- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Подтяните знания с репетитором за лето | методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
- Урок русского языка в 8 классе по теме «словосочетание. способы связи слов в словосочетании»
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
дождливым утром,
легкомысленный человек,
трудная дорога,
у соседнего двора,
с веселой песней.
перед цветущим полем,
опавшей листвой,
запеченное яблоко,
беспрерывная беседа,
разбросанные вещи.
на седьмое небо,
первая скрипка,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
каждый человек,
любого прохожего,
какой-то человек,
ничья вещь,
о целом дне,
у того столба.
кислое мороженое,
в чистой столовой,
в белой ванной.
о ком-то чужом,
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
мышь-полевка,
художник-поэт,
журналист-интервьюер,
дуб-великан.
разозлиться на шутку,
купить хлеба,
вернемся на рассвете,
бегу в шапке,
беседую с другом.
никому не рад,
не согласен ни с кем,
не должен никому,
уверен в нём.
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
довольный результатом.
директор театра,
увлечение рыбалкой,
радость от встречи,
продолжение жизни,
поле цветов,
грудь в медалях.
смешно до слез,
вниз по улице,
впереди у моста.
семеро козлят,
двенадцать месяцев,
три капли.
идя по двору,
шагая по тропинке,
следя за ним,
следя за ним.
позволил уйти,
любит смеяться,
наука мыслить,
намерен читать,
должен договориться.
читать медленно,
ответил впопыхах,
вернемся поздно,
уедем завтра,
сказал сгоряча.
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
пальто нараспашку,
взгляд исподлобья,
поворот налево,
разговор начистоту.
цвет хаки,
час пик,
юбка плиссе.
следить внимательнее,
работаю лучше,
по дороге длиннее,
справа повыше,
вдали левее.
очень веселый,
совсем неглупый,
весьма любопытный.
слишком поздно,
весьма прилично,
крайне осторожно.
улыбаясь застенчиво,
стоя внизу,
поднявшись наверх.
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное прилагательное:
Существительное причастие:
Существительное порядковое числительное:
Существительное местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) прилагательное:
Местоимение существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
Существительное существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол существительное:
Прилагательное местоимение:
Прилагательное существительное:
Существительное существительное:
Наречие существительное:
Числительное существительное:
Деепричастие существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное инфинитив:
Глагол наречие:
Глагол деепричастие:
Существительное наречие:
Существительное несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Прилагательное наречие:
Наречие наречие:
Деепричастие наречие:
Подтяните знания с репетитором за лето | методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
Ответ ученика.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
Задание № 1:
- определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
Образец ответа № 1:
словосочетание всей истории.
- Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.
- Зависимое слово – местоимение.
- Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
Образец ответа № 2:
словосочетание пришедшее из галактик
- Есть предлог – это управление.
- Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Образец ответа № 3:
словосочетание наполняясь одновременно
- Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
Задание № 2
- Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика. Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
Задание № 3:
- Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)
.
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
4. Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
- Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Задание № 4.
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить…..- оплатить….
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон……- наполнен…..
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера……..- уверенность…….
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать…….- попрекать……
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться…….- тревожиться…..
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен…..- рад…..
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь…… — предупредить………..
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться…….. – восхищаться………
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
Ответ ученика.
- основные значения падежей и предлогов,
- лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
7. Домашнее задание:
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— • Обидеться… — обида …….;
• образоваться … — образован………;
• обосновываться… — обоснование………;
• наполнить… — наполнять……;
• уверенность…… — увериться….
— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Таблица
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание № 1:
- определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
Образец ответа № 1:
словосочетание всей истории.
- Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.
- Зависимое слово – местоимение.
- Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
Образец ответа № 2:
словосочетание пришедшее из галактик
- Есть предлог – это управление.
- Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Образец ответа № 3:
словосочетание наполняясь одновременно
- Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
Задание № 2
- Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
Задание № 3:
- Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Задание № 4.
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить…..- оплатить….
Полон……- наполнен…..
Вера……..- уверенность…….
Упрекать…….- попрекать……
Беспокоиться…….- тревожиться…..
Доволен…..- рад…..
Предостеречь…… — предупредить………..
Удивляться…….. – восхищаться………
тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» вариант 1 1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону; 2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; 3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами; 4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти. 2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего; 2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица; 3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ; 4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам. 3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа; 2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором; 3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы; 4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы. 4. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Сижу за столом, вижу их, этот номер; 2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; 3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; 4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. 5. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки; 2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне; 3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль; 4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес. 6. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. 7. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Веч ром ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли. 8. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. 9. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. 10. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия. | ответы: 6. _________________________________________________________________ 7. ________________________________________________________________ 8. _________________________________________________________________ 9. _________________________________________________________________ 10. ________________________________________________________________ |
тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» вариант 2 1. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал; 2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза; 3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час; 4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы. 2. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; 2) авно забытый, когда-то нашел, на это место; 3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; 4) стремиться туда, тихо летали, помнил их. 3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости; 2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце; 3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его; 4) его слова, шел не спеша, очень важно. 4. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи; 2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал; 3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке; 4) вновь повторил, была там, не глядя на него. 5. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи; 2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала; 3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки; 4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди. 6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти. 7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе. 8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем. 9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку. 10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки. | ответы: 6. _________________________________________________________________ 7. ________________________________________________________________ 8. _________________________________________________________________ 9. _________________________________________________________________ 10. ________________________________________________________________ |
ответы: вариант 1
6. эту поступь
7. что-то сочиняли
8. по-весеннему зеленели
9. мою тележку
10. готовность задушить
ответы: вариант 1
6. искать то
7. однажды показалось
8. мечтали о будущем
9. привязались к утенку
10. разрушила постройки
Оценка Количество правильно выполненных заданий
5 (отлично) 9 — 10
4 (хорошо) 7 — 8
3 (удовлетворительно) 5 — 6
Домашнее задание:
Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
- Обидеться… — обида …….;
- образоваться … — образован………;
- обосновываться… — обоснование………;
- наполнить… — наполнять……;
- уверенность…… — увериться….
Урок русского языка в 8 классе по теме «словосочетание. способы связи слов в словосочетании»
Урок русского языка в 8 классе на тему «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Надежный друг, построить школу, по-осеннему хмурый.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
4. Смысловая часть устанавливается по вопросу (от главного слова к зависимому).
5. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.
По типу главного слова:
1). Именные ( письмо другу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас).
2). Наречные (очень быстро ).
3). Глагольные ( пилить дрова).
Виды словосочетанийпо способу связи:
1). Согласование (зависимое слово отвечает на вопросы «какой?» «чей?»).
2). Управление (зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей).
3). Примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).
1.Согласование — это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное:
существительное прилагательное (пушистым снегом);
существительное причастие (за исхоженными тропами);
существительное порядковое числительное (пятый подъезд);
существительное местоимение (твоего платка).
2.Управление – это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже:
сущ., прилаг., глаг., нареч. им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.
Например: строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули.
3.Примыкание — это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив):
глаг., сущ., прилаг., нареч. наречие, инфинитив, деепричастие
Например: крепко спать,
Не являются словосочетаниями:
1). Основа предложения (мальчик уехал),
2). Однородные члены (быстрый и внимательный),
3). Предлоги со словами (в течение часа),
4). Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
5). Фразеологические обороты (сел в калошу)
Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?
По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.
1) Встречала меня.
!2) Собачонка встречала.
3) Встречала по-дружески.
4) Встречала с лаем.
В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?
1) Мы встречались с тобой на закате.
2) Нас море примчало к земле одичалой .
!3) Последние дни осени пасмурны и холодны .
4) Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль .
Задание:распределите словосочетания по трем столбикам:
(1) Липовый чай, (2) пилить дрова, (3) идти быстро, (4) любящая тебя, (5) второй поющий, (6) готовый уйти, (7) мой милый, (8) спящий храпя, (9) идёт к окну, (10) чей-то дом, (11) желание спать, (12) шёл впереди, (13) этот человек, (14) летящая утка, (15) быстрее лани, (16) белый от пыли, (17) доволен одним, (18) валясь набок.
Задание № 1:определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
(1) Ехать быстро — примыкание ; (2) красящий забор — управление ; (3) мощёная улица — согласование ; (4) очень ветрено — примыкание ; (5) освобождение армией — управление ; (6) лестно говорить — примыкание ; (7) пятый в строю — управление ; (8) очень дружно — примыкание ; (9) помогал маме — управление ; (10) отвечать, не думая — примыкание ; (11) писать аккуратно — примыкание ; (12) папин портфель — согласование ; (13) грустный мальчик — согласование ; (14) кофе по-турецки — примыкание ; (15) дежурный класс — согласование ; (16) пришёл мириться — примыкание ; (17) пятый кабинет — согласование ; (18) счастливая улыбка — согласование ; (19) видеть из окна — управление ; (20) понимаю тему — управление ; (21) сделать по-своему — примыкание ; (22) свой человек — согласование ; (23) поливающий из лейки — управление ; (24) подошёл ко мне — управление ; (25) говорить насчёт погоды — управление ; (26) понятно объяснять — примыкание ; (27) очень красиво — примыкание ; (28) неубранная комната — согласование ; (29) прийти вовремя — примыкание ; (30) наш приз — согласование .
Задание № 2:замените данные словосочетания со способом связипримыканиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
(1) Жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью;
(2) неуверенно сказал – сказал без уверенности;
(3) устало шагал – шагал с усталостью;
(4) осторожно слез – слез с осторожностью.
Задание № 3:замените данные словосочетания со способом связиуправлениесинонимичными со способом связипримыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
(1) Говорил с тревогой – говорил тревожно;
(2) ждал с напряжением – ждал напряженно;
(3) охранял с заботой – охранял заботливо;
(4) глядел со смущением – глядел смущенно.
Задание № 4:замените данные словосочетания со способом связисогласованиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
(1) Бессонная ночь – ночь без сна;
(2) подземный переход – переход под землей;
(3) алгебраическая задача – задача по алгебре;
(4) школьный портфель – портфель для школы.
Задание № 1:определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2:замените данные словосочетания со способом связипримыканиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3:замените данные словосочетания со способом связиуправлениесинонимичными со способом связипримыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4:замените данные словосочетания со способом связисогласованиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
Задание № 1:определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2:замените данные словосочетания со способом связипримыканиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3:замените данные словосочетания со способом связиуправлениесинонимичными со способом связипримыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4:замените данные словосочетания со способом связисогласованиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
Задание № 1:определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяс нять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2:замените данные словосочетания со способом связипримыканиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3:замените данные словосочетания со способом связиуправлениесинонимичными со способом связипримыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4:замените данные словосочетания со способом связисогласованиесинонимичными со способом связиуправление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.