Спасо-Преображенский всей гвардии собор, Классицизм, Архитектор Стасов В. П., Преображенская пл., 1

Для дачи

Развитие трофейного дела

После угасания античной римской цивилизации в Европу пришло христианство. В данном случае интересен и генезис христианского креста, который считался неукрашенным, голым трофеем, символом мучеников. Многие считают, что слово «тропарь» (православное песнопение) произошло от греческого «тропайон» (трофей), что символизировало победу христианских мучеников над язычеством.

Спасо-преображенский всей гвардии собор, классицизм, архитектор стасов в. п., преображенская пл., 1

Фото, 2021 г.

Собор Преображения Господня всей гвардии

Памятник архитектуры

1743  — арх. Земцов Михаил Григорьевич — проект, закладка

1745-1754 — арх. Трезини Пьетро Антонио — изменение проекта     Барокко

1827-1829 — арх. Стасов Василий Петрович —  перестроен              Ампир

1830  — арх. Стасов Василий Петрович —  ограда

1850  — арх. Львов Владислав Павлович — переделки

1886  — арх. Слупский Иван Блажеевич — часовня

Ночью 25 января 1741 Цесаревна Елизавета Петровна приехала со своими приближенными и единомышленниками в лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший близ Литейного двора, и в съезжей избе обратилась к гвардейцам с краткой речью, прося о поддержке ее прав на престол. Отсюда вместе с офицерами и гренадерами она направилась в Зимний дворец, где произвела бескровный государственный переворот и взошла на российский трон.

Через две недели, посетив гвардейский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы каменный трехпридельный храм. 9 июня 1743 сама Императрица заложила здание по проекту М. Г. Земцова. До окончания строительства полк молился в своей походной церкви, которая с 1722 до 1739 г. помещалась в «особой светлице», на Мойке, «где был Хвостов мост». В ней находился ценный иконостас, позже переданный в церковь .

После смерти Земцова строительными работами руководил П. А. Трезини, в 1745 изменивший проект, «чтобы главы делать против глав соборной церкви Успенья» в Москве. Через три года после этого началась внутренняя отделка, и 5 августа 1754 архиепископ Сильвестр в присутствии Императрицы освятил барочный по стилю собор одного из самых знаменитых полков императорской России.                                                                     (по материалам []  2021 г.и. С. 62-63)

 был в дальнейшем существенно изменен.

Уже в первоначальном проекте во внешнем облике собора формы общеевропейского барокко сочетаются с традиционным русским пятиглавием. Следует сказать, что пятиглавие, совершенно вышедшее из употребления в начале XVIII в., вновь стало активно употребляться в храмах елизаветинского времени, и, видимо, именно Спасо-Преображенский собор был первым (по времени проектирования) петербургским пятиглавым храмом. Но в дальнейшем подчеркнутый русский национальный характер здания был еще усилен.

«1745 году марта 7 числа, ея императорского величества камер-юнкер господин Лялин объявил ея императорского величества именной изустный указ, что ея величество изволила указать при строящейся лейб-гвардии Преображенского полку в слободах каменной церкви, на куполе и лантернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имевшихся в Москве, на соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. Того ради, сей ея императорского величества указ для ведома и надлежащего исполнения в полковой канцелярии записать в книгу. И о том определенным к строению оной церкви архитектору Трезину и квартирмейстеру Усмееву объявить.

Подписал Граф Румянцев.»

(Цитируется по кн.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского

епархиального историко-статистического комитета. Выпуск пятый. СПб, 1876, С. 95.)

Итак, форма глав изменилась — они стали луковичными, как в русских храмах XVII века. О том, что они действительно были сделаны такой формы, свидетельствует замечательный начала 1820-х гг. (Государственный Исторический музей, инв. № ДКА-р 80). Еще два изображения старого собора.

на «Плане столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов» (плане И. Ф. Трускотта), 1753 г. и  из издания: Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий С.Петербурга. Издано Обществом Поощрения Художников. СПб, 1826.

Кроме того, и иконостас в конечном счете был сделан не таким, как на . Ф.-Б. Растрелли составил новый проект иконостаса, который и был принят с некоторыми поправками (в названном томе «Историко-статистических сведений…» на С. 97-104 цитируются различные документы XVIII в. по этому вопросу (в том числе и о том, чей проект следует принять — Растрелли или П.-А.Трезини). К сожалению, я не видел изображений этого иконостаса. По данным [] (том первый, 1994,  С. 117), иконостас был пятиярусным, а вырезали его по эскизу Растрелли московские макстера Кобылинские.                                                                                                                                               (добавил )

  • Чертежи Пьетро
    Антонио Трезини,
    1743 — 1744
    * см. ниже

  • Один из
    вариантов
    проекта

  • Алтарная часть —
    план и разрез с
    видом на иконостас
    Добавил — S.P. .

  • План И.Ф.Трускотта,
    1753 г.
    (добавил )

  • Собрание планов,
    фасадов и разрезов
    примечательных зданий
    С.Петербурга

    (добавил )

  • Собрание планов,
    фасадов и разрезов
    примечательных зданий
    С.Петербурга

    (добавил )

  • Петербург.
    Спасо-Преображенский собор.
    Сабат К.Ф, нач. 1820-х гг.
    (ГИМ, инв. № ДКА-р 80)
    (добавил )

  • Неизвестный художник.
    Вторая пол. 19 в.

  • План собора.

  • 1895 г.

  • Фото 1900-х гг.

  • Добавил — Ладада .

  • (добавил
    Андрей Агафонов )

  • Фото тов-ва «Образование»
    (добавил Ладада)

  • Царские врата

  • Левый
    придел

  • Правый
    придел

  • 1970-е гг.
    Из книги «Памятники
    архитектуры Ленинграда»

    (добавил Ладада)

  • (добавил
    Андрей Агафонов )

  • (добавил
    Андрей Агафонов )

  • Грабарь «История
    русского искусства»

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • нач. ХХ в.
    ГИМ № ИР 909
    (добавил )

  • У Спасо-Преображенской
    церкви на пасху, апрель 1943.
    Фотохроника ЛенТАСС.
    (добавил Stan)

  • Фото —
    Андрей Агафонов, 1994.

  • Фото —
    Андрей Агафонов, 1995.

  • Фото —
    Андрей Агафонов, 1997.

  • 1990-е гг.
    Фото В.Антощенков а из
    фотоальбома
    «Крыши Петербурга»

    (добавил Ладада)

Старый Спасо-Преображенский собор, сгоревший в 1825 г. — чертежи Пьетро Антонио Трезини, 1743 — 1744 (Архитектурная графика России.

    Первая половина XVIII века. Собрание Эрмитажа. Научный каталог. Л., «Искусство» ЛО, 1981, с. 139-141, №№246-248.  ()

Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Б. Растрелли золоченый пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа под смотрением И. Я. Вишнякова написал известный художник М. Л. Колокольников. В 1796 храм объявлен собором всей русской гвардии.

После пожара 8 августа 1825, при котором утварь и большая часть икон были спасены солдатами, В. П. Стасов, используя старые стены, восстановил собор, но придал ему строгий ампирный облик. Накануне престольного праздника, 5 августа 1829, ровно через 75 лет после первоначального, состоялось новое освящение собора митрополитом Серафимом. К этому дню Николай I, который в престольный праздник всегда лично посещал собор, подарил ковчег и потир из яшмы, а также украшенные драгоценными камнями ризы.

По рисунку Стасова был сделан четырехъярусный белый с золотом иконостас — образа для него написали видные академики Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егоров. Стены и своды по эскизу Шебуева расписали Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Безсонов.

В 1830 вокруг собора по проекту Стасова была начата ограда из трофейных турецких пушек, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В Преображенье 1832 эту ограду освятил митрополит Серафим. В 1854 на башне собора установлены куранты, привезенные из Англии.
В 1850 переделками в соборе занимался В. П. Львов, который отделал пилоны искусственным мрамором. При ремонте в 1875 акад. Д. Н. Мартынов и Ф. М. Седов украсили паруса и стены новой фигуративно-орнаментальной росписью. В 1886 И. Б. Слупский выстроил в ограде часовню с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе, сработанном в мастерской Игумнова. Осенью 1916 с восточной стороны планировалось начать по плану С. О. Овсянникова (хотя конкурс выиграли С. Б. и В. И. Савицкие) постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.

В 1831 вел. кн. Михаил Павлович подарил храму икону Божией Матери Иерусалимской с мощами св. Георгия Победоносца и частицей Креста Господня; в 1872 вел. кн. Николай Николаевич-старший — камень с горы Фавор, который позже вложили в икону «Преображение». Кроме того, в соборе хранился напрестольный крест-мощевик 1660 года и несколько вещей начала XVIII в. — серебряные кресты и чеканный потир. После смерти Александра I в собор была передана его икона Смоленской Божией Матери. В 1845 мастерская известного ювелира Ф. А. Верховцева изготовила великолепный оклад из серебра для напрестольного Евангелия, в 1859 — серебряную одежду для престола, весившую 10 пудов, а в 1865 — бронзовую гробницу для плащаницы.

Поскольку собор был полковым, то ряд предметов в нем был связан с военной историей России: серебряный богемский кубок, подаренный в 1813 командиру полка гр. Остерману-Толстому, трофейные турецкие знамена, сабля Александра II, бывшая на нем в день покушения, императорские мундиры. В 1925 все они были переданы в Артиллерийский музей. На стенах висели бронзовые доски с именами павших в сражениях офицеров.
С 1871 при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и Августейший шеф полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. В 1912 было открыто Братство трезвости и целомудрия. В Красносельском лагере у полка была своя деревянная церковь св. Александра Невского, где служил причт собора. Ктитор в собор назначался из заслуженных офицеров полка.

В храмовый праздник около собора по традиции проходил большой базар. Прихожанином долгие годы был известный духовный писатель Е. Н. Погожев (Поселянин), живший на Моховой улице, 8, и расстрелянный в 1931 г. в тюрьме на Шпалерной.

Храм не закрывался, состоит под охраной государства как памятник архитектуры и находится в отличном состоянии, хотя большинство его прежних святынь из него изъяты после революции, но их место заняли новые из закрытых церквей.                                                                                                                         (по материалам []  2021 г.и. С. 62-63)

Главный алтарь освящен в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского.

Создание ограды храма было приурочено к победе наших войск в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Ограду соорудили из пушек, лобытых в кровопролитных боях с турецкой армией при взятии крепостей Измаил, Варны, Тульчи, Силистрии и других. Пушки были выделены в дар храму по указу императора Николая I. На стволах орудий сохранились вычеканенные гербы Османской империи, и на некоторых из них можно увидеть устрашающие надписи: «Гнев аллаха», Гром извергающий», «Дарю лишь смерть».  Однако жерла пушек перевернуты вниз и связаны цепями в знак того, что они уже никому и никогда не будут угрожать.

С приходом советской власти храм из полкового стал приходским, а знамена и военные трофеи, хранившиеся в нем, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей. С 1950 г. эти исторические реликвии находятся в собрании Эрмитажа.

Во время ленинградской блокады храм продолжал действовать, и в нем не прекращались ежедневные богослужения.  В подвале собора было устроено бомбоубежище.

Благодаря тому, что Спасо-Преображенский собор — один из немногих храмов, который никогда, даже в годы гонений, не закрывался для богослужений, его интерьеры сохранились практически без изменений до наших дней.

(С информационного стенда на территории храма; добавил: )

Преображенский всей гвардии собор находится на Спасской площади. При Елизавете Петровне здесь были казармы Преображенского полка.

Закладка храма была совершена 9 июня 1743 года, при Елизавете Петровне. Составление проекта и постройка храма были поручены архитектору Земцову, а по случаю его смерти,  последовавшей в том же году, постройка храма была передана архитектору Трезини. За окончанием же работ, длившихся 11 лет, наблюдал,  вследствие удаления от дел Трезини, знаменитый Растрелли, которому принадлежит проект иконостаса. 5 августа 1754 г., в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, храм был освещен. Это была первая полковая церковь и притом при первом из учрежденных в России гвардейских полков.

Внутри собора — множество знамен, бунчуков и крепостных ключей. Кругом собора красивая ограда, сделанная из турецких орудий, взятых у турок во время осады Варны. На главных воротах бронзовые медали с надписями: «За турецкую войну 1828-1829 гг.».

В изящной витрине, под стеклом, вправо от алтаря, хранятся мундир и сабля Императора Александра II. На витрине надпись: «Сабля, в злосчастный день, 1 марта 1881 года, обагренная мученическою кровию  в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Поднесена почившему Государю после падения Плевны офицерами Своднаго Гвардейскаго отряда Почетнаго Конвоя. В июле 1881 года Всемилостивейше пожалована Императором Александром III для вечнаго хранения в соборе».

В других витринах, налево от алтаря, — мундиры лейб-гвардии Преображенскаго полка в Бозе почивших Императоров: Александра I, Николая I, Александра III.

Вокруг собора стоят на лафетах 12 пушек и 2 единорога (длинныя орудия). Император Николай I подарил эти пушки Польше для памятника королю Станиславу, который погиб со своим войском под Варной; но поляки во время возстания 1831 г. обратили эти пушки против русскаго войска. Пушки были вторично взяты с бою и переданы гвардии.

(Путеводитель по С.-Петербургу.Изданiе С.-Петербургскаго Городскаго Общественнаго

Управленiя.С.-Петербургъ.1903.С.100-101. добавил:

Собор окружен изящной эллиптической оградой, состоящей из 34-х гранитных оснований, соединенных между собой железной решеткой. Основания эти украшены поставленными на них стоймя, дулом вниз турецкими орудиями, по три на каждом; среднее из них кончается золоченым двухглавым орлом с короною. Все орудия для ограды были присланы по Высочайшему повелению императора Николая I. Они — трофеи русского войска в войну 1828 — 1829 г.г., взяты со стен крепостей Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии и с поля сражения под Кульяв [так].

Вокруг собора на чугунных лафетах стоят 12 орудий, взятых русскими у турок под Варною и затем пожалованных императором Николаем I Польше для сооружения памятника польскому королю Владиславу, погибшему с войском под Варною. Во время войны 1830 — 1831 гг. русские, при взятии Вольских укреплений в Польше отняли их, император Николай I Всемилостивейше соизволил подарить последние гвардейским войскам и повелел поставить их вокруг собора.

Кроме орудий, возле западных ворот стоят также на чугунных лафетах два единорога (собственность полка) с следующею надписью на них: «1787. Лейб-гвардии Преображенскому полку». Внизу надписи двухглавый орел и над ними царская корона. «Они» — сказано об единорогах в соборной описи 1833 и 1861 г.г. — «во время войны России с Польшею в царствование императрицы Екатерины II отбиты были поляками и во время войны 1830 — 1831 гг. употребляемы были против русских. Но охотники лейб-гвардии Преображенского полка при штурме Варшавы их отняли» и ныне они составляют собственность полка.»

(Описание ограды и орудий в кн.: Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия.

Выпуски I — VI. СПб, 1909, II выпуск, С. 101,102)

Таким образом, кроме турецких пушек, установленных в ограде дулами вниз, были еще 12 орудий вокруг собора (очевидно, внутри ограды) и еще два единорога по сторонам от главных ворот.

Единороги по сторонам от ворот можно увидеть на старых фотографиях собора, но они изображены очень мелко. Изображение крупным планом — неизвестного художника начала XX в. (Исторический музей (Москва), инв. № ИР 909)

(добавил )

Если идти по улице Пестеля к Литейному, то увидишь высокую церковь с белоколонным портиком. Она стоит в небольшом сквере; в кронах старых деревьев издавна гнездятся вороны. Сквер окружен оградой, сделанной из стволов старинных пушек. Перед сквером — небольшая булыжная площадь. И вот летом сорок третьего года на площади появились солдаты. Они сняли булыжник ломами и за несколько дней выкопали посередине небольшой квадратный пруд. Дно и стенки пруда обмазали зеленой глиной, чтобы не уходила вода, а потом начали наполнять эту огромную ванну. Три дня наполнялся пруд, и все мальчишки с окрестных улиц успели побывать возле церкви, окруженной старинными пушечными стволами.

… назначение пруда выяснилось неожиданно и просто. В церковный сквер приехал грузовичок, в кузове которого стояла лебедка с большой катушкой тонкого стального троса. Девушки, бойцы частей противовоздушной обороны, принесли несколько длинных колбас-газгольдеров из зеленой прорезиненной ткани. Газгольдеры, хоть и были величиной с цистерну, легко плыли в воздухе, а девушки только придерживали их за веревки, чтобы они не улетели. Из этих колбас наполнили серебристый аэростат.

Из большого мешка вынули тюк какой-то белесой ткани. Ее долго разворачивали, привязывали идущие от нее веревки к специально вкопанным столбикам. Потом подсоединили трубки от газгольдеров, и на наших глазах бесформенная белесая материя стала наполняться и приобретать обтекаемую, ласкающую глаз форму аэростата. Аэростат покрыли маскировочной сеткой с нашитыми зелеными тряпочками, которые изображали листья. Кругом на столбиках развесили таблички с надписью: «Курить строго воспрещается».

(Мусаханов В. 1976 За дальним поворотом, С. 25-26 добавил )

Трофеи древности

С началом войн в истории человечества появились и трофеи. Сейчас нельзя точно сказать, когда традиции взятия трофеев стали уделять отдельное внимание, но она стала самостоятельной отраслью военного дела и даже религиозного культа.

Тем не менее свидетельства о захвате трофеев можно найти в древнеегипетской живописи. Фрески, украшающие стены храмов, рассказывают нам о том, как египетские воины после побед над врагами гонят стада скота домой, и сопровождают их вьючные животные, нагруженные добычей и вражеским оружием. Вероятно, традиции взятия трофеев существовали и раньше, но о них нам может рассказать только археология.

Трофейное дело современности

Но классическая эпоха уходила в прошлое. Последними образцами в искусстве трофейной архитектуры в России стал Спасо-Преображенский собор с забором из турецких орудий и забор на Артиллерийской улице в Одессе, украшенный стволами турецких пушек, но уже по результатам следующей Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий