Россия — страна заборов | Пикабу

Россия - страна заборов | Пикабу Для дачи
Содержание
  1. Что делать?
  2. Что говорит гост
  3. Куда обращаться, если сосед нарушил требования, и что делать, если требования нарушили вы
  4. Что в итоге
  5. Почему в россии так любят заборы?
  6. «многовековая история, стиль, образ — все на свалку!»
  7. «новгородскую красоту похоронили за алюминиевыми оградками»
  8. «от заборов больше бед и проблем, чем пользы»
  9. А если просто не ставить заборы?
  10. За заборы нужно платить
  11. Заборы мешают городу
  12. Заборы мешают пешеходам
  13. Заборы не повышают безопасность улицы
  14. Заборы не помогают разделить потоки
  15. Заборы уродуют улицы
  16. Как согласовать постройку с соседом
  17. Какой забор можно поставить между соседними участками
  18. Кто должен ставить забор
  19. Можно ли установить забор выше норм
  20. Новые ограждения по старым гостам
  21. Ответственность за нарушения правил установки забора
  22. Откуда берутся заборы
  23. Противопожарные нормы при строительстве ограждения
  24. Россия — страна заборов
  25. Строительные и санитарные нормативы для заборов

Что делать?

Рассказывать окружающим о проблеме, просвещать население и требовать от чиновников не тратить бюджет на сомнительные меры обеспечения безопасности. В крайнем случае вместо заборов можно требовать установку ограничительных столбиков.

В Санкт-Петербурге установкой ограждений занимается Комитет по благоустройству по предписаниям ГИБДД и комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе, а также по решению суда. Вы можете обратиться в любой из перечисленных ведомств, которые согласно ФЗ №59 обязаны прислать ответ в течение 30 дней.

Как обращаться? Отправить обращение можно через интернет-приёмную администрации Санкт-Петербурга. Не бойтесь обратиться в ошибочный орган: согласно тому же ФЗ№59 власти сами перенаправят его по нужному адресу.

С какими вопросами обращаться? Например, вы можете уточнить, на каком основании и когда установили ограждение на конкретном участке. Или спросить насчет возможности использования ограничивающих столбиков вместо заборов. Советы по составлению обращения есть на сайте администрации.

Что говорит гост

Требование ставить заборы идёт из ГОСТа 52289-2004 авторства РосДорНИИ Росавтодора совместно с Научно-исследовательским центром ГИБДД:

8.1.27 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.

Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

— перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом — напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;

— перильного типа — у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч — при запрещенной остановке или стоянке.

Написано ужасно, знаю. Но вот с таким «творчеством» приходится творить урбанину! Иногда указание ставить заборы всплывает в разных методичках, но это лишь рекомендация, и при желании её можно обойти.

Тут стоит сказать, что некоторые города всё же нашли возможность не ставить заборы — чаще всего это происходит в виде эксперимента по договорённости с ГИБДД. Например, в Красноярске и Петербурге нашли способ сохранить от заборов свои центральные проспекты.

Центральный проспект Красноярска без заборов

Куда обращаться, если сосед нарушил требования, и что делать, если требования нарушили вы

Если возник спор с соседом по поводу забора, стоит попытаться разрешить все миром. Как правило, это возможно, если стороны понимают перспективы судебного разбирательства: на земельные участки есть все документы, по плану межевания и без суда понятно, кто нарушил закон.

На самозахват земли также можно пожаловаться в отдел государственного земельного надзора Росреестра. Но есть вероятность, что Росреестр не станет рассматривать конфликты между частными собственниками и отправит их в суд. Штраф за самозахват земельные инспекторы точно наложат, если прирезана не частная, а государственная земля, например забор вынесен дальше границ участка со стороны дороги.

Что в итоге

Если ваш участок в СНТ, сходите в правление и узнайте все требования к заборам. Если на землях ИЖС, посетите администрацию или посмотрите на сайте правила землепользования и застройки муниципалитета.

В правилах есть только рекомендации по высоте заборов и материалам. Но жестких требований нет. Если хотите поставить забор выше норм, согласуйте его письменно с соседями.

Кто ставит забор по смежным сторонам, определяют сами соседи. Никаких правил на этот счет нет.

Почему в россии так любят заборы?

Тут сложилось сразу множество факторов, так что в двух словах не объяснить.

Всем ясно, что забор – совсем не российское и даже не русское изобретение. Ограды стали появляться с развитием человеческого общества, когда люди вышли из пещер и стали образовывать поселения. У этих поселений естественным образом должны были появляться границы. Где есть граница – там, соответственно, будет и забор.

Феномен заборов как таковых вообще лежит очень во многих плоскостях – социальной, политической, философской, архитектурной. С философской точки зрения они тесно связаны с внутренней потребностью человека к порядку, к структурированию всего и вся. Без метафизических границ попросту не получится построить нормальное общество.

«Когда нет четкости границы – нет «чувства границы», появляется обширная зона маргинального, зона беспорядка и хаоса», – пишет доктор философии Валерий Савчук из Санкт-Петербургского госуниверситета.

Для осознания феномена заборов очень важно понимать этот тезис, поскольку он первостепенен. Именно на него уже наслаиваются все остальные. 

С формированием общностей и государств у людей возникает потребность в упорядочивании не только внутреннего, но и внешнего. Те же городища, крепости, замки, кремли – все они, по сути, были гигантскими заборами, призванными защитить свою общину, ее обычаи и нравы, не допустив в нее неприятеля. Так что стену Московского Кремля можно смело назвать главным российским забором – и наверняка ее образ сидит в подсознании тех, кто в наше время огораживает свои участки на условной Рублевке заборами шестиметровой высоты. 

С укреплением и оформлением института государства перед его новоявленными властями встали новые проблемы – утверждения границ, например. Что делать, когда по территории твоих городов свободно могут шастать какие-то проходимцы? Конечно, построить башни. А дальше? Соединить эти башни забором/стеной. Далее как-то нужно было «структурировать» территорию. 

Считается, что для русских правителей это был больной вопрос, и актуален он и поныне – что делать с такой огромной территорией, как ее защитить, как вообще обозначить для недругов, что она принадлежит тебе? Не выставлять же повсюду дозорных-пограничников, так и всего населения страны не хватит. Отсюда и возникла у властей некая разновидность «синдрома вахтера» – желание очертить четкие границы хотя бы в той местности, что у тебя перед глазами. 

Такой метод попутно решал еще ряд проблем, поэтому и казался неплохим: например, так проще было контролировать свой собственный народ – «людские потоки», так сказать. Да и вообще, захват и преобразование дикого пространства во внутреннее городское, в культурное, «не только делает его защищенным, укрытым, безопасным, но и дает импульс интенсификации, усложнению социальных связей и специализации культурных навыков внутри ограды», пишет Савчук. 

Тему безопасности, которую мы уже упомянули, стоит выделить отдельно. Конечно, заборы – не российская проблема.

Вспомните стену Трампа, которую он все хочет построить на границе с Мексикой, Латвию с ее «Великой Прибалтийской стеной» против России, а перед этим – ту же Великую Китайскую…

Во всех случаях первая причина, конечно – оборона, «защита от варваров». То есть безопасность. Причем на всех уровнях – внутреннем (на душе стало спокойнее), внешнем (не перелезут, я защищен) и символическом (варвары, вы не пройдете). А где есть потребность в собственной защите, там лежит и страх перед тем, что кто-то ее преодолеет. Как следствие – отсутствие доверия. 

И в случае с Россией этот момент, возможно, едва ли не самый важный. По крайней мере, именно на нем сходятся большинство исследователей «феномена озаборивания» страны. Россия на протяжении всей своей истории колебалась между западной и азиатской формами общественного развития. Двигателем первой служил институт частной собственности, второй – коллективной, причем с жестким регулированием со стороны властей.

Какой путь верный – судить не нам, но одно можно сказать определенно: в то время как на Западе частную собственность, по сути, возвели в культ и со временем она стала неприкосновенна, то у нас же на ней знатно потоптались, особенно советские власти. Практически на всем протяжении XX века советскому человеку твердили, что общественное благо всегда важнее личных интересов, а «зажиточность» порицалась до такой степени, что аромат ненависти к ней чувствуется и сейчас. 

К чему все это привело, мы видим в каждом СНТ, в каждом поселке, даже в городах. После перестройки страну охватило массовое строительство дач – в некотором смысле одно это уже говорило о том, что люди истосковались по личному пространству, по частной собственности. И конечно, как можно назвать «личным» место, которое у всех на виду? Никак. Единственный выход – он же самый очевидный – построить забор. Причем если поначалу на фоне всеобщей бедности скрывать от соседей было особенно нечего, то со временем заборы становились все глуше и глуше, выше и выше. 

Вопрос доверия здесь очень важен. «Лихие 90-е» посадили в головах россиян мысль о том, что страна разворована, а сосед-богач свои деньги заработал уж точно не законным путем.

Массовая подозрительность только усиливала желание скрыться от чужих глаз. Причем не только затем, чтобы защитить свой мир, но и чтобы не пускать в него чужих. Да и вообще, обида и зависть – спутники забора.

Стремление спрятаться, закрыться традиционно для России и выражается в решетках на окнах и бесконечных шторах, в бронированных дверях подъездов и кодовых замках, в тонировке стекол автомобилей, говорил в своей лекции Сергей Медведев, профессор политологии Высшей школы экономики.

«Отечественный высокий и глухой забор сообщает о страхе человека перед неухоженным, недружелюбным, а порой и опасным общественным пространством, которое стало проблемой для современной России. Это и агрессивно вычеркивающие человека несоразмерностью окраинные районы современных мегаполисов, с их неуютностью и удручающей монотонностью, с их дворами-пустырями, прерываемыми невесть откуда взявшимися заборами; это и пренебрежительное отношение чиновников к гражданам; это и неуважение к личности, но не менее часто неуважение самого человека к другому – к соседу, пешеходу, посетителю», – уверен Валерий Савчук.

«многовековая история, стиль, образ — все на свалку!»

Аналогичные ограждения начали устанавливать осенью 2021 года в Вологде на улице Мира. Больше всего некоторых жителей возмутила замена старых чугунных оград на типовые, которые не вписываются в исторический центр Вологды. Под постом в группе «Настоящая Вологда» появились десятки комментариев горожан, многие назвали новые ограждения «безвкусицей».

— Ужас какой-то! Что творится! Многовековая история, стиль, образ — все на свалку! Девиз властей — простенько, дешево, безвкусно! — написала Екатерина Полуяхтова.

Пропажа исторических оград, украшавших центр Вологды, вызвала общественный резонанс в соцсетях. Координатор градозащитного сообщества «Настоящая Вологда» Ольга Смирнова 24 октября вышла в одиночный пикет перед зданием областного правительства против уничтожения исторического облика Вологды.

В администрации города в октябре 2021 года заверили, что чугунные ограждения якобы забрали на ремонт и вернут на место. После этого чиновники несколько раз комментировали демонтаж исторической ограды, и каждый новый ответ противоречил предыдущему — они то обещали вернуть ее после ремонта, то отвечали, что вместо нее могут установить новую.

Весной типовые дорожные ограждения стали устанавливать и на других улицах Вологды. Работы велись в рамках того же контракта, что и в Великом Новгороде. При этом на многих участках ограды поставили прямо на придорожные газоны, что возмутило жителей.

— Зачем ставить нелепые, никому не нужные жестяные заборы вдоль улиц. Сейчас идут на Герцена работы. Тротуар защищен от проезжей чести поребриками, газоном и деревьями. Вам некуда деньги потратить? К безопасности это не имеет ни малейшего отношения, — написал Илья Свердлов.

— Больше заборов богу заборов! Остановитесь уже, нам тут еще жить! — прокомментировал в апреле появление такой ограды на Пошехонском шоссе Анатолий Полицын.

«новгородскую красоту похоронили за алюминиевыми оградками»

За последние несколько лет Великий Новгород должен был исполнить несколько судебных решений по установке ограждений на перекрестках с регулируемыми пешеходными переходами. По данным мэрии Великого Новгорода, городской администрации недавно пришлось выплатить 800 тысяч рублей штрафа за неисполнение судебного решения.

«от заборов больше бед и проблем, чем пользы»

— Пешеходные ограждения на автомобильных дорогах остаются основным методом снижения аварийности по вине пешеходов, — утверждают в ООО «Пик-Барьер», поясняя, что заборы не дают пешеходам выходить на дорогу.

Еще одной причиной установки ограждений в фирме называют «предотвращение парковки автомобилей на газонах и тротуарах». Но выйти на тротуар или заехать на газон на многих участках в Вологде, где поставили ограждения, было нельзя и раньше — мешали деревья.

— Это крайне примитивный уровень мышления, когда уменьшение количества сбитых пешеходов на дороге пытаются решить за счет простого недопуска людей на дорогу.

Гершман объяснил, что в России при установке дорожных ограждений чаще исходят из удобства водителей, тогда как в городах, где пытаются организовать удобную инфраструктуру, приоритетом является комфорт пешеходов.

— Заинтересованные лица смотрят на проблему с позиции водителя и своевольно трактуют нормы, а общая некомпетентность не позволяет понять свои ошибки. В такой ситуации забор становится почти единственным выходом из положения, поэтому они появляются даже там, где этого не требуют нормативы. Иными словами, проблема забора на улицах — заборы в голове.

С 1 апреля 2020 год в ГОСТе, который регламентирует установку дорожных знаков и ограждений, вступили в силу изменения. Они позволяют не устанавливать эти ограждения, если газон между тротуаром и проезжей частью шире 1 метра или если между ними есть сплошная живая изгородь. При этом если этого кустарника нет, то его можно посадить вместо установки забора.

Эти поправки в ГОСТ применимы ко многим участкам, где установили новые ограды в Вологде и Великом Новгороде — там или широкие газоны между дорогой и тротуаром, или растут деревья, или есть и то, и другое.

Кусты вместо забора в Амстердаме

Кусты вместо забора в Амстердаме. Фото Аркадия Гершмана

Опыт европейских стран подтверждает, что в большинстве случаев придорожные ограждения не нужны.

— Если мы посмотрим зарубежные исследования на тему заборов, то увидим простое заключение: от заборов больше бед и проблем, чем пользы, — пишет Аркадий Гершман.

Кроме европейских городов, он привел примеры российских городов, где от дорожных ограждений стали отказываться и это не сказалось на увеличении аварийности. Это, в частности, Москва, Екатеринбург и Урюпинск. Демонтировать ставшие необязательными ограждения этой весной начали в Челябинске. В Нальчике их стали заменять на деревья и кусты.

— Эффективность применения заборов в каждом конкретном случае никто не оценивает, даже рост аварийности в городах не беспокоит. Также никого не интересует опыт той же Москвы, где при реконструкции улиц в центре все заборы отправляют на свалку и аварийность снижается:

«… на благоустроенных улицах в центральной части города на 4,5% сократилось количество ДТП, на 57% сократилось количество погибших, на 8% — количество раненых в ДТП».

При этом на дорогах с заборами водители едут быстрее, так как у них создается ложное чувство безопасности. «Нужно ли говорить, что превышение скорости — основной фактор аварий с пострадавшими?» — пишет Гершман.

Он считает, что умные руководители смогут воспользоваться поправками в ГОСТе, чтобы не ставить в городах ненужные заборы. Например, в Красноярске и Петербурге нашли способ сохранить от заборов центральные проспекты. Свободные от заборов придорожные газоны есть и во Владимире.

Кусты и газон вместо забора во Владимире

Кусты и газон вместо забора во Владимире. Фото Аркадия Гершмана

— А года через три, хочется верить, дезаборизация пройдет по всей стране с отменой глупых требований в ГОСТах, — написал Гершман.

А если просто не ставить заборы?

Если в вашем городе появится влиятельная фигура, которая захочет убрать заборы с улиц, то появится счастливый полицейский с предписанием заборы оставить (а ещё лучше — поставить ещё!). Город может проигнорировать это предписание, но после придёт повестка в суд. Практически наверняка суд первой инстанции встанет на сторону ГИБДД и влепит штраф в несколько сот тысяч.

Обжаловать такие решения не очень принято, а суды первой инстанции не очень любят разбираться в деталях и автоматом встают на сторону государства. В общем, после нескольких исков идёт простая установка: ставить заборы везде, где того хочет ГИБДД.

За заборы нужно платить

Средняя цена серых крестовидных ограждений — 3 тыс. рублей за 2 метра, не считая стоимости установки. При этом каждый год их нужно ремонтировать, так как они ржавеют и гнутся даже при несильном столкновении. Учитывая, сколько ограждений встречается на улицах, у города на балансе появляются объекты, которые постоянно требуют денег.

via GIPHY

Заборы мешают городу

Установка ограждения на узких тротуарах приводит к тому, что там становится невозможной механизированная уборка, то есть использование техники. В такие места город отправляет дворников, но их ручная работа в несколько раз дороже и медленнее, чем механизированная.

via GIPHY

Заборы мешают пешеходам

В Санкт-Петербурге очень много узких улиц в историческом центре. Установка заборов в таких местах съедает жизненно важную часть тротуара, тем более, согласно ГОСТу ограждения устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 м, а само ограждение может быть до 1,5 метров шириной. В итоге мы имеем тротуары, на которых тесно.

Заборы не повышают безопасность улицы

На самом деле нет исследований, которые подтверждают влияние заборов и ограждений на безопасность улиц. Более того, заборы вдоль улиц сами по себе — источник опасности. Случаются происшествия, когда автомобиль врезается в ограждение, а оно разлетается и травмирует пешеходов или водителей осколками, как, например, вэтом (и вэтом)

ДТП в Петербурге. Таких примеров много, бывают и смертельные случаи. Ещё жертвами заборов становятся сами автомобилисты, ведь часто ограждения можно встретить вдоль тротуаров с парковкой. Водителей лишают способа быстро попасть на пешеходную часть, и им приходится  идти десятки метров вдоль проезжей части, что сложно назвать безопасностью.

Заборы не помогают разделить потоки

Один из мотивов установки заборов вдоль улиц — обеспечить разделение потоков, при котором пешеходы не могут попасть на проезжую часть. Но на деле оказывается, что люди, которые привыкли переходить дорогу в определённом месте, продолжают это делать даже с ограждением — они просто его перелезают.

via GIPHY

Заборы уродуют улицы

В центре Санкт-Петербурга много улиц, вид которых портят бесконечные ряды заборов. Железные серые ограждения типа «Крест» — самые распространённые в городе. Они создают визуальный шум и портят панораму города. Иногда коммунальщики используют невысокие чугунные ограды, окрашенные в чёрный цвет, но это скорее редкость, чем правило.

Как согласовать постройку с соседом

Даже если в уставе СНТ есть четкие требования к заборам, лучше заранее все согласовать с соседями. Например, заключить письменное соглашение, где указать, какой высоты будет ограждение и из какого материала. Такое соглашение должны подписать оба соседа.

Если соседи против установки забора. Бывает, что один сосед хочет поставить забор между участками и готов все оплатить, а второй принципиально против. В таком случае тот, кто хочет поставить забор, все равно может это сделать. Главное — соблюдать нормативы и рекомендации.

Если забор стоит неправильно. Если считаете, что сосед прирезал землю, сначала нужно провести межевание. Это делает кадастровый инженер: он определит точные границы участка и составит межевой план — документ, который закрепит эти границы.

Какой забор можно поставить между соседними участками

По каким правилам устанавливать забор, зависит от категории земли. В вашем случае, вероятно, речь идет о садовом некоммерческом товариществе — СНТ. А значит, когда вы будете устанавливать забор, помимо строительных норм и правил нужно учитывать требования устава товарищества.

Все требования лучше узнать заранее: сходить в правление СНТ или посмотреть правила землепользования и застройки муниципалитета, если участок на землях ИЖС.

Кто должен ставить забор

В законе не сказано, кто из соседей должен оплачивать установку забора на смежных сторонах. Как правило, эти затраты делят пополам: например, один сосед платит за материалы, а второй оплачивает работу строителей. Здесь возможны любые схемы, при этом желательно закреплять договоренности письменно, а если передаете деньги, то брать расписки. Это нужно, чтобы в случае спора ссылаться на письменные документы, которые подтвердят вашу правоту.

Если сосед не согласен платить за установку забора, с этим ничего не сделать — придется тратить свои деньги или сидеть без забора. Обязать соседа платить за забор по закону нельзя.

Можно ли установить забор выше норм

Нормы и правила, которые я указала выше, носят рекомендательный характер. То есть высокие заборы ставить можно, но в своде правил сделана оговорка: «Устройство ограждения других типов возможно по обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков, согласованному с правлением товарищества».

Новые ограждения по старым гостам

Участники урбанистического движения «Новый город» заметили, что ограждения устанавливают по устаревшему ГОСТу.

Из-за общественного резонанса мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин провел 5 июня круглый стол на эту тему. Судя по словам чиновников, решение об установке ограждений принималось на основе старых решений судов. При этом изменения законодательства, вступившие в силу позже, не учитывались.

— Все эти места были определены не вчера и не позавчера. Было решение Новгородского районного суда от 25 марта 2021 года и в 2021 году. Два судебных решения регламентируют установку 90% этих мест вблизи пешеходных переходов и детских учреждений. Средства городского бюджета мы тратили во исполнение первого судебного решения.

Но так как затраты предстояли еще очень большие, и была возможность обратиться в федеральную программу, которая помогла переоборудовать светофоры и построить автогородок для детей, мы обратились с просьбой включить нас в программу. Три года нас не принимали, в 2021 году нашу заявку подтвердили, — объяснил начальник управления по транспорту и связи администрации Великого Новгорода Игорь Попов.

Попов утверждает, что было много обращений жителей с просьбой установить ограждения вдоль нескольких улиц. Представитель ООО «Пик-Барьер» Валерий Симонов рассказал, что решение об установке оград в том или ином месте он принимал вместе с Игорем Поповым. Симонов назвал ограждения прочными и эстетичными: «Я не считаю, что они портят внешний вид».

— Есть тот тип, который мы устанавливаем, есть иной, есть столбики, есть с декором. Самое главное — эти ограждения можно украшать вертикальным озеленением. […] В связи с тем, что у нас исторический город, ничего не мешает впоследствии заменять эти ограждения или улучшать их внешний облик, — сказал председатель городского комитета архитектуры Евгений Жилин.

Перекресток улицы Великой, улицы Розважа и моста Александра Невского

Перекресток улицы Великой, улицы Розважа и моста Александра Невского. Фото Александра Кириллова

Главред «Новгородского областного телевидения» Диана Васина обратила внимание на то, что заборы ставят якобы из-за ДТП по вине пешеходов, при том что аварии чаще происходят из-за водителей:

— Хочу обратить внимание на 49 ДТП с пешеходами с начала года, из которых только семь произошло по вине пешеходов. При этом за баранов мы держим именно пешеходов, которых сдержать может только забор. И мы делаем город удобным для автомобилистов, но не для пешеходов.

На онлайн-конференции Игорь Попов говорил, что мы обязаны установить эти заборы, но пройдет год, мы поймем, что они уродуют город, и мы их уберем или поменяем. Сегодня Евгений Жилин подтвердил это. Эти заграждения стоили федеральному бюджету 40 млн рублей. Найдет ли город такие средства? Я думаю, что нет.

Васина предложила мэрии обратиться в суд и оспорить решения, принятые на основе старых правил, или снести уже установленные заборы, так как по новому ГОСТу они не обязательны.

— Объясните, пожалуйста, почему в Москве, Подмосковье и в значительном количестве регионов нашей страны получается отказываться от заборов? — спросила она.

Главный архитектор Новгородской области Дарья Александрова сказала, что города вынуждены «ставить ограждения там, где это необходимо». Новый ГОСТ, который позволяет устанавливать их не везде, она не прокомментировала. Александрова поддержала предложение отправить письмо федеральному правительству с просьбой подготовить рекомендации по внешнему облику ограждений.

— Еще раз хочу сказать, что решение суда никто оспаривать не собирается. Мы совместно с комитетом архитектуры посмотрим, какие дизайнерские решения можно применить, чтобы эти заборы вписались в окружающую среду. […] — заверил мэр Сергей Бусурин.

В итоге ограждения в Великом Новгороде все равно установили.

Ответственность за нарушения правил установки забора

Если вы нарушите высоту или используете не те материалы, штрафов не будет. Такие споры разрешаются в гражданском суде.

Например, в Челябинской области дачница подала в суд на соседку, которая построила по смежной границе двухметровый забор из профлиста. Женщина указала, что забор не согласовали ни с ней, ни с правлением СНТ. Ей такой забор мешает: она собиралась продавать участок, но покупатели приходят, смотрят на забор и отказываются от сделки.

Соседка дачницы в суде заявила, что ее оппонентка захватила часть земли, постоянно ходила по чужому участку, поэтому ей и пришлось ставить забор. Высоту и материалы она согласовала с правлением СНТ. Суд изучил устав СНТ и не нашел нарушений, поэтому в иске отказал.

Откуда берутся заборы

Установку заборов на улицах регулирует ГОСТ. Норматив гласит, что пешеходные ограждения можно использовать у остановок общественного транспорта, наземных и подземных переходов и переходов у детских садов и школ.

Ещё ограждения, согласно нормативу, устанавливают вдоль тротуаров с пешеходным трафиком 750—1000 человек в час. В итоге заборы могут появиться везде и не всегда согласно требованиям ГОСТа. ГИБДД часто этим пользуется и требует установки ограждений.

Противопожарные нормы при строительстве ограждения

Если будете ставить забор, следует также учесть противопожарные нормативы. Они касаются расстояния от забора до строений и деревьев. Вот эти нормы:

  1. Между забором из негорючих материалов, например из профлиста, и капитальным строением из негорючих материалов должно быть не менее 6 метров.
  2. Если в конструкции забора есть дерево, а рядом стоит капитальное строение с деревянными перекрытиями, то расстояние — не менее 8 метров. Это случай, когда и забор, и строение деревянные частично. Например, на бетонной ленте стоят металлические опоры, между опорами — доски, а рядом кирпичный дом, но мансарда сделана из дерева.
  3. Если и забор, и стоящее рядом капитальное строение полностью деревянные, то между ними должно быть не менее 15 метров.

Нормы регулируют только расстояние до капитальных объектов, то есть строений, которые стоят на фундаменте и зарегистрированы как объекты капитального строительства. Если рядом с забором деревянная собачья будка, сарай или другие хозпостройки, то расстояние до них должно быть не менее 1 метра.

Россия — страна заборов

Строительные и санитарные нормативы для заборов

По негласному правилу опора ограждения должна находиться внутри участка, а лицевая сторона забора — смотреть на улицу и в сторону соседей. Опоры нужно вкапывать строго по границе или на территории соседа, который ставит забор.

Если забор соседа не устраивает, лучше попытаться сначала договориться мирно. Если не получится, придется обращаться в суд. Но ссылаться на поднятый участок не получится. Претензии должны быть более конкретными, и лучше, если их несколько: например, вода стекает и топит более низкий участок, а из-за забора не сделать дренаж, к тому же забор полностью закрыл солнце на одной из сторон.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий