«мы вас одних не бросим»
Город Шахмат действительно не в лучшем состоянии: местный дорогой отель зачастую пустует, часть зданий просели вниз, облупились, на ремонт денег нет. В коттеджах, чтобы не пустовали, поселили чиновников. Зачем было строить столь помпезный объект, не вполне понятно. Наравне со стройками экс-руководителей калмыки часто обсуждают Великую Отечественную войну.
Жители республики до сих пор обижаются, если в интернете всплывают публикации про «Калмыцкий корпус вермахта»: немцы, занявшие Элисту летом 1942 года, сформировали отряды из военнопленных-калмыков. «В этом корпусе всего 3 500 человек служило, — возмущается
хозяин кафе Баир Буджалов.
А на стороне Красной армии воевали 25 000 калмыков, большинство добровольцами пошли на фронт. Что ж про это никто не пишет? Калмыки, когда присягнули русскому царю, всегда участвовали во всех войнах на стороне России. Понадобится — и снова воевать будем, мы вас одних не бросим!
«не тащите сталина из могилы»
Калмыки то ужасное время не забыли и не забудут никогда. В то же время многие уверены, что жить надо не прошлым, а будущим. «Всякая там Прибалтика, Украина, Польша к России претензии предъявляют: плати им компенсации да извиняйся постоянно, — недоволен пенсионер Евгений Мартов (достаточно много калмыков имеют русские имена и фамилии. — Авт.).
— Как дураки себя ведут! А сколько русских при Сталине арестовали, сослали и расстреляли, почему никто не думает? Русские точно так же страдали от того режима. Сталин давно умер, и лучше не вытаскивать его из могилы, а дружить». Удивительно, но простые люди легко понимают подобные вещи, политики же осознать их не в состоянии.
Калмыки — спокойный и терпеливый народ, и это видно в повседневном общении. Не ругаются впустую, всегда взвешивают слова, выражения, думают о последствиях сказанного. Возможно, на такой настрой влияет буддизм тибетского толка: чего волноваться, это жизнь укорачивает…
Разумеется, и подобных людей можно довести до белого каления, хотя терпение калмыков лучше не испытывать. Один не очень умный парень с Кавказа заснял видео, как оскверняет буддийскую святыню, и выложил запись в интернет. К нему в гостиницу в Элисте пришла толпа народа, его поставили на колени и заставили извиняться.
«от россии в восторге!»
«А кибитки в степи, про которые ещё Пушкин писал, остались?» — интересуюсь я у Марины. «Нет, — отвечает она. — Всё, народ давно в города и сёла переехал, экзотика отсутствует. В кибитках сейчас живёт лишь несколько энтузиастов, желающих „вернуться к корням“.
«Я влюблена в русский язык, но как калмычке мне грустно, что мои дети калмыцкий не знают… — размышляет
преподаватель Александра Джангарова.
— Но я понимаю, у нас везде работают многонациональные коллективы, и даже приезжие из сёл больше используют именно русский для общения, ведь с ним проще и в супермаркете, и в автобусе. Русский язык очень красивый, и на нём многое можно сказать и выразить.
водитель Иджил Васильев.
— Я в России вообще или где?! Мы от России в восторге! У нас общие проблемы, общая радость, общие переживания. Но иногда кажется, что о нас забыли».
«это город нью-васюки»
Самый известный калмыцкий политик в РФ — Кирсан Илюмжинов, руководивший республикой с 1993 по 2021 год. Кирсан прославился своим страстным увлечением шахматами, построил в Калмыкии множество буддийских храмов, а также City Chess (Город Шахмат)
, где в 1998 году провели Всемирную шахматную олимпиаду. Эта игра тут по-прежнему популярна. «Я помню, нас в школе на уроках учили играть, — рассказывает директор Республиканского туристского центра Марина Манджиева. — И до сих пор люди шахматы обожают». Это точно:
во дворах Элисты даже в морозы можно встретить пенсионеров, задумчиво сидящих за досками. В сувенирных магазинах полно шахмат разного качества: от резных ручной работы до китайских из пластика. Тем не менее (как мне показалось) среди населения Илюмжинова не любят.
«Прежние власти были что-то вроде Остапа Бендера, недаром ему в Элисте памятник стоит, — считает бизнесмен Алексей Очиров. — Ну зачем вся эта ерунда вроде Города Шахмат? У нас его „Нью-Васюки“ называют, как в романе „Двенадцать стульев“.
Столько денег истратили, пыль в глаза пустили, а республика одна из самых небогатых по РФ. Лучше б насчёт дотаций из центра договаривались, как на Кавказе. Вон Кадыров из Грозного конфетку сделал».
Жизнь не сахар
После ударившей по экономике эпидемии COVID-19 жизнь в республике сахаром не кажется. Средняя заработная плата — 27 000 рублей в месяц (на уровне с Дагестаном и Кабардино-Балкарией), многие и вовсе получают 15 000 рублей. В Калмыкии живёт 271 000 человек, и это число снижается: народ уезжает на заработки в крупные города РФ.
Четыре месяца была засуха, ни капли дождя, погибло множество овец (а республика издавна зарабатывает скотоводством), высохли водоёмы с рыбой: сплошные убытки. «Мы одна страна, и наверняка преодолеем последствия пандемии, — говорит мне советник главы Калмыкии Станислав Рамазанов.
https://www.youtube.com/watch?v=4UyALUt13OY
— Но нам тоже не следует сидеть сложа руки. Калмыкия маленькая, в случае развития туризма можно существенно улучшить жизнь людей. Увы, долгое время этим вообще не занимались, начали только сейчас». «Мы к вам как 400 лет назад в гости приехали, да так и остались, и нам здесь нравится, — смеётся инженер Александр Зеленов.
Как выглядит настоящая калмычка
Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях — иногда забавных, иногда трогательных — мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.
Мой род происходит из поселка Шин-Мер. Это место считается оплотом национальной культуры, и в общем-то можно сказать, что я типичная калмычка. Несмотря на то что большую часть жизни я провела в Москве, и мы много ездили по стране (мой папа военный), в Элисте прошло мое детство, и я очень скучаю. А когда мы с сестрой летим к бабушке на Новый год, и я вижу из самолета очертания степей, мне хочется плакать.
Четыре рода
В Элисте очень много красивых девушек, и все они при этом очень разные. Дело в том, что калмыки делятся на четыре рода, и каждому из них присущи свои черты: например, у дервюдок (это я) и хошеуток классическая азиатская внешность; у торгудок более смуглая кожа; бузавки очень светлые, часто с каштановыми или рыжими волосами, а еще у нас много девушек с зелеными и синими глазами, выглядит необычно и красиво.
В большинстве своем калмычки стройны и тонкокостны, так сказывается наше кочевое прошлое, когда на женщин ложилось много физической работы — чего стоит только собрать или разобрать кибитку, — а еще к этому добавлялась верховая езда и даже воинское дело! По причине малочисленности народа калмычек учили джигитовке и стрельбе из лука, чтобы в случае опасности в отсутствие мужчин они могли защитить аил (именно аил, а не аул — так назывались наши кочевые поселки).
Калмыцкий стиль
Больше всего в Элисте мне нравится рассматривать прохожих — редко когда встретишь столько интересно одетых девушек в одном месте. Калмычки наряжаются на работу, в гости, на учебу, если идут в магазин или заезжают на заправку. Куда бы они ни шли, по каждой видно, что наряд подбирался тщательно, хотя в отличие от соседних республик (мы граничим с Кавказом) наши девушки не любят стразы и оборки и более-менее чувствуют меру, то есть не щеголяют вечерними нарядами по утрам
Мода в Калмыкии скорее европейская: подростки носят джинсы, сложные платья и грубую обувь на плоской подошве, девушки постарше пышные юбки, классические футляры, узкие брюки, каблуки и ботинки, то есть все, как в больших городах, только более продуманно.
Приступы повального увлечения чем-нибудь тоже случаются. Например, сейчас считается модным носить колье, которые весьма популярны в Элисте: их надевают днем и вечером, и, видимо, чем массивнее украшение, тем лучше.
Под влиянием дорам (современные корейские сериалы), которые весьма популярны в Элисте, подростки красят волосы в коричневый цвет, а потом надевают цветные линзы — выглядит похоже, но старшему поколению совершенно не нравится.
Также в моде наращённые ресницы, причем наращивают их до какой-то невероятной длины так, что сбоку лицо кажется кукольным. Несмотря на то что цены в салонах неоправданно высоки, это никого не останавливает. Калмычки в принципе не экономят на внешнем виде, особенно если речь идет о свадьбе, и не важно в качестве кого ты туда идешь — невесты или гостя.
Калмыцкие свадьбы
Свадьбы — это отдельная тема: калмыки признают только пышные празднества с салютами, выступлениями национальных ансамблей и певцов, и чтобы от угощений на столах не оставалось свободного места. Практически никогда приглашенных гостей не бывает меньше 300—400 человек, а само торжество растягивается на несколько дней: сначала свадьбу празднует сторона невесты (так девушку провожают из родительского дома), потом сторона жениха, иногда на третий день свадьбу отмечают совместно. При этом рестораны невозможно забронировать даже за полгода вперед, настолько плотно расписание, а весной и летом приглашения на свадьбы приходят каждую неделю.
Моя бабушка говорит, что любая калмыцкая свадьба — потенциальные смотрины невест, и отчасти это правда. Когда я вижу, сколько усердий красавицы прилагают к тому, чтобы блеснуть на торжестве, мне становится не по себе, потому что я на такие подвиги не то что не способна, мне даже каблуки лень надевать.
Национальные черты
К слову, средний возраст вступления в брак по республике заметно увеличился: если раньше калмычки выходили замуж в 22—25 лет, то сейчас рубеж сдвинулся до 25—30. Связано это в первую очередь с самореализацией: наши девушки очень талантливы и амбициозны, и когда я приезжаю к ээдж (бабушке), то только и успеваю, что слушать рассказы о том, как внучки ее подруг растут до новых высоких постов по всему миру начиная от Google и заканчивая ООН.
Образование — это в принципе национальная идея Калмыкии. Отправлять детей учиться за границу старались еще в конце XIX, начале XX веков, и хорошие университеты считаются главной инвестицией в каждой семье. При этом, даже живя за границей, калмыки чтят свои традиции. Сейчас самые большие калмыцкие диаспоры находятся в Америке, Франции, Германии и Чехии, но в какой бы стране мы ни жили, калмычки никогда не забываем о корнях: дети всегда учат родной язык, знают обычаи и традиции и умеют танцевать национальные танцы.
У калмыков сильна склонность к математике и другим точным наукам (кстати, шахматы в республике — обязательный школьный предмет), а в силу кочевого прошлого — когда билингвальность была необходимостью — нам легко даются иностранные языки, поэтому достижения калмычек я считаю закономерностью.
Мы любим принимать гостей. Иногда мне кажется, что умение вкусно и много готовить заложено в нас на генетическом уровне, хотя для непривычного человека калмыцкая кухня может показаться тяжелой, ведь в главной роли у нас всегда баранина. Также всем нам присущи требовательность и настырность: мои братья шутят, что женитьба на калмычке самая дорогая вещь в жизни, и что в спорах мы просто невыносимы.
Но несмотря на жизнь в больших городах и напряженные графики, наши девушки остаются женственными, следят за собой и не забывают о семье, что, кстати, является еще одной национальной чертой — калмыки обожают своих родственников. Много раз я наблюдала, как взрослые мужчины и женщины сбиваются с ног, чтобы ответить на звонок своих аав (дедушек) и ээдж (бабушек), на какой бы важной встрече они ни находились; отправляют посылки троюродным племянникам в другие города и помогают даже самым дальним родственникам.
Раньше я это просто замечала, а сейчас я нахожу все те же самые черты в себе. Как я уже говорила, я типичная калмычка 🙂
Пользователи соцсети включились в спор о землях калмыкии и астраханской области
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вопрос об исторической принадлежности земель Калмыкии и Астраханской области остается актуальным, следует из обсуждения в Instagram под сообщением о прокурорской проверке публикации о возвращении калмыцкого поселка соседнему региону. Этой дискуссии предшествовали публичные заявления с обеих сторон спора о территориальных последствиях сталинской депортации калмыков.
Пользователи соцсети подключились к спору об исторических землях Калмыкии
Сообщение о проверке, начатой прокуратурой Калмыкии в связи с публикацией «о возвращении поселка Цаган-Аман Юстинского района республики под административное управление Астраханской области», размещено 9 декабря в Instagram-паблике «Новости Республики Калмыкия», насчитывающем 96,8 тысячи подписчиков. По состоянию на 13.25 мск 13 декабря, под сообщением размещено 15 комментариев.
Авторы некоторых из них поделились собственными представлениями об исторической принадлежности земель. «Может, наоборот, Астраханскую область вернём в Калмыкию? Три района области исторически наша территория… Отсюда, с Волги началась Калмыкия», — написал, в частности, edilbay.kalmykia.
«О каком возврате земель идёт речь? Не то что нам должны вернуть астраханцы два района, они уже требуют Цаган-Аман отчекрыжить себе! В чём причина таких резких заявлений? Молчаливое согласие Калмыкии!» – высказал мнение chingis9688.
«Пусть прокуратура в своей проверке придет неожиданно к выводу, что часть земли Астраханской области была в своё время [необоснованно] захвачена ими же», — пожелал chigyan. «Наримановский район, Лиманский надо вернуть. Будет справедливо», — написал etolik77.
О начале проверки по обращению руководителя администрации главы Калмыкии в связи с публикацией «о возвращении поселка Цаган-Аман Юстинского района республики под административное управление Астраханской области» прокуратура республики сообщила вечером 9 декабря. «В публикации допущено суждение о Калмыкии как исторической территории Астраханского региона. Прокуратура проверит соблюдение требований федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии экстремизму», — говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства. Кто высказал спорное суждение и где оно было опубликовано, прокуратура не уточнила.
Астраханский имам извинился за слова об объединении трех регионов юга России
Мнение о том, что объединение Калмыкии и Ногайского района Дагестана с Астраханской областью было бы «исторически справедливым», высказал ранее в тот же день имам-наиб Белой мечети Астрахани, преподаватель исламского колледжа Муслим Юнусов.
«В последнее время вновь активизировался вопрос о том, какие земли Астраханская область должна отдать Калмыкии, так как до депортации 1943 года они входили в состав Калмыцкой АССР. Я разделяю чувства калмыцкого народа о трагичной депортации, считаю ее преступной, но если выступать за историческую справедливость, почему останавливаться на событиях почти 80-летней давности? До 1920-х годов Калмыкия входила в состав Астраханской губернии. Было бы большим плюсом и для нынешней Астраханской области, и для Калмыкии объединение, сегодня Астрахань уже фактически является центром притяжения макрорегиона. Исторически это было бы справедливо, потому что эта территория была частью Астраханского региона. И Ногайский район – это только административно Дагестан, географически и исторически это территория не Дагестан, не страна гор. Это была часть Астраханского ханства, затем Астраханской губернии», — рассказал он изданию «Обзор».
Операция по выселению калмыков в регионы Сибири и Дальнего Востока была проведена войсками НКВД в 1943 году. Общее число выселенных калмыков составило около 120 тысяч человек. Лишь в 1956 году с калмыков были сняты ограничения по спецпоселению, но без права возвращения на родину. В январе 1957 года была образована Калмыцкая АО в составе Ставропольского края. Ей была возвращена прежняя территория республики (кроме Нариманского и Лиманского районов, оставшихся в составе Астраханской области), восстановлено большинство старых названий населенных пунктов. В июле 1958 года Калмыцкая АО Ставропольского края была преобразована в Калмыцкую АССР, говорится в справке «Кавказского узла» «Депортация калмыков«.
Если бы Калмыкия и северный Дагестан стали частью Астраханской области, «от этого выиграли бы все», сказал Муслим Юнусов. «Это стало бы благотворным для макрорегиона и сняло бы, в том числе, напряженности в Ногайском районе, где коренное население чувствует себя меньшинством Дагестана. Для Астраханской области это плюс – выход к прибрежной части моря, развитие туризма, логистика», — привело его слова издание.
10 декабря Муслим Юнусов заверил, что его слова не следует трактовать как призыв к изменению административных границ Калмыкии, Дагестана и Астраханской области. «Напротив, я считаю, что не стоит изменять исторически сложившиеся и законом закреплённые административные границы субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Есть нормативно-правовые нормы, регулирующие изменения административных границ субъектов Федерации, и благоразумным было бы следовать действующему законодательству, не поднимая излишнюю шумиху, дабы не будоражить общество», — написал он на своей странице в Facebook.
Юнусов подчеркнул, что «в своих постах, публикациях и интервью» высказывает своё личное мнение. «Когда кто-то ссылается на исторические события, нужно понимать, что кто-то другой может предложить своё видение истории», — добавил он.
Имам-наиб также выразил сожаление, если оскорбил жителей Калмыкии и Дагестана. «Приношу искренние извинения людям, которых невольно оскорбил, нанёс душевные травмы… Повторюсь, никогда не призывал к изменению административных границ субъектов Федерации, а лишь хотел показать, к чему такое желание может привести», — написал Юнусов. По состоянию на 13.25 мск 13 декабря, под публикацией Муслима Юнусова не опубликовано ни одного комментария.
Карта Калмыкии вызвала у «Яблока» вопросы к Хасикову
Ранее, 29 ноября, руководитель реготделения партии «Яблоко» Батыр Боромангнаев обратился к главе республики Бату Хасикову, указав, что «на публичной кадастровой карте России, вопреки существовавшему определению, порядку, оформлению, закреплению территории Калмыцкой АССР, значительные по площади территории Калмыкии, в том числе сельскохозяйственного назначения, оказались обозначенными, как территория Астраханской области».
«Как показывают различные сервисы и базы данных, в том числе государственные, огромные участки земли территории Республики Калмыкия вдруг оказались частью Астраханской области: в районе посёлков Бергин (Юстинский район) и Улан-Хол – Нарын-Худук (Лаганский район). Как получилось, что эти изменения уже внесены астраханской стороной в федеральный кадастр в качестве территории Астраханской области?» – написал он в обращении, размещенном на странице реготделения партии в Facebook.
Согласно картам, изменилась и площадь Республики Калмыкия, указал Батыр Боромангнаев. «Было 75,9 кв. км, а сейчас – 74,731 кв. км. Известно, что после восстановления Калмыцкой АО, а затем Калмыцкой АССР в состав Республики не была возвращена значительная территория двух улусов, находившихся до 27-28 декабря 1943 года в составе Калмыцкой АССР. Кроме этого, власти Астраханской области отказались возвращать земли Басинского сельсовета, ссылаясь на Постановление Совета Министров СССР №1023 от 28.05.1954 г., которое было отменено законом «О реабилитации репрессированных народов» 1991 года», — написал он, высказав мнение, что «эти территории ни в коем случае не являются спорными, т.к. они насильно и противоправно удерживаются в составе Астраханской области».
Председатель реготделения «Яблока» призвал Хасикова «инициировать либо созвать или содействовать организации заседаний соответствующих государственных органов» для «эффективной защиты территориальных и иных соответствующих интересов и восстановления нарушенных полномочий Республики Калмыкия», а также «подтвердить изложенные факты или опровергнуть их официально и публично».
«Если факты подтверждаются, разъяснить: сделано ли это было при неведении или попустительстве или прямом соучастии органов исполнительной власти Республики Калмыкия?» – говорится в обращении Боромангнаева.