Оберег лапти – значение и применение. История лаптей

Оберег лапти – значение и применение. История лаптей Для дачи

Домовой

Являясь душой дома, его талисманом и оберегом, Домовой покровительствовал людям, проживающим в нём. Горе было тому хозяину, который не пришёлся ему по нраву, Домовой всеми своими способами старался изгнать его из дома, мог привлекать к этому процессу и других существ от нечистой силы.

Иногда Домовой настолько привыкал к главе семейства, что при переезде семьи на новое место жительства старался переехать вместе с людьми, прячась в каком-нибудь домашнем предмете. Чаще всего человек сам предлагал Домовушке переехать с ним, предлагая ему веник, хлебную лопатку или веник со словами:

Соседушка-Домовушка,вот тебе знатные сани, езжай в новый дом вместе с нами!

оберег
Варианты выполнения оберега-домовенка ограничивается только вашей фантазией

Домовой днём спит, а по ночам просыпается и гуляет по дому, осматривая, всё ли в порядке. Ему всегда уделялся конкретный уголок в доме, куда хозяин запрещал ходить всем домочадцам, чтобы своими действиями не разозлить Домового. В этом месте нельзя было играть детям, ставить какие-либо вещи, шуметь, сидеть, это место принадлежало Домовому.

Развлекается Домовой шумно – он стучит по ночам, путает гриву коней, прячет необходимые хозяину мелкие вещи. Чтобы вернуть спрятанную им вещь (вещь, которую вы не можете найти на том месте, где её накануне оставили), следует бросить монетку в комнату со словами:

Соседушка-Домовушка,вот тебе монетка для игры, а мне отдай мою/мои (название вещи).

После этого необходимо на пару минут выйти из комнаты и закрыть дверь. Спустя это время вы найдёте потерянную вещь в том месте, где её оставили и несколько раз до этого смотрели, но не видели.

В наше время тема Домовёнка очень популярна – это великолепный элемент декора квартиры и в то же время действенный и мощный оберег. Каждый Домовушка должен содержать по 12 символических предметов. В их качестве выступают такие символы, как сушеные ягоды, изделия из теста, сухие цветы и прочая символика. Основу его может быть любой, но чаще для этого используют деревянную ложку, венок, подкову, мешочек или веник.

Домовой – это дух дома, это озорное и шкодливое существо, но всегда доброе и готовое помогать хозяину вести хозяйство, охранять дом и семью. Часто Домовушка предупреждал главу семьи о предстоящей беде. С этим существом необходимо подружиться и не забывать о нём, оставлять еду, дарить некоторые вещи, подбрасывая их в его уголок.

Если вы не можете обнаружить его присутствие в вашем доме, изготовьте его собственными руками, это самый лучший и мощный оберег для вашего дома.

Лаптей — поговорки, сборник слов и иносказаний, академический словарь, толковый словарь, энциклопедический словарь, сканворды, словарь русских фамилий, синонимы, словарь ударений, крылатые слова, пословицы и поговорки, фразеологический словарь, словарь галлицизмов, фразеология, этимологический словарь, история слов

1. С ГОЛОВЫ/ <{реже — }ОТ МАКУ/ШКИ> ДО НОГ <ПЯ/ТОК> <С НОГ ДО ГОЛОВЫ/>

оглядеть, окинуть взглядом и под.

Целиком, полностью, всего.

Имеется в виду ситуация, в которой лицо, реже — группа лиц (X) обращает пристальное внимание на общий внешний вид или физическое состояние другого лица (Y) или на себя самого. реч. стандарт. ✦ Х оглядел Y-а с головы до ног.

неизм.

В роли обст.

Порядок слов-компонентов нефиксир. при фиксир. порядке предлогов.

Рената подошла к сивоусому дедуле, недоверчиво оглядела с головы до ног его массивную фигуру и выпалила: «Мсье Гош, неужто вы полицейский?» Б. Акунин, Левиафан.Без пяти два она была готова. Подошла к зеркалу, придирчиво оглядела себя с головы до ног. А. Маринина, Когда боги смеются.

Мне отворила хозяйка. С головы до ног оглядев меня, она попросила, чтобы впредь в таких случаях я заблаговременно извещал её или её дочь. Б. Пастернак, Охранная грамота.

Он осматривал меня с головы до ног секунд десять; сэр Джуффин утверждает, что такого продолжительного внимания Кимпы в последний раз удостаивалась ныне покойная миссис Кимпа в день их свадьбы <…>. М. Фрай, Лабиринт (Чужак).

Ковалёв меня не заметил, а Модест остановился, мутно осмотрел меня с головы до ног, а затем поднял глаза, вяло прочитал вслух: «Го-мунку-лус лабораторный, общий вид», — и пошёл дальше. А. и Б. Стругацкие, Понедельник начинается в субботу.

Фандорин окинул меня взглядом с головы до ног, будто видел впервые, и спросил — как мне показалось, с любопытством: «Постойте, Зюкин, разве вы не любите маленького Мику?» Б. Акунин, Коронация.

Лиза окинула его царственным взглядом с головы до ног и удивлённо поинтересовалась, почему и он не хочет снять пиджак. Ф. Незнанский, Ищите женщину!

Роскошное зеркало! Можешь видеть себя от макушки до пяток. (Реч.)

— Что дают? — спросил я у коротконогой тётеньки <…>. — Не дают, а сдают, — сказала она, оглядев меня с ног до головы слишком подробно. В. Войнович, Москва 2042. — Вы имеет понятие о том, что у каждого времени свой излюбленный тип красоты? — Он бесцеремонно оглядел Риту с ног до головы. Она вобрала живот. Т. Набатникова, Каждый охотник.

Комов быстро оглядел меня с ног до головы и, не сказав ни слова, сейчас же скрылся в своей каюте. А. и Б. Стругацкие, Малыш.

Хозяин ресторана, окидывая Любу с ног до головы плотоядным взглядом, поставил свои условия. А. Маринина, Светлый лик смерти.

У третьих ворот два холопа с лавки поднялись, не говоря худого слова, а и доброго не говоря, Бенедикта с ног до головы всего ладошками обхлопали: видать, дознавались, не запрятал ли чего в штанах да под рубахой. Т. Толстая, Кысь.

культурологический комментарий:

фразеол. — калька с греческого. (Шевченко Г.И. Фразеологические кальки с греческого и латинского в русском языке. Дисс. … канд. филол. наук. Минск, 1986.)

В основе образа фразеол. лежит восходящее к архетипическим, т. е. наиболее древним, формам надличностного осознания и моделирования мира-хаоса противопоставление «верх — низ», а также древнейшее представление о человеке в его вертикальном измерении.

Образ фразеол. соотносится с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и/или их сочетаний, обозначающих тело в целом или его части и специфичные для них, в том числе, пространственные «измерения», которые несут в дополнение к природным их свойствам функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков «языка» культуры.

Образ фразеол. мотивирован древнейшим метонимическим отождествлением части и целого: человек в его целостном виде или состоянии измеряется неотъемлемыми его частями, которые для человека служат эталонами, т. е. мерой, его вертикального измерения. Крайние точки этой шкалы могут быть представлены как голова, макушка, с одной стороны, и, с другой, — как ноги, обувь, каблуки или (при более точном определении нижней точки — точки непосредственного соприкосновения человеческого тела с землёй) — как пятка.

фразеол. в целом выступает в роли эталона цельности восприятия при визуальной оценке человека.

В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие об универсальности этого метонимического приёма; напр., в англ. — from top to toe (реже — from tip to toe), from head to foot (to heal), в польск. — od stóp do głowy (do głów), в нем. — von Kopf bis zu(m) Fuß, vom Kopf bis zu den Fußen, в швед. — från huvud till fot.

автор:

В. В. Красных

2. С НОГ ДО ГОЛОВЫ/ <{реже — }С ГОЛОВЫ/ ДО НОГ, С ГОЛОВЫ/ ДО ПЯТ, ОТ МАКУ/ШКИ ДО ПЯ/ТОК>

облить; одеть, одарить; вооружить и др.

Абсолютно всего.

Имеется в виду, что один из признаков внешнего вида лица, реже — группы лиц (Y) в результате деятельности другого лица, живого существа (X) или природной стихии (p) становится доминирующим, превышающим «норму». реч. стандарт.✦ X <P> облил Y-а с ног до головы.

неизм.

В роли обст.

Порядок слов-компонентов нефиксир. при фиксир. порядке предлогов.

— Я стою на самом краю мыса Доброй Надежды, или мыса Бурь, и меня, как вы видите, с ног до головы окатывают волны Атлантического океана. т/п «Путешествия натуралиста», 2001.Когда мы пришли, господин Джуба Чебобарго находился в большом затруднении. Он сидел на полу в гостиной, и эти маленькие твари облепили его с ног до головы. Они как раз решали, что с ним делать. М. Фрай, Лабиринт (Чужак).

И Евгений Яковлевич, оказавшись на улице, почувствовал себя заметно лучше, несмотря на дождь, немедленно облепивший его с ног до головы мелкими холодными каплями. М. Юденич, Стремление убивать.

— Да, знаешь, у неё всё в порядке. Она перешла на другую работу, стала очень хорошо зарабатывать. Свою семью одела с ног до головы: детей, родителей, даже племянников не забыла. (Реч.)

— Хороший повод повидаться с Хуфом [с маленьким пёсиком]! — Он тебя с ног до головы обслюнявит <…>. <…> Вечером я стал ещё счастливее, поскольку пообщался с Хуфом. И он, действительно, облизал меня с ног до головы, но я и не возражал <…>. М. Фрай, Лабиринт (Чужак).

Всякий, кто бывал в Греции, знает: там люди из меховых магазинов продают свои шубы не только в два раза дешевле. Но ещё и клиентов вылизывают с ног до головы — и кофе напоят, и десять других полушубков подтащат, чтобы ты хоть что у них купил. АиФ, 2001.

Какой-то старичок вёз в автобусе банку золотой эмульсии, она разбилась и облила Фриду с головы до ног. Караван историй, 2001.

Турецкий, как истинный джентльмен, также не остался в долгу — окатил её с головы до ног и поскорее отошёл от края фонтана на несколько шагов. Ф. Незнанский, Кто правит бал.

[Пятый погонщик:] Мы слышали, мы всё слышали, как вы, одинокий, бродили по городу, и спешили, спешили вооружить вас с головы до ног. Е. Шварц, Дракон.

[Сказочник:] Она протягивала ко мне руку — и холод пронизывал меня с головы до ног, и язык отнимался, и… Е. Шварц, Снежная королева.

— Они заваливают его подарками с головы до пят. (Реч.)

— Его облили грязью от макушки до пяток, а с него как с гуся вода. (Реч.)

с головы до ног

3. С ГОЛОВЫ/ ДО НОГ <{реже — }С ГОЛОВЫ/, ОТ МАКУ/ШКИ ДО ПЯТ> <С НОГ ДО ГОЛОВЫ/>

запачкаться; одеться; вытереться и т. д.

Весь, полностью, целиком.

Имеется в виду ситуация, когда лицо, реже — группа лиц (X) уделяет особое внимание собственному внешнему виду или своему внутреннему состоянию или когда сторонний наблюдатель обращает внимание на внешний вид этого лица, реже — группы лиц (X) или оценивает результат направленного на них действия. реч. стандарт. ✦ X был испачкан с головы до ног <Х испачкался с ног до головы>.

неизм.

Чаще со страдат. прич.

В роли обст.

Порядок слов-компонентов нефиксир. при фиксир. порядке предлогов.

В результате все стены, как картины абстракционистов, покрылись разноцветными разводами с вкраплениями торта, а гости с головы до ног были вымазаны кремом. Караван историй, 2001.Необходимая жёсткость проявлена не была, и, как следствие этого, 9 мая Аркадий Николаевич был оплёван с головы до ног беснующимися подонками. Всё дозволено! Русская мысль, 1993.

Ведь случись скандал, он конченый человек. Я британские обычаи знаю — в обществе ему никто руки не подаст, хоть обвесься орденами с головы до ног. Б. Акунин, Турецкий гамбит.

Он остановился у зеркала. Худое тело, торчащие кости, косые полосы выпирающих рёбер. И многочисленные татуировки, которыми его тело было покрыто с головы до ног. Ф. Незнанский, Сибирский спрут.

Весь мокрый, с головы до раскисших лаптей (чит.: до ног/до пят), Бенедикт барабанил в двери Красного Терема, зная, что не впустят, нарочно не впустят, заперлись на засовы, знают, чем взять. Т. Толстая, Кысь.

Оделась от макушки до пят. Выправил ей Прокопий пропуск в магазин, на пропуске значилось: «Хижняк М.С., дочь академика». Т. Набатникова, Каждый охотник.

[Котофей:] Погляди на себя. [Иванушка:] Некогда. [Котофей:] Ты с ног до головы перемазался! Вылижись! Е. Шварц, Два клёна.

Когда наконец вышел из тайги настоящий, живой Бакланов, с ног до головы запорошенный снегом <…>, я тоже принял его за призрак, но всё-таки окликнул <…>. В. Шишков, Таёжный волк. — Подумай, может быть, у тебя есть и другие амулеты?.. В общем, если у тебя есть что-то в этом роде, обложись такими побрякушками с ног до головы. Вреда от них не будет, а кто знает, на что порой способны подобные случайные талисманы?! М. Фрай, Лабиринт (Чужак).

Она стала богом его жизни, тонкая, нежная Маргарита, с ног до головы покрытая персиковым пушком. Л. Улицкая, Чужие дети.

Она обтёрлась с ног до головы, достала из той же клетчатой сумки завёрнутую в две газеты, давно хранимую для этого случая белую блузку с оборкой на воротнике, переоделась и <…> пошла завоёвывать Москву <…>. Л. Улицкая, Сонечка.

Чудесный дядька, добряк, с ног до головы исполосанный жизнью и ничего о жизни так и не узнавший. А. и Б. Стругацкие, Обитаемый остров.

культурологический комментарий:

Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. С ГОЛОВЫ ДО НОГ 1. (см. комментарий).

автор:

В. В. Красных

4. С <{реже — }ОТ> ГОЛОВЫ/ ДО НОГ <{реже — }ДО ПЯТ> <{реже — }С НОГ ДО ГОЛОВЫ/>

стать; оставаться; измениться и т. п.

Абсолютно во всём: в убеждениях, в поступках, в привязанностях; во всех отношениях.

Имеется в виду приверженность лица, реже — группы лиц (X) каким-л. идеалам, качественным характеристикам, стереотипам какой-л. культуры, что обычно проявляется и в образе жизни. реч. стандарт. ✦ Х красавец с головы до пят.

неизм.

В роли обст.

Порядок слов-компонентов нефиксир. при фиксир. порядке предлогов.

Я давно оторвался и ушёл от серого постылого занудливого прошлого и думал, что забыл его, а ты с головы до ног его сплошное воплощённое напоминание. Б. Пастернак, Письмо Б. Ливанову, 14 сент. 1959.- Он [приёмный сын] оказался более талантливым, чем ваш Петя, да? — спросил Андрей. — Он стремился быть Мерцаловым даже больше, чем вы. Он был Мерцалов с головы до ног. Он даже медициной стал заниматься потому, что ему хотелось доказать вам, какой он настоящий Мерцалов. Т. Устинова, Родня по крови.

Расплакался я на груди у этой старушонки. Жить мне, говорю, негде, и болезнь меня точит неизлечимая, и сам я весь с головы до ног никому не нужный. А. Маринина, Имя потерпевшего — никто.

Она [учительница] только что вернулась из Германии, где много лет прожила с мужем-военным, и с головы до ног представляла собой сплошной вызов, и особенно ноги были вызывающими, какими-то непристойно голыми <…>. Л. Улицкая, Бедная счастливая Колыванова.

Он стал эстетом с головы до ног. (Реч.)

Став членом правительства, он изменился с головы до ног. (Реч.)

— Он лентяй с головы до пят, к тому же не очень умный. (Реч.)

Она всю жизнь оставалась провинциалкой от головы до пят. (Реч.)

Он [Гоша] чувствовал себя посвящённым в собственноручно созданный орден и был с ног до головы пронизан важностью самопосвящения. Л. Улицкая, Лялин дом.

культурологический комментарий:

Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. С ГОЛОВЫ ДО НОГ 1. (см. комментарий).

фразеол. в целом выступает в роли эталона полноты проявления какого-л. признака человека.

автор:

В. В. Красных

————————————С ГОЛОВЫ ДО НОГ

одет и под.; вооружён.

Имеется в виду, что одежда или обмундирование лица или группы лиц (Y) отличается каким-л. признаком, степень проявления которого превышает, с точки зрения говорящего, принятую «норму».✦ Y вооружён с головы до ног.

Легко сказать [- ни с кем не знакомиться]! А если тебе двадцать четыре года, если ты впервые с головы до ног одета, как и мечтать не смела, а эти глупые сосунки ни черта не понимают дистанции и липнут, причём такие самоуверенные! Т. Набатникова, Каждый охотник.

Шикарная терраса, на перилах которой сидит трактирщик. Он одет по-летнему, в белом с головы до ног, посвежевший, помолодевший. Е. Шварц, Обыкновенное чудо.

[Герда:] А как она была одета? [Сказочник:] Она была в белом с головы до ног. Е. Шварц, Снежная королева.

Растрёпанная напуганная девушка сидела на полу в маленькой полутёмной комнате, а вокруг сновали женщины, с головы до ног закутанные в шёлковые покрыла. Караван историй, 2001.

Входят король, министры, придворные. Все они закутаны с головы до ног, занесены снегом. Е. Шварц, Обыкновенное чудо.

Обе красавицы оказались увешаны с головы до ног драгоценностями. У той, что помоложе, даже на щиколотках красовались цепочки с мелкими камушками. Д. Донцова, Спят усталые игрушки.

Все с ног до головы одеты в Версаче, Армани и другие родные марки. МК, 2001.

Спутником её был щеголеватый молодой человек с длинной по тогдашней моде, густой шевелюрой, одетый с ног до головы в престижный коттон. Даже на ногах у него были лёгкие летние туфли из джинсовой ткани. М. Юденич, Стремление убивать.

— Как сообщил наш корреспондент, немногочисленный отряд террористов был вооружён с ног до головы <…>. т/п «Сегодня», 2001.

Вспомните, какое ошеломляющее впечатление произвели могучие спортсмены, от головы до пят затянутые в комбинезоны из чёрной блестящей ткани! АиФ, 2001.

Останавливаются «Жигули», выбирается из них молодая пара, от макушки до пяток в «фирме/», проследовали в магазин «Берёзка», а на лицах такая брезгливость к остальным, не вхожим сюда. Т. Набатникова, Каждый охотник.

культурологический комментарий:

Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. С ГОЛОВЫ ДО НОГ 1. (см. комментарий).

фразеол. в целом выступает в роли эталона полноты проявления какого-л. признака человека или другого живого существа.

автор:

В. В. Красных

Не учась, и лаптя не сплетешь

Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди. Сегодня лапти можно причислить к вещам ушедшего века. По улицам в них никто не ходит. Да и настоящих плетуханов днем с огнем не сыщешь.

Правда, продаются сувенирные лапти, технологию изготовления которых можно встретить в современной справочной литературе. Некоторые люди даже носят их дома как тапочки. Но, сплетенные упрощенным методом, они непрочны и далеки от тех, в которых и в зной и в стужу щеголяли наши предки. А вот как делать настоящие лапти, ни в старинных, ни в современных книгах не найти.

Потому что умение это передавалось от отца к сыну и не нуждалось в описаниях. Между тем древнее ремесло забывать не стоит. Оно может пригодиться в самых разных ситуациях. В том числе и в экстремальных. Вдруг вы окажетесь на необитаемом острове (шутка). Или, не дай бог, вас уволят с работы. Вспомнится тогда и поговорка: «Станешь лапти плесть, как нечего есть».

И потом — по старинной технологии можно ведь делать домашние тапочки из кожи. Чем не идея? Как плести настоящие лапти, рассказывает плетухан со стажем, майор в отставке Сергей Тихонович РЕДИЧЕВ из города Долгопрудный Московской области, чьи очерки «Истории с лаптями», «Сермяжная правда» были опубликованы в №№ 6, 10 журнала «Наука и жизнь» за 2000 год.

Автор статьи С. Т.

Обратите внимание

https://www.youtube.com/watch?v=CCwOcQz52W8

Редичев показывает сотрудникам редакции, как нарезают из лыка концы для пары лаптей.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

НЕ БЕРИСЬ ЛАПТИ ПЛЕСТИ, НЕ НАДРАВШИ ЛЫКА

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, «дышала», ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней.

Различный материал для изготовления лаптей был всегда под рукой. Обычно лапти плели из лыка* (здесь и далее см. «Словарик к статье» на стр. 86.

) липы, вяза, ракиты, вереска (лычники), реже — из коры ивы (ивняки), а также из бересты (берестяники).

Иногда их делали из тонких корней (коренники), разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники) и даже из соломы (соломеники).

Наилучшим является лыко из коры молодых, без единого сучка липок высотой 3-4 метра и диаметром у комля* около 5 сантиметров. Такие деревца обычно растут в чащобе — густо, как камыши. Срубишь их маленьким топориком под корень, надкусишь зубами узенькую ленточку прямо у комля и резким движением оторвешь ее.

Образовавшаяся узкая бороздка вдоль дерева позволяет отделить трубку лыка от лутошки* . Из липового лыка лапти наиболее прочные и носимые в любую погоду, из вязового — красивые, но только для сухой погоды, плели их, как правило, для женщин. Из ивового лыка делают сувенирные лапти, для носки они не годятся.

Трубки лык заготавливали весной, в период сокодвижения, в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. «Не запасшись лыком, ходишь в ошметках». Правда, зимой тоже можно заготовить лыко, если свежесрубленную липку положить в вольный дух хорошо протопленной русской печи, но это было исключением.

Важно

Пучки трубок лыка хранили в сухом месте, как правило, на лопасах* , под самым коньком, а перед плетением их размачивали в колоде* с водой или в реке и раскатывали в каталки. Из каталок нарезали ленты длиной 2,5-3 метра и шириной, соответствующей размеру обуви.

Обычно для женских лаптей 36-38 размеров ширина лент составляла 16-18 миллиметров, для детских — поменьше, для мужских — побольше. Каждую ленту заостряли с концов.

Лычные лапти плели в 5-12 строк (или концов) на колодке кочетыгом (как говорили у нас на Рязанщине), или кочедыком *. Строкой именовалась каждая полоса лыка в лапте.

От фразы «не всякое лыко в строку», обозначавшей, что не всякое лыко годится для плетения лаптей, пошла поговорка «всякое лыко в строку» (то есть любая ошибка вменяется в вину).

Лапти из пяти концов назывались пятериками, из семи — семериками, из девяти — девятериками.

Расположившись в избе на лавке и перекрестившись на образа в переднем углу, плетухан принимался за дело.

Для лаптя-пятерика брал пять концов лыка (для пары — в два раза больше), цыновал их, то есть снимал кору, оставляя чистым луб*. Молодое лыко достаточно было просто поскоблить ножом-экономкой.

Само плетение много времени не занимало. На пару лаптей мастеру требовалось часа три-четыре, не более.

Готовые, еще влажные лапти с целью удаления с них волокон и для придания им специфического аромата костра опаливали над огнем. В старину это делали над небольшим костром, разведенным на загнетке *, прямо перед входом в печь, или просто над горящей лучиной. Волокна быстро подсыхали и сгорали.

Совет

В нашем селе Кермиси плели в основном лапти-пятерики, редко семерики, но такой маститый плетухан, как дядя Матвей, плел и девятерики. Когда он проходил по селу в своих лаптях, да с белыми онучами* , аккуратно подвязанными оборами* , люди останавливались, любуясь изящной работой плетухана.

Самыми нарядными были лапти из вязового лыка. Недаром в них щеголяли сельские модницы: молодые женщины и девушки. Они надевали лапти на белые шерстяные чулки с черными шерстяными оборами, плетенными в три прядки. Красиво — глаз не отвести!

Для дома плели лапти без оборников *, они были несколько выше (глубже) и назывались по-разному: капцы, какаты, бахилки, коверзни, чуйки, бахоры, ступни, босовики, топыги.

Будничные лапти плели с учетом времени года. В добропорядочной семье они парами висели в сенях на жердочке в постоянной готовности. Так, например, отправляясь на покос, крестьяне надевали лапти редкого плетения, в один-два следа. В весеннюю и осеннюю распутицу к лаптям, особенно к детским, лыками прикрепляли колодки (рис. 1).

Нельзя было обижаться на лапти и зимой. Их укрепляли и утепляли третьим следом, то есть «подковыривали» свитыми из моченца* веревками, пенькой или сыромятной кожей. В мороз женщины носили лапти с толстыми шерстяными чулками, а мужчины — с онучами поверх шерстяных носков, что можно сравнить с валенками.

В нашей местности лапти не различались на правый-левый по внешним признакам, если не считать курочек* на головашке, которые должны смотреть в разные стороны. Это незначительное отличие не мешало заменить один изношенный лапоть другим из такой же пары.

В том случае, когда на обоих лаптях перетиралась, изнашивалась последняя подковырка, ее очищали кочетыгом и подковыривали новыми лыками или веревками.

Старики рассказывали мне, что на Северном Урале можно было увидеть и «непромокаемые» лапти из бересты. Берестяники были выше лодыжки и защищали ноги значительно лучше, чем мелкие лычники. Такие лапти, к примеру, Петр I приказывал воеводам доставлять для строителей Петербурга, ведь город-то строился на болоте.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ

Обратите внимание

А теперь за работу. Будем плести пятерики. Нам понадобятся: колодка (рис. 2) соответствующего размера, нож-косяк, кочетыг (рис. 3), брусок для заточки ножа и, конечно, заготовленные заранее каталки лыка.

Из хорошо размоченного в воде лыка нарезаем десять концов, очищаем их от задиров и неровностей, заостряем с обеих сторон и цынуем.

Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником (рис.4).

Процесс плетения лаптя, как и всякого объекта, начинается с закладки (закладывается дом, закладывается сад…).

Чтобы заложить лапоть-пятерик, надо взять пять концов лыка и разложить их лубяной* стороной вверх на рабочем столе или просто на колене так, чтобы, взаимно переплетаясь серединой длины под углом 90о, они составили основу будущего лаптя (рис. 5). Заготовку разворачиваем так, чтобы концы располагались от себя 3 x 2 и к себе 2 x 3.

(Для второго лаптя заготовку кладем в зеркальном отражении по отношению к заготовке для первого лаптя.) Далее правый из трех верхних концов (на рисунке он под номером 3) перегибаем на себя и переплетаем с двумя соседними концами. Теперь у нас получилось расположение концов от себя 2 x 2, а к себе 3 x 3 (рис. 6).

Для образования уголков пятки загибаем под прямым углом крайние из трех концов слева и справа поочередно внутрь и проплетаем их: правый — влево (рис. 7), левый — вправо. В результате образуется пятка с одним курцем* посередине (рис. 8).

Перегибаем правые и левые от себя концы (правые — от себя, левые — на себя), переплетаем их с остальными (рис. 9). Так полностью формируется пятка с пятью курцами по кайме. Все концы теперь расположены к себе по пять слева и справа (рис. 10). Для выравнивания каймы пятку надеваем на колодку и поочередно подтягиваем концы.

Продолжаем закладывание лаптя, перегибая концы то слева, то справа и проплетая их с остальными: левые — вправо, правые — влево. Чтобы лапти различались на правый и левый, у первого лаптя правые концы перегибаем на внешнюю, а левые — на внутреннюю сторону подошвы (рис. 11), у второго — наоборот. От этого зависит и расположение курочек на головашке.

После пяти пяточных курцев ведем отсчет их по кайме подошвы. Обычно в подошве — семь-восемь курцев. В процессе закладывания лаптя постоянно подтягиваем концы, уплотняя плетень, и проверяем длину подошвы по колодке.

Следим также за тем, чтобы количество концов слева и справа всегда было по пять. Чем плотнее заложишь лапоть, тем более прочным и уковыристым * он получится. Значит, дольше будет носиться.

И вид у него будет более благородный.

Важно

Когда подошва достигнет нужной длины (на колодке это соответствует углам головашки), начинаем формировать головашку, обратив внимание на то, чтобы с обеих сторон было по пять концов. Закладка головашки в чем-то сходна с закладкой пятки.

Третий конец с правой стороны загибаем так, чтобы получился острый угол, и проплетаем через два соседних в левую сторону. Так же проплетаем два других конца с правой стороны. Получился правый уголок головашки (рис. 12). Три его конца смотрят внутрь головашки, два — наружу.

Аналогично делаем левый уголок головашки: загибаем под острым углом средний из пяти левых концов, проплетаем его через два соседних конца в правую сторону, затем так же поступаем с двумя другими левыми концами. В результате — три конца левого уголка смотрят внутрь головашки, два — наружу.

Переплетаем между собой по три средних конца. У нас опять получилось по пять концов слева и справа (рис. 13).

Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга.

Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14).

Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем.

После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).

Совет

Аналогично делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.

По два конца, идущих вдоль подошвы, оставляем на время в покое. В дальнейшем они пойдут на образование и на затяжку проушин.

Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17).

Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку.

Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18). Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).

Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая.

Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой.

Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа.

По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины).

Обратите внимание

Чтобы скрутка была цилиндрической и не сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка.

Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).

Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи).

Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.

После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.

Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.

https://www.youtube.com/watch?v=f5NZkV1rIfs

Лапоть готов. Снимаем его с колодки, поддев кочетыгом в области запятника. Таким же образом плетем второй лапоть, помня о том, что курочки на его головашке должны смотреть в другую сторону. Сплели? Получилась пара. А у нас в Кермиси говорили: есть обуванье.

Остается привязать к лаптям оборы, ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена — и в добрый путь, плетуханы! По улице, конечно, не пойдешь, но своих близких в новогоднюю ночь повеселить можно. Если к тому же соответствующим образом одеться.

Важно

Да еще частушку спеть: «Эх, лапти мои, круты головашки. Кто их плел-ковырял, тому по лобашке».

СЛОВАРИК К СТАТЬЕЛыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева (под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).

Комель — нижняя, прилегающая к корню часть дерева, растения, волоса, пера; толстый конец бревна.

Лутоха, лутошка — липка, с которой снята кора, содрано лыко (пословица: «Гол как лутошка, бос как гусь»; загадка: «Кину с блошку, вырастет с лутошку?», ответ: конопля). Лутошками называют также тощие, сухие ноги.

Лопас — сеновал, сенное сушило.

Колода — большое корыто грубой отделки.

Кочедык — плоское изогнутое лапотное шило. В разных местностях его называли по-разному: кочадык, кодочиг, коточик, костыг, кочетыг.

Луб — внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, а также кусок, полоса такой коры, лыко (используется для изготовления веревок, корзин, коробов, плетения рогож и т.п.). Луб хорошо снимается в теплую, сырую, ветреную погоду.

Загнетка, загнет, загнивка — углубление в шестке русской печи, обычно в левой его части, куда сгребаются горячие угли.

Онуча — кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

Оборы — особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей.

Оборник — род петли, образованной концами проушин на запятнике лаптя, в которую продевали оборы.

Моченец — лен или конопля, вымоченные для обработки. Сырое конопляное волокно после одной мочки, обмятое и очищенное, использовалось на витье веревок, на подковырку лаптей.

Курочка — декоративный элемент в виде уголка на головашке лаптя.

Лубяная сторона — поверхность лыка, которая примыкает непосредственно к дереву. Гладкая и более прочная в отличие от подкорковой, шероховатой.

Курцы — поперечные лыки, загибаемые по краям плетня. В плетне может быть до десяти курцев.

Уковыристый — плотно, добротно сплетенный лапоть.

Детальное описание иллюстрации

Русские лапти

24.07.2021 0 10419

Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей — этой легкой и дешевой обуви — получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Важно

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить — из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками).

Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка.

Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников — «на выход» — предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Совет

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

https://www.youtube.com/watch?v=hFXwAfGYmt4

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы».

Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей.

В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их — на продажу в качестве сувениров.

Виктор ЦВЕТКОВ

Русский оберег для дома

Дом для русского человека, по значимости своей и святости, после церкви и православных храмов находится на втором месте. Даже отправляясь в дальнюю дорогу, он всегда брал в путь оберег, созданный своими же руками, как напоминание о доме, семье и родной земле.

дом
Современный дом в русском стиле

На Руси всегда возводили дома в благоприятных энергетических зонах и традиционно придерживались определённых правил при выборе участка земли:

  • Не возводили дома в местах, куда ударила молния.
  • Неблагоприятными считались участки, которые ранее были массово покинуты людьми в результате эпидемии, мора, войны, стихийны бедствий.
  • Никогда не возводили дом в месте, где обнаруживали человеческие останки.
  • Места, где опрокидывалась телега или ломалась оглобля, считались меткой «нечистого», их обходили стороной.

Согласно древним традициям славянин строил руками свой дом по аналогии с моделью нашей Вселенной, в центре которой выступала русская печь – источник тепла, пищи, света, воспринималась, как символ Солнца.

Культ дома и семейного очага на Руси всегда был главным. Каждый элемент конструкции дома являлся определённым символом, как и убранство дома.

Основные его символы – это русские народные обереги дома, все они перечислены в таблице ниже:

НазваниеСимвол
(ассоциация)
Функции
ПечьПланета Земля.Печь расписывали специальной защитной символикой.Источник тепла, огня, жизни.
Красный угол(домашний иконостас)Планета Солнце;Бог.Божественная защита, покровительство, исцеление.
СтеныИх украшали различной символической резьбой по дереву.Физическая и энергетическая защита места обитания
Крыша и проёмыУкрашались символической резьбой.Не допускали проникновение в дом физических негативных факторов, а также от всякой нечисти и злых напастей.
Входная дверьЦентральный оберег
(над дверью размещали различные обереги; саму дверь по контуру обмазывали глиной красного цвета; в проёме двери вешали занавески, вытканные узорами со специальной символикой).
Защита дома и семьи на уровне:
Физическом (негативные погодные условия, враги, грабители);
Ментальном (нечисть, болезни, беды).
Порог/крыльцоКлючевой элемент дома, наделялся самой большой обереговой мощью(важно было всё – от его формы, до украшения, включая и обереги, которые клали под порог для усиления его магических свойств).В языческой и христианской вере был главной защитой дома и рода человека, хранителем семейного очага.
Порог тщательно оберегали, поскольку через него можно внести в дом, как благое, так и худое дело.
ФлюгерЧаще изготавливали в форме петуха или коняОбереги, предупреждающие хозяев дома об опасности и отпугивающие нечисть.

Резьба выступала не только в качестве украшения, узоры её были тщательно продуманы и соответствовали старинной русской защитной символике. Резьбой украшали дверные и оконные проёмы, края крыши, крыльцо.

дом
Резьба — особое мастерство

Порог и крыльцо в русской хате всегда наделялись самыми мощными оберегами и дополнительно охранялись самим хозяином. Посредством порога (или крыльца) можно наслать много негатива, как на хозяина дома, так и на всех членов его семьи, на весь род.

Множество народных примет связано с порогом, к примеру, на пороге нежелательно просто так стоять, курить или разговаривать, передавать вещи или здороваться через порог. Для защиты дома и рода через порог использовались (и актуальны ныне), как христианские, так и языческие обереги, символы, заговоры и молитвы.

Особое значение имеет поддувало в русской печи. Это место считалось вратами, через которые Нечистый может проникнуть в дом. Пока печь горела или тлела, поддувало не закрывали, чтобы не угореть от угарного газа, но как только в печи гас последний жар, поддувало сразу же закрывали.

Эх, тряхнем лаптями… или откуда пошли лапти на руси

Почему издревле на Руси крестьяне использовали и носили лапти? Лапти — это не просто обувь. Это ещё и славянский инструмент оздоровления. Ведь, лапоть сделан из Природного материала, который не мешает получать Жизненную Силу от земли. К тому же в тёплое время года носить лапоть удобнее и практичнее.

В начале XX века Россию нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью бедной части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. При этом сроки службы плетеной обуви были весьма коротки, об этом свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести».

Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей.

Принято считать, что название этой обуви произошло от слова «лапа», а сами лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках.

Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Совет

Слово «лапотник» встречается еще в Лаврентьевской летописи за 985 год. Была в народе и поговорка: «лапти плесть – один раз в день есть». Для плетения лаптей использовались деревянные колодки и специальный крючок – кочедык.

За один день мастер мог изготовить от двух до десяти пар: все зависело от опыта и сноровки. Плетение лаптей считалось работой несложной, но требующей определенных навыков. Плели лапти из коры различных деревьев, в первую очередь липы.

Для одной пары лаптей требовалось, примерно, три молодых липовых дерева в возрасте от четырех до шести лет. Именно такое лыко считалось лучшим.

Плели лапти из коры и подкорья различных лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и др..

В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Способы плетения лаптей были самыми разнообразными и в разных регионах были свои особенности. Поэтому, по лаптям можно было определить из какой местности пришел человек. Среди опытных мастеров лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик.

В семь лык как правило плели зимние лапти, но бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности и тепла лапти проплетали вторично, при этом изготавливали их из пеньковых веревок. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку — подковырку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Сами мастера по изготовлению лаптей были в каждой деревне, но большого дохода это ремесло не приносило. Обувь из лыка была дешевой и удобной: зимой лапти хорошо сохраняли тепло а летом давали ногам прохладу. Единственным недостатком был небольшой срок службы. Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками.

В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С.

Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Обратите внимание

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники.

Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной.

К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена.

Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Интересно, что у шведов существовал даже термин «лапотная миля», то есть расстояние, которое можно пройти в одной паре обуви. Даже во время Гражданской войны, лапти были основной обувью бойцов Красной Армии.

Существовала Чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП), которая занималась заготовкой обуви для военнослужащих. Ежегодно в городе Суздаль Владимирской области проводится Праздник лаптя, на который собираются не только гости из России, но и многочисленные туристы из-за рубежа.

Главный герой этого праздника – лапоть. В лаптях бегают на расстояние в одну версту, играют в футбол, метают лапоть на дальность и т. д.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий