Разобрать предложение по чл (членам). Онлайн сервис Текстовод.

Разобрать предложение по чл (членам). Онлайн сервис Текстовод. Для дачи
Содержание
  1. Что такое придаточное предложение?
  2. Шиповник колючие шипы дикой розы встретишь под москвой и в сибири, в средней азии и на дальнем востоке. шиповник — лесное растение. аромат цветков как у розочки. плоды — красные ягоды с толстой кожицей. шиповник бывает разных видов. самый красивый растет на ост­рове сахалине. его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. прибой подхватывает их и разбивает о камни. семена высыпаются. волны перетирают их с песком. кожура становится тоньше. семена быстро прорастают. и на пляже прибавляются новые кусты шиповника. в средней азии высоко в горах растут шиповники с белыми и зо­лотистыми цветками. у всех шиповников мощные корневища, креп­кие, как железные прутья. они хорошо укрепляют почву. даже силь­ные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. (а. смирнов) (142 слова) задание выпишите сначала собственные существительные с без­ударными окончаниями, потом — нарицательные существитель­ные. определите склонение и падеж этих существительных. в словах с чередованием гласных в корне подчеркните ус­ловие выбора написания — знания.site
  3. Видеоурок «виды придаточных в сложноподчиненном предложении»
  4. Тест
  5. Знаешь ли ты тип придаточного?
  6. Изъяснительное придаточное предложение
  7. Контрольная работа — маканина светлана ивановна
  8. Определительное придаточное предложение
  9. Придаточное предложение времени
  10. Придаточное предложение меры и степени
  11. Придаточное предложение места
  12. Придаточное предложение образа действия
  13. Придаточное предложение причины
  14. Придаточное предложение следствия
  15. Придаточное предложение сравнения
  16. Придаточное предложение условия
  17. Придаточное предложение уступки
  18. Придаточное предложение цели
  19. Придаточное присоединительное предложение
  20. Расставить знаки препинания, запятые в предложении автоматически. проверка пунктуации онлайн бесплатно и исправление ошибок. текстовод

Что такое придаточное предложение?

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два про­стых пред­ло­же­ния явля­ют­ся нерав­но­прав­ны­ми по отно­ше­нию друг к дру­гу. Одно про­стое пред­ло­же­ние высту­па­ет как глав­ное, а вто­рое зави­сит от него. Зависимое пред­ло­же­ние под­чи­не­но глав­но­му по смыс­лу и син­так­си­че­ски. Подчинительная связь меж­ду ними выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов и интонации.

Пышно рас­цве­ла сирень, аро­мат кото­рой кру­жит голову.

К глав­но­му пред­ло­же­нию (пыш­но рас­цве­ла сирень) при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва «кото­рой» зави­си­мая часть, пояс­ня­ю­щая сло­во «сирень» в глав­ной части:

сирень (какая?) аро­мат кото­рой кру­жит голо­ву.

Придаточное пред­ло­же­ние углуб­ля­ет, рас­ши­ря­ет или уточ­ня­ет содер­жа­ние глав­ной части.

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния и того, что пояс­ня­ет­ся в глав­ной части, раз­ли­ча­ют виды при­да­точ­ных предложений:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обсто­я­тель­ствен­ные

Рассмотрим подроб­нее виды при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в СПП. Выясним их зна­че­ние, на какие вопро­сы отве­ча­ют при­да­точ­ные части, какие сою­зы и союз­ные сло­ва харак­тер­ны для них.

Шиповник колючие шипы дикой розы встретишь под москвой и в сибири, в средней азии и на дальнем востоке. шиповник — лесное растение. аромат цветков как у розочки. плоды — красные ягоды с толстой кожицей. шиповник бывает разных видов. самый красивый растет на ост­рове сахалине. его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. прибой подхватывает их и разбивает о камни. семена высыпаются. волны перетирают их с песком. кожура становится тоньше. семена быстро прорастают. и на пляже прибавляются новые кусты шиповника. в средней азии высоко в горах растут шиповники с белыми и зо­лотистыми цветками. у всех шиповников мощные корневища, креп­кие, как железные прутья. они хорошо укрепляют почву. даже силь­ные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. (а. смирнов) (142 слова) задание выпишите сначала собственные существительные с без­ударными окончаниями, потом — нарицательные существитель­ные. определите склонение и падеж этих существительных. в словах с чередованием гласных в корне подчеркните ус­ловие выбора написания — знания.site

В СибИри (3скл, П.п.),на СахалИне (2 скл, П.п.),в Средней Азии(1скл., П.п.), на Дальнем ВостОке (2скл., П.п.).

 шипы(2скл., Им.п.), розы(1скл., Р.п.), шиповник (2скл, им.п.), растение (2скл,В.п.),аромат(2скл, Им.п.), цветков(2скл,Р.п.),  у розочки (1скл, Р.п.),плоды (2скл., Им.п.), ягоды (1скл., В.п.),с  кожицей(1скл.,Т.п.)

Шиповник (2скл,Им.п.), видов(2скл, Р.п.), на ост­рове(2скл,П.п.), листья (2скл,Им.п.), в  морщинках (1скл, П.п.),плоды (2скл.,Им.п.),яблоками(2скл,Т.п.) шиповник (2скл, Им.п.), у кромки (1скл, Р.п.), берега(2скл, Р.п.), плоды(2скл.,Им.п.), в воду(1скл, В.п.), пляжей(2скл.,Р.п.), скал(1скл,Р.п.), прибой (2скл. Им.п.), о камни (2скл, В.п.),семена (1скл, им.п.),волны (1скл, им.п.),с песком (2скл, Т.п.),кожура (1скл, им.п.), семена(1скл, им.п.), на пляже(2скл, П.п.),  кусты(2скл, В.п.), шиповника(2скл,Р.п.)

 в горах (1скл, П.п.), шиповники(2скл, Им.п.), с цветками (2скл, Т.п.), шиповников (2скл, Р.п.), корневища (2скл, Им. п.), прутья (2скл, В.п.),  почву(1скл, В.п.), ливни (2скл, Им.п.), почву(1скл,В.п.) с гор(1скл,Р.п.),  шиповник(2скл,В.п.)

Видеоурок «виды придаточных в сложноподчиненном предложении»

Тест

Знаешь ли ты тип придаточного?

Категория: Русский язык.

Знаешь ли ты тип придаточного?

Определите вид придаточного

1 вариант

1) Ёлочка хороша, если она растёт.

2) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

3) Я люблю, тебя, Жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.

4) Пробуждаются клёны от сна, чтоб, как бабочки, листья захлопали.

5) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

6) Для тебя я, Русь, эти сказы пел, потому что был и правдив и смел.

7) Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти.

8) Азовское море цветёт в начале августа, как цветут реки и пруды.

9) Сердце так стиснуло, что его не стало слышно.

10) Всё сады, сады, так что домов не видно.

2 вариант

1) Как прекрасна жизнь, между прочим, и потому, что человек может путешествовать!

2) Звёзды бились и сверкали серебряной чешуёй, как бьётся в сетях пойманная камса.

3) Дорогу размыло дождём, так что по горам образовались глубокие рытвины.

4) Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

5) Истомлена полдневным зноем, в немой тоске земля ждала, чтоб ночь прохладой и покоем хоть миг забвения дала.

6) Стаи птиц пролетали над поездом и исчезали вдали, где ветер качал траву.

7) С осени, когда пруды начинали покрываться плёнкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.

8) Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.

9) Когда в товарищах согласья нет, не прочитать им и « Квартет ».

10) Своеобразие наших рыбных районов так велико, что заслуживает целых томов для своего описания.

Код ответа:

1. Придаточное условия.

2. Придаточное следствия.

3. Придаточное причины.

4. Придаточное места.

5. Придаточное цели.

6. Придаточное образа и степени действия.

7. Придаточное изъяснительное.

8. Придаточное определительное.

9. Придаточное сравнительное.

10. Придаточное времени.

Таблица ответов

№ предложения1 вариант2 вариант
113
289
372
458
5107
634
7410
895
961
1026

Метки: Русский язык

Изъяснительное придаточное предложение

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся в глав­ной части к сло­вам, кото­рые нуж­да­ют­ся в допол­ни­тель­ном разъ­яс­не­нии. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ная часть ока­жет­ся непол­но­цен­ной, непо­нят­ной по содержанию.

В эту мину­ту Ольга поня­ла, что ей сле­ду­ет поторопиться.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние в глав­ной части при­со­еди­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, к ска­зу­е­мо­му, кото­рое выра­же­но сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • гла­го­ла­ми речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства (гово­рить, ска­зать, объ­явить, видеть, радо­вать­ся, сер­дить­ся, радо­вать­ся, печа­лить­ся и пр.);
  • при­ла­га­тель­ны­ми в крат­кой фор­ме (рад, согла­сен, сер­дит, оби­жен и пр.)
  • сло­ва­ми кате­го­рии состо­я­ния (извест­но, важ­но, хоро­шо, вид­но, непри­ят­но, понят­но и пр.).

Эта при­да­точ­ная часть отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей, что соот­но­сит её со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния допол­не­ни­ем. К глав­но­му пред­ло­же­нию зави­си­мая часть при­креп­ля­ет­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, ли, что­бы, буд­то, слов­но) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, как, сколь­ко, куда, зачем, поче­му).

Настя уве­ре­на (в чём?), что ничто не поме­ша­ет нам встре­тить­ся вечером.

Я рад (чему?), как удач­но всё сложилось.

Удивительно (что?), насколь­ко про­зрач­на вода в этой реч­ной заводи.

Придаточные обсто­я­тель­ствен­ные пред­ло­же­ния по их зна­че­нию и син­так­си­че­ской функ­ции мож­но сопо­ста­вить со вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства­ми. Они име­ют такую же клас­си­фи­ка­цию по зна­че­нию и отве­ча­ют на те же вопросы.

Контрольная работа — маканина светлана ивановна

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

  1. Спишите данный текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания и раскрывая скобки.

ШИПОВНИК

      Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник лесное растение. Аромат цветков, как у розочки. Плодыкрасные ягоды с толстой кожицей.

    Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на островеСахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.

    В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.

(А. Смирнов)

(142 слова)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста все имена собственные: под Москвой, в Сибири, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Сахалине
  2. Выпишите имя существительное 3 склонения: в Сибири — Сибирь (ж.р. 3 скл.)
  3. Выпишите три имени существительных 2 склонения: шиповник, шипы (шип), Востоке (Восток) и др.
  4. Выпишите три имени существительных 1 склонения: розы (роза), под Москвой (Москва), ягоды (ягода) и др.
  5. Выпишите разносклоняемое имя существительное: семена (семя)
  6. Выпишите существительное с чередующейся гласной в корне слова: растение (выросли)
  7. Выпишите существительное со значением вещества: в воду (вода), с песком (песок)
  8. Выпишите словосочетания:

1) «имя существительное глагол»: в горах растут, на пляже прибавляются и д

2) «имя прилагательное имя существительное»: дикой розы, лесное растение, красные ягоды и др.

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения второго предложения:

Шиповник — лесное растение. (повест., невоскл., простое, двусост., распр.) – над словами надписано сущ. — прилаг. сущ., слова подчёркнуты прямой, затем волнистой и двойной прямой линиями

  1. Сделайте морфологический разбор одного любого имени существительного, употреблённого во множественном числе:

I. Шипы — (что?) им.сущ., обозначает предмет

II. Н.Ф. — шип (что?)

пост. пр.: неодуш, нариц., м.р., 2 скл.

непост. пр.: во мн. ч., Вин.пад

III. встретишь (что?) шипы (последнее слово подчёркнуто пунктиром)

Распространённые ошибки учеников в тексте:

1)моЩНые корневища – по правилу русского языка Ь не пишется между согласными в буквосочетаниях -НЩ-, -ЩН-, -РЩ-, -ЧН-, -НЧ-, -ЧК-, -ЧТ-!

2) Тире между подлежащим и сказуемым: шиповник — растение, плоды — ягоды

3) Запятая в сравнительном обороте перед КАК: аромат цветков, как у розочки

4) Согласование нарицательного имени с именем собственным: на острове Сахалине (ошибка не грубая, не учитывалась при снижении балла. И тем не менее, давайте запомним:

Названия озер, заливов, проливов, каналов, бухт, островов, полуостровов, гор, горных хребтов, пустынь и т.п., как правило, не согласуются с родовыми наименованиями, например: на озере Байкал  (также: на Ильмень-озере), за островом  Новая Земля; на острове Ява; на полуострове Флорида

Варианты согласования относятся к немногим хорошо знакомым названиям, которые часто употребляются самостоятельно, без родового наименования, например: мимо острова Цусимы; северная половина острова Сахалина; на острове Сицилии; в пустыне Сахаре.)

Распространённые ошибки учеников в грамматическом задании:

4) Ко второму склонению не относится слово «растение», так как оно оканчивается на -иЕ (имеет отличные от слова «морЕ», например, с тем же окончанием в ед.ч., окончание в Предл. падеже). И слово «Азия» не относится к 1 скл. по той же причине. Сущ. на -иЯ, -иЕ, -ий мы с вами выделяли в таблице особо!

7) глаголы «растёт» (вместо растение) и «перетирает»с чередующимися корнями не подходят, так как в задании просят выписать существительное.

8) слова «железные, каменные, бархатистые» – это всё прилагательные, а не существительные — вещества; слово «железо» вообще отсутствует в тексте

9) не являются словосочетаниями такие сочетания слов, как листья кажутся, семена высыпаются, семена прорастают, шиповник селится, ливни не смывают, растут шиповники, волны перетирают, прибой подхватывает, плоды падают, кожура становится.Это грамматические основы предложений!

10) Оценка снижается, если не надписаны части речи, не дана характеристика в скобках или чего-то в этой характеристике пропущено. Слово в Вин.пад. не может быть подлежащим.

Определительное придаточное предложение

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние все­гда отно­сит­ся к име­ни суще­стви­тель­но­му (любо­му сло­ву в его роли) в глав­ной части и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? чей?

По син­так­си­че­ской функ­ции оно соот­но­сит­ся со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­ем. Поясняемое суще­стви­тель­ное может быть как глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, так и второстепенным.

Деревушку окру­жал густой лес, в кото­ром води­лись лоси.

Мы собра­ли мно­го гри­бов в лесу, к кото­ро­му нас при­ве­ла мало­за­мет­ная тропинка.

Придаточные опре­де­ли­тель­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью толь­ко союз­ных слов:

кто, что, кото­рый, какой, где, куда, откуда

В глав­ной части при опре­де­ля­е­мом суще­стви­тель­ном может быть место­име­ние с выде­ли­тель­ным зна­че­ни­ем «тот», «такой», «этот», слу­жа­щее ука­за­тель­ным словом.

Наступил такой жар­кий день, когда хочет­ся без кон­ца купать­ся в про­хлад­ной речке.

Особенностью это­го типа при­да­точ­ных пред­ло­же­ний явля­ет­ся то, что они нико­гда не сто­ят впе­ре­ди глав­ной части, а нахо­дят­ся после неё или в середине.

Придаточное предложение времени

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на вре­мя совер­ше­ния дей­ствия в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы когда? с каких пор? как дол­го? до каких пор?

Этот вид обсто­я­тель­ствен­но­го при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния пере­да­ет раз­лич­ные временны́е отно­ше­ния меж­ду дей­стви­я­ми, о кото­рых идет речь: одно­вре­мен­ность или их последовательность.

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии вре­ме­ни исполь­зу­ют­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы когда, едва, пока, как толь­ко, в то вре­мя как, перед тем как, преж­де чем, меж тем как, лишь толь­ко, толь­ко что.

Придаточная часть может нахо­дить­ся в любом месте слож­но­го предложения.

 Как толь­ко Наташа просну­лась, она с улыб­кой встре­ти­ла новый день.

Днем, когда все разо­шлись по сво­им делам, в доме сто­ит тишина.

Мы поси­дим на бере­гу вече­ром, когда наи­бо­лее кра­сив закат.

В глав­ном пред­ло­же­нии может исполь­зо­вать­ся ука­за­тель­ное сло­во «тогда».

Вечером я вер­нусь тогда, когда закон­чу наме­чен­ную работу.

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни ука­зы­ва­ет на сте­пень про­яв­ле­ния каче­ства, при­зна­ка дей­ствия, о кото­рых гово­рит­ся в глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы в какой мере? в какой степени?

Оно рас­по­ла­га­ет­ся все­гда после глав­но­го пред­ло­же­ния и при­со­еди­ня­ет­ся к нему союз­ны­ми сло­ва­ми «как», «сколь­ко», «насколь­ко» и под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «что», «буд­то», «как буд­то», «слов­но», «точ­но».

В глав­ной части при­да­точ­ное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни пояс­ня­ет ска­зу­е­мое или обсто­я­тель­ство, кото­рые часто упо­треб­ля­ют­ся с ука­за­тель­ны­ми сло­ва­ми «такой», «столь­ко», «до такой сте­пе­ни», «настоль­ко», «до того».

Его гла­за настоль­ко гнев­но полых­ну­ли, что девоч­ка испугалась.

Деревня отсю­да до того дале­ко, буд­то нахо­дит­ся на краю света.

Дети до такой сте­пе­ни увле­че­ны сказ­кой, что не слы­шат зова матери.

Придаточное предложение места

Придаточное пред­ло­же­ние места ука­зы­ва­ет на про­стран­ство или место, где совер­ша­ет­ся дей­ствие, о кото­ром идет речь в глав­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Это зави­си­мое пред­ло­же­ние в глав­ной части пояс­ня­ет сло­во с обсто­я­тель­ствен­ным значением:

  • место­имен­ное наре­чие (вез­де, всю­ду, там, тут, туда, отту­да);
  • наре­чие места (вбли­зи, дале­ко, сле­ва, напра­во, сбо­ку и пр.).

От тако­го сло­ва к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию места поста­вим вопро­сы где? куда? отку­да? Зависимое пред­ло­же­ние при­креп­ля­ет­ся к глав­но­му с помо­щью союз­ных слов «где», «куда», «отку­да».

От дома мы пошли нале­во, куда свер­ну­ла тро­пин­ка, зарос­шая травой.

Пчёлы летят туда, где цве­тет души­стая липа.

Придаточное предложение образа действия

Придаточное пред­ло­же­ние обра­за дей­ствия обо­зна­ча­ет, каким спо­со­бом совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части. Оно пояс­ня­ет гла­гол с ука­за­тель­ным сло­вом «так» и отве­ча­ет на вопро­сы как? каким образом?

Это обсто­я­тель­ствен­ное зави­си­мое пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «как», «что», «что­бы», «буд­то», «точ­но», «слов­но».

Она так поблед­не­ла, буд­то чего-то очень испугалась.

Ведите себя у нас в гостях так, слов­но вы нахо­ди­тесь у себя дома.

Придаточное предложение причины

Придаточное пред­ло­же­ние при­чи­ны содер­жит ука­за­ние на при­чи­ну или обос­но­ва­ние того, о чём сооб­ща­ет­ся в глав­ной части. К это­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию зада­ют­ся вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине? из-за чего?

Андрей про­пу­стил тре­ни­ров­ку, (поче­му?) пото­му что нака­нуне простудился.

Придаточные пред­ло­же­ния при­чи­ны при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «пото­му что», «так как», «посколь­ку», «отто­го что», «в свя­зи с тем что», «из-за того что» и пр.

Оттого что доро­га обле­де­не­ла, авто­бус при­шел с опозданием.

Алексей не при­дет на встре­чу, так как уехал в командировку.

Придаточное предложение следствия

Придаточное пред­ло­же­ние след­ствия ука­зы­ва­ет на резуль­тат, итог, вывод, выте­ка­ю­щий из содер­жа­ния глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы что из это­го сле­ду­ет? что яви­лось следствием?

К глав­ной части пред­ло­же­ние след­ствия при­со­еди­ня­ет­ся посред­ством под­чи­ни­тель­ных сою­зов «так что», «в силу чего», «вслед­ствие чего».

Обратим вни­ма­ние, что зави­си­мая часть все­гда зани­ма­ет пост­по­зи­цию по отно­ше­нию к глав­но­му предложению.

Подул силь­ный ветер, вслед­ствие чего на доро­ге сто­ит пыль столбом.

К ночи уда­рил силь­ный мороз, так что зато­пим печь.

Важно!

Подчинительный союз уступ­ки «так что» не делит­ся на части.

Если ука­за­тель­ное наре­чие «так» нахо­дит­ся в глав­ной части и уси­ли­ва­ет зна­че­ние гла­го­ла, то союз «что» при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние обра­за действия.

На неё он взгля­нул так, что девуш­ка смутилась.

Придаточное предложение сравнения

Придаточное пред­ло­же­ние срав­не­ния пояс­ня­ет глав­ную часть путём срав­не­ния пред­ме­тов или явле­ний, в чём-то сход­ных меж­ду собой, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей меж­ду ними. Зависимая часть при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «как», «слов­но», «точ­но», «буд­то», как буд­то», «подоб­но тому как», «как если б».

На их фоне она выгля­де­ла в сво­ем про­стень­ком сит­це­вом пла­тьи­це, как серый воро­бы­шек сре­ди пёст­рых птиц с ярким оперением.

Прибрежные ивы скло­ня­ют свои вет­ви над рекой, точ­но девуш­ки моют свои косы.

Характерной осо­бен­но­стью при­да­точ­но­го срав­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся его непол­но­та. В нем чаще все­го опу­ще­но ска­зу­е­мое, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет­ся из содер­жа­ния глав­но­го пред­ло­же­ния. Отметим, что в непол­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство, кото­рое при­над­ле­жит к груп­пе сказуемого.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­лив бушу­ю­щем море.

Сказуемое мож­но вос­ста­но­вить по смыслу.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­липлы­вут в бушу­ю­щем море.

Отличаем при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния от срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Луч солн­ца, как золо­тая нить, сия­ет на стекле.

Придаточное предложение условия

Придаточное пред­ло­же­ние усло­вия выра­жа­ет усло­вие того, о чём ведёт­ся речь в глав­ной части. Эта зави­си­мая часть отве­ча­ет на вопрос при каком условии?

Придаточное пред­ло­же­ние усло­вия при­креп­ля­ет­ся к глав­ной части посред­ством сою­зов «если», «если…то», «еже­ли», «раз», «когда» (в зна­че­нии «если»), «как» и пр. Оно может нахо­дить­ся на любом месте  по отно­ше­нию к глав­но­му предложению.

Когда пой­дешь гулять в парк, позо­ви меня с собой.

Мы встре­тим­ся зав­тра, раз ты сего­дня занят.

Если нач­нут­ся дожди, то тури­сты пере­не­сут палат­ки от реки бли­же к лесу.

Придаточное предложение уступки

Придаточное пред­ло­же­ние уступ­ки содер­жит усло­вие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части. К этой зави­си­мой части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния поста­вим вопро­сы вопре­ки чему? несмот­ря на что?

Девочка была оби­же­на, хотя вся­че­ски ста­ра­лась это скрыть.

Придаточные пред­ло­же­ния уступ­ки при­со­еди­ня­ют­ся к глав­ной части с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов «хотя» (хоть), «пус­кай», «пусть», «несмот­ря на то что», «невзи­рая на то что» и союз­ных слов в соче­та­нии с части­цей «ни»: «кто ни», «что ни», «сколь­ко ни», «куда ни», «где ни» и пр.

Пускай льёт дождь, возь­му зонт и пой­ду в парк гулять с собакой.

Сколько ни сетуй на нена­стье, все рав­но ско­ро выгля­нет солн­це и высох­нут лужи.

Как ни кру­ти, а при­дет­ся сдер­жать свое слово.

Придаточное предложение цели

Этот вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния выра­жа­ет цель или назна­че­ние того, о чем ведет­ся речь в глав­ной части. Придаточное пред­ло­же­ние цели отве­ча­ет на вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

К глав­но­му пред­ло­же­нию оно при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов «что­бы», «дабы», «для того что­бы», «с тем что­бы», а так­же частицами-союзами «лишь бы», «толь­ко бы».

Надя при­е­ха­ла в этот город, что­бы посту­пить в кол­ледж искусств.

Придаточное пред­ло­же­ние цели может нахо­дить­ся в любом месте: перед глав­ной частью, в сере­дине и в конце.

С тем что­бы узнать пра­виль­ный адрес одно­курс­ни­ка, я обра­тил­ся в спра­воч­ное бюро.

Агроном пред­ло­жил вне­сти удоб­ре­ния, для того что­бы полу­чить высо­кий уро­жай зер­но­вых, не менее двух раз за сезон.

За сто­лом Зина не при­ни­ма­ла уча­стия в раз­го­во­ре, лишь бы скрыть свою тревогу.

Придаточное присоединительное предложение

Придаточное при­со­еди­ни­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит допол­ни­тель­ные све­де­ния по пово­ду сооб­щен­но­го в глав­ной части. Это может быть пояс­не­ние, оцен­ка, вывод или доба­воч­ные заме­ча­ния. Главная часть явля­ет­ся закон­чен­ной по смыс­лу.

Бобры стро­ят свои хат­ки в несколь­ко эта­жей под водой, о чем мно­гие даже не догадываются.

Пошел мел­кий нуд­ный дождь, поче­му при­шлось вер­нуть­ся в дом.

Придаточная при­со­еди­ни­тель­ная часть при­креп­ля­ет­ся к глав­ной посред­ством союз­ных слов «что», «где», «куда», «отку­да», «зачем», «как», «поче­му». Эти сред­ства свя­зи мож­но заме­нить на сло­ва «и это».

Многие любят гулять у моря, что (и это) очень полез­но для здоровья.

Расставить знаки препинания, запятые в предложении автоматически. проверка пунктуации онлайн бесплатно и исправление ошибок. текстовод

Что нового?

Программа теперь расставляет заглавные буквы. Изменилась логика работы с программой. Желтым подчеркиваются знаки, которые были добавлены. Красным выделяются знаки, которые нужно убрать. Оранжевым — слова с измененной заглавной буквой. Зеленым — программа согласна с их расстановкой.

При нажатии по выделенным элементам они будут удаляться или изменятся.

Для платной проверки теперь доступно до 100 тыс. знаков за одну проверку.

Как воспользоваться программой?

Печатаете/вставляете ваш текст в рабочее поле.

Нажимаете кнопку «Расставить».

Программа самостоятельно расставит необходимые знаки препинания, выделив их жёлтым цветом.

Для исправления знака, нажмите на выделение — и вставленный знак исчезнет.

Для проверки пунктуации сравнивайте свои запятые и запятые, которые поставила программа (выделенные желтым цветом).

На данном этапе разработки программы производятся расстановки около 60% случаев необходимых знаков. Т.е. большое количество запятых Вам придется ставить самим, но надеемся, что программа все равно будет полезной.

Напоминаем, что буквы е и ё — две совершенно разные буквы. Этот момент существенно влияет на расстановку.

Текстовод.Пунктуация доступен для всех желающих.

Учтите, что для незарегистрированных пользователей существует ограничение — 1000 знаков.

Для пользователей, зарегистрировавшихся на нашем сайте, доступны 1500 тысячи знаков.

Для вашего удобства предусмотрена PRO-версия. В ней доступны 100 тысяч знаков с возможностью отключения рекламы и выделением отдельной очереди проверки.

Для чего нужны знаки препинания?

Пунктуация обеспечивает писателю и читателю однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Только грамотная пунктуация поможет правильно понять вас в любой переписке.

Для выделения конкретной мысли, предложения, их части отделяются разделяющими знаками препинания.

Если взять любой кусок текста и удалить из него все знаки препинания, получится каша, простой набор слов.

Знаки препинания украшают человеческую речь и служат облегчению чтения текста. Там, где предполагается запятая, мы делаем паузу. А в конце яркого, эмоционального предложения мы поставим восклицательный знак.

Запятые ставятся в следующих случаях:

  • между независимыми предложениями, объединёнными в одно cложное, и между придаточными, относящимися к одному главному,
  • разделяя главные и придаточные предложения,
  • между однородными членами, обозначая при этом их границы,
  • при перечислении предметов, действий (а также, между повторяющимися словами),
  • при выделении сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов,
  • при словах и группах слов, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в предложении,
  • при вводных словах и предложениях,
  • при обращении,
  • при междометии,
  • после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

Двоеточия нужны:

  • перед перечислением в конце предложения (а также, в оформлении списков),
  • перед перечислением однородных слов (как с обобщающим словом вначале, так и без него),
  • для разделения слов автора в прямой речи,
  • после предложения, за которым идут одно или несколько предложений, не соединённых союзами с первым предложением. Например, для пояснения смысла или объяснения причины того, о чём была речь в первом предложении.

Тире необходимо:

  • перед приложением в конце предложения, когда тире можно заменить на «а именно»,
  • между словами, в качестве обозначения пространственных и других пределов, когда тире можно заменить на «от и до»,
  • в бессоюзном сложном предложении, в котором 2-е предложение указывает на вывод, следствие первого,
  • в предложении без союзов, в котором первое предложение содержит значение времени или условия,
  • между 2-мя предложениями и 2-мя однородными членами с резко противоположным содержанием, которые не связаны союзами,
  • в прямой речи, указывая окончание реплики одного участника и начало слов автора,
  • между 2-мя именами собственными, которые вместе обозначают какое-либо название,
  • для разделения пояснительных и дополнительных членов предложения,
  • в качестве связующего между подлежащим и сказуемым. Где сказуемое выражено именем существительным в И.П. Исключение: тире в таком случае не ставится, если после подлежащего есть отрицающее «не»,
  • после перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом.

В качестве дополнительного знака после запятой:

  1. перед повторяющимся словом, служащим для связки с другим предложением,
  2. если она отделяет основное предложение от предыдущей вспомогательной группы придаточных,
  3. для выделения перехода от повышения к понижению в периоде.

Точка с запятой употребляется:

  • для более чёткого разграничения простых, осложнённых (однородными членами, оборотами, вводными словами, обращениями) предложений в составе сложносочиненного предложения, когда они уже выделены какими-либо знаками препинания,
  • между простыми, не связанными по смыслу, содержащими много запятых предложениями, являющимися частью бессоюзного сложного предложения,
  • промеж простых предложений, не зависимых друг от друга по смыслу, но связанных союзами,
  • когда необходимо интонационно отграничить части предложения друг от друга, таким образом резюмируя конкретную мысль,
  • при оформлении списков с осложнёнными предложениями.
Оцените статью
Дача-забор