Храм Покрова Божией Матери / Православие.Ru

Храм Покрова Божией Матери / Православие.Ru Для дачи

«пряничные» купола

Яркие расписные купола придают храму особое очарование. В сочетании с высокими лестницами, крутыми арочными проемами, красными стенами и ажурным декором фасадов пестрые луковичные маковки церквей подчеркивают сходство собора с пряничным теремом из старинной сказки.

В пестром разнообразии нетипичных для православной архитектурной традиции куполов, по мнению некоторых историков, был заложен глубокий сакральный смысл. Они символизируют прекрасные сады Небесного Иерусалима, которые увидел Андрей Юродивый в одном из своих вещих снов.

Одни деревья в этом райском месте цветут пышным цветом, другие радуют взор спелыми плодами, а третьи уже сменили сочную летнюю зелень убранства на золотую листву. Эта версия имеет право на существование, так как собор был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а сам праздник Покрова появился также благодаря сну, в котором Андрею Юродивому явилась Божья Матерь.

Если смотреть на храм сверху, в сочетании куполов можно увидеть гелиоцентрический макет солнечной системы с восемью планетами, окружающими Солнце. Эту теорию подтверждают солярные символы на куполах, отображающие движение и направление вращения этих планет.

Например, купол церкви Александра Свирского, закрученный в противоположном от всех направлении, судя по всему, символизирует Венеру, которая вращается так же относительно других планет и Солнца. Признаков движения нет только на куполе церкви Киприана и Иустины. По ровным полосам и расцветке в этом архитектурном элементе можно узнать Уран.

Маловероятно, что гелиоцентрический принцип расположения и расцветка куполов были заложены в момент основания храма. Скорее всего, планетарная символика появилась во время реконструкции конца XVII века. Есть сведения, что изначально храм был выдержан в строгом архитектурном стиле практически без декора и ярких красок.

Архитектурный ансамбль храма

Архитектурный облик собора парадоксален. С первого взгляда он выглядит как беспорядочное нагромождение ярких зданий, но на самом деле храм имеет четкую геометрическую структуру. В плане это восьмиконечная звезда – символ Богородицы, которую образует ромб, вписанный в квадрат.

На едином подклете-основании расположены девять отдельных храмов. В центре композиции находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высоким шатром и небольшой золоченой главкой. Восемь храмов поменьше с рельефными луковичными маковками разных цветов расположены вокруг нее.

В декоративном оформлении собора преобладают традиционные для русской архитектурной храмовой традиции детали: кокошники, гирьки, полуколонки и ширинки. Галерею украшает пышный растительный орнамент. На стенах расположены фасадные иконы: Богоматери Знамение со святыми на полях, Покрова Пресвятой Богоматери с Иоанном Блаженным и предстоящим Василием.

Внутреннее убранство храма

Галерея, которая когда-то была открытой, в XIX веке стала частью внутреннего убранства собора. На ее восточном участке сохранена старинная масляная живопись и темперная роспись. Резные кирпичные входы, портал в первоначальном виде, крутые арочные проемы и благородная древняя кладка органично вписываются в общую картину.

Центральная Покровская церковь – столпообразное сооружение с четырехгранным основанием, восьмигранной центральной частью и восьмигранным шатровым завершением. По правую сторону от иконостаса находятся масляные росписи позапрошлого века. Сам иконостас, украшенный позолоченными литыми накладками из олова, перевезли сюда из церкви Черниговских чудотворцев, которая была разобрана в 1770 году.

Церковь Василия Блаженного венчает световой барабан с главкой, на полу лежат чугунные плиты каслинского литья. Стены покрыты масляной росписью, выполненной в 1905 году. На южной и северной сторонах изображены сцены из жизни чудотворца: «Чудо о шубе» и «Чудо спасения на море». Западную украшает образ Покрова Богородицы, на нижнем ярусе изображен древнерусский традиционный орнамент.

Сильное впечатление производит иконостас с заворотом, созданный в конце XIX века по проекту Андрея Павлинова и расписанный художниками под руководством Осипа Чирикова. Самая почитаемая святыня – рака с мощами Василия Блаженного с покровом из атласа и шелка, который был создан придворными мастерицами царицы Ирины Годуновой.

Церковь Александра Свирского представляет собой четверик у основания, преходящий в восьмерик и заканчивающийся световым барабаном цилиндрической формы со сводом. Интерьер храма восстановили в прошлом веке. Стены покрыты имитацией кирпичной кладки, купол украшен символом вечности – спиралью из кирпича.

Церковь Иоанна Блаженного была полностью отреставрирована в 2021 году. Мастера восстановили кирпичную кладку сводов, стен и пола, бережно очистили старинные настенные росписи и по архивным эскизам воссоздали иконостас XIX века. Его центром стали оригинальные Царские врата и древние иконы. Главные святыни: рака Иоанна Блаженного и железные вериги, которые принадлежали святому.

Церковь Трех Патриархов представляет собой четверик в основании, переходящий в восьмерик и заканчивающийся цилиндрическим световым барабаном. В куполе расположена композиция «Спас Нерукотворный», на стенах – старинная сюжетная живопись, посвященная житию константинопольских патриархов и святого Георгия.

Церковь Святой Троицы представляет собой восьмигранный двухъярусный столп со световым барабаном и куполом, украшенным символом вечности, – кирпичной спиралью. Древнее внутреннее убранство было полностью восстановлено в начале прошлого века. Храм освещает подлинное паникадило, созданное русскими мастерами в конце XVI столетия.

Церковь Николы Великорецкого – восьмигранный двухъярусный столп, увенчанный световым барабаном со сводом, в котором изображен образ Спаса Вседержителя. В его нижнем ярусе размещены тексты Никоновской летописи с иллюстрациями, в верхнем – Богородица на престоле, окруженная пророками, чуть выше – святые апостолы.

Церковь Киприана и Истины украшена старинными росписями со сценами из жизни святых и многофигурными композициями с сюжетами из Библии. В храме хранятся хоругви времен крестовых походов и подлинные настенные крепления для них. Резной иконостас с позолоченным декором и сценами первого и четвертого дней Сотворения мира был выполнен в 1780 году.

Церковь Григория Армянского стоит на вытянутом основании и представляет собой четверик, переходящий в восьмерик со световым барабаном и сводом. Внутреннее убранство храма было полностью восстановлено. Сейчас придел выглядит так же, как и в XVI веке: беленые стены, кирпичный пол «в елку», карнизы, полуколонны, узкие окна, большие деревянные подсвечники с металлическими основаниями для тонких свечей.

В витринах представлены элементы облачения священнослужителей XVII века. Тябловый иконостас со смещенными влево Царскими вратами был реконструирован век назад. На нем закреплены древние иконы и образа, нижнюю часть закрывают бархатные и шелковые завесы с вышитыми голгофскими крестами.

Церковь входа Господня в Иерусалим – двухъярусный восьмигранный столп, перекрытый сводом. Во время последней реставрации мастера обнаружили древние росписи, раскрыли их, но не стали восстанавливать поврежденные и утраченные элементы. Также над северным входом можно увидеть след от снаряда, попавшего в храм осенью 1917 года.

Церковь Варлаама Хутынского была построена с нарушением симметрии, из-за чего Царские врата сместились вправо. Четверик, переходящий в восьмерик с цилиндрическим барабаном и сводом, освещает самое древнее в соборе паникадило. Тябловый иконостас, состоящий из старинных икон, был реконструирован в начале прошлого века.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых:

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Как добраться до храма василия блаженного

Храм Василия Блаженного, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля главной площади страны – Красной площади, расположен в самом сердце столицы, в непосредственной близости от Нулевого километра, что объясняет развитую транспортную инфраструктуру в данном районе Москвы.

Легенды и мифы

Случайное спасание. Храм чудом уцелел во время масштабной антирелигиозной кампании начала прошлого века. О спасении собора от сноса есть интересная история. Когда Каганович представлял Сталину проект реконструкции главной площади страны, он, случайно или намеренно, смахнул со стола символическую модель собора, демонстрируя, сколько места будет освобождено для проведения демонстраций и других патриотических мероприятий.

Пожар в Новгороде. Василий Блаженный, почитаемый Иваном Грозным чудотворец, был приглашен к царю на обед. Когда разлили вино гостям и подняли чаши во здравие, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое своего кубка на улицу. На резонный вопрос Грозного:

Загадочные зодчие или зодчий? В течение нескольких веков считалось, что Грозный доверил строительство собора двум мастерам – Постнику Яковлеву и Барме. Не так давно историки пришли к выводу, что зодчий, вероятнее всего, был один, и имя его было Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник.

Также долгое время ходили упорные слухи о том, что царь после возведения храма приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить ничего похожего. Однако и этот миф был опровергнут. Ученые обнаружили документы, подтверждающие, что Постник позже принимал участие в создании таких архитектурных шедевров, как Казанский кремль, Никольский храм, Благовещенский и Успенский соборы, а значит, он не мог быть слепым.

Легенды храма василия блаженного

5761_1a

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.

В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

Image(2)

Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).

Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.

clip_image002

Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

clip_image004

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.

В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

clip_image006

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.

450px-Basil_Fool_for_Christ's_grave

Сень над могилой Василия Блаженного.

Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

clip_image010

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Попытки уничтожения храма и противостояние им

Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек.

Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».

7-663x554

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Ангелина Цесис

[источники]
Источники:
http://storyfiles.blogspot.com/2021/10/blog-post_57.html

А вы знаете как собор Василия Блаженного назывался ранее?

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=39573.

На машине

Добраться до храма Василия Блаженного на машине не составит особого труда, если под рукой окажется приложение «Яндекс.Навигатор» или его аналоги (например, «Яндекс.Карты», Google Maps, 2GIS и т. д.). Для того чтобы проложить наиболее быстрый маршрут от текущей геопозиции до популярной достопримечательности, достаточно набрать название объекта или его адрес (Москва, Красная площадь, 7) в поисковую строку навигатора, после чего алгоритмы искусственного интеллекта отобразят наиболее эффективный и комфортный для движения путь с учетом дорожной ситуации и прочих нюансов.

Следует отметить, что в районе храма Василия Блаженного крайне мало мест, где можно припарковать автомобиль. Рекомендуем воспользоваться платной городской парковкой по ул. Ильинка или парковочной зоной на Васильевском спуске. Стоимость одного часа аренды парковочного места составит 380 руб.

На метро

Ближайшими по отношению к храму Василия Блаженного являются следующие станции Московского метрополитена: «Охотный Ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Китай-город» (Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии). Рассмотрим более детально, как добраться до храма от каждой из упомянутых станций.

На наземном общественном транспорте

В непосредственной близости от Покровского собора совершают остановки городские автобусы, следующие по маршрутам М90 и с920 (бывший К). Расстояние от остановки общественного транспорта «Красная площадь» до храма Василия Блаженного не превышает 250 м.

От станции метро «китай-город»

Добравшись до станции метро «Китай-город», поднимитесь в город, воспользовавшись выходами №14 (Таганско-Краснопресненская линия) или №13 (Калужско-Рижская линия). Покинув вестибюль станции, двигайтесь по ул. Варварка ~700 м. (~8 мин.), после чего увидите перед собой храмовый комплекс Покровского собора.

От станции метро «охотный ряд»

Добравшись до станции метро «Охотный Ряд», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №7. Покинув вестибюль станции, пересеките Нулевой километр и выйдите на Красную площадь, пройдя сквозь Воскресенские ворота. Следуйте прямо, не сворачивая, ~500 м., и Вы достигнете главного входа в Покровский собор.

От станции метро «площадь революции»

Добравшись до станции метро «Площадь Революции», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №11. Покинув вестибюль станции, поверните налево и двигайтесь по Богоявленскому переулку ~250 м., вплоть до Гостиного двора, после чего поверните направо и следуйте ~250 м. по ул. Ильинке.

Покровский собор (храм василия блаженного) — часы работы и контакты

31 декабря и 1 января собор закрыт;
с 2 по 9 января Покровский собор работает с 11:00 до 18:00, кассы — до 17:15.

Расписание богослужений

Службы проходят на второй день Пасхи и каждое воскресенье с 10 утра. Божественная литургия заканчивается прочтением акафиста Василию Блаженному у раки святого. Уточнить информацию о посещении литургии в определенный день можно на сайте Московского патриархата.

Богослужения в соборе Василия Блаженного были разрешены 18 ноября 1991 года указом Президента РСФСР. Первая служба в одной из церквей состоялась 14 октября 1993 года – на престольный праздник Покрова Богородицы. Регулярные богослужения в церкви Василия Блаженного начались 15 августа 1997 года после завершения реставрационных работ в главной церкви собора.

Цена билетов в покровский собор (храм василия блаженного)

Убедительно просим вас предъявлять в кассе документ, подтверждающий ваше право на льготу. 

Взрослые граждане Российской Федерации и стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз)

500 руб.

Взрослые граждане других государств

1000 руб.

Пенсионеры, граждане РФ и стран ЕАЭС

будние дни — 250 руб.,
выходные и праздничные дни — 500 руб.

Студенты колледжей, техникумов, ВУЗов граждане РФ

250 руб.

Дети от 7 до 17 лет, граждане РФ и стран ЕАЭС

250 руб.

Дети от 7 до 17 лет, других государств

500 руб.

Сотрудники музеев, находящихся в ведении Министерства культуры РФ

250 руб.

Солдаты и сержанты срочной службы Российской армии

250 руб.

Труженики тыла, граждане РФ и стран ЕАЭС

250 руб.

Репрессированные, граждане РФ и стран ЕАЭС

250 руб.

Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, граждане РФ и стран ЕАЭС

250 руб.

ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ МЕСЯЦА (только основная экспозиция):

Бесплатное одиночное посещение (не распространяется на экскурсионные услуги): 

Дети до 7 лет (вне зависимости от гражданства);

Дети-инвалиды, граждане РФ и стран ЕАЭС;

Инвалиды I группы, II группы, граждане РФ и стран ЕАЭС;

Один сопровождающий инвалида I группы и II группы, ребенка с инвалидностью, граждане РФ и стран ЕАЭС;

Герои Советского Союза;

Герои Российской Федерации;

Полные кавалеры ордена Славы;

Ветераны и участники Великой Отечественной войны;

Ветераны боевых действий;

Жители блокадного Ленинграда;

Узники фашистских концлагерей;

Сотрудники Министерства культуры РФ;

Члены ICOM;

Обладатели карты волонтера «Спутник» по предъявлению паспорта (только основная экспозиция);

Одиночные паломники (при предъявлении карты паломника);

Группа паломников более 5 человек в сопровождении представителя РПЦ при посещении церквей Василия Блаженного и Иоанна Блаженного (без осмотра основной экспозиции музея);

Священнослужители;

Один сопровождающий группу учащихся средних и средне-специальных учебных заведений при условии приобретения путевки на групповое посещение музейной программы (не распространяется на абонементы)

ВНИМАНИЕ!

Для получения льготного либо бесплатного билета необходимо предоставить документ, подтверждающий право на льготу.

Для подтверждения льготы пенсионерам по возрасту необходимо предъявить справку либо паспорт, для пенсионеров по иным причинам необходимо предоставить только справку. Социальная карта москвича не является документом, подтверждающим льготу.

Стоимость разрешения на проведение экскурсии на иностранном языке для гидов‐переводчиков, имеющих аккредитацию Ассоциации гидов‐переводчиков, экскурсоводов и туристических менеджеров России — 500 руб. за каждую группу.

Аудиогид «Обзорная экскурсия» по Историческому музею на русском языке — 300 руб.

Аудиогид «Обзорная экскурсия на иностранном языке — 600 руб.

Льготы на услугу аудиогида не распространяются.

1. Возврат Платежа за оплаченный Заказ проводится только за заказы, оформленные на Сайте Музея при помощи Банковской Карты и до получения Билетов в Кассах Музея. Возврат осуществляется только на Банковскую Карту, с которой был произведен Платеж.

3. Пакет документов необходимо отправить с адреса электронной почты, указанного Клиентом при оформлении Заказа не позднее, чем*:

  • за 1 час до окончания работы музея в последний день Интервала посещения, при возврате входных Билета (ов) на экспозиции музея;
  • за 3-е (трое) суток до начала экскурсионного мероприятия (при возврате экскурсионной путевки);
  • за 3-е (трое) суток до начала Мероприятия, при возврате Билета (ов) на прочие Мероприятия с указанием времени его начала. Временем получения Заявления считается время поступления Заявления на электронный адрес Музея.

*В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2021 №193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»» возврат средств за оплаченные билеты осуществляется в случае оформления возврата не менее, чем за 3 дня до даты проведения мероприятия (статья 52 «Оформление, реализация и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия»: «В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой настоящей статьи, менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств или музей вправе не возвращать посетителю стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки»)

Экскурсии по храму василия блаженного

Как один из филиалов Исторического музея и уникальный архитектурно-художественный памятник, храм является популярнейшей московской достопримечательностью. Попасть сюда можно в составе сборной экскурсии в сопровождении гида. Экскурсионные предложения посвящены разным тематикам, связанным с историей собора.

Часть из них адаптирована для детской аудитории. Гости могут выбрать любую из следующих программ: «Покровский собор – обетный храм Ивана Грозного», «Василий Блаженный и юродивые Варварского крестца», «Живопись Покровского собора», «Государев храм», «Московские юродивые Покровского собора», «Царь Иван и Покровский храм» и другие.

Также в списке программ есть интересные аудиоэкскурсии для гостей всех возрастов: аудиоквест для детей от 7 до 17 лет – вместе с билетом каждый участник получает книжку со схемой и заданиями, и стандартная аудиоэкскурсия по собору.

Храм Василия Блаженного – один из самых узнаваемых и красивых историко-архитектурных памятников России. Его биография соткана из чудес и легенд, а архитектура – из нетривиальных художественных решений. Экскурсия по собору – это не просто знакомство с историей и древними православными реликвиями. Это погружение в удивительное прошлое, в котором жили чудотворцы и прорицатели, талантливые живописцы и гениальные зодчие.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий