Со щитом

Со щитом Для дачи

Валежник

Часто используют для снегозадержания обрезанные ветви кустарниковых растений, деревьев. Складывают их рядами, либо небольшими кучками по участку. Снежный покров не будет выдуваться ветрами, таять он будет медленнее. Весной же валежник просто убирают.

Следует знать! Использовать прутья, ветви кустарников и деревьев необходимо только в том случае, если культура ранее не перенесла никаких грибковых заболеваний, она не была поражена насекомыми-паразитами.

Ветрозащитные заслоны

Этот способ позволяет удержать снег, если в местности наблюдаются частые ветра. В ход идут различные подручные материалы. Подойдут доски, шифер, листы фанеры и даже обычный картон. На участке сооружают подобие щитов. Высота их может достигать 1 м, длина доходить до 2 м.

Внимание! Щиты можно время от времени переносить. Снегозадерживающие «заборы» лучше установить еще осенью.

Живая изгородь

Со снегозадержанием хорошо справляется живая изгородь. На голом участке снег быстрее тает, да и ветра его быстро выдувают, поэтому на фермерских полях уже давно стали высаживать на границе посадок деревья. На даче или огороде достаточно высадить кустарниковые растения. Снежный покров рядом с ними будет лежать дольше.

Эти приемы помогут задержать снег на участке до самой весны. Зимой снежный покров будет согревать зимующие под ним растения, а весной талый снег будет питать землю, что повысит плодородность почвы.

Зачем нужны меры по снегозадержанию на огороде

Снегозадерживающие сооружения делают для того, чтобы:

  • Защитить озимые культуры от вымерзания;
  • Почва меньше подвергалась ветровой эрозии;
  • Повысить урожайность посевных культур;
  • Насытить влагой грунт и обеспечить его полезными микроэлементами.

Растения, получившие влагу от постепенного таянья снега, созревают быстрее, так как процесс вегетации начинается раньше. Внесенные весной удобрения, будут лучше впитываться в корни растений, если почва увлажнена.

Как сделать снегоудерживающие сооружения своими руками

Существует несколько методов, которые эффективно задерживают снежный покров на огороде и садовом участке. Сделать их совсем не сложно. Взять можно любые материалы для их сооружения.

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. часть 2

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4

а) Классификация снежных осадков

Снежные отложения на дороге возникают в результате различных снежных явлений, которые по своим признакам делятся на:

— Спокойный снегопад — происходит выпадение снега из облаков без переноса ветром частиц ранее выпавшего снега по поверхности снежного покрова.

Снегопады характеризуются интенсивностью (количеством осадков, выпадающих в единицу времени) и продолжительностью.

— Метели — перенос ветром снега над поверхностью земли.

По признаку метелевых отложений наиболее часто встречающиеся в практике метели классифицируются:

Верховая метель — метель, при которой происходит перенос снега при слабом ветре (2-3 м/с) без перемещения по поверхности снежного покрова ранее выпавшего снега.

Низовая метель — метель, при которой происходит перенос ветром частиц ранее выпавшего снега с поднятием снежных частиц над поверхностью снежного покрова до нескольких метров.

Такая метель наблюдается при ветре достаточной силы (более 5 м/с) и сухом состоянии поверхности снежного покрова.

Общая метель — метель, при которой одновременно происходят выпадение снега из облаков и перемещение ветром уже упавших снежинок.

Поземка — перенос ветром частиц ранее выпавшего снега непосредственно по поверхности снежного покрова без выпадения снега из облаков. При поземках высота поднятия снега над уровнем снежного покрова до 0,5 м.

Буран (пурга) — перенос снега при скорости ветра более 20 м/с.

— Обрушение снега с горных склонов в виде лавин.

Снегопады и верховая метель образуют на дорогах сравнительно равномерные отложения, имеющие небольшую толщину и плотность.

Метели (поземка, низовая, буран) вызывают образование заносов — отложения снега большой толщины и повышенной плотности.

Обрушения снега с горных склонов в виде лавин вызывают образование снежных завалов, имеющих очень большие объемы и состоящих из плотного снега, иногда смешанного со льдом, в отдельных случаях и с камнями.

Плотность слоя свежевыпавшего снега в зависимости от формы выпадающих снежинок:

  • рыхлый свежевыпавший — 0,06-0,08 г/см
  • рыхлый свежий хлопьями — 0,04-0,07 г/см
  • рыхлый свежий средними снежинками — 0,08-0,12 г/см
  • рыхлый свежий крупинками — 0,13 г/см
  • рыхлый свежий мелкими крупинками — 0,08-0,16 г/см

Плотность слоя свежевыпавшего снега в зависимости от силы ветра при его выпадении:

  • в тихую погоду — 0,04-0,07 г/см
  • при легком ветре — 0,04-0,18 г/см
  • при среднем ветре — 0,12-0,18 г/см
  • при сильном ветре — 0,15-0,20 г/см

Плотность снежного покрова с течением времени под влиянием собственного веса, давления вновь образующихся слоев и уплотняющего действия ветра постепенно увеличивается и к концу зимы достигает в среднем 0,30 г/см.

б) Виды снегозащитных средств

Снежные отложения на дороге образуются в результате прохождения снегопадов или метелей. Отложения от спокойных снегопадов имеют в основном высоту 5-10 см, редко 15 см и еще реже до 35 см. Снегоотложения от метелевого переноса снега могут достигать большой высоты, измеряемой метрами. Величина снегоотложений зависит от объема снегоприноса. Наибольшую опасность представляют метелевые снегоотложения.

Все мероприятия, обеспечивающие снегонезаносимость дорог во время метелей, основываются на прогнозе возможных объемов снегоприноса к снегозаносимым участкам дороги за зиму, за одну метель и возможных объемов снегоотложений на конец зимнего периода или одной метели.

Еще для дачи:  на хоре просят не петь

Для обоснованного решения вопросов о снегозащитных мероприятиях необходимо определить ряд расчетных параметров (Приложения А и Б):

расчетный объем снегоприноса к снегозаносимым участкам дорог за зиму слева и справа от дороги;

расчетный объем снегоотложений у снегозащиты к концу зимнего периода;

расчетную метель и ее основные параметры: объем снегоприноса и продолжительность;

объем снегоотложений от расчетного снегопада.

Защита дорог от снежных заносов осуществляется с помощью постоянной или временной снегозащиты.

К постоянной снегозащите относят снегозащитные лесополосы и постоянные заборы.

К временной — снегозадерживающие щиты, снежные траншеи, валы и т.д.

Постоянные снегозадерживающие устройства следует проектировать на расчетный объем снегоотложений к концу зимнего периода или на расчетную метель, имеющую объем снегоприноса больший, чем объем снегоотложений в конце зимнего периода. Это возможно за счет разности плотности снегоотложений в конце зимнего периода (до 0,25-0,30 т/м ) и в снегоотложениях от свежепринесенного снега. При этом необходимо учитывать объем снегоотложений от снегопада.

Возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса в конце зимы определяют с учетом коэффициента потерь снега от испарения и таяния во время оттепелей и увеличения плотности в снегоотложениях к концу зимнего периода (Приложение Б).

Временные снегозащитные устройства следует проектировать на расчетную метель, так как после отработки временной снегозащиты предусматривается ее восстановление.

По принципу воздействия на снеговетровой поток снегозащитные устройства подразделяют на:
снегозащитные устройства
снегозащитные средства снегозадерживающего действия, которые работают по принципу задержания метелевого снега на подступах к дороге;

снегозащитные средства снегопередувающего действия, увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы);

снегозащитные средства, полностью изолирующие объекты от попадания снега (галереи и тоннели).

Наибольшее распространение на автомобильных дорогах получили устройства снегозадерживающего действия.

в) Снегозащитные лесные полосы

Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.

Снегозащитная полоса должна иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция снегозащитной полосы определяется типовой схемой, на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая (рис.2).

Рис.2. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (куб.м/м)

Рис.2. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог
при объеме снегопереноса (м/м):

а — до 25; б — до 50; в — до 75; г — до 100; д — до 125; е — до 150; ж — до 200; з — до 250

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

— низкие кустарники

— высокие кустарники

— низкокронные деревья

— высококронные деревья

Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе принимается: в благоприятных лесорастительных условиях — 2,5 м, а в тяжелых условиях — 3,0-3,5 м.

Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1,0 м.

Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м/м определяются по табл.5.

Таблица 5
Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

Расчетный объем снегоприноса, м /мРасстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, мШирина разрыва между лесонасаждениями, мШирина полос отвода земель для лесонасаждений, м
10-2515-254
50309
754012
1005014
1256017
1506519
2007022
25050502х14

В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги снегозащитные лесные полосы устраивают длиннее защищаемого участка на 50-100 м. В условиях снегоприноса более 100 м/м эта величина должна быть обоснована расчетом для ветров под углом более 30° с учетом расстояния между лесной полосой и защищаемым участком дороги.

Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные полосы размещают в соответствии с рис.3. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (,) должны соответствовать расчетным скоростям движения на пересекающихся дорогах, и принимаются по табл.6, а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость (), должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I-III категорий и 15 м — для дорог IV-V категорий.

Схема расположения лесных полос для обеспечения видимости
Рис.3. Схема расположения лесных полос для обеспечения видимости на пересечениях автомобильных дорог

Таблица 6
Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (,), м

Расчетная скорость движения, км/чРасчетные расстояния видимости, м
150250
120175
100140
80100
6075
5060
4050
3040

При большой длине снегозащитной полосы, создаваемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать технологические разрывы по 10-15 м через каждые 800-1000 м для прохода сельскохозяйственных машин.

В случаях, когда существующая снегозащитная полоса не удовлетворяет нормам по конструкции, составу пород, размещению и другим признакам и в результате не выполняет свои снегозащитные функции, должны быть предусмотрены мероприятия по ее усилению путем увеличения ширины или создания дополнительных полос. Типовые схемы размещения дополнительных полос в сочетании с усилением существующих придорожных посадок принимают в соответствии с объемом снегоприноса (рис.4). Величина параметров , и зависит от ширины существующей полосы С, ее расстояния до дороги и ширины дополнительных лесных полос.

Еще для дачи:  Что Делать Если Покосился Столб Забора

схемы усиления снегозащитных лесных насаждений вдоль дорог
Рис.4. Типовые схемы усиления существующих снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегоприноса (куб.м/м)):
а — до 25; б — до 50; в — до 100; г — до 150; д — до 250

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
— низкие кустарники
— высокие кустарники
— лесная полоса, требующая усиления
— низкокронные деревья
— высококронные деревья

Ассортимент древесных и кустарниковых пород и их размещение в дополнительных лесных полосах и при уширении существующих насаждений принимают в соответствии с изложенными выше рекомендациями по созданию новых снегозащитных полос.

Создание новых снегозащитных насаждений и посадка дополнительных лесных полос осуществляются по специальным проектам, а поддержание работоспособности существующих посадок осуществляется рубками ухода.

Если снегозащитные лесные полосы не вступили в работу или их применение невозможно по почвенно-климатическим или другим условиям, необходимо использовать снегозащитные устройства или защиты из снега.

г) Постоянные снегозадерживающие заборы

В местности с интенсивной метелевой деятельностью рекомендуется применять заборы. Заборы могут быть снегозадерживающего действия и снегопередувающего действия.

Надежным средством защиты дорог от снежных заносов являются снегозадерживающие заборы — устройства капитального типа с большой затратой материалов и высокой стоимостью. Поэтому постройку заборов обосновывают экономически.

Заборы могут быть сплошными и решетчатыми, деревянными, железобетонными или комбинированными. Сплошные заборы собирают меньше снега, чем решетчатые, поэтому они применяются только в том случае, когда требуется одностороннее задержание снега. В зависимости от объема приносимого к дороге снега снегозадерживающие заборы устраивают высотой от 3 до 5 м.

Высоту забора определяют в зависимости от объема снегоприноса и высоты снежного покрова в данной местности:
формула высоты забора, где
— высота забора, м;
— объем снегоприноса, м/м;
— средняя многолетняя наибольшая высота снежного покрова в данной местности, м.

Не рекомендуется делать заборы выше 5 м. Если по расчету требуется большая высота, то устраивают два и более рядов заборов. Общая снегосборная способность заборов, поставленных в несколько рядов, определяется по формуле

Со щитом, где
— объем задерживаемого снега у многорядных защит, м/м;
— коэффициент заполнения снегом пространства между рядами (при расчетах можно принимать 0,8);
— количество рядов заборов;
— высота забора, м;
— расстояние между рядами заборов (следует принимать в пределах 30 ), м;
— коэффициент, равный 8,0.

При устройстве решетчатых заборов для уменьшения их заносимости, а также увеличения снегосборности, оставляют просветы между землей и нижней панелью забора, а также и между панелями. Высоту просветов в зависимости от общей высоты забора можно проектировать до 0,5-0,8 м.

Расстояние от линии защиты до бровки земляного полотна должно составлять от 15 до 25 высот забора в зависимости от просветности обрешетки конструкции (от 35% до 50% соответственно). Если по местным условиям нельзя удалить забор на указанное расстояние, допускается сокращение расстояния до 10 высот забора при уменьшении просветности его решетки до 30%.

Для лучшего использования снегозадерживающей способности заборов и предотвращения повреждений, особенно при весенней осадке снега, заборы, особенно деревянные, наиболее правильно располагать перпендикулярно к направлению господствующих ветров, если даже при этом заборы будут расположены по отношению к дороге под тем или иным углом.

Деревянные снегозадерживающие заборы рекомендуется применять трех типов:

I — двухпанельные высотой 4 м, высота продуваемых проемов равна 0,6 м и каждой панели по 1,4 м (рис.5, а);

II — двухпанельные высотой 5 м, высота продуваемых проемов равна 0,7 м и каждой панели по 1,8 м (рис.5, б);

III — однопанельные с увеличенной просветностью высотой 5 м, высота нижнего продуваемого проема 0,5 м (рис.5, в).

Рис.5. Рекомендуемые типы снегозадерживающих заборов
типы снегозадерживающих заборов
Рис.5. Рекомендуемые типы снегозадерживающих заборов:
1 — противопучинные анкеры (брусок 10х14 см или пластины длиной 50 см), (размеры даны в см)

Железобетонные снегозадерживающие заборы долговечнее деревянных. Они выполняются из сборных железобетонных элементов (рис.6). Для повышения эффективности их работы необходимо предусмотреть устройство разрывов в обрешетке, как в заборах, изготовляемых из дерева. Можно применять смешанные конструкции, состоящие из железобетонных стоек и деревянных панелей.

Рис.6. Железобетонный снегозадерживающий забор
Железобетонный снегозадерживающий забор
Рис.6. Железобетонный снегозадерживающий забор (размеры даны в мм)

Железобетонные панели изготовляют на строительных площадках, а монтируют (путем закладки в пазы) на заранее установленных стойках. Ямы под стойки копают ямокопателем, а устанавливают стойки и монтируют панели при помощи передвижного крана.

д) Постоянные заборы снегопередувающего действия

Заборы снегопередувающего действия увеличивают скорость снеговетрового потока при его прохождении над дорогой, что предовращает образование на ней снежных отложений.

Заборы снегопередувающего действия рекомендуется применять при соблюдении следующих условий: при объеме снегоприноса более 300 м/м, направлении господствующих ветров под углом от 50° до 90° к оси дороги и сухом, легкоподвижном снеге. Наибольший эффект эти сооружения имеют в открытой безлесной местности.

Защищать заборами снегопередувающего действия можно выемки глубиной до 5 м, низкие насыпи, нулевые участки и полувыемки-полунасыпи на косогорах, если уклон косогора не превышает 45°.

Еще для дачи:  Купить поликарбонат для забора цена в Москве

Основными параметрами заборов снегопередувающего действия, влияющими на их аэродинамические характеристики, являются: общая высота забора, , высота продуваемого проема, (до 40% , высота ветронаправляющей панели, (до 60% ), угол наклона панели к горизонту, (90°), общая высота забора 5-8 м (рис.7, 8).

Рис.7. Снегопередувающие деревянные заборы
Снегопередувающие деревянные заборы
Рис.7. Снегопередувающие деревянные заборы (размеры даны в мм)

Рис.8. Снегопередувающий керамзитобетонный забор
Снегопередувающий керамзитобетонный забор
Рис.8. Снегопередувающий керамзитобетонный забор (размеры даны в см)

Заборы снегопередувающего действия необходимо располагать на расстоянии 0,8 м от кромки проезжей части. Их строят из дерева или делают сборными из железобетона. Заполнение деревянных зазоров рекомендуется делать вертикальным.

Наиболее распространены следующие типы снегопередувающих заборов (табл.7).

Таблица 7
Характеристика снегопередувающих заборов

Тип забораОбщая высота, мВысота ветронаправляющей панели, мВысота продуваемого проема, мУгол наклона панели к горизонту, градШирина зоны выдувания, м
I5,03,02,090°до 6,0
II6,54,02,590°от 6 до 8
III8,05,03,090°от 8 до 10

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4

Полимерная сетка

Для их крепления используют деревянные или пластиковые столбики. Если направление ветра вдруг сменится, можно всегда сетку переставить, повернуть. Весной же ее достаточно скрутить в рулон и убрать – места много она не займет. А следующей осенью сетку можно снова вытащить, установить рядами и закрепить.

8 советов по подготовке сада к зимеСо щитом

Снежная насыпь

Этот способ используется не только тогда, когда в степной и лесостепной зоне устанавливаются сильные, частые ветра, но и в том случае, если зимой вдруг наступает оттепель. Собирают снег и сваливают в кучи. Подтаявшие и заледеневшие глыбы станут отличным снегозадерживающим «сооружением».

Со щитом

Со щитомБесхитростные, на первый взгляд, деревянные “заборы” — на самом деле настоящее изобретение. Оно даже имеет официальное название — “щиты Потапова”. Еще их называют снегозащитными заборами. Их придумал заключенный Норильлага Михаил Потапов, инженер путей сообщения, осужденный по 58–й статье за якобы диверсию.

Снегозащитные заборы — не просто бессмысленно натыканные в снег деревяшки. До возведения такого щита нужно было исследовать метель — аэродинамические и физические свойства снега, направление и переменчивость ветра, количество переносимого им снега, вычислить угол, под которым нужно “встречать” снежный поток. (У всех этих вычислений и их формул есть специальные научные названия — “коэффициент сдувания твердых осадков”, “предельная дальность снегоприноса” и т.п.) И только после расчетов создают определенный тип снегозащитного сооружения. Да–да, снегозащитные заборы еще и отличаются друг от друга. К примеру, есть снегозадерживающие заборы — за зиму они задерживают тысячи кубометров снега. Весной этот снег превращается в потоки воды, поэтому вблизи дорог строят снегопередувающие заборы — они изменяют скорость пурги возле себя, и снег перелетает через дорогу, не засыпая ее и создавая более равномерный покров.

Словом, Михаил Потапов придумал изобретение по простоте и гениальности, может быть, не уступающее колесу.

Из воспоминаний Александра Гаевского, бывшего заключенного Норильлага: “Расчистка заносов в условиях тундры велась вручную, и это отнимало много сил и времени. Заключенный инженер-путеец Потапов разработал конструкцию стационарных снегозащитных заборов, так как переставные типовые щиты не помогали, и составил проект их размещения по трассе узкоколейки. Проблема защиты от заносов была успешно решена”.


А вот воспоминания бывшего норильчанина Кислова (написаны в 1965 году): “Сейчас стали обычными так называемые ветронаправляющие заборы “активного действия”, стоящие вдоль железнодорожных путей и автодорог. Они в любую метель не только ограждают полотно от заносов, но и способствуют выдуванию выпавшего снега. Без этих заборов немыслима в зимнее время эксплуатация многих участков. А ведь они “родились” здесь, в Норильске, по инициативе Потапова в зиму 1944 –1945 гг. Тогда их применили для ограждения узкоколейки между станцией Надежда и шахтой “Западная”. Имея ряд конструктивных недостатков и строительных погрешностей, первые 420 метров забора в условиях исключительно тяжелого профиля пути показали блестящие результаты. Несмотря на суровую и снежную зиму, они позволили вывезти угля в три раза больше, чем в предыдущие зимы. Примитивные, на первый взгляд, сооружения оказались самым удобным, надежным и экономически выгодным средством защиты”.

Мы знаем, что снег на Севере — не просто осадки, а настоящая стихия, способная парализовать работу транспорта и предприятий. Когда Норильск был еще поселком, метель заносила снегом дома и здания цехов. Производственные цеха и транспорт простаивали месяцами. Сохранились воспоминания о том, как из–под 6–метрового слоя снега откопали паровоз: уголь в топке еще теплился, но машинист и кочегар отравились угарным газом. В 1937 году в Норильске была создана специальная служба для борьбы со снежной стихией. Службу так и назвали — станция снегоборьбы (потом она стала управлением автомобильных дорог и снегоборьбы). УАДиС и обслуживал щиты Потапова — ремонтировал и поддерживал в “рабочем” состоянии.

А в 2005 году дороги стали краевой собственностью, и, как нам рассказали в МУП “Норильскавтодор”, снегозащитные заборы “не вошли в перечень переданных объектов”. То есть получается, что сейчас они вроде как ничьи — и в “Автодоре”, и в УАДиС говорят, что “не занимаются” ими. Но все же недавно кто–то отремонтировал один из снегозащитных заборов недалеко от Алыкеля. Интересно, кто?

Ольга ЛИТВИНЕНКО.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий