Ограждение дорожное: разновидности, нюансы установки

Ограждение дорожное: разновидности, нюансы установки Для дачи

Амортизирующие

При возникновении аварийных ситуаций далеко не всегда необходимо полностью останавливать автомобиль. Порой достаточно просто смягчить удар, замедлив движение транспортного средства. В этом случае достигается сразу несколько результатов:

  • минимизация последствий аварии;
  • сокращение ущерба для автомобиля;
  • перенаправление утратившего контроль автомобильного средства обратно на дорогу под углом 30о;
  • сохранение жизни и здоровья пассажиров и водителя.

Одним из вариантов изготовления конструкций данного типа является металлический барьер, форма которого напоминает волну. Она смягчает силу удара при аварии, распределяя ее по всей площади. Использование ограждений двойного вида позволяет устанавливать их даже на полосах, разделяющих движение.

Более эффективным и экономически выгодным вариантом может стать конструкция из пластика либо специальной пластмассы. Она образует своеобразный резервуар, внутрь которого заливается вода либо засыпается песок.

Безопасность под вопросом

На сайте проекта «Трансспот» приводится исследование пешеходных ограждений, проведённое муниципальными властями Лондона. В нём говорится, что теоретически заборы должны повышать безопасность, не пуская людей на дорогу, но на практике это работает не всегда: ограждения перелезают или обходят. При этом у автомобилистов на улице с ограждениями появляется ложное ощущение безопасности, и они едут быстрее.

Заборы представляют опасность и для велосипедистов: водители автомобилей, особенно габаритного транспорта, могут их не заметить и прижать. Если бы забора не было, велосипедисты могли бы спастись на тротуаре.

К безопасности улиц с живой изгородью у кемеровских водителей тоже есть вопросы. Говорят, например, что из-за кустов, высаженных вдоль проезжей части на улице Весенней, пешеходы появляются очень неожиданно.

— Просветов в изгороди явно больше, чем пешеходных переходов, — сетует автовладелец Дмитрий Иванов. — Причём к этим просветам ведут тропинки порой не просто протоптанные, а уложенные плиткой. За кустами и так не видно детей, а тут ещё их «выводят» этими тропинками прямо под колёса.

Стоит отметить, что изгородь на Весенней, судя по высоте, декоративная. И предметом нашей статьи не является. По ГОСТу высота кустарника, использующегося в качестве пешеходного ограждения, не должна превышать 0,8 метра.

Бетонные и железобетонные

Данный вид ограждений считается одним из простейших в производстве. При наличии необходимых материалов изготовить их можно самостоятельно в домашних условиях. Назначение и функциональные задания конструкции аналогичны тем, которые накладываются на жесткие дорожные барьеры.

В связи с большим весом и размерами бетонных конструкций их преимущественно устанавливают на постоянной основе для перекрытий улиц или отдельных ее участков (например, въезд во дворы многоэтажных зданий). Дорожные барьерные ограждения бетонного типа с меньшими габаритами могут служить в качестве разделителей полос движения на магистральных трассах.

В этом случае они предназначаются для предотвращения пересечения разделительной линии между полосами движения. Также они защищают другие автомобили, например, в случае аварии или потери управления участником дорожного движения, едущим по встречной полосе.

В местах с ограниченной по ширине пешеходной зоной применяются бетонные и железобетонные отбойники высотой от 1 м. Они предотвращают выход пешеходов на проезжую часть  и создание аварийных ситуаций.

Вдоль трассы ростов — таганрог установят сетки для задержания снега

После двадцатилетнего перерыва вдоль трассы М23 Ростов — Таганрог установят приспособления для задержания снега. Необходимость таких мер обсуждалась в ходе выездного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, прошедшего в субботу, 1 февраля, в Неклиновском районе.

Тему поднял глава Мясниковского района Аршак Поркшеян.

— Пока мы не сделаем снегозадержание, будем вечно воевать со снегом на трассе, потому что всё с полей сдувается и собирается на дороге. Щиты, несомненно, надо выставлять, но весь вопрос в том, за чей счёт это будет сделано. Раньше это делали дорожники, а сейчас кто? — задался вопросом Поркшеян. 

Как выяснилось в ходе обсуждения, в последний раз специальные щиты выставлялись вдоль дороги на полях лет двадцать назад. И это была очень действенная мера.

— Сейчас технологии изменились. Есть специальная пластиковая сетка для снегозадержания, и 5 километров такой сетки у нас уже имеется. Поставим, ну, часть своруют, но что-то же останется, — успокоил начальник ФГУ «Севкавуправтодор» Владимир Рожков.

Ещё выяснилось, что попытки установить сетки уже были, в частности в Неклиновском районе. Однако усилия руководства ФГУ и главы района наткнулись на сопротивление местных фермеров. 

— Мы как-то пришли с Андреем Ивановичем (Журавлёвым, главой района. — Прим. авт.) к одному из таких фермеров, так он чуть ли не с ружьём за нами бегал. Мы ему: «Тебе же лучше, влага на поле отстанется!» — а он нам: «Не пущу, вы мне тут всё повытопчете!» И ведь не пустил. А для того, чтобы сделать ограждение эффективным, его надо устанавливать в нескольких десятках метров от дороги, а значит, непременно зайти на чью-то землю, — констатировал Владимир Рожков. 

— Ничего, мы фермеров уговорим, — ответил на реплику начальника «Севкавуправтодора» губернатор Голубев. — Что касается фермеров, то к отдельным из них также есть ряд вопросов, и очень серьёзных. Но я уверен, что в итоге мы найдём приемлемое для всех решение. Что касается финасирования, то я не думаю, что установка ограждений станет очень затратным мероприятием. 

В итоге губернатор поручил составить перечень участков на трассе Ростов — Таганрог, которые являются наиболее проблемными и где в первую очередь потребуется установить сетки для снегозадержания.

Напомним, что трасса М23 стала стала едва ли не самой проблемной федеральной дорогой в Ростовской области. Её содержание в зимний период осложняется постоянными снежными заносами. 

В конце января трасса была закрыта. В настоящий момент движение по М23 восстановлено, лишь на отдельных участках работает специализированная техника, но проезду транспорта это не мешает.

На трассе М23 Ростов — Таганрог

Виды дорожных ограждений

Классификация барьеров – достаточно широкая. Она включает распределение по внешнему виду, назначению, материалу и так далее. Назначение конструкции – ее главный классификационный признак. В зависимости от него дорожные ограждения делятся на два класса: ограничивающие, необходимые для безопасности животных и людей, и удерживающие – для пешеходов и автомобилей.

Двусторонние (11дд)

Если трасса состоит из нескольких полос, для нее устанавливается более высокий уровень опасности. Одним из способов избежать ДТП на любом из ее участков является монтаж двухстороннего ограждения 11ДД. Оно имеет несколько назначений:

  • снижение количества повреждений транспортного средства;
  • препятствие выезду автомобиля за пределы дороги;
  • сохранение жизни водителю и его пассажирам.

Для изготовления и монтажа барьера типа 11ДД используется сразу несколько нормативных документов: ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ 26804-2023. В некоторых случаях допускается установка конструкций, изготовленных по ТУ 5216-001-70342920-2007.

Монтаж барьеров 11ДД производится строго параллельно с осью разделительной полосы. При возникновении аварии такое размещение дорожных ограждений гарантирует гашение удара и обеспечение скорейшего восстановления безопасной ситуации.

Дорожные ограждения из пластика

Пластиковые барьеры имеют большое разнообразие форм и конструктивных исполнений. На дорогах используется два основных типажа со схожим назначением. При этом они кардинально различаются по характеру обеспечения безопасности дорожного движения.

Первый тип создает условия для снижения скорости транспортного средства в случае возникновения аварийной ситуации и смягчения удара. При этом автомобиль остается на трассе, а не съезжает с нее в кювет. Остановка машины в этом случае не обеспечивается, и автомобиль может двигаться далее.

Второй тип гарантирует полную остановку автомобиля и устанавливается преимущественно в городах и других населенных пунктах, в которых возможно большое скопление людей. Также возможен монтаж ограждений данного типа на территории скверов и детских площадок.

Дорожные ограждения: их назначение и характеристика

К функциям, которые должны выполнять дорожные ограждения, относятся:

  • разделение движения – как правило, используется в качестве постоянной меры для разделения потоков пешеходных и транспортных направлений;
  • перенаправление движения – необходимо в случае проведения ремонтных работ как временная мера, поэтому используются пластиковые конструкции с красно-белым окрашиванием;
  • обеспечение безопасности движения на дорогах – барьер принимает на себя удар и частично гасит его, благодаря чему повышаются шансы на то, что автомобиль не окажется в кювете.

Так как конструкция ограждения барьерного типа должна быть максимально долговечной, необходимо заранее принять меры по обеспечению ее надежности. Для этого в его изготовлении используются материалы с высокой прочностью и устойчивостью к перепадам температур в диапазоне от -30º до 40ºС.

Жесткие

К жестким барьерным ограждениям относятся дорожные конструкции типа 11ДО, бетонные модели и тому подобные.

Монтаж изделий необходим, прежде всего, на тех участках дороги, где планируется качественно защитить участников движения от пересечения отдельными автомобилями разделительной полосы. Это касается магистралей с интенсивным движением транспорта. Благодаря установке жестких ограждений удается сократить масштабы и последствия аварий в случае их возникновения.

Жесткие барьеры необходимы также на крутых поворотах с возвышенностью и мостовых переездах. При потере автомобилем управления он гарантированно не слетит с большой высоты.

В некоторых случаях допускается установка ограждений данного типа в зонах, которые необходимо освободить от автотранспорта.

Зачем ставят заборы

Этого требует ГОСТ, причём не один. По стандарту пешеходные ограждения нужны вдоль всех тротуаров, которые идут вдоль проезжих частей. Заборы ставят в том числе по федеральной программе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». От города к городу ситуация с «озабориванием» разнится.

Классификация по внешнему виду

Внешний вид и дизайн дорожных ограждений также регламентируется ГОСТом. В нем прописаны основные типы заграждений в зависимости от их формы:

  • балочное – к опорным столбам мостовой крепится металлическая балка;
  • заборное – ограждение в виде соединенных небольших заборов, изготовленных из железобетона;
  • тросовое – стальной трос, натянутый между опорами;
  • водоналивное – представляет собой совокупность пластиковых контейнеров, внутри которых находится вода;
  • трапециевидное – конструкция из металла либо железобетона, имеющая форму трапеции.

Конструкция барьерных ограждений

Барьеры – сложная конструкция, состоящая из секций, которые, в свою очередь, изготовлены из балок. Для каждой секции необходимо две балки – длинная радиусная и короткая прямая. Помимо них барьер оборудован специальными стойками (швеллерами), установленными с шагом 1333–2250 мм, крепежами, консолями-амортизаторами, элементами последнего и начального участка. Для некоторых видов ограждений предусматривается установка светоотражающих и усиливающих элементов.

Для изготовления металлических секций используются стальные листы толщиной 3-4 мм, форма которых напоминает волну. Из них делаются заготовки, которые в дальнейшем покрываются слоем цинка (толщина слоя – около 80 микрон). Благодаря этому изделия получают дополнительную прочность и антикоррозийную защиту.

Если все операции по изготовлению барьерных секций проведены в строгом соответствии с ГОСТами, ограждение будет максимально качественным и, следовательно, прослужит длительное время.

Ширина удерживающей полосы для дорожных ограждений должна составлять 508 мм. При этом средний вес погонного веса барьера колеблется в пределах 30-102 кг в зависимости его вида и шага стоек.

Металлические барьерные ограждения

Металлические устройства барьерного типа на автомобильных дорогах являются одними из наиболее популярных. К тому же они отличаются большим спектром форм и конструктивных особенностей.

  1. Мобильные группы. Конструкция отличается небольшим весом и удобством транспортировки. Благодаря этому барьеры легко переносить с места на место, и их часто сдают во временное пользование владельцам стройплощадок. В этом случае барьерное ограждение служит для отделения территории стройки от других участков, создания пешеходных дорожек вблизи дорог, защиты от атмосферных явлений (характерно для отдельных разновидностей конструкций).Металлические барьерные ограждения мобильные
  2. Классические ограждения. Устанавливаются на транспортных путях и имеют строго регламентируемую форму, прописанную соответствующим ГОСТом. В нем, помимо конструкции, перечисляются правила защиты барьера от внешних факторов, в частности толщина антикоррозийного слоя.

Мостовое ограждение (11 мд)

Мостовое ограждение 11МД – конструкция, состоящая из трех секций. В качестве основных элементов выступают консоли и балки стойки. Для изготовления секций используется гнутый профиль. Сборочные операции происходят в ручном режиме, а в качестве крепежных элементов выступают болты.

После сбора получается конструкция дорожного ограждения с надежным соединением всех элементов между собой. Барьер данного типа обеспечивает достаточный уровень безопасности и отличается высокой прочностью.

Односторонние дорожные ограждения (11до)

Ограждение 11ДО – односторонний барьер, изготовление которого регламентируется ГОСТом 26804, последние поправки в который были внесены в 2023 году. Необходимость в нем возникает при обустройстве участков дороги, представляющих опасность для других транспортных средств.

Барьер 11ДО не только препятствует попаданию на соседние полосы движения посторонних крупногабаритных предметов, но и четко очерчивает границы дороги. Именно поэтому дорожное ограждение данного типа можно встретить на большинстве крупных трасс.

Конструктивно барьеры 11ДО представляют совокупность нескольких участков, соединенных между собой специальными креплениями. При этом между ними выдерживается необходимая дистанция.

Дорожные ограждения 11ДО имеют несколько преимуществ перед конструкциями других типов:

  • использование материалов высокого качества для обеспечения длительного эксплуатационного периода;
  • высокая эффективность, выражающаяся в обеспечении безопасности на дорогах;
  • отличные показатели прочности, которые положительно влияют на выполнение предыдущего пункта.

Парковочный дорожный барьер (1 м)

Барьер типа 1М необходим для создания мобильного ограждения дороги. Он отличается привлекательным внешним видом и возможностью установки в двух положениях – вертикальном и горизонтальном.

Одно из дополнительных назначений ограждения 1М – создание своеобразного буфера между пешеходной зоной и проезжей частью. Для создания конструкции увеличенного размера достаточно просто соединить несколько барьеров 1М между собой.

По типу производного материала

Для изготовления ограждений используется четыре вида материалов, которые и определяют соответствующую классификацию барьеров:

  • железобетонные;
  • бетонные;
  • пластиковые;
  • металлические.

По функциональному назначению

В зависимости от функций, наложенных на барьерные ограждения, встречаются конструкции нескольких групп: сдерживающие, разделительные и ограждающие. Возможности каждой из них легко определяются по названию. В частности, разделительные барьеры служат для распределения дорожного полотна на равные части.

Сдерживающие ограждения не дают транспортному средству слететь со своего участка дороги, а зачастую служат также в качестве парапета. Для их монтажа необходимо специальное разрешение, а сама установка проводится дорожными службами в строгом соответствии с прописанными в ГОСТах правилами.

Из соображений функционального назначения выбирается и материал для изготовления ограждения: металл, пластик либо бетон/железобетон.

Помеха движению

То же исследование указывает, что заборы идут вразрез с концепцией доступной среды, потому что могут стать помехой для экстренных и коммунальных служб, такси и пассажиров общественного транспорта. Иногда за забором оказывается даже парковка для инвалидов. Впрочем, у живой изгороди в этом пункте преимуществ нет — она будет мешать не меньше.

Правила применения ограждения на дорогах

Основные положения, регламентирующие правила и особенности установки дорожных ограждений, прописаны в ГОСТ 52289. В кратком изложении они звучат следующим образом.

  1. При расчете удерживающей способности дорожного ограждения необходимо опираться на результат, при котором возможная аварийная ситуация была бы решена с минимальными потерями.
  2. Разметка дороги для установки барьера на площадях административных территорий и жилых зон должна быть выполнена в соответствии с нормативными стандартами.
  3. В функции мостовых конструкций входит защита не только транспортных средств, но и пешеходов.
  4. Размеры ограничителей выбираются в соответствии с их функциональным назначением и местом установки.
  5. Если на участке требуется установка дорожного знака, опорой для него должна служить отдельная конструкция, не являющаяся частью ограждения.
  6. Пластиковые барьеры используются преимущественно при ограждении места ДТП.
  7. Парапетные и мостовые ограждения в обязательном порядке должны оснащаться перилами для пешеходов.
  8. При установке барьеров на проезжей части одна полоса движения всегда должна оставаться функционирующей, поэтому работы проводятся поэтапно.
  9. На территориях заповедных участков, для которых планируется монтаж барьерного ограждения на обочине с бетонированием последних, для проведения работ требуется соответствующее разрешение.

Установка барьерных ограждений

Монтаж новых дорожных ограждений должен проводиться уполномоченными инстанциями. Делать это без правильно оформленного и согласованного с соответствующими лицами проекта также нельзя. Связано это с тем, что расчет данных, необходимых для монтажа, – достаточно сложный и включает множество внешних факторов: радиус изгиба дороги, угол наклона, тип трассы и тому подобные.

Для осуществления монтажа конструкции существует несколько различных методик. Выбор той или иной из них напрямую зависит от вида барьера.

Чем полезна живая изгородь

Выполняя те же функции, что и забор, живая изгородь приносит дополнительный бонус: защищает пешеходов от летящей с дороги грязи. Кроме того, будучи зелёным насаждением, очищает воздух в городе. И последнее (по порядку, а не по значению) — она просто красивее. С кустарником мечта про город-сад становится чуточку ближе, чем с заборами.

В Сибири, к сожалению, все преимущества живой изгороди проявляют себя только половину календарного года. Зимой, которая длится здесь с октября по апрель, это сиротливые голые ветки, часто забитые грязным снегом. Впрочем, заборы, торчащие из серых куч, выглядят не лучше.

Мэр Илья Середюк отметил, что решение уже принято — у кустарника будет приоритет перед металлическим ограждением. ГОСТы позволяют, руководство ГИБДД не против. Конкретных планов, сколько живой изгороди предстоит высадить и где, глава города пока не озвучил.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий