещая тайна Баррабаса».
Ни одной из названных книг у нас в фонде пока нет. Закупочная стоимость серии
— 142 рубля.
О чем же книги Мокиенко?
«Главные герои — маленькие человечки, борющиеся с коварным Баррабассом.
Пружинные бомбы, бомбы с якорями, подводные лодки — всю свою злодейскую мощь
обрушил Баррабасс на маленький народ. Но страшнее всего его ужасный обнулитель.
Этот прибор грозит гибелью миру. Но дела не так уж плохи! Человечки разобрались,
кто чего стоит, и теперь смельчак Незнайка ведет их на Баррабасса. Приключения
продолжаются!» (данные Интернета).
Таким образом, библиотекари открыли для себя нового детского писателя, а это
уже хорошо.
Определяя степень популярности (рейтинг) книг, мы предполагали, что каждый второй ребенок будет писать о книгах Дж. Ролинг
про Гарри Поттера или Дм. Емца про Таню Гроттер. Но детки оказались непредсказуемыми!
В перечне их любимых книг были:

  • «Кузька» Г. В. Александровой
  • «Прекрасная второгодница» В. Алексеева
  • «В стране вечных каникул» А. Алексина
  • «Властелин огня» и «Стеклодув» А. Биргера
  • «О мышах воителях» Брайана Джейкса
  • «Криминальные каникулы», «Отчаянная девчонка», «Раз
    улика, два улика!» Е. Вильмонт
  • «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной
  • «Лёлишна из 3-го подъезда» и «Страдания второгодника Ивана
    Семенова» Л. Н. Давыдычева
  • «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ю. Дружкова
  • «Игра мотыльков» и «Чучело-2» В. Железникова
  • «Трям! Здравствуйте!» С. Козлова
  • «Соленый лед» В. Конецкого
  • «Умная собачка Соня» А. Усачева
  • «Маркус и Диана» и «Маркус и девочки» К. Хагерюп
  • «Аля, Кляксич и Вреднюга» И. Токмаковой.

И ещё много других книг, которые мы, библиотекари, совсем не против были бы
иметь в своем фонде.
Ответы на вопрос анкеты: «Напиши, почему ты
выбрал именно эту книгу»
читать было чрезвычайно интересно. Некоторые
были довольно обстоятельными, например: «Потому что она о тайнах, необычных
событиях. Для начала меня увлекло название этой книги. Уж очень оно интересное.
И это уже не первая моя книга В. П. Крапивина. Он пишет очень интересно, мне
нравится его стиль» (Александра Полухина , 12 лет. Речь идет о книге В. Крапивина «Семь фунтов бразильского ветра»).
Другие — короче: «потому, что она популярна среди молодежи» (Роман
Климович, 14 лет, о кн. Дм. Емца «Таня Гроттер и полный Тибидохс».
Или: «… интересный сюжет, легко читается» (Артем Порваткин, 13 лет,
о кн. Дж. Ролинг «Гарри Поттер и принц- полукровка). Или: «… эти книги
очень интересны. И прикольные, и веселые» (Женя Россинская, 9 лет, о кн.
Гр. Остера «Вредные советы» и «Воспитание взрослых»).
Чаще всего встречались ответы:»потому что она смешная «, «…интересная»,
«…веселая» «…про школу»,» потому что про детей и приключения«,
«…о неугомонном мальчишке», «… много слышала о ней, хочется прочитать».
Когда детки «лучшей книгой» назвали книгу А. Беляева «Хойти-Тойти»
«потому, что она светлая» (Анжела Джумангалиева, 13 лет) или книгу
Т. Янссона «Волшебная зима», «потому, что она добрая» (Наташа
Чиндяйкина, 11 лет), мне подумалось о том, что этим девочкам, видимо, здорово
повезло с родителями. Чувствуется, что книги в доме не просто читают каждый
сам для себя, но еще и обсуждают вместе.
Иногда ответы озадачивали: «…потому что она о том, как тяжело живется детям»
(Зина Максимова, 13 лет, о книге А. Гиваргизова «Записки выдающегося двоечника»).
Чаще смешили неподражаемой орфографией: «очень интересная книга про фантастику,
захватывающее приключения» (Кристина Косенюк, 14 лет, о книге Д. Емца «НЛО
прибывает по расписанию»).
В итоге, даже в результате такого небольшого исследования мы поняли, что наши
читатели — это очень разные дети по интересам, темпераменту и интеллекту. То,
чем зачитываются девочки, часто совсем не интересует мальчишек. Кроме того,
существует масса возрастных и прочих предпочтений. И еще, мы для себя сделали
вывод: детский фонд нашей библиотеки не может и не должен состоять только из
классики — молодому человеку важно определиться не только в истории, но и в
своем времени. Нужны сегодняшние книги о дружбе, верности, взаимопомощи, о поиске
своего места в мире, а еще добрые и нежные сказки.
Подводя итоги акции «Год детского чтения в Тольятти» и опрашивая молодых
читателей своей библиотеки, мы еще раз убедились в том, что взрослые часто думают
о детях хуже, чем те есть на самом деле.
Во всяком случае, на вопрос:»Знаешь ли ты, что 2007 год объявлен «Годом
детского чтения»?, 98% опрошенных детей ответили утвердительно.
96 % от общего количества участников анкетирования четко представляли себе,
зачем библиотекари просили их написать о любимых книгах — для того, чтобы лучшие
детские книги появились в ближайшее время в библиотеке.

Мы стремимся сделать фонды своих библиотек настолько разнообразными, чтобы
любой юный читатель нашел для себя книги по сердцу. В идеале мы хотим иметь
книги всех жанров и всех стран. И чтобы в этих книгах были самые разные герои
— отважные и робкие, веселые и печальные, очень уверенные в себе и не очень.
Это разнообразие героев важно для ребенка. Ведь он не станет читать книгу, если
в ней нет героя, на которого он сам хотел быть похож.
Детям нужны подвиги, приключения, сказочные повести, книги о первой любви и
исторические повести. Герои-ровесники книг должны стать друзьями наших юных
читателей, а история, которую так скучно изучать в школе, приблизится и станет
родной и понятной. Нужны повести о животных и родной природе. Да, и правда,
когда же их читать, как не в детстве? Проще говоря, мы хотим, чтобы детям было,
кого любить, и с кого брать пример.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА КОЛЬСКОГО РАЙОНА»
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУК «Межпоселенческая библиотека Кольского района» объединяет 20
муниципальных библиотек: 6 городских, 11 сельских, 1 детскую, две центральные
библиотеки.
В 1975 г. произошла централизация, была создана Кольская централизованная библиотечная
система, в которую вошло 24 библиотеки. В 1998 г. Кольская ЦБС реорганизована
в Муниципальное учреждение ЦБС Кольского района. В апреле 2006 г. принят новый
Устав муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Кольского
района».
На 1 января 2007 г. книжный фонд МУК МБ Кольского района составил 426186 экз.,
в 2006 — 2007 гг. обслужено более 25 тысяч читателей.

Кольская центральная районная библиотека основана 15 апреля 1921 года. В 2006
г. она отметила своё 85-летие. Главная библиотека района является информационным,
культурно-просветительным и методическим центром. Библиотечный фонд библиотеки
составляет 79638 экз. В библиотеке созданы 8 специализированных секторов и отделов,
в т.ч., отдел комплектования и обработки литературы, отдел обслуживания, информационно-библиографический
и организационно-методический отделы, сектор краеведческой литературы, сектор
литературы по искусству. В мае 2002 г. в ЦБ первым в области открыт ПЦПИ (Публичный
центр правовой информации), работает «общественная юридическая приемная»
для населения. В работу внедрены новые технологии: электронный каталог, Интернет,
правовые информационные системы.
С 2008 г. планируется открытие в МУК МБ Кольского района Центров общественного
доступа к информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти.
Муниципальные библиотеки работают над реализацией целевых программ по актуальным
направлениям деятельности: «Местная власть-Население-Библиотека»,
«Россия. Родина. Победа», «Старшее поколение», «Библиотека.
Семья. Книга», «Беречь природу — дар бесценный!», «Жить
— без наркотиков!» и др.

Традицией в МУК МБ Кольского района стало проведение праздников книги, историко-краеведческих
читательских конференций, Дней специалистов, Дней информации, Дней исторической
и краеведческой книги, встреч из цикла «Наши талантливые земляки»,
презентаций новых книг и журналов, отчетов перед населением. При библиотеках
МУК МБ Кольского района работают 20 литературно-просветительных клубов и любительских
объединений, в т.ч. 10 — в Центральной библиотеке.
На базе центральных библиотек организуются мероприятия по повышению квалификации
библиотечных работников Кольского района: семинары, практикумы, «мастер-классы»,
«круглые столы», творческие лаборатории, Дни специалиста, занятия
Школы библиографического мастерства, показательные практические мероприятия,
обмен опытом работы в цикле «Творческая панорама»; постоянно оказывается
консультационно-методическая помощь.
В МУК МБ Кольского района работают 68 библиотечных работников, из них 20 имеют
звание «Ветеран труда», четверо — звание «Отличник библиотечной
работы», 7 человек награждены Почетной грамотой Министерства культуры РФ,
Грамотой губернатора — 1 человек. Бывшая заведующая Ура-Губской сельской библиотекой
Шихова Мира Семеновна имеет почетное звание «Заслуженный работник культуры
РФ».

Наш адрес: 184381 Город Кола Мурманской области, переулок Островский, дом 6;
Телефон: (8-815-53) 3-59-87, 3-59-88 
E-mail: kola_inform@mail.ru
Руководитель: Фабрышева Валентина Ивановна — директор МУК МБ

ПРАВИЛА проведения V Всероссийского конкурса публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей».

Девиз соревнований:

» Роль библиотек в поддержке семей и сохранении традиций семейного чтения».

1. Общие положения

  1. Организаторами Всероссийского конкурса публичных библиотек являются Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация российских библиотек (Секция публичных библиотек) и Администрация Новоуральского городского округа.
  2. Любая организация, поддерживающая цели и задачи конкурса и участвующая в финансировании, организации и проведении конкурса, может быть соучредителем и/или спонсором конкурса.

Цели и задачи соревнований

  1. Продвижение литературы, способствующей развитию личности, нравственности и культуры в семейных отношениях.
  2. Продвижение семейного чтения в широком смысле как фактора, способствующего укреплению и развитию семейных связей
  3. Организация плодотворного обмена информацией о работе с семьей и сохранении традиций семейного чтения
  4. Поддержка и стимулирование инновационной библиотечной деятельности
  5. Повышение престижа библиотечной профессии.

3 Организация конкурсов

Конкурс проводится с сентября 2008 года по май 2009 года в три этапа:
1 этап — предоставление материалов на Конкурс (с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2008 г.)
2 этап — подведение итогов (январь — март 2009 г.)
3 этап — церемония награждения победителей Конкурса (май 2009 г., Всероссийский библиотечный конгресс: ХIV Ежегодная сессия Конференции РБА, г. Вологда)
Консультации по вопросам проведения Конкурса осуществляются Оргкомитетом.

4. Условия Конкурса

4.1. В Конкурсе могут принимать участие сотрудники публичных библиотек.
4.2. На Конкурс предоставляются индивидуальные или коллективные работы.
4.3. Преимущество будут иметь проекты:

  1. Соответствует теме конкурса
  2. Проводится, недавно завершена или хорошо подготовлена к завершению в ближайшем будущем
  3. Носит ассоциативный характер, с привлечением местных учреждений культуры, образования, бизнеса, общественных организаций и СМИ на региональном и национальном уровне
  4. Имеет четкую программную и методологическую поддержку
  5. Разработана на основе опросов общественного мнения, анализа предпочтений читателей
  6. Имеет потенциал для обобщения и.

4.4 Требования к оформлению материалов:

  1. Работа может быть выполнена в любом жанре: научная статья, концепция, программа, учебно-методическое пособие, сценарий, специальный раздел веб-сайта.
      1. Материалы должны быть представлены в машинописном виде. Объём не ограничивается
      2. На титульном листе указываются:

        фамилия, имя, отчество (полностью) автора, место работы, должность, контактные телефоны, электронная почта
        фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя проекта (для коллективных работ)
        фамилия, имя, отчество директора библиотеки, руководителя управления культуры, их контактные телефоны, факс, электронная почта.

4.5 В оргкомитет соревнований должны быть представлены следующие документы:

  1. Конкурсная заявка в 4 экземплярах
  2. Прилагается цифровая версия конкурсной заявки в электронном формате. Если у вас нет компьютера, прилагается только набранный текст.

4.6 Авторы конкурсных работ предоставляют Оргкомитету право на публичное использование конкурсных работ и их публикацию в бумажном и электронном виде. Заявки на участие в конкурсе не возвращаются и не проверяются.

5) Результаты конкурса. Призы для победителей

5.1. Для оценки представленных работ и подведения итогов Конкурса, Оргкомитет создает жюри, в которое входят высококвалифицированные специалисты библиотечного дела. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению. Состав жюри утверждается Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
5.2. Материалы, представляющие профессиональную ценность, публикуются в сборнике «Публичные библиотеки. Пути взаимодействия» и в других профессиональных изданиях.
5.3. Лучшие работы отмечаются денежными премиями и памятными дипломами:
Первая премия — 30 000 руб.
Вторая премия — 20 000 руб.
Третья премия — 10 000 руб.
Три поощрительных премии по 5 000 руб.
5.4. МК РФ финансирует организацию и проведение конкурса в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2021 годы)» в установленном порядке. Выплату премий осуществляет Оргкомитет Конкурса.

6. Состав жюри конкурса

Председатель жюри:
Фирсов Владимир Руфинович, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки, вице-президент РБА, председатель Секции по библиотечной политике и законодательству
Члены жюри:
Кербут Татьяна Германовна, заведующая Центром чтения Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И. В. Бабушкина
Криворучко Марина Валерьевна, заместитель директора МУК «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа
Манилова Татьяна Львовна, заместитель директора Департамента культурного наследия — начальник отдела библиотек и архивов Минкультуры России
Милицкая Вера Владимировна, заведующая отделом эстетического воспитания РГДБ
Михнова Ирина Борисовна, директор Российской государственной юношеской библиотеки, член Совета РБА, председатель секции юношеских библиотек, президент Межрегиональной ассоциации деловых библиотек
Райкова Галина Анатольевна, заведующая Отделом по связям с библиотеками России Российской государственной библиотеки

7. Организационный комитет

7.1. Председатель Оргкомитета:
Бартова Светлана Федоровна, директор МУК «Центральная публичная библиотека» Новоуральского городского округа, член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек
7.2. Адрес Оргкомитета:
624130 Свердловская область г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
Тел. (34370) 9-05-85, 9-02-62, , 9-05-56. Факс: (34370) 9-05-85
E-mail: adm_lib@foramail.ruadm_lib@mail.ru

МУК «Централизованная библиотечная система» Озёрского городского
округа при поддержке Федерального агентства по атомной энергии, Министерства
культуры Челябинской области и администрации Озёрского городского округа проводит
научно-практическую конференцию библиотек уральского региона и закрытых административно-территориальных
образований «Информационное поле современной библиотеки».

Приглашаем вас принять участие в конференции, которая будет проходить в дни
празднования 60-летия Центральной городской библиотеки 2-3
декабря 2008 года.

Ожидается, что дискуссии на конференции будут сосредоточены на следующих темах:

  • Состояние и перспективы развития публичных библиотек в современных условиях
  • Компьютеризация библиотек: изменения, состояние, перспективы
  • Роль электронной информации и интернет-технологий в библиотечной практике
  • Информационная культура личности
  • Продвижение чтения: направления, аспекты деятельности
  • Семья: семейные традиции чтения и творчества
  • Социальное партнерство — новый этап в развитии библиотек

Программа Конференции предполагает презентации, экскурсии по центральной городской
библиотеке и городу Озёрску, культурную программу.

Конференция пройдет на базе Центральной городской библиотеки Озёрского городского
округа по адресу: г. Озёрск, Челябинская область, ул. Советская, д.8. Проезд
и проживание участников за счет командирующей организации.

Просим в срок до 01.06.2008 г. определить возможность участия представителей
в научно-практической конференции и сообщить об этом. Необходимо учесть, что
г. Озёрск является закрытым административно-территориальным образованием, въезд
на территорию которого осуществляется только после оформления всех надлежащих
документов, которые должны быть предоставлены своевременно

Если планируется выступление, просим указать тему доклада или сообщения, а так же предоставить тезисы выступлений в письменном или электронном виде в срок
до 01.11.2008 г.

За дополнительной информацией по организации и содержанию работы конференции,
размещению участников просим обращаться в Оргкомитет:
(35130) 2-18-45 Воротилова Елена Евгеньевна, главный методист МУК «ЦБС»
Костоусова Оксана Алексеевна, гл. библиотекарь по работе с библиотеками города
E-mail: elenevg@gmail.com

Вышел из печати очередной выпуск сборника «Открытый
доступ: Библиотеки за рубежом»
, подготовленный Центром международного
библиотековедения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы
имени М. И. Рудомино.

Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2007 / Под ред. Золотова Н.Ю., Пушкова С.В., Степачев Л.М. — Москва : Рудомино. — 220 с.

Тематика статей сборника отражает актуальные проблемы, волнующие сегодня как
российских, так и зарубежных библиотекарей, и поэтому он может представить интерес
для широкого круга специалистов в области библиотечного дела, а также для научных
сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры.

Ниже вы можете ознакомиться с содержимым коллекции для ознакомления.

  • Поздравление Президента Российской Федерации  В. В. Путина с 85-летием ВГБИЛ
  • Предисловие
  • Актуальные вопросы деятельности зарубежных библиотек
    • С. В. Пушкова. Проекты продвижения чтения в США
    • О. Н. Мяэотс. «Что читаешь, приятель?»
    • Ю. Е. Черничкина. Опыт публичных библиотек современной Германии по приобщению
      детей и подростков к чтению
    • Д. А. Белякова. Электронные информационные технологии и Интернет как
      средства повышения престижа чтения и расширения круга читателей
    • Н. Ю. Золотова. Объединенные библиотеки в США
  • ИФЛА: события и факты
    • Заключительная глава сеульского конгресса ИФЛА
    • М. А. Шамина. Всемирный конгресс библиотекарей и информационных работников,
      Дурбан, Южная Африка, 2007 (навстречу форуму)
  • Юбилеи в библиотечном мире
    • Т. А. Недашковская. Столетие Ассоциации французских библиотекарей.
    • Т. А. Недашковская. Пройденный путь и новые горизонты (К 50-летию Центра
      международного библиотековедения ВГБИЛ)
  • Библиотеки мира
    • Л. М. Степачев. Публичные библиотеки в Италии

Вы имеете возможность получить наше издание бесплатно, оплатив стоимость почтовых
расходов: 47 руб. 20 коп.

Пожалуйста, заполните бланк заказа, чтобы получить счет на оплату почтовых расходов.
Заполненный бланк заказа вы можете направить по адресу:
109189, Москва, Николоямская ул., 1, 
Всероссийская государственная библиотека иностранной
литературы имени М. И. Рудомино,
Центр международного библиотековедения

по факсу: (495)915 78 85 или по электронной почте: guseva@libfl.ru

БЛАНК ЗАКАЗА
Полное название организации
Юридический адрес
Почтовый адрес
Банковские реквизиты
Количество экземпляров
Контактная информация: (Ф.И.О, Должность, Тел., факс, e-mail )

ХАРБИН-РОССИЯ:
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА РУССКОЙ ХАРБИНКИ
(к 110-летнему юбилею г. Харбина)

В 2008 году отмечается 110 лет со дня основания Харбина — города, который в
ХХ веке стал центром исконной русской культуры, счастливо уцелевшей в годы военных
лихолетий, и на протяжении нескольких десятков лет сохранял нерастраченным дух
русского мироощущения. К этой дате, знаменательной для многих русских харбинцев,
издан 1-й том книги «Подвижник. Жизнь и творчество
Наталии Дмитриевны Спириной: Встречи. Беседы. Воспоминания»
(авторы:
Л. И. Борина, Н. С. Юшкова, А. П. Юшков). Книга посвящена человеку высоких нравственных
качеств и удивительной судьбы, разносторонних дарований, обширных и глубоких
познаний в области литературы, поэзии, искусства, истории, философии, выдающемуся
деятелю Культуры, талантливому поэту и прозаику, педагогу-музыканту. Наталия
Дмитриевна Спирина (1911-2004 гг.) родилась в городе Харбине, в семье русских
эмигрантов и прожила здесь 48 лет. Она окончила известную в Харбине гимназию
им. М.С. Генерозовой, получила блестящее музыкальное образование в Харбинской
Высшей музыкальной школе им. А.К. Глазунова. Была участницей литературного кружка
«Молодая Чураевка». В книгу вошли воспоминания Наталии Дмитриевны
о русском Харбине, его культурном и историческом наследии, о её встрече с выдающимся
русским художником, мыслителем, академиком Н. К. Рерихом и его сыном Ю. Н. Рерихом
— учёном-востоковеде с мировым именем, которые побывали в Харбине и Бариме во
время своей знаменитой научно-исследовательской экспедиции в Манчжурию в 1934
году. В книге приводятся документальные свидетельства о плодотворном сердечном
сотрудничестве архиепископа Нестора (с 1946 года — митрополита Харбинского и
Маньчжурского) и академика Н. К. Рериха по созданию в Харбине Дома Милосердия
и женского Свято-Сергиева содружества и значительной роли в их судьбах св.о.
Иоанна Кронштадского.
В Харбине Наталия Дмитриевна прожила почти половину своей жизни. Затем, по репатриации
переехала в Россию, где проводила большую культурно-просветительную деятельность,
в частности — по изучению и популяризации научно-философского и художественного
рериховского Наследия, серьёзнейшему и глубокому изучению которого она посвятила
более 60-ти лет. Духовность, нравственность и Культура были для неё священными
понятиями, которые она являла своим собственным примером, всей своей жизнью.
Несмотря на невероятные трудности судьбы, она с необычайной самоотверженностью
посвятила всю себя служению горячо любимой ею России. В настоящее время имя
этой русской харбинки, её утончённо-возвышенное творчество и созидательная культурно-просветительная
деятельность стали известны далеко за пределами нашей страны. Эта книга — дань
уважения и признательности этой замечательной русской женщине.
Книга издана на высоком полиграфическом уровне: твёрдый переплёт, мелованная
бумага; тираж — 1200 экз.; 364 стр.; формат: 162×235 мм; на обложке — тиснение
зелёной и серебряной фольгой; 115 цветных и чёрно-белых фотографий (высокое
качество фотопечати), среди них — фотографии о. Иоанна Кронштадский, архиепископа
Нестора Харбинского; храмов Харбина. Репродуцируются: иконы Св. Николая Чудотворца,
Св. Архангела Михаила, Св. Сергия Радонежского, копия обновившейся в Харбине
иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», «Владимирской Божьей
Матери».
В книге репродуцируются картины Н. К. Рериха «Св. Сергий» (из фондов
Государственной Третьяковской галереи) и редко экспонировавшиеся произведения
великого Мастера живописи «Дорожка» и «Туман» (из фондов
Приморской краевой картинной галереи), а также картины М. К. Чюрлёниса «Дружба»
и «Розовый Ангел» (Прелюд Ангела) — из фондов национального Музея
искусств им. М.К. Чюрлёниса; фотографии из фондов Нью-Йоркского Музея Николая
Рериха.

Цена 1 экз.: 400 руб. (без учёта пересылки).
Заказать I том книги «Подвижник» можно по e-mail: animando@academ.org или по телефону:
8-913-207-88-33

Издательский Дом «Русское слово» выпустил в свет новый номер ежеквартального
культурно-просветительского альманаха «Четыре стороны»,
на 44 страницах которого размещены новости культуры, образования, литературы
тюменского региона, также размещена статья для молодых мам. Ханты-Мансийский
округ представлен описанием Нижневартовского района, Ямало-Ненецкий — прозой
Нины Ядне. В рубрике «Слава России» — рассказ о духовном подвиге Прасковьи
Луполовой.
В номере материал о семинаре молодых писателей, который проходил в подмосковном
пансионате «Липки» с фотографиями участников, в частности, С. Гандлевского,
М. Швыдкого, Л. Аннинского…
Формат 17,5 × 24,5, обложка голубая, матовая. Альманах выписывают — Литинститут
им. Горького, библиотека им. Ельцина, агентство «Артос-Гал»…
Индекс почтовой подписки — 31767. Также можно оформить подписку в редакции.
Стоимость полугодовой подписки (вместе с доставкой) 394 руб.
Приглашаем к сотрудничеству.

625002, г. Тюмень, ул. Осипенко, 81/4, факс: 595-219, 8-919-934-94-09
для писем: 625031, г. Тюмень, а/я 1541, e-mail: idrs@list.ru

 наверх

Смотрите сайт:

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий