Откатные ворота – удобное, современное решение, оптимальный выбор для оснащения въездного проема на территорию частного дома. Конструкция такого сооружения довольно сложная, но используя пошаговую инструкцию и простые советы, владельцы участка вполне смогут разобраться, как установить откатные ворота своими руками. Для монтажа всего-то и нужно, что умение пользоваться инструментами и небольшой строительный опыт.
Откатные ворота — современные удобные в использовании конструкции, которые подходят даже для небольших участков. При открытии створка сдвигается вдоль забора, не занимая места возле дома или на подъезде к нему. Собрать и установить такие системы можно и самостоятельно, что позволит сэкономить средства, к примеру, на покупку автоматики. Для самых практичных хозяев мы подготовили пошаговую инструкцию по установке откатных ворот своими руками.
Система откатных ворот – наиболее простая, прочная и удобная самонесущая конструкция открывания ворот. Работает за счёт сдвигания воротного полотна на крутящихся роликах по протяжению ограды. Открывать и закрывать ворота можно вручную или с помощью автоматики, используя электропривод. Понять, как установить откатные ворота своими руками без подготовки сложно, но возможно, если соблюдать определённую технологию.
Откатные ворота экономят место на придомовой территории и не мешают проезду высокой техники, так как проём у них без верхней балки.
- Как правильно установить откатные ворота
- Необходимые инструменты
- Материалы для покупки
- Монтаж начинается с определения положения кареток (роликовых опор) и их крепления к бетону
- Следующий шаг — установка кареток на основание (фундамент)
- Использование регулировочный площадок (пластин) при монтаже откатных ворот.
- Используют регулировочные пластины
- Устанавливаем накатной ролик.
- Монтаж верхнего улавливателя (ловушки)
- Завершающим этапом является заполнение полотна необходимым материалом
- КСТАТИ
- Комплектующие для установки откатных воротсвоими руками
- Четвертый шаг. Установка и подключение автоматики
- Преимущества откатных ворот
- Прокладка электрокабеля
- Каркас
- Второй шаг. Подготовка фундамента и проводка электрики
- Улавливатели
- Процесс производства каркаса
- Для ворот 4 м длиной понадобится
- Параметры створки
- Оснащение ворот автоматикой
- 1 этап. Проектирование конструкции
- Автоматика
- Требования к конструкции ворот
- Разметка
- Этап 2. Установка опорных столбов
- Условия для монтажа откатных ворот
- Разновидности конструкции в зависимости от принципа действия
- Что представляет собой моноширма
- Синхронные двойные ворота, где они нужны
- Этап 4. Сооружение фундамента
- Этап 3. Планировка траншеи под фундамент
- Этап 5. Изготовление створки
- Как крепить откатные ворота
- Третий шаг. Покупка комплектующих и сборка откатных ворот
- Как работают откатные ворота разных видов
- Состав бетона для фундамента
- Поэтапная инструкция по правильному монтажу откатных ворот
- Шаг 2. Подготовка
- Шаг 3. Выемка грунта
- Шаг 4. Фундамент
- Шаг 5. Установка опор
- Шаг 6. Створки ворот – изготовление, установка
- Шаг 7. Установка нащельников
- Шаг 8. Подбор фурнитуры
- Шаг 9. Монтаж автоматики.
- Составляющие автоматической системы откатных ворот
- Итог
Как правильно установить откатные ворота
Установка откатных ворот включает в себя несколько этапов: изготовление фундамента, монтаж рамы и её заполнение необходимым материалом, установка автоматики и аксессуаров (если нужно).
Мы рассмотрим процесс установки въездных ворот на готовое бетонное основание. Если его у вас пока нет, то смотрите подробную инструкцию по изготовлению фундамента в соответствующей статье.
Необходимые инструменты
Какие инструменты нужны для установки откатных ворот:
Материалы для покупки
Какие материалы нужны для установки откатных ворот:
Позже, вам будет намного проще выполнить монтаж автоматики, если вы заранее заложили необходимую проводку в бетонном основании для ворот и в столбах (при наличии аксессуаров — фотоэлементы, сигнальная лампа и пр.)
Если проводки нет, то отчаиваться не стоит, всё можно сделать и в процессе монтажа.
Подробнее про монтаж привода откатных ворот читайте в отдельной статье.
Монтаж начинается с определения положения кареток (роликовых опор) и их крепления к бетону
Для этого используйте шнурок, чтоб определит плоскость трёх основных точек — две роликовые опоры и улавливатель на приемном столбе.
Роликовые опоры должны занять максимально близкое положение к существующим столбам и линии забора. Когда вы натянете нитку, то сможете наглядно определить и отметить на бетоне или швеллере их положение.
Следующий шаг — установка кареток на основание (фундамент)
Мы рекомендуем приваривать каждую каретку сплошным швом по двум поперечным плоскостям, предварительно очистив места сварки от бетонной пыли и прочей грязи. Обязательно обработайте места сварки специальным цинковым составом или грунтом для последующей защиты от коррозии.
На самом деле метод прямого анкерного крепления является очень надежным, несмотря на мнения скептиков. Если бетонное основание залито монолитно с использованием бетона не менее марки М300, то извлечь из него анкер длиной 200 мм практически невозможно. Мы используем данный тип крепления и при монтаже промышленных откатных ворот с проемом 6-8 метров, лишь заменяя анкерный болт на более мощный — все изделия функционируют замечательно!
Всё большую популярность набирает использование химического анкера, который тоже показал себя только с лучшей стороны.
Итак, положение кареток наметили, намечаем и положение отверстий в каждой из них. Мы используем в производстве ворот комплектующие Brama-Box, т.к. отверстия в пластинах этих роликов имеют овальную форму, благодаря которой их можно отрегулировать и выставить в нужное положение, даже если не удалось пробурить в бетоне идеально ровно.
Выставляем каретки (ролики) на готовые отверстия, загоняем анкерные болты и шайбы с помощью молотка, затем аккуратно зажимаем гайку ключом.
Использование регулировочный площадок (пластин) при монтаже откатных ворот.
Некоторые ошибочно думают, что назначение пластин заключается в возможности последующей регулировки ворот, если их вдруг «поведёт». На самом же деле, если бетонное основание сделано не достаточно качественно и произойдёт его движение в грунте, то ситуацию уже не решат регулировочные пластины, т.к. движение будет происходить несколько раз в год, преимущественно весной.
Используют регулировочные пластины
Обратите внимание, что обжимные ролики должны быть сделаны из мягкой резины, чтоб не повреждать лакокрасочное покрытие рамы. Также, не стоит их плотно прижимать к раме — ход ворот между роликами должен быть свободным, допускается люфт в несколько миллиметров. Задача данного узла — поддерживать (контролировать) полотно ворот при парусности и горизонтальном раскачивании.
Устанавливаем накатной ролик.
Этот элемент имеет особое функциональное назначение. Задача улавливателя НЕ ПОЙМАТЬ, А ПОДНЯТЬ полотно ворот!
Иногда, при монтаже откатных ворот, допускается грубая ошибка установки нижнего улавливателя. Накатывают раму, сдвигают её в закрытое положение и монтирую улавливатель по факту имеющегося положения полотна ворот. При движении по роликам к закрытому положению вся конструкция незначительно провисает и давление на ролики существенно увеличивается по принципу рычага. Задача нижнего улавливателя заключается в том, чтоб принять полотно с накатным роликом, поднять его на 5-7мм и снять напряжение с кареток.
Для монтажа улавливателей обычно используют специальные кронштейны, которые не входят в набор комплектующих и покупаются отдельно. В зависимости от столбов в зоне въезда подбирается необходимый тип кронштейна (уточняйте информацию у поставщика/продавца комплектующих).
Чтобы закрепить угловой кронштейн к столбу из камня, брика, бессера, клинкера, бетона и пр. — применяйте анкерный болт с гайкой 10х77.
Засверливание производится с помощью перфоратора очень осторожно, с минимальным давлением на него, чтоб не расколоть столб.
Чтобы закрепить угловой кронштейн к столбу из металла — применяйте крупные саморезы 6,3-6,8х19 либо приваривайте сварочным аппаратом.
Монтаж верхнего улавливателя (ловушки)
Верхний улавливатель выполняет исключительно страховочную функцию для удерживания края рамы ворот от раскачивания во время сильных порывов ветра. Основную часть времени данный элемент не касается полотна ворот.
Многие компании вообще не устанавливают верхнюю ловушку, если ворота заполнены «вентилируемым» материалом (штакетник, сетка, кованые элементы и пр.) и ширина проема не превышает 4м.
Крепится верхняя ловушка на кронштейн, по такому же принципу, как описано выше.
Завершающим этапом является заполнение полотна необходимым материалом
Чем зашить полотно ворот? На этот счет предложений огромное множество:
Особое внимание хочется обратить на несколько типичных ошибок, при заполнении откатных ворот профнастилом и деревянным штакетником.
Профлист имеет заводское защитное покрытие из алюмоцинка под слоем нанесенного полимерного покрытия. Этот защитный слой выполняет самую важную функцию, защищающую материал от появления коррозии. При рубке металла в заводских условиях, цинк не повреждается и сохраняет свои свойства, а вот при использовании шлифмашинки (болгарки) защитное покрытие сгорает и теряет свои защитные свойства. Обратите особое внимание и используйте для резки специальные высечные инструменты либо обычные ножницы для металла.
Крепить профлист можно кровельными саморезами 5,5х19 с резинкой либо саморезами с прессшайбой. Также часто используются вытяжные заклёпки. Достаточно крепить лист через волну с шахматной асимметрией — по 10 единиц крепежного элемента на лист.
При заполнении полотна ворот деревянным штакетником рекомендуем использовать кровельный саморез с резинкой. При монтаже старайтесь не пережимать, но буквально прикоснуться резинкой доски (отстройте необходимую чувствительность на шуруповерте). В процессе климатических воздействий, деревянный штакетник будет совершать микродвижения, а резинка позволить компенсировать это. Также старайтесь не повреждать шляпкой самореза обработанную древесину, чтоб сохранить защитные свойства лкп.
При заполнении штакетником прикручиваются в первую очередь две крайние планки на внутренней стороне ворот практически в упор к раме, затем измеряется оставшееся пространство между планками и делится на ширину одной планки + ширину желаемого зазора. Полученную цифру округляем до целого числа. Теперь общую ширину делим на полученное количество планок и отнимаем ширину существующей планки — получаем необходимый для симметрии зазор для заполнения! Например, наше расстояние между прикрученными по краям планками штакетника ровняется 3790 мм. Ширина штакетника — 115 мм. Желаемый зазор примерно 3 см. Значит планка плюс зазор 115 мм + 30 мм = 145 мм. Итак, общая длина 3790 делится на 145 и получаем 26,13. Округляем до 26. Общую длину 3790 делим на 26 = 145,7 минус ширина планки 115 = 30,7 мм необходимый нам для симметрии зазор.
Сделайте себе образец-заготовку необходимой ширины и используйте при монтаже штакетника.
КСТАТИ
Если вы делаете ворота из профнастила, то мы рекомендуем заполнить полотно ворот ПРЕЖДЕ, чем накатить каркас на роликовые опоры, что облегчит процесс и позволит зафиксировать жёсткость рамы. Если вы используете штакетник или любой другой сборный материал, то можно выполнить заполнение после монтажа каркаса.
Впрочем, принципиального значения эта последовательность не имеет.
Комплектующие для установки откатных воротсвоими руками
Несущая балка. Направляющая – это главный элемент, который также относится к фурнитуре.
Стоимость зависит от марки стали: чем лучше качество, тем выше цена. Толщина – 3,6 мм. Нет смысла покупать оцинкованную балку. При проведении сварочных работ цинк обгорит и всё равно придётся красить.
П-образный кронштейн-уловитель снизу и сверху конструкции. Устанавливается на улавливающей опоре, она еще называется притворный столбик. Так происходит фиксация ворот в закрытом положении. Притворный столбик можно приварить на выведенные закладные. Если их нет, то закрепить дюбелями. Если кирпич полнотелый, то лучше использовать анкерные болты. В случае с пустотелым кирпичом используются пластиковые дюбеля.
Верхний уловитель предупреждает заваливание воротины вбок, а нижний снижает механическую нагрузку на опорные ролики.
Поддерживающая скоба или ограничитель движения роликов. Монтируется вверху основной опоры, дополнительно фиксирует створку. Толщина металла – 4 мм. Лучшие ролики для установки на скобу – резиновые, они не портят и не царапают металлопрофиль. Для свободного вращения ролика, чтобы он легко крутился, его не нужно зажимать гайкой.
Опорный концевой ролик – крепится с торца направляющей, выполняет роль: заглушки, смягчающего удар демпфера, опорной детали. Принимает на себя большую часть массы воротного полотна.
Для герметизации профильных труб, стоек, их снабжают заглушками, предупреждающими попадание внутрь воды и снега.
Материал для зашивки ворот. Профнастил с небольшим весом, легко устанавливаемый на саморезы либо заклепки.
Четвертый шаг. Установка и подключение автоматики
Если электрика уже проведена, установка привода для откатных ворот не станет сложной задачей. Монтаж можно осуществить без сварочных работ при помощи специального С-профиля, который нужно зафиксировать саморезами внизу ворот. После этого в пазы вставляются бобышки. Их нужно передвинуть каждый на свое место и затянуть болты. При этом важно правильно состыковать две рейки между собой. Только при условии, что все зубцы совпадают идеально, при работе ворот не будет щелчков и стуков.
Следуйте инструкции производителя, чтобы правильно установить привод, фотоэлементы
и сигнальную лампу.
Схема подключения привода для откатных ворот
Пройдя все описанные шаги, вы сможете самостоятельно смонтировать на своем участке современные надежные откатные ворота, которые будут открываться одним нажатием кнопки на пульте.
Кстати, в помощь тем, кто решил своими руками собрать и установить откатные ворота, «АЛЮТЕХ» подготовил обучающий видеоролик.
Преимущества откатных ворот
Обеспечивает возможность движения полотна, содержит следующие элементы:
Прокладка электрокабеля
Если планируется устанавливать автоматику для ворот и/или систему видеонаблюдения, то еще до заливки бетона в траншее нужно проложить электрический кабель в гофротрубе для защиты от влаги, агрессивного грунта и механических повреждений. Свободные концы кабеля выводятся наружу и должны составлять не менее 1,5 м.
Каркас
Состоит из направляющей балки на которую приваривается каркас из трубы 60х40, после чего каркас наполняется трубой 40х20, для придания конструкции большей жесткости.
Второй шаг. Подготовка фундамента и проводка электрики
Следующим шагом является заливка фундамента и прокладывание электрокабеля для автоматического управления воротами. Данный этап очень важен, так как срок службы конструкций во многом зависит от того, насколько грамотно было выполнено основание под них.
Все ключевые рекомендации по подготовке фундамента для откатных ворот мы рассмотрели в отдельной статье. В ней же описаны правила проводки электрики для работы привода.
Улавливатели
Верхний и нижний П-образные кронштейны, выполненные из металлической пластины толщиной не менее 0,4 мм. Устанавливаются на опоры ворот, предотвращают смещение вбок створки, находящейся в закрытом состоянии, а также снижают нагрузку на роликовые опоры и направляющую балку.
Нижний улавливатель работает совместно с торцевым роликом. Поэтому перед монтажом необходимо проконтролировать, насколько свободно концевой ролик входит в фиксатор.
Процесс производства каркаса
Самым оптимальным вариантом при выборе фундамента для откатных ворот являются винтовые сваи. Наша компания при монтаже ворот использует две (иногда и более) винтовые сваи 89 диаметра, которые заглубляются на 2 метра в землю. К винтовым сваям приваривается швеллер и устанавливается роликовая система. Далее уже устанавливаются откатные ворота.
Также не менее надежным фундаментом является бетонная армированная тумба. Массивная железобетонная конструкция, оснащенная закладной площадкой. На фундамент монтируются две стационарных роликовых опоры и при необходимости электропривод автоматики.
Для ворот 4 м длиной понадобится
Для заполнения рамы ворот можно использовать любые материалы (профнастил, евроштакетник, сетку Рабицу, листовую сталь, поликарбонат с ковкой, пр.), что позволяет подобрать вариант под забор, дизайн дома и ландшафта.
Параметры створки
Ширина полотна зависит от размеров проема, параметры которого, в свою очередь, определяются видом автомобилей, что будут въезжать на территорию, и углом заезда. К требуемой ширине нужно добавить по 0,5 м с каждой стороны – это свободный зазор, который должен оставаться между заезжающим авто и опорными столбами ворот.
Для въезда легковых автомобилей достаточно будет проема шириной 2,5-3 м, но для автобуса, грузовика или трактора полезная ширина откатных ворот составляет от 3,5 м. Если же въезд в проем по прямой линии затруднен, и машина будет заезжать под углом, то планируемая ширина ворот увеличивается в 1,5 раза. Для любых ситуаций оптимальным будет воротный проем величиной 4,0 м.
При расчете проектной ширины створки к величине проема нужно добавить еще 20 см. Такое дополнение необходимо, чтобы исключить возможность просмотра участка через щель со стороны опорных роликов. При определении высоты ворот нужно учитывать, что створка устанавливается с зазором в 10 см от уровня земли.
Оснащение ворот автоматикой
Если монтаж ворот откатных в сторону был выполнен правильно, то створка будет двигаться легко и без рывков. И только в этом случае можно устанавливать автоматику.
Крепление электропривода осуществляется к закладному швеллеру, где уже находятся роликовые опоры. Работа проводится поэтапно.
В завершение проверяется правильность подключения, и автоматика запускается в работу.
1 этап. Проектирование конструкции
На данном этапе составляется эскиз для визуализации будущих ворот и подготавливается чертеж с указанием размеров, что поможет рассчитать нужное количество материалов.
Автоматика
Позволяет управлять движением створки, не выходя из машины или дома, используя пульт ДУ. Обеспечивает надежность удержания ворот в закрытом положении. Благодаря автоматике, сдвинуть закрытую створку с места без ключа или тяжелой техники невозможно.
Чтобы автомобиль мог заезжать на участок и выезжать с него без риска быть случайно поцарапанным, нужно грамотно рассчитать необходимую ширину проема, которая зависит от габаритов машины. Так, для легкового автомобиля ширина проема должна составлять минимум 3,5 м, для грузового — более 4 м.
Далее определяем величину отката створки. Иными словами, рассчитываем, сколько свободного места нужно вдоль забора, чтобы ворота смогли беспрепятственно открываться. Для этого нужно прибавить к ширине проема 1,8-2 м. То есть, например, при ширине проема 3,5 м следует закладывать ширину отката как минимум 5,3 м.
Требования к конструкции ворот
Чтобы откатные ворота выполняли свои функции «на отлично» и служили долго, при их сборке и установке необходимо учесть следующее:
Кроме того, перед установкой ворот нужно изучить рельеф участка, поинтересоваться типом грунта и глубиной промерзания почвы, что позволит определиться с параметрами фундамента и опорных столбов.
Разметка
Прежде всего, нужно определиться с нулевой отметкой – это точка, указывающая на уровень расположения дорожного полотна при въезде на участок. Точка отмечается на одном из опорных столбов максимально близко к поверхности дорожного полотна или земли, затем переносится на вторую опору с помощью лазерного уровня и между отметками натягивается шнур.
От нулевой отметки отсчитывается вверх по столбу 15-20 см – это будущий зазор между воротами и дорожным полотном. Между новыми точками снова протягивается шнур, который будет служить осью при монтаже консольных опор.
Этап 2. Установка опорных столбов
Это наиболее ответственный этап, так как от надежности опор будет зависеть устойчивость ворот. В качестве опор можно использовать деревянные и бетонные столбы, металлические трубы. Последний вариант является наиболее надежным, так как древесина поддается гниению и, несмотря на специальную обработку, поддается гниению, а бетонные опоры слишком тяжелые и к ним сложно крепить элементы для установки воротной створки.
Если использовать металлические столбы, то монтаж улавливателей и поддерживающей шины не составит труда – элементы прикрепляются с помощью сварки. Для декоративности трубы можно обложить камнем или кирпичом, но в этом случае в кладку нужно внедрить закладные – площадки из толстой листовой стали, к которым привариваются отрезки жесткой проволоки или прутка. В процессе строительства кладки проволочные элементы укладываются в швы таким образом, чтобы нащельники располагались на заданной высоте.
Винтовые сваи устанавливаются при помощи специального инструмента — сваекрута. Сваи заглубляются на глубина 2 метра в землю, после чего к винтовым сваям приваривается швеллер и роликовая система. На роликовую систему устанавливаются откатные ворота.
Если мы говорим о бетонной армированной тумбе, то выкапывается ямы 2х1,5 метра, шириной 40 см. В выкопанную яму устанавливается арматурный каркас и далее заливается бетон марки М300.
Выбор фундамента для откатных ворот зависит от грунта вашего участка.
Условия для монтажа откатных ворот
Одно из условий – чтобы вдоль ограды хватало места для отката. Встроенная калитка не мешает открыванию ворот, так как монтируется так, чтобы онаоткрывалась внутрь двора. Либо её устанавливают рядом с воротами.
Разновидности конструкции в зависимости от принципа действия
Откатные ворота подразделяются на рельсовые или роликовые. Наиболее надёжный и популярный – роликовый механизм. Его легко собрать самостоятельно: все комплектующие в свободной продаже.
Роликовые ворота бывают двух видов:
Что представляет собой моноширма
Это одна створка, двигающаяся в одном направлении по роликовым кареткам.
Синхронные двойные ворота, где они нужны
Двойные откатные ворота из двух створок, откатываемых в разные стороны. Для их устройства нужно строить два фундаментных основания и сооружать балку для направления движения. Вариант используется для арочных ангаров, высоких гаражей, складских сооружений.
Для частного домовладения наиболее характерно применение одинарных ворот.
Этап 4. Сооружение фундамента
Для возможности дальнейшего монтажа откатных ворот, фундамент должен выстояться не меньше 3 дней, чтобы бетон достиг марочной прочности. Либо потребуется дополнительное укрепление основания откатных ворот, укосами и раскосами, тогда монтировать ворота можно в день заливки основания.
Этап 3. Планировка траншеи под фундамент
В завершение расчеты переносятся в натуру – по углам будущей траншеи выставляются колышки и по ним натягивается трос.
После монтажа швеллер должен располагаться вплотную к опорным столбам и строго параллельно перемещению откатных ворот. Любые отклонения от этого правила недопустимы!
Этап 5. Изготовление створки
Для сборки каркаса ворот своими руками нужно уметь пользоваться сварочным аппаратом. Если таких навыков нет, то лучше не рисковать собственной безопасностью и качеством воротной створки, и воспользоваться услугами профессионального сварщика.
При покупке автоматической системы необходимо внимательно изучить характеристики, в частности, мощность, допустимый температурный и влажностный режим. Не стоит экономить на автоматике – комплект по низкой цене не сможет гарантировать желаемый функционал и качество работы. Лучше немного добавить денег и отдать предпочтение продукции таких проверенных брендов, как Came, Nice, Hormann, DoorHan.
Как крепить откатные ворота
По завершении установки откатных ворот нужно окончательно отрегулировать опорные ролики, поддерживающую шину и улавливатели. Торец направляющей закрывается заглушкой, сварные швы зачищаются и окрашиваются.
Третий шаг. Покупка комплектующих и сборка откатных ворот
Качественные комплектующие — залог долговечности ворот. Для сборки конструкций откатных ворот понадобятся:
Безусловно, подбирать все перечисленные детали по отдельности очень время- и трудозатратно. Поэтому проще заказать готовый комплект для сборки ворот у проверенного производителя.
К примеру, в ассортименте «АЛЮТЕХ» представлена специальная комплектация SGN. Производитель предлагает несколько вариаций комплектующих: с шиной 94 мм (для ворот массой до 700 кг) и 70 мм (для ворот массой до 450 кг). При этом максимальная ширина ворот, которые вы сможете собрать, используя данные детали, — 6 м. Для большинства частных и даже промышленных объектов этого достаточно.
Профессиональная подготовка фундамента
Каждая ошибка при подготовке фундамента может привести к поломке ваших ворот. Чтобы сэкономить время и деньги, доверьтесь профессионалам.
Начинать сборку ворот стоит с рамы. Ее основанием могут стать металлические трубы двух типоразмеров (большего — для силового каркаса и меньшего — для внутреннего заполнения в виде ребер жесткости), которые нужно будет сварить.
Рисунок 2 – Схема откатных самонесущих ворот, открывание: влево
а) технологические отступы и основные размеры створки;
б) размер от столба проема до плоскости створки ворот при использовании кронштейна SGN.01.717, SGN.01.718, SGN.02.717, SGN.02.718;
в) размер от столба проема до плоскости створки ворот при использовании кронштейна SGN.01.719, SGN.02.719.
Размер a необходим для полного скрытия улавливателей за столб проема.
Размер b для полного скрытия створки ворот за столб проема в открытом состоянии.
Размеры 50 мм и 44 мм – минимальные размеры от столба проема до плоскости створки ворот.
Значения технологических отступов для разных серий приведены в таблице
Выбор опоры роликовой в зависимости от массы створки
Следующим этапом устанавливаются направляющие балки, по которым будет двигаться створка при открытии-закрытии, и два ролика. Учитывая, что на данные элементы приходится весь вес ворот, закрепить их нужно очень прочно. Оптимально — использовать специальные подставки. Это позволит уже в процессе эксплуатации регулировать створку, просто подкручивая болты. Причем располагать ролики нужно не в проеме ворот, а в стороне от него, чтобы они не мешали передвижению.
Важно: все диагонали створки не должны отличаться между собой более чем на 5 мм. Труба в каркасе ставится «в плоскости», т. е. широкой стороной параллельно земле. Потому что вертикальные весовые нагрузки принимает на себя направляющая балка, приваренная снизу к каркасу ворот. Сам каркас откатных ворот должен выдерживать еще и ветровые нагрузки, то есть иметь не только вертикальную, но и горизонтальную жесткость.
Заключительный этап сборки и монтажа откатных ворот — установка нижнего улавливателя («ловушки»), который не позволит воротам ударяться об опоры. Данный элемент приваривают либо крепят с помощью болтов уже после того, как ворота выставлены по уровню и обшиты. Причем монтируют его так, чтобы при входе полотна, створка приподнималась на несколько миллиметров, что позволит разгрузить опорные ролики откатных ворот.
Популярные готовые решения
Комплект на базе оцинкованной шины
Шина направляющая: 6 м. Опора роликовая (2 шт.), ролик опорный (1 шт.), улавливатель нижний (1 шт.), улавливатель верхний (1 шт.), упор (1 шт.), крышка (1 шт.), кронштейн (1 шт.), ролик поддерживающий (2 шт.).
Комплект на базе неоцинкованной шины
Шина направляющая: 6 м. Опора роликовая (2 шт.), ролик опорный (1 шт.), улавливатель нижний (1 шт.), улавливатель верхний (1 шт.), упор (1 шт.), кронштейн (1 шт.), ролик поддерживающий (2 шт.).
Как работают откатные ворота разных видов
Створка движется на роликах вдоль направляющей и в процессе закрытия проема заезжает в улавливатель, обеспечивающий надежность фиксации полотна. По месту расположения направляющей различается три вида откатных ворот:
Наиболее востребованными являются одностворчатые откатные ворота. Но в проеме шириной более 6 м рекомендуется устанавливать сооружения с двумя створками, при этом для каждой створки понадобится свой комплект автоматики.
Состав бетона для фундамента
Раствор для заливки фундамента готовится при соблюдении следующих пропорций: на 1 кг цемента берется 3 кг песка, 5 кг щебня и вода, объем которой составляет половину от общего количества компонентов.
После замешивания раствор сразу выливается в траншею. Готовить бетон можно порциями, заливать послойно, прокладывая каждый слой арматурным стержнем в нескольких местах, чтобы исключить образование пустот.
Поэтапная инструкция по правильному монтажу откатных ворот
Чтобы разобраться как сделать откатные ворота своими руками надо получить представление о процессе работы. Для этого определяют размеры створки с учетом габаритов, планируемых для въезда автомобилей. Делают чертёж. Принимают во внимание зазор между воротным столбом и габаритами машины:
При угловом въезде проём надо увеличить в 1,5 раза.
Самая удобная ширина проёма – 4,5 м его достаточно в любом случае.
Размер полотна должен быть шире проема на 200 мм, чтобы исключить видимость территории внутри участка.
Створка ворот должна быть на высоте от земли с зазором – 100 мм.
Для представления о производстве работ нужен эскиз ворот.
Шаг 2. Подготовка
В процессе подготовительных работ:
Шаг 3. Выемка грунта
Земляные работы выполняются для подготовки приямков и траншеи для фундамента под установку столбов и направляющих. Траншея копается ниже уровня промерзания грунта.
Шаг 4. Фундамент
Одно из главных условий того, как сделать откатные ворота – правильно выбранный и возведенный фундамент, что включает:
Шаг 5. Установка опор
Опорные стойки могут быть как из металла, так и из кирпича. В случае кирпичных столбов используется стальной сердечник. Для каждой опоры необходима установка закладных из уголка 50х50х5, расположенных со стороны отката.
Шаг 6. Створки ворот – изготовление, установка
Сборка конструкции проходит на свободной площадке, руководствуясь размерами на чертеже. Правильно выполнять сборку на поперечных лапах, которые после работы срезаются.
Шаг 7. Установка нащельников
Нащельник (его ещё называют гусак), расположенный над фундаментом, нужен для монтажа верхних роликов. Он служит кронштейном для их размещения. Гусак выставляется по уровню и приваривается к металлическим закладным, которые встроены в воротный столб.
Второй нащельник защищает конструкцию от дождя и снега. Монтаж производится на сварку.
Шаг 8. Подбор фурнитуры
Фурнитура влияет на то, как правильно установить откатные ворота.
Направляющий. Влияет на плавность скольжения ворот.
Роликовые опоры с подшипниками. Для свободного хода и для того, чтобы ролики ровно вошли в уловитель, оставляем зазор 2 мм. Монтаж регулируется гайками либо пластиной. Перед тем как ролики загоняют в фурнитуру, ставят регулировочные пластины.
Верхние поддерживающие ролики устанавливаются после выравнивания ворот по уровню.
Задняя каретка с роликами монтируется ближе к краю хвостовика, так правильно.
Верхняя пластина. Контролирует движение каркаса.
Накатной ролик в направляющем. Обеспечивает плавный ход и накат на фиксирующий элемент.
Фиксаторы снизу и сверху конструкции. Не дают смещаться углам ворот в закрытом состоянии, удерживают створку неподвижной ветровой парусности.
Заглушки из резины или пластика для защиты от грязи и снега с торцов профиля.
Шаг 9. Монтаж автоматики.
Для подключения автоматического управления понадобятся:
Зубчатая рейка устанавливается на каркасе и крепится болтовым соединением. К направляющему рельсу рейку не крепят, чтобы исключить деформацию. Рейка сцепляется с шестернёй, установленной на валу электродвигателя.
Правильно, если электропривод монтировать на закладную. Подключение производится по схеме.
Для повышения контроля проезда и движения людей предусматривается сканер, определяющий транспорт. В комплект сканера включены фотоэлементы, устанавливаемые друг против друга на противоположных створках ворот.
Если вам нужно получить точный расчёт откатных ворот из Т-профиля, оставьте заявку на нашем сайте. Мы проконсультируем вас по всем интересующим вопросам.
Для работы нужно запастись лопатой, трамбовкой, аппаратом для сварки, болгаркой или УШМ с очистным и отрезным кругом, емкостью для замешивания бетона или сваекрут (зависит от выбранного фундамента), шуруповертом, рулеткой, карандашом, рожковыми ключами, кистью для окрашивания.
Составляющие автоматической системы откатных ворот
Нет необходимости покупать составляющие автоматической системы по отдельности, так как можно подобрать не подходящие друг к другу элементы, тем более что в продаже имеются готовые комплекты.
Конечно, можно обойтись и без установки автоматики – створка легко сдвигается и путем приложения небольшого усилия. Но, автоматическая система стоит недорого, установить ее несложно своими руками, а предоставляемый функционал внесет дополнительный комфорт в жизнь пользователя.
Итог
Надеемся, что наша инструкция, как установить откатные ворота своими руками, позволила вам создать качественные, функциональные и долговечные конструкции, которые будут работать без перебоев. Однако, если в процессе монтажа возникли какие-либо сложности, то лучше не продолжать работу и обратиться к профессионалам, которые устранят ошибки и выполнят дальнейшие шаги.