неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме: | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть Для дачи

"неделя психологии в доу" | методическая разработка по теме: | образовательная социальная сеть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мастерок»

«Неделя психологии»

в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Шеремет Татьяна Викторовна

заместитель заведующей  по воспитательной

  методической работе I к.к.

Цель: улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении.

Задачи:

Заранее проводятся рекламная и подготовительная работа с детьми, педагогами, родителями. За день до проведения «Недели психологии», при входе в ДОУ размещается настенная газета с информацией о плане мероприятий.

Каждому дню соответствует свое название и своя тема.

Итогом «недели психологии» — выпуск газеты  МБДОУ  «Детский сад  «Мастерок».

План мероприятий «Недели психологии»

ПОНЕДЕЛЬНИК

«ДЕНЬ РАДУЖНОГО НАСТРОЕНИЯ»

Цель: актуализация эмоционального состояния участников образовательного процесса.

Акция «Радуга настроения»

Цель:

• Проследить динамику изменения настроения в течение недели;

• подготовить материалы для улучшения самочувствия, активности и настроения;

• получить обратную связь о ходе акции.

Накануне сделана афиша, информирующая детей и взрослых о предстоящей акции. Акция проходила в старшей и подготовительной к школе группе.

Ход акции

В приемной групп нарисован плакат, изображающий радугу – «Радугу настроения».

Каждое утро в течение всей недели детей встречает воспитатель, ознакомленный с сутью акции, и предлагает детям жетончики с их именами. Затем им нужно заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в детский сад, а потом соотнести его с определенным цветом «Радуги настроения», и прикрепить жетончик на определенную полоску.

Когда дети уходят, они делают тоже самое.

Таким образом, можно проследить за изменением настроения в течение дня, а затем и всей недели.

Анализ

Красный – восторженное.

Оранжевый – радостное.

Желтый – приятное.

Зеленый – спокойное, уравновешенное.

Голубой – грустное.

Фиолетовый – тревожное.

Черный – крайне неудовлетворительное.

Белый – трудно сказать.

«Радужные игры»

Релаксация «Необычная радуга»

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Диагностическое занятие «Волшебная страна чувств»

Задачи:

Материалы: бланки методики «Карта чувств» (приложение 1), по восемь цветных карандашей по количеству участников.

Ход

1. Ритуал приветствия.

«Частичка тепла»

Дети по кругу передают соседу «частичку тепла» — легкое поглаживание.

2. Диагностика психоэмоционального состояния.

Перед каждым ребенком раскладывается 8 цветных карандашей (красный, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики «Карта чувств». Приложение 1.

Инструкция 1

«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2

«Спасибо вам от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Давайте вспомним, каким цветом у нас обозначено каждое чувство».

В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3

«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только вы, как ребята, восстановившие страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной,  и узнают много интересных историй.

3. Ритуал прощания

«Солнце настроения»

Тем ребятам, у которых настроение похоже на солнышко, предлагается «подарить» его всем остальным: пошевелить пальцами – «лучиками» раскрытых ладоней и улыбнуться.

Релаксационный тренинг для педагогов «Бархатное поглаживание»

Задачи:

Релаксационные приемы: «бархатное поглаживание», медитация, визуализация образов через изотерапию и логотерапию.

Ожидаемые результаты: хорошее настроение, создаваемое эмоциональным состоянием: на фоне расслабления при помощи мысленно обращенных к себе слов формировать состояние психического покоя или психической мобилизации; использование данного метода в повседневной деятельности педагога.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Оборудование и материалы: удобные стулья и кусочки качественного плотного бархата приятных цветов или игрушки приятной фактуры по количеству участников, ароматические масла (грейпфрут, мандарин, роза); магнитофон с приятной и спокойной музыкой; для каждого участника цветные карандаши (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный) и 1/2 листа формата А4, разделенные с одной стороны на две части вертикальной линией.  Приложение 2.

Знакомство — «Презентация»

Проводится в начале встречи с целью создания более дружеской и комфортной обстановки. По кругу каждый называет свое имя, фразу (или слово) и действие, характеризующее его как личность.

Разминка «Ладошки»

Участники тренинга располагаются на стульях, создавая общий круг. Затем делятся на пары и играют в ладошки, опираясь на свои детские воспоминания об этой игре.

Потом игра продолжается в общем кругу: вначале участники хлопают в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.

Мини-лекция в образах

ОБРАЗ № 1. Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки (см. приложение).

Дерево при пересадке на новое место испытывает стресс, и для того чтобы снизить его и ускорить процесс приживания, садоводы-профессионалы используют свои секретные приемы. Так же человек, взрослый или ребенок, чувствует себя неуютно в сменившейся обстановке и среди незнакомых людей, испытывает стресс либо эмоциональное напряжение. И человеку, как и растению, необходима помощь.

ОБРАЗ № 2. Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли (см. приложение).

Когда у дерева обламывают ветку, случайно или намеренно, оно получает травму и испытывает стресс. Для того чтобы снизить негативные последствия этого, садовник может замазать это место землей или обработать известью. Благодаря этому приему у дерева быстро заживает трещина, и оно будет расти дальше.

Мы — образованные люди и знаем, что сроки и успешность адаптации человека в незнакомом для него обществе зависит от адаптационных возможностей организма человека и своевременности психопрофилактики и психореабилитации. Для того чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, повысить работоспособность, предлагаю опробовать один из несложных релаксационных приемов — игру «Бархатные ручки».

ХОД  ИГРЫ

Ведущий. Прежде чем вы опробуете этот метод на себе, прошу в левой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее в тот цвет, на котором остановился ваш взгляд (отражение своего настроения).

Для того чтобы еще больше пробудить воспоминания о том, какими вы были в детстве, предлагаю следующий прием. (Включается спокойная музыка.)

Релаксация «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает… Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, и снова вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Примечание. В этом сюжете актуализировано чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

Ведущий предлагает рассказать о тех ощущениях, которые участники испытали при погружении в воспоминания детства. Затем участники делятся на пары: один играет роль взрослого, другой — ребенка.

Инструкция (для участника, играющего роль взрослого). Возьмите любую игрушку с приятной фактурой, желательно приятного цвета. Дайте ребенку (взрослому, играющему роль ребенка) потрогать, восхититься и насладиться приятным ощущением мягкой ткани (игрушки).

Затем скажите: «Сейчас я собираюсь подышать так, чтобы ощутить такую же бархатистость, нежность, пушистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так…»

Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы минуту-другую глубоко и спокойно дышите, наслаждаясь процессом. «Все мое тело ощущает прикосновение бархата. А ты, малыш, можешь дышать так, чтобы прочувствовать то же самое?» — говорите вы.

Ваша конечная цель — добиться, чтобы ребенок испытал приятное чувство во всем теле. Спросите его: «Ну а теперь ты ощущаешь эту бархатистость?» Возможно, он скажет «да».

Для работы парам дается 10 минут, потом они меняются ролями.

В тех ситуациях, когда ребенку-педагогу не удалось испытать приятные ощущения либо такое ощущение он испытывал, но не во всем теле, попросите его описать, что он чувствует в той части тела, которая не испытала комфортных ощущений. В случае удачи он может даже вспомнить ситуацию в прошлом или настоящем, которая явилась причиной боли или дискомфорта в этой части тела.

Если вы в ходе беседы выяснили, что ребенка-педагога действительно что-то беспокоит, постарайтесь, чтобы он еще несколько раз повторил дыхательные упражнения и добился ощущения бархатного поглаживания, тогда неприятные воспоминания сгладятся.

Если все идет хорошо и ребенок-педагог сохраняет интерес к игре, попросите его вспомнить, когда он в первый раз почувствовал боль или другие неприятные ощущения. Не исключено, что вы будете удивлены, как давно это было! Но не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте только в том случае, если педагог готов дальше выполнять упражнение.

Способы усиления приятных ощущений

1. Чтобы усилить эффект от этого приема, необходимо зарисовать ощущения участников в виде какого-то предмета, животного или явления.

2. Также хороший способ усилить ощущение — использовать в игре приятные ароматы, например, ароматическое масло мандарина, грейпфрута или розы. После того как ребенок-педагог преодолеет свое беспокойство или проблему и снова возвратится к состоянию бархатного поглаживания, дайте ему понюхать одно из выбранных ароматических масел. Это дополнительное впечатление усилит приятное ощущение.

3. Если при этом ребенок-педагог сможет видеть свое отражение в зеркале, то бархатное поглаживание будет ассоциироваться у него с собственным образом. И каждый раз при взгляде в зеркало к нему рефлекторно будут приходить умиротворенность и хорошее самочувствие, которые вы заложили в его памяти.

Ведущий. А теперь прошу поднять: синюю полоску — если вам удалось ощутить бархатистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания в роли взрослого и в роли ребенка, и красную — если не удалось. Зеленую полоску поднимите, если вы испытали эти ощущения только в одной роли. Сейчас прошу вас в правой половине листа нарисовать на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее в цвет своего настроения.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный прием повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялся на красный, зеленый, желтый. Если вы сейчас изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с детьми и взрослыми; если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием; если треугольник — вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Итог: подводится совместно всеми участниками игры.

ВТОРНИК

«ДЕНЬ ПОНИМАНИЯ»

Цель дня: оптимизация отношений между всеми участниками педагогического процесса.

  1. Акция «Радуга настроения»
  1. Акция для родителей «Цветное настроение»

Цель: улучшение настроения.

Ход

В приемных групповых комнат вывешивается картинка с изображением цыганки, предлагающей погадать. Рядом стоят три коробочки разного цвета, в которых лежат карточки – пожелания.

Предсказания делятся на три группы.

• Положительные: тебя ждет подарок, удача на твоей стороне, приятный сюрприз, долгожданный разговор и др.;

• Мотивирующие: не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; без труда не выловишь и рыбку из пруда; откинь сомнения — действуй и др.;

• Загадочные: она обязательно поможет тебе, он помнит о тебе, тайный поклонник проявит себя и др.

3. Тренинг «Пойми меня!» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Личностное развитие ребенка.

Задачи: 

Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.

Материалы: изоматериалы (бумага, краски, карандаши, фломастеры); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по количеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.

Ход

Ведущий. (Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей.) Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей.) Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.

 — Поднимите руки те, кто любит конфеты.

 — А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.

 — Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.

 — Подойдите к столу те, кто любит рисовать.

Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскрасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то, что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют, фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе что-то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусы, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе.)

Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу.) На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения.)

Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других? (Обсуждение вопроса.)

Ведущий ставит в середине круга стул.

Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью.) Это трон. Мне очень хочется, чтобы на троне сегодня оказался Петя. (Ребенок, о котором говорили плохо.) А мы все вместе подумаем, чем хорош Петя. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне.)

Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Пете. Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.

Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске. (Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки.)

Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе — теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Пете. До свидания!

4. Тренинг для педагогов и родителей «На тропе сотрудничества»

Цель: оптимизация взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи:

Категория участников: родители и педагоги.

Количество участников: 25–30 человек.

Время проведения: 2–2,5 часа.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А4.

ХОД ИГРЫ

Знакомство

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет свое имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правило: не разнимать руки.

После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на две группы (в каждой должны оказаться представители разных сторон). Группы размещаются за столами.

Упражнение «Коробка»

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую — в одну коробку, левую — в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

 — Удобно ли было двигаться?

 — Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

 — В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее — когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается детский сад со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой — семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на две группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царством. Сегодня образовались такие царства-государства:

— Царство Родителей,

— Царство Педагогов.

Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителям царств нужно создать свой герб.

Упражнение «Царский герб»

На листах А3 участники каждой группы изображают свою символику. Представление каждой группы.

Упражнение «Наши чувства»

Ведущий. Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часто ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда — не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, в своем царстве, а другое — когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.

Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине — чувства, испытываемые при посещении чужого.

Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувства безопасности, спокойствия, на чужой территории — тревогу, страх быть непонятым и др.

Упражнение «Ожидания»

Ведущий. Жители Царства Родителей каждый день отправляют своих любимых детей в Царство Педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родителей.

Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов и педагоги от родителей?

Игроки каждой группы записывают свои ожидания.

Обсуждение.

Упражнение «Объединение государств»

Ведущий. Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течет, все меняется, в мире все развивается, совершенствуется. Выживать поодиночке становится все труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств-государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзнического государства проведем референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставляется право высказаться «за» или «против» объединения.

Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в «ящик для голосования». После того как все участники высказали свое мнение с помощью голосования, проводится социологический опрос:

 — Какие отрицательные стороны есть в создании союза? Почему не надо объединяться в союзническое государство?

 — Почему лучше создать союз независимых царств-государств? Какие выгоды приобретет союз?

Подведение итогов референдума.

Ведущий. Большинство жителей двух царств высказались за создание союза. С этого момента провозглашаем союз независимых царств-государств. Каждое союзное государство имеет свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящий из четырех министерств. Министрам необходимо разработать Положение о деятельности своего министерства (в документе определить цели и задачи, правила, требования и т.д.). Положение о деятельности министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме. Оформляется на листах А3.

На распределение ролей и разработку документов дается 20–25 минут. Участникам предлагается либо самим определить (назвать) свои министерства, либо ведущий называет следующие: Министерство общения, Министерство обучения, Министерство здоровья, Министерство воспитания.

Обсуждение документов. Обсуждение работы в группах.

Скульптура «Союз Семьи и Детского сада»

Ведущий. Мы провозгласили создание союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наше союзное государство не было формальным (на бумаге), продемонстрируем взаимодействие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам нужно создать совместную скульптуру «Союз Семьи и Детского сада».

Все игроки участвуют в создании скульптуры.

Фестиваль музыки и юмора

Ведущий. Союз царств-государств существует в реальности. Это взаимодействие мы только что наблюдали. Теперь все вопросы, возникающие в Царствах, решаются на общих собраниях. В данный момент у нас назрел один вопрос, требующий незамедлительного решения. Жители пограничных государств решили провести фестиваль музыки и юмора. Для этого мероприятия необходимо срочно подготовить юмористические четверостишия.

Игроки получают листы, на которых напечатано начало четверостишия, которое надо закончить.

Варианты незаконченных четверостиший:

1. Приходим на собрание,
Словно на свидание…

2. Если б не было детей,
Не было б игрушек…

3. На занятии с надеждой
Получу мешок с одеждой…

Рефлексия.

СРЕДА

«ДЕНЬ ДРУЖБЫ»

Цель дня: формирование позитивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

  1. Мульттренинг «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи:

Условия проведения: обеспечить возможность сидеть и стоять в кругу, смотреть мультфильм, рисовать.

Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981).

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я хочу спеть вам песенку, подпевайте мне:

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу. Передайте свою улыбку друзьям!

Скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? (Обсуждение вопросов, обобщение.)

Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится. (Проиграть каждый предложенный вариант).

А что может помешать дружбе? (Обсудить варианты ответов детей).

Да, ребята, друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о дружбе лесных жителей. Рассаживайтесь поудобнее, и наш киносеанс начинается… Мультфильм называется «Он попался!» (Просмотр мультфильма длится примерно 10 минут.)

Беседа по мультфильму. Вопросы:

 — Легко ли было смотреть мультфильм?

 — О чем он?

 — Вспомните персонажей, какие они по характеру?

 — Какие поступки они совершают?

 — Хотелось ли вам иметь таких друзей?

 — Чем закончился мультфильм?

Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все живут дружно, помогают друг другу.

Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю сделать подарок своему другу — нарисовать дружбу. (Дети самостоятельно выбирают изоматериалы, после окончания рисования работы оставляем для просушивания.)

Ведущий приглашает детей в круг.

В начале нашей встречи мы передали улыбки друг другу. Они очень много значит, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться — положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба!

2. Акция «Подарок другу»

Цель: диагностика взаимоотношений внутри группы.

Ход: Детям в течение дня предлагалась самостоятельно изготовить подарок другу: рисунок, поделку – и подарить его кому-то из группы. Подарков может быть несколько. Важно следить, чтобы все дети получили подарок. В конце дня определяется статус ребенка к группе по количеству полученных подарков.

  1. Газета бесплатных объявлений
                                                           «ИЩУ ДРУГА»

Задачи:

Материалы:

 — листы бумаги для объявлений, в нижней части каждого листа отрывные листочки с «номером телефона» автора объявления (см. приложение к игре);

 — количество отрывных номеров на каждом листе должно быть равно количеству участников;

 —  количество листов для объявлений должно превышать число участников;

 — лист ватмана для оформления газеты;

 — фломастеры, ручки, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В методическом кабинете выставляется стенд, который будет символизировать доску объявлений.

Ведущий. Любой человек мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас уже повезло, и у него есть такой друг, а у кого-то множество знакомых и приятелей, но такого человека, которого можно было бы назвать настоящим другом, нет. А кто-то, в силу своей застенчивости или замкнутости, чувствует себя одиноким, и у него тоже нет друзей.

Мы попробуем помочь друг другу, ведь так может случиться, что ваш друг — рядом с вами, а вы этого не замечаете!

Сегодня у нас открывается газета бесплатных объявлений, она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету свое объявление о поиске друга. Принимается любая форма объявления: вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, можете рассказать о себе, можете нарисовать портрет друга, который вам так нужен. Помните только, что объявлений в газете будет много, и вам нужно сделать так, чтобы именно ваше привлекло внимание. Подписывать объявление не нужно, на каждом листе имеется свой номер объявления, постарайтесь его запомнить.

Сейчас возьмите листы бумаги для объявлений, фломастеры, ручки и творите!

Педагоги заполняют свои объявления в течение первой половины дня. Для подведений итогов в обеденный перерыв встречаются в методическом кабинете.

Если кто-то из участников хочет написать несколько объявлений, ему предоставляется такая возможность при условии, что объявления будут отличаться по манере письма и содержанию.

Спустя отведенное время ведущий собирает объявления и быстро, вместе с помощниками, приклеивает на ватман. Газету помещают на стену. Участники молча читают объявления. Каждый имеет право оторвать полоску с номером объявления, которое привлекло его внимание, если он готов связаться с его автором. Количество выбранных каждым участником объявлений можно ограничить временем.

Время этапа — 8 минут.

Обсуждение — 20 минут.

Ведущий. Сейчас наступает самый важный момент в нашей игре. Мы пока не знаем, какое объявление кому принадлежит, мы не отвлекаемся на личности, сохраним пока эту тайну.

Теперь я попрошу каждого из вас высказаться, почему он откликнулся именно на эти объявления? Что его привлекло в них? Какие качества он ценит в друге?

Желающие высказываются по кругу, на высказывание дается не больше 1 минуты.

Ведущий. Давайте посмотрим, на все ли объявления откликнулись?

 — Как вы думаете, почему на некоторые объявления откликались мало, что мешало?

 — Какое объявление набрало больше всего откликов? Почему?

Комментарии ведущего после обсуждения

Скорее всего, наименьшее количество выборов получили объявления, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу, ведь нелегко соответствовать высокому запросу, не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность прийти на помощь, бросив все», «умение хранить тайны» или «владение карате». И наверно, главная причина: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Такое потребительское отношение к другу, от которого требуется только служить, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Посмотрите, гораздо больший интерес вызвали объявления, в которых человек рассказывает о себе и предлагает в общий котел дружбы то, чем он сам обладает, то есть он готов к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание не только брать, но и давать.

В конце обсуждения ведущий предлагает снять завесу тайны и открыть друг другу, кто автор того или иного послания.

Каждый из участников встречи встает около своего объявления и открывается, кто с кем хотел бы дружить. Ведущий предлагает сесть в общий круг и обсудить, как можно поддерживать общение друг с другом. Ведущий подводит общий итог игры «Ищу друга».

После игры нужно организовать ситуацию для свободного общения детей, это может быть чаепитие, динамическая игра или какое либо другое игровое действие.

Приложение

Заготовки для объявления

1. На каждом объявлении заранее пишется номер (в углу листочка и на разрезных полосках внизу).

2. Номера на объявлениях разные (лучше трехзначные, однако старайтесь избегать комбинации из трех шестерок, чтобы не вызывать у детей дополнительно негативные ассоциации).

3. Заготовки для объявления должны быть размером с тетрадный лист.

4. Количество объявлений должно превышать количество детей (на случай, если будет желание написать второе объявление или исправить неудачный вариант).

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

3. Акция «Забор»

Цель: установление обратной связи.

Ход: В приемных групп вывешивается ватман, оформленный как забор. Родителям предлагается продолжить фразу «Я желаю педагогам детского сада…» и написать ее на заборе.

ЧЕТВЕРГ

«ДЕНЬ СЧАСТЬЯ»

  1. Акция «Сердце группы»

Цель: осознание причастности к группе, формирование позитивного образа группы.

Ход: в течение дня ребятам предлагается сделать «сердце группы»: из ватмана вырезывается большое сердце, которое украшается маленькими сердечками, вырезанными их цветной бумаги каждым ребенком. Затем можно устроить конкурс сердец между группами и определить, чье сердце самое «горячее».

  1. Выставка семейных фотографий «Самый счастливый день нашей семьи».
  1. Создание группового коллажа «Счастливы, потому что вместе».

Предварительная работа: дети приносят домашние фотографии, которые нужно отсканировать и распечатать.

Ход: Ребятам нужно вспомнить счастливый день, проведенный со своей семье и сделать на эту тему коллаж: вырезываются фигуры, лица с семейных фотографий, приклеиваются на лист и дополняются рисованными деталями в соответствии с заданной темой.

Получившиеся работы вывешиваются в приемной.

  1. Родительское собрание «Язык любви»

Цели: осознать свои способы выражения любви к ребенку; формировать представления о разных способах выражения любви; формировать установки на саморазвитие; осознать эффективность используемых в общении с ребенком средств выражения любви.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Необходимые материалы: мячик, бейджи, маркер, плакат с надписью.

Ведущий. Здравствуйте, меня зовут… Я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли сюда сегодня. Я работаю… Моя работа связана с родителями и их детьми. Мы обсуждаем вопросы, связанные с взаимоотношениями между родителями и детьми разного возраста. Сегодня мы поговорим на тему, которая волнует многих родителей: как сказать ребенку, что вы его любите. Но прежде чем перейти к обсуждению темы, нам надо познакомиться. У меня в руках мячик, который нужно передать другому человеку после того, как вы представитесь в трех предложениях: «Меня зовут… У меня столько-то детей… Больше всего я люблю…»

Начну с себя. Меня зовут Татьяна. Больше всего я люблю проводить время с близкими мне людьми.

Игра «Подарки»

Необходимые материалы: сушеная рыба, семечки, шоколад, пачка салфеток, ручки, листики, три шкатулки, роза.

Ведущий приглашает к участию четырех желающих.

Ведущий. У меня есть четыре небольших подарка (выкладывает семечки, рыбу, шоколад, пачку салфеток). Попрошу вас написать на листках ваше имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и отдайте их мне.

После того как участники написали записки, ведущий вручает невпопад каждому из них подарок на память о встрече.

Обсуждение:

• Кто получил тот подарок, который хотел?

• Что вы чувствовали, когда совпали ваше желание и подарок? (Радость, удовольствие.)

• Что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали? (Горечь, обиду, разочарование, ощущение того, что тебя не поняли.)

Ведущий. В моей жизни тоже были такие ситуации, когда мне на праздник дарили не то, что мне хотелось бы получить. Эту шкатулку (достаю первую) мне подарили на день рождения, эту (достаю вторую) мне подарили на день учителя, а эту (достаю третью) мне привезли с юга. А мне так хотелось, чтобы мне подарили цветы. Я очень люблю, когда мне дарят цветы.

Вывод: неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что меня не понимают, не учитывают или не знают моих интересов. И если такая ситуация повторяется три, пять, семь раз — это лишь подтверждает мнение, что меня не любят, этим людям я не дорог. Почему? Потому что они не понимают, что мне нужно.

Наша любовь к детям — это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

Письменное задание

Необходимые материалы: ручки, листы бумаги.

Участникам предлагается письменно ответить на вопрос: как ваш ребенок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают?

На данном этапе занятия результаты не обсуждаются.

Информирование о языках любви

Необходимые материалы: карточки с информацией о языках любви.

Ведущий. Мы дарим детям любовь, и формы любви, как и подарки, бывают разные. Существует несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений доктор философских наук Гэри Чепмэн выделяет пять основных языков любви: слова поощрения, прикосновение, время, помощь, подарки.

Ведущий кратко характеризует каждый язык, раздает подготовленную информацию участникам семинара.

Работа в парах «Определи язык любви»

Необходимые материалы: конфеты по две шутки каждого сорта (всего 12), находятся в непрозрачном мешочке, ручки, карточки с ситуациями.

Ведущий. Мы сейчас более подробно рассмотрим каждый из языков любви. А сделаем это в необычной форме. Достаньте из мешочка себе конфету (тем, у кого одинаковые конфеты, ведущий предлагает сесть рядом).

Итак, задание: определите, на каком языке любви говорит ребенок, впишите его в графу рядом.

После того как задание в парах сделано, обсуждение в кругу.

Ситуация

Язык любви ребенка

1

«Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на мой день рождения»

Подарки

2

«Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие оценки»

Помощь

3

Двенадцатилетний Паша спрашивает: «Папа, когда мы пойдем в поход?»

Время

4

«Вчера мама сказала, что я безответственный и что, если я не изменюсь, я никогда не поступлю в колледж. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый»

Поощрения

5

«Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты то шьешь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор, то стираешь, то еще что-нибудь делаешь. Ты всегда чем-то занята. У меня такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется, чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время»

Время

6

Мария, 15 лет: «Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Наверное, он думает, что я уже взрослая и в этом не нуждаюсь. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной»

Прикосновения

Работа в парах

Необходимые материалы: ручки, карточки с ответами на вопрос.

Ведущий. Теперь посмотрите на листочки, где вы написали ответ на вопрос: «Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?» Сейчас вам нужно в парах рассказать друг другу, какие языки любви вы используете. На это у вас 5 минут.

Обсуждение в парах:

• Все ли вы уверенно можете сказать, что это именно то, что нужно вашему ребенку? Почему?

• Есть ли тот язык, который вы используете чаще?

Информирование: как определить язык любви ребенка

Необходимые материалы: карточки с информацией «Как обнаружить, какой из языков любви «родной» для вашего ребенка?»

Ведущий рассказывает, как можно определить язык любви ребенка, используя информацию на листках (см. приложения 1, 2).

Обсуждение в группе

Необходимые материалы: плакат с сосудами, чистый лист формата А1.

Вопрос для обсуждения: что произойдет с вашим ребенком, если он не найдет подтверждения, что вы его любите?

(Ответы записываем на доске.)

Ведущий. Мне очень понравилась одна метафора: «Каждый ребенок — это сосуд, который нужно наполнить любовью». Ребенок жаждет любви. И когда он ее чувствует, он развивается нормально (прикрепляю плакат с изображением сосуда). А как чувствует себя ребенок, когда сосуд пуст? (обращаем внимание на то, что записывали). Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст.

Ведущий. Любовь — наша основная эмоциональная потребность, и, когда другой человек удовлетворяет ее, мы испытываем к нему теплое эмоциональное чувство. Эмоциональный климат семьи может в значительной степени измениться, если члены семьи научатся говорить на «родных языках любви» друг друга. Давайте наполнять сосуды, говорить на доступном для вашего ребенка языке.

Рефлексия

Необходимые материалы: плакат с надписью: «я чувствую…».

Ведущий. Закончите предложение: «Я чувствую…»

Приложение 1

Дети и языки любви

Язык любви 1: Слова поощрения

Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Если понимать это буквально, то, чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка». Похвала и благодарность всегда помогут вам выразить любовь. И лучше облечь их в простые искренние слова.

Например: «Как тебе идет этот костюм».

«Ты — мое солнышко».

«Я вчера сидел за письменным столом и думал: «Как я скучаю по своей дочурке!»

«Какой молодец, помыл посуду!»

«Спасибо, что вынес мусор».

Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это не любовь. Хвалите детей, чтобы доставить им радость. И все-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.

Другой диалект этого языка — ободряющие слова. «Ободрять» значит «придавать бодрость, мужество». Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы мы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно, ваш ребенок ждет, чтобы вы поддержали и ободрили его.

Добрые слова. Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова.

Просьбы. Любовь просит, а не требует.

Язык любви 2: Время

Проводить с ребенком время — значит отдавать ему все ваше внимание. Если он еще мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребенком постарше — играть в куклы, в машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьезному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол — он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино — сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребенку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.

Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали.

Язык времени, как и предыдущий, объединяет множество диалектов. Один из самых распространенных — беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.

Язык времени включает еще один диалект — совместные занятия. Вместе мы можем делать все, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно — для чего вы это делаете. Цель — быть вместе.

Язык любви 3: Подарки

На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребенку все, о чем сам мечтал в детстве. Однако если ребенок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.

Если подарки быстро надоедают ребенку, если он не бережет их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки — его родной язык. Напротив, если ребенок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки — родной язык вашего ребенка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребенка самодельные игрушки иногда дороже магазинных. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.

Подарок — это не плата за оказанную ребенком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребенком. Его вручение должно сопровождаться определенной церемонией.

Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребенком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.

Язык любви 4: Помощь

О маленьком ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Все это требует много сил. Ребенок подрос — появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в них любовь.

Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребенок во всем старается помочь вам, возможно, помощь — его родной язык.

Язык любви 5: Прикосновения

Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, — утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.

Если подросток то и дело берет вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, — значит, прикосновения важны ему.

                                                                                                                         Приложение 2

Как обнаружить, какой из языков любви
«родной» для вашего ребенка

Во-первых, задавайте вопросы.

Во-вторых, внимательно наблюдайте за поведением ребенка. Смотрите, как он выражает любовь и уважение к другим. Большинство людей имеют тенденцию использовать в общении свой собственный «язык любви».

Следите, на что ребенок жалуется, — это ключ к его родному языку.

В-третьих, экспериментируйте со всеми пятью языками и наблюдайте за реакцией ребенка, подростка. Одну неделю практикуйте больше прикосновений, другую — слова поощрения и т.д.

Другой эксперимент — позволить ребенку выбрать между двумя возможностями. Запомните его выбор. Например, отец говорит своему 13-летнему сыну: «У меня сегодня днем будет два часа свободного времени. Что бы ты хотел: вместе запустить змея или пойти купить батарейки для твоего фотоаппарата?» Запоминая выбор ребенка, вы скоро составите представление о его «родном языке любви».

ЛИТЕРАТУРА

Чепмэн Г. Пять путей к сердцу подростка / Пер. с англ. — СПб., 2002.

Чепмэн Г. Пять языков любви / Пер. с англ. — М., 2003.

  1. Консультация «Молодая семья: как избежать конфликта».

Цель: разобрать причины и виды конфликтных ситуаций, выработать способы разрешения семейных конфликтов.

 Как заметил классик, «каждая несчастная семья несчастлива по-своему», однако все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между членами семьи и ведущие к возникновению конфликтов.

Список проблем, ведущих к возникновению семейных конфликтов:

• нежелание или невозможность одного из супругов иметь детей;

• требование мужа, чтобы жена не работала и занималась домашним хозяйством;

• различное социальное положение супругов до вступления в брак;

• разность интересов супругов и неспособность идти на компромисс;

• необходимость жить в одном доме с родителями мужа или жены;

• проблемы поведения одного из супругов: алкоголизм, наркомания и пр.;

• создание семьи в пожилом возрасте;

• большая разница в возрасте между супругами.

В зависимости от каждой конкретной ситуации члены семьи выбирают свою модель поведения, которая либо усугубляет положение, либо постепенно меняет дело к лучшему.

Для решения проблемной ситуации необходимо:

• осознание того, что проблема действительно существует, понимание реального положения вещей;

• откровенный обмен мнениями, принятие во внимание точки зрения другого человека. Способность поставить себя на место другого, готовность к компромиссам во многом облегчает ситуацию и помогает принять правильное решение.

Существуют определенные способы выхода из конфликтных ситуаций.

Правила общения в конфликтных ситуациях

.Если один из супругов страдает от того, что другой уделяет ему мало внимания, постоянно занят на работе и не делится своими переживаниями, то он ощущает себя одиноким. Значит, следует вести разговор именно на эту тему, а не подменять истинную причину своего недовольства фразами типа «я тебя больше не интересую», «ты меня не любишь» и др.

• Фразы типа «это несправедливо», «она говорит, что я делаю не то, что нужно», «это должно прекратиться», «я этого не вынесу» мешают партнеру по браку понять, о чем идет речь. Ему придется самому домысливать недосказанное вами, и в этом случае могут возникнуть путаница и недопонимание, что еще более осложнит дело.

• Одними эмоциями решить проблему нельзя. Если вас не устраивает какая-то сторона семейных отношений и вы желаете изменить положение, то к разговору следует подготовиться. Подберите несколько доводов, которые трудно оспорить, и приемлемых предложений по изменению ситуации к лучшему.

• Не позволяйте себе срываться на крик — это не самый лучший аргумент в споре. Не используйте слова и выражения, способные оскорбить собеседника, задеть его чувства. Категоричная форма ваших высказываний может стать причиной нового скандала. Имейте в виду, что слова «должен», «обязан», «следует» способны вызвать у собеседника реакцию, обратную той, на которую вы рассчитываете. И так произойдет не потому, что его не интересует тема разговора. Просто такими фразами вы его поставите в положение человека, вынужденного либо оправдываться, либо беспрекословно подчиняться, а спокойно воспринять это могут далеко не все.

«Правила поведения супругов»

• Научитесь доверять друг другу, уважать мнение другого.

• Всегда будьте доброжелательны по отношению к партнеру по браку, чаще вспоминайте, насколько вы любите его.

• Не забывайте советоваться с супругом (супругой) по различным вопросам семейной жизни, учитывайте мнение другого.

• Ни в коем случае не пытайтесь «переделать», «перевоспитать» супруга (супругу), принимайте его таким, какой он есть.

• Лучший способ разумно распределить обязанности в семье — доверительный разговор.

• Умейте радоваться достижениям другого, помогать ему достигнуть большего, поддерживать его в трудных ситуациях.

• Искренняя бескорыстная забота о партнере по браку — лучшая награда и гарантия вашей счастливой семейной жизни.

ПЯТНИЦА

«ДЕНЬ МЕЧТАНИЙ»

Цель дня: осознание своих чувств, переживаний, мечтаний.

  1. Акция «Кирпичная стена».

Предполагается, что все желающие родители смогут прикрепить на стену белые облака, звездочки, листочки с написанными на них мечтами, так как на стене первоначально написано:

Мечта сбывается и не сбывается,
Но все хорошее не забывается,
А все хорошее – и есть мечта!
Если мечта не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
Но ни кому на свете грусти не выдавай…

  1. Занятие с детьми подготовительной к школе группы «Волшебная сказка о мечте»

Цель: развитие у учащихся коммуникативных навыков.

Задачи: развитие творческих способностей; отработка навыков совместной бесконфликтной работы в малых группах; развитие навыков активного слушания.

Оборудование: магнитная (или рабочая) доска, магнитофон, МР3-диски с музыкой для релаксации (например, «Relax Classic», «Звуки природы», «Чайная коллекция»), бумага (рабочий фон), простые карандаши, кисточки, краски.

ХОД

Дети сидят за партами, которые расположены в центре группы.  

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Очень рада вновь увидеть вас. Такие веселые, нарядные. Наверное, у вас уже сказочное настроение, а раз так, то пусть и наша сегодняшняя встреча будет посвящена сказке. Волшебной сказке. А чтобы получилась сказка, как вы думаете, кто обязательно нужен? (Сказочник.) Посмотрите на рабочие фоны, которые разложены на ваших столах. Наверняка каждый из вас уже присмотрел что-то из предложенного. Но мы с вами пока не будем их брать в руки, а настроимся на работу с помощью нашей «Волшебной гимнастики мозга».

«Волшебная гимнастика мозга»

Это комплекс упражнений из программы «Школа без стресса», проект Центра развития русского языка (авторы Светлана Смирнова, Ольга Гутман, Татьяна Исакова, Галина Горина под руководством О.И. Троицкой. Информация на сайте: http://www.ruscenter.ru/1650.html).

1. Пьем воду — обязательное условие перед началом занятий.

2. Активируем «Кнопки мозга» — выполняется стоя или сидя.

• Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслабленны. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний — на другой.

• Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит.

• Меняем руки и повторяем упражнение.

Выполнение упражнения «Кнопки мозга» способствует обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации. Как мы говорим детям при выполнении этого задания, «мозг просыпается».

3. «Перекрестные шаги» — выполняются сидя или стоя.

• Локтем левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги.

• Потом локтем правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги.

Перекрестные шаги активизируют работу обоих полушарий головного мозга. Упражнение помогает настроиться на любую деятельность, способствует более быстрому включению в ситуацию, усвоению информации. Также помогает развитию способности быстрого чтения, активного понимающего слушания.

4. «Крюки Деннисона» — выполняется сидя или стоя.

• Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает).

• Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем).

• Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!).

• Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается!

«Крюки Деннисона» способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела (например, когда ребенок точно знает: надо делать уроки или что-то очень срочное и важное, а его неудержимо тянет бегать, прыгать, куда-то лезть и т.д.). Помогает сосредоточиться.

Ведущий. А теперь, мои дорогие сказочники, не торопитесь, подумайте: тот фон, который вы выбрали до гимнастики, действительно подходит для вас или вы хотите его поменять?

Теперь, когда вы сделали свой выбор мысленно, можете взять тот рабочий фон, который действительно вам подходит.

Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем свою мечту»

Ведущий. А сейчас, когда все готово, давайте попробуем поселить наши сокровенные мечты в новой, сказочной вселенной. Для этого возьмите краски, кисточки и постарайтесь нарисовать свои мечты. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем, пока звучит музыка (время работы зависит от возраста детей и колеблется от 5 до 10 минут). За минуту до окончания работы я предупрежу вас. Начинаем!

Когда будете готовы, положите свои рисунки в центр стола.

Далее проводится презентация рисунков, где каждый автор рассказывает о своем произведении.

Ведущий. Посмотрите, какая у нас с вами получилась замечательная, волшебная вселенная! Давайте возьмемся за руки и пройдем по кругу, полюбуемся нашими творениями. (Дети, взявшись за руки, медленно идут вокруг парт, за которыми работали. Сделав круг, подходят к своим местам и садятся.) Наши мечты такие разные, такие неповторимые, и, как оказалось, у каждой есть свой характер.

Создание «Волшебной сказки мечты»
Работа в малых группах

Ведущий. Давайте разделимся на четыре группы и попробуем сочинить сказку. Сказку, в которой постараемся познакомить друг с другом наши замечательные мечты и подружить их. Может быть, кто-то их них захочет вместе провести каникулы, а кто-то — отправиться в веселое путешествие…

На это задание у вас есть 10 минут. (Дети работают под фоновую музыку.) За минуту до окончания времени я предупрежу вас. Пожалуйста, начинайте.

По окончании работы дети представляют свои творения.

Примечание. На нашем занятии участники одной из групп рассказывали сказку по очереди — каждый озвучивал свою часть. При выполнении задания важно не подсказывать детям сюжет.

Подведение итогов

По мере того как выступают группы, детям задаются уточняющие вопросы.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, что интересного для вас было сегодня на уроке? Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научились? Что вам понравилось? А что показалось трудным?

А как вы думаете, может ли у нашего сегодняшнего урока быть продолжение? А каким оно могло бы быть?

Психолог выслушивает мнения детей и при подведении итога урока предлагает продолжить работу с созданными сказками на следующем уроке.

Упражнение «Накопительные аплодисменты»

Ведущий. Ребята, спасибо вам за работу! Мне было с вами очень интересно. Вместе мы хорошо поработали. Я думаю, что нам есть за что поблагодарить друг друга. И давайте сделаем это так: я подхожу к тебе, … (обращается по имени к ребенку), и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце — мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.

Прощание

Ведущий. А теперь пришло время сказать друг другу спасибо и поблагодарить себя (упражнения: «Умница», «Молодец»). Дорогие мои сказочники, я с удовольствием провела с вами время, а сейчас до свидания! Всего хорошего!

Приложение

Упражнение «Умница»

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: «Умница» (звук «У» растягиваем).

Упражнение «Молодец»

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: «Молодец» (акцентируем и тянем букву «е», при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

«Заветная мечта»

Развивающее занятие с детьми младшего дошкольного возраста

Задачи:

• Знакомство с различными природными явлениями;

• Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — расслабленность и напряженность;

• Тренировка выразительности жестов, мимики, движений;

• Тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;

• Повышение уверенности детей в себе;

• Формирование групповой сплоченности.

Необходимые материалы:

• две веревки (для лесной тропинки);

• ватман;

• гуашь;

• кисти.

Вхождение в сказку

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.

Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.

(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)

Сказка

В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта — увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.

Упражнение 1. Печаль Медвежонка

Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.

Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:

— Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?

— Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!!!

Упражнение 2. Разговор птиц

Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.

Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.

Упражнение 3. Медвежонок на тропе

Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.

Неожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.

— Друг мой, почему ты такой грустный? — спросил Зайчонок.

— Как же мне не грустить? — ответил Медвежонок. — Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.

— Хм … — задумался Зайчонок. — А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…

— А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, — сказал Медвежонок и пошел дальше.

Упражнение 4. Зайчонок

Дети встают в позу зайчика и начинают под музыку прыгать, имитируя его движения. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.

Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.

— Привет, Белочка. Что ты делаешь? — заинтересованно спросил Медвежонок.

— Привет, Медвежонок! — торопливо ответила Белочка. — Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? — полюбопытствовала Белочка.

— А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, — сказал Медвежонок.

— Ну и ну, зачем тебе это надо? — удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…

— А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! — проговорил Медвежонок.

Упражнение 5. Белочка

Дети под музыку показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.

Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка — Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.

— Привет, Ежик! — окликнул Медвежонок Ежика. — Что же такое тяжелое ты несешь?

— Ох, привет, Медвежонок, — прокряхтел Ежик. — Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?

— Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать — увидеть снег! — гордо ответил Медвежонок.

— Что, что? Ты хочешь увидеть снег? — переспросил Медвежонка Ежик. — А зачем тебе это? — удивился он. — Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.

— А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… — задумчиво сказал Медвежонок.

Упражнение 6. Ежик

Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.

Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.

В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.

Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:

— Милые, пушистые звездочки, кто вы?

— Мы снежинки! — посмеиваясь, ответили они.

Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.

Упражнение 7. Танец снежинок

По просьбе ведущего дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки. Затем ведущий просит каждого из детей изобразить на ватмане свою снежинку.

Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.

— Привет, Медвежонок! — радостно проговорил мальчик. — Вот мы и встретились с тобой!

Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:

— Кто ты, удивительное создание?

— Я Снег, который ты так хотел увидеть!

Медвежонок запрыгал от счастья.

— Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!

Упражнение 8. Радость Медвежонка

Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.

— Медвежонок, давай играть! — предложил ему Снег. — Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.

— Давай! — обрадовался Медвежонок.

Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.

— О, Снег! — радостно проговорил Медвежонок. — Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.

— Привет, ребята! — проскользнул между ними Снег. — Давайте играть вместе.

И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.

Упражнение 9. Игры зверей

Дети под музыку показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.

Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:

— Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.

Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.

— До свидания, Снег! — махали лапами друзья. — Нам было с тобой очень весело.

— Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, — кричали зверюшки.

— Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, — сказал друзьям Медвежонок.

В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.

Заключение

— Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.

Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.

В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.

Рефлексия. Заполнение анкеты.

Цель: осуществление обратной связи.

Ход: педагогам и родителям предлагается заполнить небольшие анкеты, которые способны оценить результативность проведенных мероприятий.

Приложение 1

«Карта страны чувств»

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

неделя психологии в школе | Методическая разработка по психологии по теме:  | Образовательная социальная сеть

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий