Уголок казачьего быта ~ Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова

Уголок казачьего быта ~ Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова Для дачи

Бытовая культура казачества верхнего дона конца xix — начала xx века

Дом казака в станице Атамань

Большую роль в формировании системы знаний о бытовой культуре казаков играет изучение жилища. Оно отражает социально-экономическую историю казачества, специфику хозяйства и природных условий, особенности жизненного уклада.

Как форма народного творчества жилище казаков включает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера.

Главными типами построек на Верхнем Дону в конце XIX – начале XX века были курени, флигеля, хаты.

Жилища казаков Верхнего Дона рассматриваемого периода имели свои особенности. Они не были похожими ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями». Курень — слово монголо-татарского происхождения. Значение слова персидский историк конца XIV века Рашид ад Дин определяет как «кольцо». «В старинное время, когда какое-либо племя останавливалось в каком-нибудь месте наподобие кольца… старейший из них был подобен точ­ке в середине круга… В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются на той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой неприятель».

По словарю турецко-татарских наречий, «курень — толпа, племя, отряд, корпус, полк».

Другой источник утверждает, что «курень», очень распространенное в те времена на Дону название, — большой дом для группы казаков. Впоследствии это название распространилось и на семейные жилища. А автор статьи «Казачий курень» С. Пьявченко предполагает, что слово «курень» произошло, по-видимому, от курной избы.

Изучение построек куреней станицы Вёшенской конца XIX – начала ХХ века показывает, что жилище строилось ближе к улице, фасадом к дороге у края ограды. Естественно, что вид жилища зависел от состоятельности хозяина. «Курени были разными — большими и добротными, малыми и худыми. На фоне невзрачных домишек, а то и просто мазанок-«завалюшек» красовались богатые «домины». Очень долго строения станицы Вёшенской были деревянными. Каменные дома стали появляться с середины XIX века в единичных экземплярах. Сооружение дома было большим событием в жизни казака и сопровождалось определенными обрядами. При строительстве дома было принято подкладывать под углы в его основании медные, серебряные, золотые монеты (в зависимости от до­статка). Считалось, что это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину.

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Ее форма и материал связаны с природно­климатическими условиями местности. Крыша делалась шат­ровой четырехскатной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течи, ее верх (у трубы) плотно заполняли соломой и мелом.

Курень зажиточного казака

Курень зажиточного казака

Такие природные материалы, как чакан, камыш, имели свои достоинства: зимой сохраняли тепло в доме, а летом — про­хладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыши которых покрыты камышом.

Площадь лесов в окрестностях станицы и хуторов спо­собствовала распространению форм деревянного исполне­ния жилища. Строили дома из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса, для чего использовали местный лес: дуб, вяз, вербу, часто срубленные в собс­твенной леваде. Наружные и внутренние стены обивались дранкой. В промежутках между ними набивалась глина, перемешанная с соломой. После высыхания стены куреня смазывались глиной с песком повторно, потом покрывались раствором мела. Верхний слой белой глины предохранял от распада нижний слой красной глины. Иногда делали срубы со стенами, гладко оструганными изнутри и тщательно подогнанными друг к другу. Такие срубы обмазывали глиной только с внешней стороны.

В основном видовом ряду несколько вариантов куреня — традиционного народного жилища донских казаков. Остановимся на двух из них. Между собой подобные курени разнятся главным образом внутренней планировкой, характером входа и галереями.

Первый тип имеет все классические объемно-планировочные элементы казачьего куреня, которые относятся к донскому «северному» варианту постройки. В плане это квадратный дом, обычно четырехскатный, включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост, балкончик-«балясник», шириной около 70 сантиметров, огражденный или не огражденный. Балкончик был очень удобен для закрывания ставен, а также для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Эти дома имеют каменные «низы» и деревянные «верхи». В нижней части дома со стороны крыльца — хозяйственный вход в «низы». Здесь помещалась кухня. Дом «ошалёван» (обит тесом или пластинами) и покрашен в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью дома-куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. На всем протяжении фасада — веранда. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крыша железная. Характерная особенность внутренней планировки — дверные проемы, соединяющие комнаты вкруговую. Строили подобные дома люди состоятельные. Такой дом сохранился по ул. Шолохова, 103. Построен он в конце XIX века начальником Вёшенского почтового отделения Никанором Георгиевичем Каргиным. Куреней такого вида сохранилось очень мало.

К другому типу казачьего куреня относятся дома, строившиеся преимущественно в начале XX века, вплоть до 40-х годов. Такие курени строили в основном люди с небольшим материальным достатком. Стесненные в средствах казаки стали отказываться от некоторых традиций постройки дома. Перестали возводить высокие каменные «низы». Как следствие отпала необходимость в устройстве балясника.

Уголок казачьего быта ~ Краеведческий библиотечно-информационный центр им. М. А. Шолохова

Воссозданный дом в станице Вёшенской, в котором в 1926–1928 гг. жил М.А. Шолохов

Что касается архитектурных деталей куреней, то украшение орнаментом в станице было частым. Дома зажиточных казаков украшала резьба по дереву на карнизах, фронтонах, крыльце, ставнях.

Самой парадной жилой комнатой в казачьем курене была горница — чистая половина крестьянской избы. В казачьей горнице — по достатку обставленной — хранилось все нажитое семьей. Здесь стояли сундук, обширный стол, красивый угольник, горка для посуды, имелись настенные часы, керосиновые лампы, зеркало в раме резной работы. В переднем углу размещались иконы. В простенке красовалась деревянная убранная кровать. На ней возвышалось несколько больших подушек. На окнах и над кроватью вешали ситцевые занавески. Такими же занавесками занавешивали печь, дверные проемы. Каждая хозяйка считала своим долгом следить за чистотой. Казачки — большие охотницы до цветов и особенно любят герань, по-местному «липка», и «невестку».

Для приготовления пищи в зимнее время хозяйка ис­пользовала кухню. В зимнее время в курене — это одна из комнат дома, а если дом круглый, то в «низах». В начале XX века стали строить отдельные кухни–«стряпки». В кухне была печь. Вдоль стен стояли деревянные лавки, небольшой стол для еды. На стене висел деревянный шкафчик для посуды, рядом — полотенца. В домашнем быту для приготовления пищи женщина-казачка использовала ступу, в которой толкла пшеницу, кукурузу и другие продукты питания, с помощью «чапли» держала сковороду, для переноса чугунков использовала рогач, для работы в печи — металлическую кочергу с деревянной ручкой. Кухонная посуда была сделана из дерева: деревянные чашки, ложки, солонки, тарелки для блинов, даже разносы. Глиняные корчажки, «махотки», «бальсаны» использовались под жидкие и сыпучие продукты. В каждой казачьей семье для приготовления блюд использовались чугунки. В маленьких — варили кашу, картошку, щи, в большом чугуне — «звар» (компот из сухофруктов).

Нехитрой была обстановка и в сенях (прихожей). Там стояли деревянные лавки или топчан с ведром воды и кружкой. На стенах висели пучки трав. Сени — самое удобное место для хранения и сушки трав, так как в темноте и прохладе сохраняются целебные свойства растений.

Еще одним типом жилища казаков была «связь». Связь имеет форму продолговатого четырехугольника. Сенцы посе­редине как бы связывают жилую комнату и горницу. Часто для строительства связей применялся саман. Саманные постройки были дешевле в изготовлении и теплее. Такое жилье строили прежде всего небогатые казаки.

Среди построек Верхнего Дона часто встречается флигель. В словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «Флигель — пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания». Более точным для построек Верхнего Дона является второе толкование, так как флигелем могла называться постройка, в которой в усадьбе богатого казака размещалась летняя кухня, или «стряпка». А для казака среднего достатка флигель служил жилым домом. Внутренняя стена делила его на две жилые комнаты. Сени располагались вдоль всей продольной стены строения. Крыша — двускатная, покрывалась камышом, жестью, позднее — шифером. Флигеля строились из дерева или самана.

Много было жилищ, которые назывались хатами. Они состояли из одной комнаты с сенцами и ступеньками без крыльца. Такое жилье строили в основном бедные люди. Внешних стен было четыре, пятая, внутренняя, разделяла строение на две части: комнату и сенцы. Кроме русской печи еще одним источником тепла была печка-«подземка», которая размещалась обычно под кроватью. Подземка и печь соединялись дымоходом, скрытым под полом. Хаты строились из самана и принадлежали, как правило, украинским переселенцам, которые переносили на новые земли и образ привычного им жилища.

Рядом с домом строили летнюю кухню, «стряпку». Тщательной отделки она не имела. Использовали летнюю кухню как столовую в теплое время года с весны до осени. Зимой она служила подсобным или складским помещением. Строительным материалом для «стряпки» были камень, мел, саман или плетни.

Кроме летней кухни во дворе имелась и летняя печь, а рядом с печью — «поветка» (навес). На печке готовили корм скоту, а также отвары с резким запахом. На «поветке» сушили фрукты. Она представляла собой небольших размеров пле­тень, положенный горизонтально на столбы высотой до двух метров. Для сельскохозяйственных орудий, дров, хвороста навесы делались отдельно.

В усадьбе возводили и различные подсобные сооружения. Большая часть их была связана с хозяйственной деятельнос­тью казаков. Постройки устраивались в глубине двора, ближе к внутренней ограде. Для размещения животных отводилось отдельное место, баз, с различными постройками. Сооружение не требовало больших материальных затрат. Строили сараи из местного подручного материала. В сарае могло быть несколь­ко отделений — для коров, телят, быков, овец. Если хозяева держали свиней, то свинарники делались отдельно, как и сарай для водоплавающей птицы. Перед сараем имелся выгульный баз, ориентируемый обязательно на юг. Над частью база с наветренной стороны сооружали навес, чтобы в непогоду жи­вотные могли найти укрытие.

Рядом с базами располагалось гумно. Оно всегда обноси­лось добротной изгородью. На гумне размещали несколько стогов сена, соломы, а также скошенный, но необмолоченный хлеб. Здесь же располагался ток, на котором каменными кат­ками или цепами обмолачивали хлеб. Солому складывали в скирды, а полову (остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе) — в специальное помещение, «половню». Половня представляла собой небольшой сарай с легкими стенами, но очень надежной крышей. Находилась половня рядом с гумном и базами для скота.

У большинства казаков строился подъездной сарай со сквозным проездом на подворье. В сарае оставляли сани на лето, брички на зиму, хранили другие полевые орудия: лобогрейки, косилки, конные грабли.

Своеобразной постройкой на подворье казака был амбар, где хранились зерно, мука, припасы. Строились амбары, как правило, на столбчатом фундаменте с рундуком (погрузочная площадка на уровне фундамента, которая примыкает к дверям амбара, шириной 1 м, длиной 3 м). Высота фундаментных столбов — 50–70 сантиметров, чтобы было удобно разгружать повозку.

Полы и несколько рядов (нижних) сруба делались обязательно из дуба. Кровля чаще всего — камышовая, шатровая. Под амбаром — инвентарь: лопаты, грабли, вилы.

Конюшни представляли собой вытянутые постройки с плав­но закругленными углами. Конюшня делалась для нескольких лошадей. Кроме строевого коня, которого использовали только под седлом, в хозяйстве держали рабочих лошадей. Базы с лошадьми были непременно отделены от базов с коровами и быками. Для сооружения конюшни использовался самый доб­ротный материал, так как строевой конь должен содержаться в хороших условиях. В конюшне обязательно утеплялся потолок, настилался пол.

Еще одной необходимой постройкой в хозяйстве казаков станицы был ледник. Рыли котлован, стены обкладывали кам­нем. Дно ледника засыпали крупнозернистым песком. Зимой котлован забивали колотым льдом, засыпали снегом и сверху укрывали опилками или соломой. На лед обычно ставили молоко, квас и другие скоропортящиеся продукты.

Для получения ранних овощей казаки у себя в усадьбе сооружали «рассадню» — своеобразный парник, сооруженный сверху грунта. Из хвороста плели круглой формы плетень диаметром до двух метров и высотой до метра. Вниз рассадни насыпали свежий конский навоз, а сверху — слой хорошо удобренной земли. Благодаря теплу от перегнивающего конского навоза, хорошей освещенности (сверху клали оконные рамы) к наступлению устойчиво теплых дней обычно вырастала рассада овощных культур (капуста, помидоры).

В большинстве хозяйств держали кур. Курятник располагался в глубине двора и представлял собой поставленный вкруговую, обмазанный глиной с двух сторон и побеленный мелом плетень, сверху крытый камышом, чаканом (рогозом) или соломой.

При устройстве усадьбы казаки большое внимание уделяли возведению ворот и оформлению въезда. Внешний вид их находился в прямой зависимости от благосостояния семьи, ее трудолюбия и находчивости. Дом, двор, гумно обносились изгородью. В хуторах и станицах Верхнего Дона в конце XIX – начале ХХ века чаще всего для изгороди применялись плетни. Выбор материала для плетней зависел от того, какие ивы росли в данном населенном пункте.

Обилие зарослей «белотала» (ива корзиночная), «чернотала» (ива козья и серая) в пойме степных речек и Дона, а также «краснотала» (ива красная) на песчаных увалах левобережья позволяло казакам использовать гибкие прутья для изготов­ления изгородей — плетней. Плетни из краснотала шли на ограждение гумна и двора. Парадная сторона усадьбы часто ограждалась плетнями из белотала. Его прутья — гибкие, ровные и не имеют отростков, поэтому плетни получались более изящными, светлого оттен­ка, что придавало изгороди нарядный вид. Бытовали плетни и из чернотала. Но их вид не так радовал глаз, так как сами прутья темного цвета, с изгибами, с большим количеством отростков, для удаления которых требовались дополнительное время и силы.

До сих пор ограды из плетня встречаются в хуторах Пигаревском, Альшанском, Меркуловском, в станицах Вёшенской, Еланской, Базковской и других населенных пунктах.

Технология изготовления плетня несложная, но требует определенного навыка и больших физических усилий. Заранее затесанные и высушенные колья забивают в землю на рас­стоянии 20–25 сантиметров друг от друга. Чем толще хворост (прутья ивы), тем реже и толще колья. Прутья обвивают колья в виде восьмерки. Дойдя до крайнего кола, мастер начинает плетение в обратном направлении. После каждого цикла плетения («шара») полотно плетня «осаживают», уплотняют, ударяя деревянным брусом, обухом топора. Плетут изгородь весной в теплую погоду. В холодную погоду прутья гнутся хуже.

Более зажиточные казаки в редких случаях использовали штакет. В станице Вёшенской были сплошные дощатые заборы, но не у многих. Въезд и вход в усадьбу оформляли воротами с калиткой с выгнутой поперечиной над ней.

В хуторах, где зарослей ивы не было, а близко залегали выходы камня, изгородь делали из него. Высота забора из хорошо подобранных камней составляла 60–70 сантиметров. Базы, левады, огороды ограждались попроще. Для сооружения изгороди использовали подручный материал — хворост, камень, жерди, ветки, землю. Часто изгородью левад и садов по межевой грани служил бруствер водоотводной канавы, в который втыкали ветки от обрезки и прочистки садов.

Марина Федоровна Попова,
заведующая отделом музейной педагогики Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова,
станица Вёшенская Ростовской области

Источник: Журнал «Тальцы» №1 (24), 2005 год

Дух тут особый

В старину казаки строили свое жилище, не задумываясь о правильности улиц. Каждый ставил дом где хотел. Вот и перемешались все улочки и переулочки. Именно поэтому найти дорогу к старой казачке Елизавете Федоровне Прошкиной непросто.

В морозный день за окном виден застывший Дон, подвывает ветер, а здесь, в доме у 80-летней хозяйки, тепло и уютно. Жар идет от печи, которую топила еще ее бабушка. Несмотря на то что в дом проведен газ, здесь топят по старинке: считается, что от печки идет «особый дух».

В курене три маленькие комнаты и «зала» (так называет хозяйка самую большую, метров пятнадцать, комнату) с побеленными стенами и скрипучими половицами. Здесь особенно нарядно – сервант с посудой, посредине стол, застеленный вышитой скатертью, и венские стулья вокруг него, в одном углу икона с лампадкой, в другом – телевизор.

Вспоминая свое детство, Елизавета Федоровна рассказывает, как во время весеннего половодья заливало всю станицу. Каюки (плоскодонные лодки) сновали между куренями, а рыбу сетками ловили прямо с крыльца. Вот потому и поставили дом на сваи. А чтобы в нем счастливо жилось, при строительстве под углы положили монеты.

Жилище казаков – это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово «курень» связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку «круг» по-монгольски – «курень», то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем.

По словам донского историка Галины Астапенко, мы не можем говорить о жилищах казаков в XVII веке как об образцах самобытной донской архитектуры. Поскольку сюда стекались крестьяне со всех уголков России, Украины и других мест, то каждый в строительство своих домов привносил что-то свое: рубили связевые избы, лепили хаты с высокими соломенными крышами.

Конструкции забора

Плетеный забор из досок, сама по себе конструкция имеет простую схему. С определенным шагом закапываются столбы в почву. Между ними рядами закрепляются доски. Сделать ограждения из плетеных досок можно двумя вариантами:

  • Вертикально.
  • Горизонтально.

Так, вертикальный плетеный забор из досок выглядит так. На равном расстоянии по всему периметру территории вкапываются столбы. Между ними на разной высоте крепится горизонтальная планка: сверху, посередине, снизу. Далее между ними происходит установка досок в вертикальном направлении. При всем этом, доски крепятся к горизонтальным планкам в трех разных местах.

Что касается горизонтального плетеного ограждения, то здесь аналогично используются опорные столбы из дерева. Деревянные доски вставляются между ними так, чтобы они огибали каждый столб по отдельности. При всем этом, доски могут лишь частично заходить за столб или огибать его полностью.

Красный угол  (святой угол, божница)

Православие определяло жизненный
путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его
в мир иной. Поэтому главным в горнице был Святой угол или Красный угол или
«божница», где располагались иконы.

«Божница» состояла из одной или нескольких
икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. В «божнице» сохраняли предметы,
имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», пасхальные
яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Икона Божьей Матери  в нашем казачьем  уголке это дар библиотеке Свято-Троицкого
храма.

Непременным спутником в дороге
всегда была икона-складень. Это миниатюрный переносной иконостас, состоящий из
нескольких складывающихся частей. Наиболее распространенными были тельные,
наперстные и ставные складни – «путные» иконы, которые брали с собой в
путешествие, военный поход, на промысел или в деловую поездку.

Под иконами фуражка — значит, хозяин дома погиб и семья «под Божьей защитой».

Курень наоборот

Разным районам Дона присущи свои типы домов. На Нижнем Дону, к примеру, курень строился на высоком фундаменте-подклете, ибо во время разливов первый этаж заливало, а второй этаж, жилой, оставался сухим. Дом был опоясан балкончиком, который у казаков называется балясником, он служил для открытия и закрытия ставен. Окна были украшены резными наличниками.

Дом возводили из деревянных пластин (еловых или сосновых). Делали курени и набивными из глины, смешанной с соломой. Как рассказывает Галина Астапенко, обычно казачий курень имел от двух до пяти комнат: столовая, зала и спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. В этой комнате находилась печь, которую топили кизяками или бурьяном.

В каждой комнате висели иконы. В зале стояла горка с праздничной посудой, которая больше служила для украшения. На стенах висели зеркало, семейные фотографии, портреты царей, репродукции и, конечно же, гордость казака – оружие. Стены домов окрашивались в яркие цвета: синий, голубой, красный. Крыши делали четырехскатными и покрывали чаканом (болотное растение) или камышом, богатые казаки – железом.

Во дворе стояли летняя печь, летняя кухня, баз и баня. Летом строго запрещалось топить печь в доме. В целях противопожарной безопасности все готовили только во дворе. Запрещалось между домами держать скирды, однако, несмотря на это, из-за неосторожного обращения с огнем станицы полыхали, и не раз.

«Казачьему роду не будет переводу, пока на Дону будет сохраняться казачий уклад жизни и будут стоять курени», – считает житель станицы Мелиховской Владимир Шевченко. Всю жизнь проработал он учителем истории в станичной школе, теперь, уйдя на пенсию, пишет книги о родном крае.

Со своей семьей Владимир Викторович живет в доме, доставшемся им в наследство от родителей. Построенный более ста лет назад, курень до сих пор прочно стоит на высоком фундаменте. Зимой в нем тепло, а летом прохладно, потому что построен он из дуба, который до этого сушили не один год.

Сегодня Мелиховская не столь уж процветающая станица, как это было в царские времена. На заборах можно увидеть вывеску «продается дом». За 100 тыс. рублей здесь купишь добротный курень. Причина в том, что, несмотря на близость к берегу Дона, здесь проблема с водой. «Был бы тот берег не совсем крутой, – горько шутят казаки, – была бы и вода».

Естественно, что не все казаки жили ровно. И тогда, как и сейчас, на общем фоне вырисовывались курени, больше похожие на крепость. В Старочеркасске сохранилось, увы, только несколько таких домов (первой половины XVIII века): толстые метровые стены, сводчатые потолки, решетки на окнах, железные двери. В одном из таких куреней жил и погиб вождь крестьянской войны 1707–1709 годов, донской атаман Кондратий Булавин.

Казачьи курени плавно вписываются в современную архитектуру донских станиц, и даже особняки «новых» казаков нисколько не ущемляют их достоинства. Потому что, считают казаки, практичнее жилья никто еще не придумал.

Ростов-на-Дону

Музыкальные инструменты

Основные музыкальные инструменты казаков (в конце
XIX века) были фабричного производства: гармошка, балалайка, домра. Широко были
известны дудки («пищалки») из камыша. В некоторых станицах имелись казенные
оркестры. Скрипки были распространены у казаков, вышедших с Украины.

Гармонь — Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в
музыкальной истории не сохранилось. Но профессор истории и теории музыки
Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге.
В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием — гармоника.

Балалайка —Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из домбры. 

Домбра —В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы. Домра и балалайка — две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.

Набор предметов  из слоновой кости

Слоновая кость — редкий и дорогой материал. С древних времен его используют для изготовления декоративных предметов и украшений. Бусы, серьги, браслеты, различные мелкие предметы быта, резные фигурки, посуда и шкатулки, созданные из слоновой кости, ценятся очень высоко.

Любили казачки в праздники надевать ожерелья(борок),монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток.

Первый экспонат — плетень

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые
назывались «плетни» (от слова «плести»). «Каждый казак — государь в своем
дворе», — так говорит пословица, даже атаман не мог войти во двор казака без
его разрешения. Курень и двор у казака всегда был в порядке. Очень часто казаки
сами плели эти заборы из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Плетение из лозы — это традиционный русский промысел, который издавна культивируется на Дону. Из прутьев, веток лозы, рогоза и даже кукурузы донские умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей — от грибных лукошек до ажурных изгородей, детских колыбелей, клеток птиц, нехитрой мебели.

Положительные стороны

  • Такой забор из дерева легко смонтировать своими руками. Вам не нужно иметь каких-либо особых навыков строительства.
  • В основе всего плетенного забора из досок используются исключительно натуральные материалы.
  • Весь исходный материал столбы опоры и строганная доска имеет сравнительно низкую стоимость, так что купить ее сможет практически каждый.
  • За счет эффекта плетения, достигается особый и необычный внешний вид. Из обычных материалов забор будет выглядеть гораздо красивей и по богатому.
  • Если у вас есть старый пиломатериал, то его можно использовать. Главное, предварительно обработать, удалив старую краску.
  • Можно создать надежную ограду от незваных гостей, посторонних взглядов.
  • За один день работы, при условии, что у вас собран весь необходимый строительный материал, можно установить плетеный забор из досок до пятнадцати метров.

Прялка

Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись
орудием женского труда.

Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по
окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалась на масленицу. Казачки
часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость,
обучали ремеслу малолетних девочек. Девочки приучались к работе с раннего
детства, ребёнок на примере видел, что жизнь его родителей — это постоянный
труд.

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить
получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а
чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной
длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.

Самая
искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот
метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно
было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе
приданое девушки начинали уже с 6-8 лет. А с возрастом они полностью осваивали
это мастерство и становились искусными прядильщицами.

Держится прялка на четырех ножках. К двум из них
прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение
весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Между стояков
укреплено вращающееся колесо, состоящее из 2-х частей, скрепленных по принципу
пазов, с 11 деревянными фигурными спицами.

Само колесо должно быть достаточно
большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма
– катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает
колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания
нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо
самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Прялка была одним из самых уважаемых предметов в доме.
Наверное, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так любовно, как
прялка, а это значит, что люди в старину думали о том, чтобы предметы быта были
красивыми. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую
избу, но и согревал душу пряхе.

Есть немало пословиц о прялке, вот некоторые из них:«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

Самовар

Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом
жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его
присесть к столу. А встречал всех «генерал» — самовар, который «кипит, просит
чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте.

Гостям чай обычно разливали хозяйка дома, либо её
старшая дочь. Считалось, что они передают хорошее настроение. Казаки пили чай
из гранёных стаканов и чашек. Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит,
жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки.

К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. А ещё часто пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» — огромные куски, которые весили 10-11 килограммов. Его рубили на средние куски, а затем чайными щипцами кололи на маленькие.  Такие щипцы есть и в нашем уголке.

Хранили его казачки по-особому: в мешочках из ткани
синего цвета. Этот цвет защищал сахар, и он долго оставался белоснежным.

На Дону пили чай по несколько чашек (8-10) за
неспешной беседой. Если гость уже не хотел пить, он должен был перевернуть
чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара.

Казаки и казачки сочинили множество пословиц и поговорок о любимом чае и самоваре: «Если есть чай, то и под елью рай», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Самовар кипит – уходить не велит», «Устал – проси чаю».  Вот так жили, не тужили на Дону наши предки, оставив нам, потомкам традиции чаепития.

Сундук

В центре  хаты обязательно был сундук
– скрыня. В сундуке казаки хранили одежду, приданое дочерей, ценные
вещи.  Обычно его ставили на самом видном месте в парадной –
первой комнате хаты.  Сверху накрывали  накидкой типа
половичка.

Обычно такие сундуки делали на заказ
у  местных мастеров. Основной материал – дерево. По желанию заказчика
его обрамляли металлом либо украшали росписью или  художественной
резьбой. Сундуки были разных размеров, для дома, для поездок. В доме их могло
быть несколько, так как шкафов для одежды в то время не было. И все хранилось
именно в них.

          Внутренняя часть сундука часто была обклеена картинками из старых  газет и журналов, а позже фотографиями.

С детских лет для будущей невесты готовилось приданое. Приданое казачка хранила в сундуке. Откроем его. Чего здесь только и нет: простыни да подзорники, скатерть на стол и занавески на окна. Наш сундук хранит творения рук многих казачек (трудно представить, что в былые времена каждая девушка – казачка готовила себе подобное приданое сама, своими руками).

Технология установки забора

Плетеный забор из досок, прежде всего определится с тем, какой именно вы хотите видеть у себя забор. Мы узнали, что плетенный забор из досок может быть вертикальным и горизонтальным, что касается направление досок. Но по внешнему виду он может приобретать и другие виды.

Также можно соорудить забор высотой в один метр. В этом случае он будет использоваться как средство для зонирования. Что касается забора плетеного из досок выше одного метра, то сооружение, выполняет, прежде всего защитную, оградительную функцию, то есть полноценный забор.

Плетеный забор из досок, нужно заготовить пиломатериал длиной три метра. Толщина может быть 20-25 мм. Что касается ширины, то она может быть разной. Оригинально смотрится плетеный забор, форма пиломатериала напоминает не обрезную заготовку. Важное условие, чтобы древесина была гибкой. Более того, доска должна иметь красивую фактуру.

  • В качестве столбов опоры можно использовать дерево или металл. Если опоры будут массивными, например, из кирпича или бетона, то уже потребуется заливать крепкий фундамент.
  • Для поперечин и стоек используется брус или доска. Они будут формировать каркас всего будущего плетеного забора. Их монтаж будет осуществляться в вертикальном или горизонтальном направлении.
  • Чтобы забетонировать опоры вам следует приобрести песок, щебень и цемент.
  • Лопата или ручной бур для изготовления ямы под столб опоры.
  • Саморезы, гвозди и другой крепежный материал, которым можно крепить древесину.
  • Отвес.
  • Строительный уровень.
  • Антикоррозийное средство и другие составы для обработки деревянного плетеного забора.

На следующем этапе выполняется разметка территории и другие подготовительные работы. Среди всего прочего все используемые доски для плетения обрабатываются антисептиком и всевозможными грунтовками, чтобы защитить древесину от гниения. Если вы хотите придать забору тот или иной цвет, то доски можно покрасить до их крепления на столбах опоры.

Что касается разметки, то вам следует поставить метки, забив колышек в местах, где будут устанавливаться столбы опоры. Для начала, установите точки по углам. Далее натяните между ними веревку, которая будет ориентиром для создания ровного забора по одной линии. Что касается шага между опорами, то это может 3 метра, но не больше.

Следующий шаг, в строительстве, устройство  столбов, в нашем случае деревянных. Сразу заметим, что это наиболее кропотливый и ответственный этап, ведь от него зависит конечный результат. Так, столбы следует установить строго по вертикали. Что касается породы дерева, то для столбов лучше всего использовать лиственницу или сосну.

Для их установки необходимо выкопать яму такой глубины, чтобы треть столба погрузилась в грунт. То есть, если высота будущего забора будет два метра, то в грунте должно быть как минимум 60–70 см. Та часть столба, которая будет в грунте, обрабатываете битумом. Наносите этот состав в два слоя. Та часть, которая будет сверху, покрывается антисептиками и лаком.

Что касается диаметра столба, то достаточно и 200 мм. Так, на дно ямы насыпаете подушку из щебня толщиной до 150 мм. Если в вашей местности высокий уровень грунтовых вод или участок подвержен затоплению, перед опусканием столба оборачиваете его в рубероид.

На следующем этапе осуществляется крепление досок для формирования плетеного забора. От уровня грунта первая доска должна располагаться на высоте около 15 см. Для этого крепите фиксаторы, которые будут удерживать доску на данной высоте. Например, можно прибить к столбу опоры брусок или закрутить металлический уголок.

При горизонтальном направлении досок на плетеном заборе устанавливаете стойки из бруса или доски. Их установка выполняется так, чтобы пролет визуально был поделен на равные части. Первая устанавливается сверху. Крепите доску к одному столбу и далее направляете ее так, чтобы она огибала все последующие опоры.

Шали, платки

Мода на платки была всегда.
В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям,
обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону
синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого,
зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку
(с кистями по краям), кружевные платки.

На улице голову и плечи казачки
покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие
шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского
производства. В отличие от привозных, они были двусторонними.
Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.),
с блестящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные
шали, и полушалки коклюшной работы.

Во второй половине XIX века особой
популярностью среди казачек стали пользоваться павлово — посадские платки
и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года,
когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей
и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире.

Первоначально рисунок
на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент
в подражание турецким и индийским». Но в начале
XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми
розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках
и магазинах.

На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий