Мастер-классы с материалом лыко на Ярмарке Мастеров

Мастер-классы с материалом лыко на Ярмарке Мастеров Для дачи

Венок

Самое простое изделие из лозы — декоративный венок. Начинающий мастер без труда справится с плетением и научиться правильно обращаться с ивовой лозой.

Понадобятся прутья длиной от 30 до 60 см. Из первого прута плетётся кольцо. Тонкая часть лозы обвивается вокруг толстого конца. Поверх первого обвивают второй и последующие пруты, аккуратно пряча кончики.

Готовые заготовки сушат и декорируют по своему усмотрению. Для украшения используют шишки, орехи, конфеты, ленты, бусины, новогодние шары. Всё зависит от вашей фантазии и предназначения изделия.

Виды ручек для берестяных изделий

Можно классифицировать ручки по способу крепления или типу каркаса:

  1. Жёсткое (монолитный каркас)
  2. Петельное (составной каркас)

Жёсткое крепление является стационарным, когда сама ручка – неотъемлемая часть каркаса. Это классическое расположение ручки для квадратных корзин.

Петельное крепление подразумевает, что каркас ручки зацепляется петлёй за каркас кромки. Такое крепление делает ручки подвижными и в нашем случае их можно загнуть снаружи вдоль боков корзины в момент погрузки содержимого, чтобы не мешали.

Преимуществом жёсткого крепления является возможность полностью скрыть проволоку, тогда как при петельном соединении сама петля всегда будет видна. Смириться с этим можно в угоду функциональности.

Закрепление ручек петлями за ободок кромки производится симметрично с длинного бока корзины. Между местами зацепа должно быть шесть полных ячеек.

К видам ручек можно отнести три варианта оплётки каркаса, которые мне известны:

  1. Простая круглая ручка
  2. Ручка косого плетения
  3. Ручка прямого плетения

Простая круглая ручка представляет собой обвивание лентой бересты вокруг каркаса в несколько слоёв, пока не будет достигнута нужная толщина. Внутрь такой ручки поверх каркаса можно поместить ещё какой-либо материал для увеличения толщины.

Круглая ручка неудобная и скучная, поэтому я сам лично избегаю её применение. К тому же существует определённая неудобность закрепления концов лент оплётки.

Ручка косого плетения идеальна для жёсткого каркаса ручки, потому что может стать бесшовным продолжением стенок и полностью скрыть проволочный скелет. Корзина с такой ручкой смотрится просто, но монолитно. Плетение косой ручки выполняется по принципу «закладки», который мы изучали ранее.

Ещё изготавливаются ручки из цельных полос бересты, где применяется и клей, и резьба, и перфорирование с прошиванием, но такие виды не применимы в быту и годны лишь для сувенирной реализации.

Самым универсальным решением является плетение прямой ручки. Этот вариант подходит для любого каркаса, достаточно прочен, интересен и легко выполним, а также имеет несколько реализаций, с которыми я познакомлю вас ниже.

Вяжем лыко (алекс росс) / проза.ру

                “С мастерством люди не родятся, но

                добытым мастерством гордятся”.

Красива и хороша во многих отношениях наша белая береза, ничего не скажешь, а вот липа оказывается пречудна не меньше. Чай из липового цвета приятен и полезен для здоровья. Ее мягкая, податливая с устойчивым приятным запахом древесина, как добрая душа давно живет в народном жилище и в христианских храмах. Живет в мебели, в украшениях, в резных киотах и пышных иконостасах, только липовыми ложками, к примеру, было принято у нас когда-то хлебать уху и грибовницу. Из липы у нас во все времена делали нательные иконки, вырезали крестики с распятиями. Из липового лыка плетут легкие и удобные в обращении предметы быта, посуду и интересующие нас сегодня лапти.

Мы начинаем потихоньку вновь распознавать и обретать истинные ценности. Стремление жить в чистой окружающей среде, питаться экологически чистыми продуктами, использовать предметы из натуральных материалов становится естественным.

Не так давно мне пришлось прочитать в одном многоуважаемом журнале развернутый материал о традиционных лаптях из бересты. О том, как их плести, почти ничего по-существу не было сказано, но автор с легкостью заявил: “Мы предлагаем Вам научится плести лапти, тем более что это не такая уж большая премудрость”. Уверяю Вас, дорогой мой Читатель, в обратном, это довольно сложно, но усердное старание, как я выяснил, наверняка может окупиться большим удовольствием, а кому-то и материальной прибылью! Подумав так, я решил рассказать о своей короткой и такой интересной встрече с мастером, который плетет лапти и ступенцы из липового лыка, да показать фото, что я делал, пока Валентин Иванович Зимин из городка Кстово Нижегородской области баял мне, показывая без утаек весь процесс последовательно в мельчайших деталях.

Я зову его дядей Валей, он мой старый добрый знакомый. Когда-то сварщик высокого класса, сейчас на заслуженном отдыхе. Воспитал двоих крепких парней. Один из них  водитель грузовика, другой нижегородский поэт Александр Зимин.

Так вот, дело было погожим летним деньком. Дядя Валя сказал мне: “Ну, друг мой, не падай духом, падай брюхом!” Сели мы на его мотоцикл “Урал” с коляской и укатили по проселочным ухабам в ближайший перелесок, совсем обыкновенный, больше похожий на сорный подрост на пустыре, оставленном когда то после строительства нефтеперерабатывающего завода. Дядя Валя сразу принялся за дело. Как то, я бы сказал, лихо он драл лыко с нетолстых, около десяти сантиметров в диаметре деревьев и приговаривал: “Резать плети и сдирать кору лучше с комля, вот так…” Ловкими движениями острым ножом он окольцовывал стволы сначала на уровне чуть ниже колена, а затем на уровне поднятой руки. Затем делал вертикальный прямой надрез, соединяя верхние и нижние кольца. Потом с углов задирал ножом кору и, подсовывая под нее руки, отделял обшлага. Вся заготовка на несколько пар обуви заняла у нас не больше часа. “Кора после заготовки в лесу бывает готова через три-четыре дня, — рассказывал он, — но и тут не торопись, в дело так не пускай, перед работой ее надо обязательно смочить!”

Дома заготовленные полосы драни раскатывают и закатывают в обратную сторону, затем вновь распускают и вывешивают на пару суток в тень, чтобы они подвялились, но не плесневели. Когда они становятся жесткими, их надо смотать в рулоны. Сматывая, их надо подравнивать, подрезая с боков в полоску, и смотреть, чтобы лыко не сломилось. В рулонах, нанизанных на нить гирляндой, оно может висеть в тени хоть пять лет и не будет портиться.

Зимой цвет лыка становится золотистым, более красивым. В этот период перед работой необходимое количество рулонов надо облить кипятком и замочить в ведре с горячей водой и оставить мокнуть в ней до тех пор, пока вода не остынет. После этого их можно достать, вытереть ветошью и сразу приступать к работе. Когда лыка заготовлено на два лаптя, а времени хватает для плетения одного, надо завернуть остающееся лыко во влажную тряпку и положить на холод. Потом перед работой достать, ошпарить вновь кипятком и лыко опять будет готово для работы.

Однако, когда мы встретились снова, у дяди Вали все уже было готово к работе. Главный инструмент для плетения — кочедык. Это металлическая кривая узкая лопатка, зауженная на конце и насаженная на деревянную ручку. Еще нужна фигурная деревянная колодка со вставышем. Причем для каждого третьего размера обуви своей величины и формы. Колодку можно изготовить самостоятельно из куска березы, подходящего размера. Можно и из сосны, но сосна мягче березы, поэтому колодка из нее будет не такая долговечная.

Всего требуется двенадцать лыковых полос — по шесть на каждый лапоть.

Пока плетется один лапоть, лыко второго хранится в мокрой тряпице. Для тридцать девятого размера, например, длина полосок должна быть около двух метров, ширина до девяти миллиметров. То есть, чем больше размер, тем длиннее и шире полосы, соответственно. Нарезают и срезают кору с этих полос простым ножом, осторожно — следят, чтобы не получалось заусениц (задиров), иначе лыко при вытягивании во время плетения может порваться. При этом прежде всего с поверхности коры срезаются все неровности и сучки. Затем кусок драни переворачивается тыльной стороной и неспеша осуществляется нарезка плетей (полосок) заданной ширины. Если при этом попадаются небольшие трещины, их пускают в середину.

Из заготовленного в плетях лыка можно плести лапти, а можно и ступни. “Ступни или ступени (ударение на «и») мне не нравятся, — говорит дядя Валя. — Тут с пяткой надо возиться. А в лапти ногу сунул, тут и пошел. Настоящие-то лапти — это шлепки без задников. Плести их и проще, и быстрее.

Плести начали с подошвы, с задника. Вести ее не трудно. Складываешь крест-накрест по три полосы (вплетаешь их поочередно), а затем вытягиваешь одну из-под другой (см. схему). Края задника при этом сами собой чуть приподнимаются, образуя углубление для ноги. “Лыко таскай осторожно, вот так… Плетешь внимательно, ухаживаешь (то есть поправляешь — авт.), — рассказывает он. — Бывает раз, лыко оставил, е-мае! Пальцем поддерживаешь, поправляешь, кочедыком поднажмешь. Тут лыко-то смял, маленько его. Иш кака копотлива работа-то, ну пальцем тут подделашь. Вот дыра, ее надо маленько подделать, бывает и не подделашь (не затянешь по-хорошему — авт.). Без дырок не бывает”.

А вот и самый сложный в плетении момент — переход на носок. У тридцать девятого размера на перегибе носок должен быть шириной в четыре лыка, у размеров поменьше — по два, а начиная с сорок первого — по пять.

“Не робей, — подбадривает дядя Валя. — Меня-то во время войны один неродной дедушка учил. Приду к нему, смотрю — все понятно, а дома примусь за работу — запутаюсь. Тогда было так: сплетешь пару лаптей — тебе за это ведро картошки дадут. Так я в войну шестерых обувал и кормил. Нас трое в то время плело, так те двое не доковыривали, а все одно ведро картошки за это брали. И носятся такие тапки в два раза меньше.”

Тем временем он, перегнув пряди сверху на подошву, вплел их последовательно вторым слоем. Обрезал лишнее у краев на перегибе. Вплел для украшения тонюсенькую полоску лыка натуральной строчкой в носок. По этой полоске сразу понимаешь — лапти получились женские. Мужские традиционно украшают веревочкой, которую также вплетают в край носка.

Я был в восторге, прямо на моих глазах родилась чрезвычайно практичная вещь — красивые, легкие лапти. И сделаны они были искусно и совсем быстро, можно сказать, в два счета. “Да-а, видишь сколько делов-то? И все надо головой кумекать, — хвалился дядя Валя. — Ох и копотлива работа-то, посиди тут за несколько сотен. Вроде делать то что, а не просто. Маленько понял?” “Чуть-чуть,” — отвечаю. “Ну маленько покопаешься, что уж сразу что ли. – с иронией глянул он на меня. — Я вот только не знаю, инженера такие сплетут али нет?”

Инструмент

Необходимый инструмент и разные приспособления для лозоплетения можно найти в любом доме:

  1. Набор затупленных шил — тупые концы обезопасят от нанесения ран во время плетения. Разные по диаметру, используются для установки ручек, оформления краёв, плетения загибок.
  2. Садовый нож — необходим для очищения коры, обрезания концов прутьев, срезания сучков.
  3. Два секатора — одним заготавливают материал, другой используют в процессе плетения.
  4. Кусачки — необходимы для обрезания торчащих концов лозы.
  5. Металлическая или деревянная колотушка — ею уплотняют стенки изделия, подбивая сплетённую часть, чтобы усыхающий прут не ослабил конструкцию.
  6. Плоскогубцы — применяют для протягивания лозы и удаляют сломавшиеся пруты.
  7. Круглогубцы — применяют при плетении дна и загибке лозы
  8. Шаблоны — необходимы для придания аккуратной формы плетёному изделию.

Какая нужна лоза

Изготавливают плетёные предметы из:

  1. прутьев и коры ивы,
  2. лыка из липы,
  3. стеблей камыша,
  4. тропической лианы,
  5. ореховых прутов,
  6. виноградной лозы.

Популярно плетение разных интерьерных фигурок, подарочных коробок из бумажных трубочек.

Корзинка

Для плетения небольшой корзинки подготавливают:

  1. 6 штук толстых прутьев;
  2. 36 прутов средней толщины;
  3. 50 шт. тонкой лозы.

Следуйте таким шагам:

  • Берут 6 прутьев и ножом в середине трех прутов делают прорезь 4 — 5 см. Три оставшихся прута вставляют в прорези и образуют форму креста.
  • Две тонких лозы вставляют в прорезь, разъединяют и огибают по три толстых прута основания поочерёдно пропуская верх и вниз. После выполнения двух кругов переплетают каждый прут основания.
  • Обязательно нужно соблюдать равномерное расстояние, туго затягивая лозу после каждого переплетения. Плетут до тех пор, пока не останется 10 см от рабочего прута.
  • Наращивая длину, новую лозу просовывают между прутьями последнего ряда. После нескольких ходов плетения можно нарастить вторую лозу.
  • Плетение донышка продолжается до достижения диаметра примерно 22 см.
  • Концы оставшихся прутов подрезают и фиксируют между ветками предыдущего ряда. Донышко должно получиться немного вогнутым.
  • Далее к спицам постепенно крепят 24 прута с острым срезом. Надавливают шилом либо отверткой рядом со спицей и вставляют по одной ветке с обеих сторон по всему кругу.
  • Стойки поднимают наверх и связывают или закрепляют обручем. Торчащие спицы донышка подрезают.
  • Для соединения основания с боками изделия, корзину берут на колени, дном к себе. Три одинаковых по длине лозы средней толщины крепят, вставляя ближе к вертикальной стойке. Хорошо углубляют концы.
  • Левый прут вплетают с боку, перекидывая лозу через первую, потом следующую стойку во втором ряду. Таким методом работают с последующими прутами и оплетают основание.
  • Чтобы корзина получила красивую форму, затягивать прутья нужно плотно. Сделав круг плетения, изделие можно поставить на любую удобную поверхность и сделать ещё несколько слоёв. Оставшиеся концы прутов протягивают сквозь переплетение вниз, концы срезают.
  • Стенки можно выполнять различными узорами. Для тех, кто только начинает осваивать лозоплетение, удобнее всего выбрать самый простой вариант.
  • Чтобы заготовка не падала, в неё ставят груз. Вначале добавляют один прут, перекидывая его спереди и сзади стоек до середины диаметра изделия. Затем второй. Дальше плетут используя их поочерёдно. Лозу нужно обрезать до её сильного сужения, избегая в плетении тонких веток.
  • После выполнения нескольких кругов обруч можно снять. Выполнив плетение вверх 9 —10 см делают несколько кругов, добавив светлую лозу среднего диаметра.
  • Завершают работу над корзиной, делая загибку. Берут три светлых прута, крепят к первой стойке и сгибают вправо. Поочерёдно так нужно согнуть все ветки. В последующем ряду первая стойка протягивается снизу третьей, пропустив два прута. Остальные стойки протягивают так же.
  • Концы последних трех веток заводят за переплетение и туго затягивают. Торчащие концы отсекают косым срезом.

Вы можете применять разные узоры, брать лозу различного диаметра, цвета, фактуры. В любом случае ваше изделие будет выглядеть оригинально и неповторимо.

Кресло

Для изготовления кресла впервые нужно подобрать простую форму и использовать простое плетение. Понадобится гибкая лоза со срезами под углом в 40 градусов.

Для будущего кресла покупают готовый каркас или сформировывают самостоятельно из тёмной лозы, большого диаметра скрепляя саморезами.

Добавляют и хорошо крепят будущие ножки кресла из четырёх брусков из древесины.

Укрепляют мебель за счёт горизонтально прилаженных палок в районе ножек будущего кресла. Плетут сиденье и спинку простым узором. Прутья можно комбинировать с другими материалами: лентами, шнурами, канатами.

Плетёную мебель обрабатывают с помощью лака или морилки. На отдельные элементы можно нанести водоэмульсионную краску.

Мастер-классы с материалом лыко на ярмарке мастеров

Мастерим коника из лыка

Приглашаем вас сделать коня из лыка.Симпатичный солнечный конь, символ мощи, силы, движения, мудрости, радости. Итак, материал для изготовления — лыко. Возмжно, не все знают что это, и где купить его. Лы́ко — луб молодой липы и других лиственных деревьев, по сути — внутренняя сторона коры деревьев, …

§

Активный отдых и развлечения

Несколько интересных идей

Из прутьев создают множество предметов для интерьера и быта. Гибкую лозу используют и для дачных поделок.

Органайзер

Органайзер часто плетут из бумажных трубочек.

Накрутить трубочки из газет или журналов несложно. Режут полоски шириной 5 — 7 сантиметров и очень туго накручивают на спицу или шпажку, закрепляя края клеем.

Для плетения нужно:

  1. 30 трубочек длиной 10 — 12 см,
  2. 20 трубочек длиной 15 — 17 см,
  3. 20 трубочек длиной 20 — 22 см.

Приступаем к плетению:

  • Вырезаем из гофрированного картона заготовки коробочек разной высоты с шириной 10 см. Изнутри можно обклеить обоями, трёхслойными салфетками. Обрезаем по контуру, оставляя хвостик.
  • Перевернув заготовку хорошо проглаживают все сгибы, загибают и приклеивают хвостик. На дно заготовок приклеивают малярный скотч
  • На бок самой маленькой коробочки наклеивают двусторонний тонкий скотч. На него приклеивают 5 самых коротких стоек на одинаковом расстоянии.
  • На вторую коробку таким же методом клеят короткие стойки, только сначала со скотча нужно снять верхний защитный слой и приклеить к первой.
  • Затем снимают остальную пленку и присоединяют конструкцию к самой высокой коробочке.
  • С четвёртой заготовкой поступают так же и приклеивают её с другой стороны высокой коробки.
  • Конструкцию ставят на картон, обрисовывают по периметру и вырезают дно, отступая внутрь 3 мм с каждой стороны.
  • Отмечают места для склеивания, пронумеровывают коробочки и намечают места приклеивания лозы для стоек, количество которых должно быть нечётным.
  • Приклеивают лозу ко дну и к коробочкам так, чтобы со всех сторон на 3 мм было видно основание. Ставят груз внутрь и на время оставляют.
  • Конструкцию переворачивают и ставят на предварительно загнутые, вертикальные стойки. Оплетать начинают двумя трубочками, закрывая всё, что торчит.
  • Затем приклеивают трубочки к уголку, ставят конструкцию на донышко, загибают вверх стойки и делают 2 ряда верёвочкой с двумя трубочками. Стойки можно закрепить прищепками.
  • Узор плетения можно поменять, либо оставить прежним.
  • Удлиняют бумажную лозу, вставляя один конец в другой, более широкий, добавляя каплю клея ПВА.
  • Плетут по периметру маленькой заготовки до встречи с более высокой коробкой. Продолжают работу, оплетая каждую последующую заготовку так же, как и первую. Оставшиеся концы подрезают и приклеивают, закрепив прищепками.
  • Берут три трубочки, выравнивают с одного края, плетут косичку и приклеивают по краю коробочек. Концы косички срезают конусом и склеивают примерно на 1 см.

Отделку органайзера выполняют как кому нравится. Вариантов много: вскрытие лаком, декупаж или простое раскрашивание.

Особенности подготовки прута

Срезают и подготавливают материал к плетению дважды в год. Очищают и раскалывают лозу сразу после срезки.

С конца октября по апрель, после окончания листопада проводят осенне-зимнюю заготовку. В это время у прутьев нужная спелость и упругость древесины.

Для придания материалу определённого оттенка, его кипятят от 40 мин до 2 часов, либо замачивают на срок до двух недель.

При длительном кипячении цвет лозы становится более тёмным и насыщенным.

С мая по август идёт весенне-летний сбор лозы. Срезанный в этот период материал очищается без использования варки.

Следует при срезе проверить качество веток, намотав на палец. Лоза должна быть эластичной и не ломаться.

Заготавливают прутья, используя секатор либо садовый нож, оставляя до среза четыре почки.

Плетение полезно для здоровья

Лозоплетение — старинный вид рукоделия. Работая с экологически чистым материалом мастера получают удовольствие, развивают мелкую моторику, улучшают память, сообразительность, координацию движений.

Вы можете изготовить различные эксклюзивные украшения для интерьера, полезные в быту вещи, сделать декоративный забор, различную мебель.

Самые полезные элементы интерьера — корзину, панно, абажур или вазу, сделанные своими руками можно подарить знакомым и близким.

Удачи в начинаниях!

Плетение прямоугольной корзины из бересты

Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Хотя в настоящее время в быту широко применяются различные сумки и пакеты, в лес за ягодами или грибами люди все ещё стараются ходить с корзинками.

В отдельной статье я уже рассматривал виды и назначение корзин, поэтому сейчас на этом не буду заострять внимание и перейду непосредственно к мастер-классу.

Корзину, которая предлагается для изготовления, я считаю эталонной. Дело в том, что мой неоднократно упоминаемый в статьях отец обеспечивал долгие годы жителей родного посёлка (и не только их) плетёной продукцией, как подобает ремесленнику. За это время выработалась технология плетения самой удобной, надёжной и красивой корзины. Я решил обнародовать полное точное описание этого изделия, как говорится «клетка-в-клетку».

Прежде всего стоит отметить две важные особенности такой корзины:

  1. Прямоугольная форма
  2. Двойная ручка

В отличие от традиционной квадратной формы берестяной корзины с одной ручкой по середине, данный вид обладает повышенным удобством эксплуатации:

  • Четыре точки крепления двух ручек позволяет распределить нагрузку на кромку при переносе тяжёлого содержимого.
  • Две широких ручки удобнее лежат в руке и позволяют нести корзину даже вдвоём
  • Плоская прямоугольная форма более компактна и значительно упрощает передвижение в чаще леса
  • Ручки корзины подвижны, их можно раздвинуть для удобства наполнения корзины или свернуть внутрь, уменьшая габариты

Впервые за все мастер-классы по берестоплетению мы изготовим изделие с прямоугольным донцем.

Размер полных ячеек для донца корзины 10*6. Это означает, что потребуется (10 6)*2=32 ленты для набора коврика. Ленты нарезаются в масштабе примерно 1:150 по соотношению ширины к длине, чтобы гарантированно хватило на полное оплетение корзины лицевым слоем. Наращивание лент до плетения кромки допускается, но не рекомендуется.

Размер корзины регулируется именно шириной лент, а не количеством. Так десятилитровая корзина получится при ширине лент примерно 15мм, если соблюсти предлагаемую высоту стенок.

При наборе коврика из большого количества лент требуется внимательно следить за плотностью плетения. Согнутые пополам ленты позволят равномерно набрать квадратный коврик симметрично относительно его центра.

Даже для прямоугольного донца требуется квадратный коврик. Прямоугольность достигается путём сдвига углов донца от середины стороны коврика к его углу. Чтобы получить сторону в шесть полных ячеек, от любого из углов коврика отступите в каждую сторону по шесть лент и в этих местах образуйте два угла донца. Аналогичные действия производятся с противоположным углом.

Убедитесь, что между углами получившегося донца располагается шесть и десять полных ячеек по короткой и длинной стороне соответственно.

Далее следует простой, но утомительный процесс набора стенок, то есть наращивания высоты изделия. В крупных изделиях с большим количеством лент набор стенок требуется проводить равномерно, чтобы лычки сами удерживали друг друга и не расползались. Применение зажимов будет только плюсом для повышения качества плетения.

Обратите внимание на форму ячеек – она должна быть строго квадратной при условии равной ширины всех лент. Изменение пропорций сторон клетки свидетельствует о неравномерной плотности плетения, что вызовет неминуемое искривление изделия.

Высота корзины 9,5 полных ячеек. Здесь можно допустить некоторое отступление от этого требования и сделать высоту меньше или больше, но я считаю, что такие пропорции идеальны.

На мастер-классе по плетению кружки мы впервые применили каркасное плетение, которое заключается в размещении внутри кромки проволочного каркаса. Для полноразмерной корзины каркас из мягкого металла не подойдёт.

Стальная проволока очень плохо поддаётся деформации и отлично удерживает форму при нагрузке. Отрезок нужной длины необходимо согнуть в овал по размеру открытой части корзины. Кромка оплетается поверх каркаса в обе стороны от середины отрезка проволоки.

Делается это прежде всего для того, чтобы при завершении кромки сомкнуть концы проволоки, стянув или разжав овал каркаса в размер. Кромка из бересты имеет фиксированный размер, а каркас должен подстроиться под него.

Ленты плотно затягиваются, чтобы скрыть металл и дальше наступает момент оплетения изделия лицевым слоем. Здесь не обойтись без кочедыка. В подобном крупном изделии этот процесс очень нудный и утомительный, но в результате плотность и прочность изделия возрастает с каждым слоем, продлевая жизнь изделия при интенсивной эксплуатации.

Идеально, если стенки и дно не будут деформироваться под тяжестью груза, чтобы не повредить даже самые нежные грибы и ягоды. Обратите внимание на фотографии, как же красива ячеистая фактура плетёного изделия!

Без ручек корзина тоже может иметь практическое применение в качестве стационарного хранилища, но наша корзина будет иметь две ручки, только прежде всего предлагаю изучить некоторую классификацию ручек.

Послойный узор

Прутьев и стоек должно быть одинаковое количество. После крепления лозы оплетают чётные стойки с наружной стороны, нечётные — с внутренней. Лоза направляется вверх, образуя наклон в несколько градусов. Каждую следующую лозу крепят слева и плетут, пропуская одну стойку.

Простой узор

Самый лёгкий вид переплетения одним прутом, который огибает стойки одним концом поочерёдно с одной и другой стороны. Последующие прутья скрепляют комлем к вершине изнутри изделия.

При тонкой лозе, состыковывая ветки плетут обоими прутьями между трех стоек. Для простого узора, при изготовлении замкнутых контуров, следует брать нечётное количество стоек.

На первом круге стойку оплетают снаружи, а на следующем уже изнутри.

Применяют этот вид для оформления ваз, бутылок, изготовления донышек различной формы.

Рамка для фотографий

Для изготовления оригинальной круглой рамки для фото понадобится толстый картон. Фото наклеивается на толстую основу. В торец картона устанавливают стойки.

Виды плетения можно чередовать. Например, начать послойным способом, затем перейти к плетению верёвочкой с двумя прутьями. Если стойки закреплены в картоне крепко, то загиб с обратной стороны картона можно не делать.

При плетении прямоугольной рамки стойки устанавливают с краёв шаблона, соблюдая угол в 90 градусов. Одну стойку закрепляют под углом в 45 градусов посередине.

На длинные стороны прямоугольника устанавливают стойки, выдерживая расстояние до 5 см, в зависимости от размера изготавливаемой рамки и диаметра прута. Расстояние в процессе работы нужно сохранять.

Выполняют плетение прямоугольных рамок узором из двух прутьев. Чтобы углы рамки остались прямыми, заканчивают работу загибкой в один прут.

Технология изготовления ручки прямого плетения

Для детального рассмотрения пары вариаций ручек прямого плетения, я решил выполнить их «на стенде», отдельно от корзины. Для этого потребовалась медная проволока, разномастные полоски бересты и зажим.

Общий принцип ручки такого вида заключается в спиральном плетении длинной ленты бересты вокруг проволоки между слоями лент, проходящих сверху и снизу металлического каркаса.

Используется четыре слоя лент бересты по два с каждой стороны каркаса. Две внутренние ленты могут быть из низкосортной бересты и нужны только для придания толщины и плотности. Наружные ленты должны быть прочными и износостойкими.

Самое сложное в плетении такой ручки – начало и завершение плетения. Очень важно не допустить, чтобы соединения расплелись в ходе эксплуатации. В начале конец длинной ленты, которой будет стягиваться ручка по спирали (так и назову её – спиральная), нужно закрепить между слоёв ручки и обернуть её пару раз, плотно сжимая основание.

Дальше следует проплести связующую ленту между внутренней и внешней лентой на любой из сторон ручки. На выходе лента снова проплетается внутри между слоёв уже второй стороны ручки.

Дальше следует чередовать прохождение спиральной ленты внутри и снаружи каждой из сторон ручки, пока не будет получаться кромка, аналогичная прямой кромке прямого плетения.

Это было простое плетение в пять лент. Ручка в шесть лент значительно плотнее и симпатичнее, но подразумевает разделение внешней стороны ручки на две полоски, между которыми проплетается спиральная связующая лента по основному принципу берестоплетения.

При контрастном цветовом сочетании оттенков бересты можно получить интересный шахматный эффект, что очень выигрышно украшает изделие.

Для широких ручек может быть применено так же плетение из большего числа лент по аналогичному принципу.

Увеличить прочность торцов ручки можно путём сгибания наружных продольных лент таким образом, чтобы их загнутые концы зацеплялись за внутреннюю полоску. Этот приём немного увеличит толщину ручки у основания, но при этом предотвратит выпадение лент при нагрузке.

Если правильно вымерять момент сгибания наружных лычек – спиральная лента будет плотно зажата между ними и зафиксировать её конец не составит труда.

В любом случае плетёные ручки из бересты остаются ремонтопригодными, а материалы для ручки можно заменить на более современные. Например, для плетения ручек корзин из пластиковых бутылок отец применял упаковочную ленту, запасу износостойкости которой нет предела.

Типы плетения

Лозу плетут слева направо, прут, который в работе, должен находиться с левой стороны.

Узор «в два прута»

Две лозы, оплетая поочерёдно стойки, образуют вид «восьмёрки». Первую лозу прикрепляют к первой стойке, оплетают вторую снаружи, третью — изнутри.

Вытаскивают прут на лицевую сторону после третьей и перед четвертой стойкой. Вторая ветка крепится ко второй, третья к третьей стойке. Плетут поочерёдно, таким же методом.

Узор «в три прута»

Первую лозу крепят за первую стойку, а второй и третий прикрепляют к следующим по очереди стойкам изнутри. Оплетают две стойки с наружной стороны, одну — с изнаночной, вытаскивая лозу на лицевую сторону. Проводят такие действия со всеми прутьями поочерёдно.

Фигурки

Плетут фигуры из жестких прутьев. Для формирования основы понадобиться проволока.

Каркас из проволоки делается основательно, хорошо закрепляется. Прутья переплетают между основанием фигуры, используя любой способ. Это может быть и хаотичное переплетение, а можно сделать всё аккуратно. В любом случае получиться оригинальное изделие.

Фигурки для интерьера делают и из бумажной лозы.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что среди прочих естественных материалов для плетения корзин, береста, на мой взгляд, является самым удачным, если говорить о переносе ягод и грибов, благодаря своей лёгкости, прочности и экологической чистоте.

Сплести корзину собственными руками для себя или родных – занятие не из простых, но однозначно имеет и в настоящее время. Такой подарок может стать ценным для коллеги по работе, например, можете поверить мне на слово.

Вы можете всегда поделиться своими познаниями в области плетения корзин, воспользовавшись формой комментариев к статье, а на этом у меня всё, всем удачи и творческого вдохновения!

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий