- Ядерная парковка. что происходит с "домом-самолетом" на 1-й фрунзенской улице
- Заборы / ограждения в других городах
- Заборы для дачи около метро фрунзенская, москва
- Компании, предлагающие заборы и ограждения (метро фрунзенская): часы работы и адреса, заборы и ограждения на фрунзенской (москва) — отзывы в каталоге orghost
Ядерная парковка. что происходит с "домом-самолетом" на 1-й фрунзенской улице
В глубине домов между Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом, за высоким забором с редкой колючей проволокой, спрятан «Дом-самолет», одна из жемчужин района Хамовники. Сейчас обветшавший объект культурного наследия готовят к реставрации. Жители и депутаты района не против приведения здания в порядок, но опасаются подземных работ — раньше здесь располагалось конструкторское бюро Минсредмаша, отвечавшего за атомную промышленность СССР. О судьбе «Дома-самолета» рассказывает Дмитрий Сидоров.
Недовольный охранник из своей будки следит за въезжающими на территорию «Дома-самолета» машинами. Встретив его недовольный взгляд, решаю спросить, что это за здание.
— Да тот самый «Дом-самолет», — начинает он, вынося из будки мусор, — 1936 года постройки (на самом деле 1933-34-го — прим. автора).
— Реставрировать будут или снесут?
— Кто ж его знает.
Когда-то «Дом-самолет» был главным павильоном Постоянной всесоюзной строительной выставки. Первый директор выставки Яков Лернер заприметил участок примерно в 20 гектаров, который не застраивали из-за его излишней затопляемости во время половодий. В конце 20-х и в самом начале 30-х годов прошлого века на месте дома была городская свалка, вокруг которой были хаотично расставлены жилые дома и огороды.
Лернеру предстояла сложная работа по созданию полноценной выставки, функционирующей при Государственном научно-экспериментальном институте гражданских, промышленных и инженерных сооружений (ГИС). Институт создали в 1927 году как центр по изучению вопросов строительства в СССР и среди прекрасных архитекторов, работавших в нем, были легендарные Борис Иофан, Моисей Гинзбург и Алексей Щусев.
Свою первую экспозицию ГИС открыл в Парке Горького в 1929 году, а остальные здания были разбросаны по всей Москве. Тогда же появилась идея перенести ГИС из Парка Культуры в Хамовники, а павильоны сделать постоянными.
В 1931 году Лернер закрепляет за собой территорию около Фрунзенской набережной, после чего началось ее преобразование в строительную выставку. Генплан разрабатывал репрессированный в 1938 году архитектор Генрих Людвиг в созданном весной того же года проектном тресте Госпроектстрой-2, специализировавшимся на строительстве зданий для ВПК.
В 1933-34 годах по проекту архитектора Лященко был построен тот самый «Дом-самолет». В течение нескольких лет планировалось полностью перестроить и расширить территорию выставки, чтобы провести там «Индустрию социализма» — грандиозное художественное мероприятие, приуроченное к 20-летию установления советской власти.
Грандиозным планам не удалось сбыться, в том числе, из-за самоубийства в феврале 37-го года члена политбюро ЦК ВКП(б), первого наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, курировавшего строительную выставку.
Хотя «Индустрия социализма» в павильоне-таки заработала, во второй половине 40-х годов ансамбль зданий выставки был нарушен — часть павильонов разобрали, началась застройка территории.
При Хрущеве территория выставки перешла в управление Академии строительства и архитектуры, потеряв автономию, а в 1958 году ее объединили с сельскохозяйственной и промышленной выставками, создав ВДНХ.
Надобность в главном здании строительной выставки на Фрунзенской отпала окончательно, и туда переехали научно-исследовательский институт «Изотоп» и конструкторское бюро Министерства среднего машиностроения.
«Дом-самолет» отгородили высоким забором, вместо сквера, ведущего к нему, было построено двухэтажное административное здание для нужд Минсредмаша. С этого момента начинается радиоактивная история здания.
Министерство среднего машиностроения отвечало за атомную промышленность СССР, в том числе, конструкторские бюро и институты министерства разрабатывали ядерные боезаряды. В их ведении, например, находились город Арзамас-16 и Курчатовский институт.
Шли годы, и в 2021 году московские власти решили «Дом-самолет» реставрировать, но напоролись на противодействие жителей.
В начале прошлого года мэрия в очередной раз взялась за реконструкцию объекта культурного наследия. Первым делом, в ноябре 2021 года была завершена экспертиза, согласно которой под зданием появятся парковка и фудкорт.
«Мы обнаружили в акте ГИКЭ сведения о том, что планируется вырыть подземную парковку. В акте это написано таким образом, как будто эти подземные помещения уже есть. На самом деле, их нет. Это выставочный объект, он не строился с подземными этажами», — рассказала МОХ муниципальный депутат Хамовников Александра Парушина.
Из-за того, что практически все документы, оставшиеся со времен Минсредмаша, до сих пор находятся под грифом «секретно», нельзя точно говорить о том, чем занимались организации, располагавшиеся в этом здании.
Тем не менее, основания опасаться реконструкции у жителей Хамовников, а в перспективе и всей Москвы, есть.
Нынешние владельцы здания из ОАО «Оргмонтажпроект» говорили Парушиной, что в «Доме-самолете» проводились некие подводные эксперименты. Ради этого там якобы даже сделали бассейн, в который спускали железные модели кораблей. В 2021 году, в ответ на запрос Парушиной, «Оргмонтажпроект» тем не менее утверждал, что никаких радиоактивных излучений вокруг здания нет.
Однако анализ проводился лишь на поверхности, и неизвестно, что скрывается под землей, которую придется рыть ради строительства подземного паркинга. Корреспонденту МОХ дать комментарии в «Оргмонтажпроекте» отказались.
Между тем в прошлом году экологические активисты обнаружили, что строительство моста Юго-восточной хорды, который, по проекту, соединяет районы Москворечье-Сабурово и Печатники, затронет радиоактивное захоронение отходов, оставленное Московским заводом полиметаллов. Этот завод, как и КБ, располагавшееся в «Доме-самолете», входил в ведомство Минсредмаша. Нет никаких гарантий, что под землей в Хамовниках нет похожего радиоактивного захоронения.
Ни соседи, ни муниципальные депутаты не высказываются против реставрации прекрасного объекта позднего авангарда, но опасаются именно подземного строительства. Тем более, что парковочных мест в этой части района хватает, и нужда в подземном паркинге — надуманная, считают они. «Жители за реставрацию, но против «рытья». К тому же много раз уже было так, что под реставрацией подразумевается реконструкция», — говорит Парушина.
Пока реставрация «Дома-самолета» так и не началась — после возмущенных писем жителей об отсутствии в нем подземных этажей, решено было провести повторную экспертизу.
автор: Дмитрий Сидоров
Заборы / ограждения в других городах
Заборы / Ограждения в: Новосибирске, Омске, Красноярске, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Тольятти, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге.
Заборы для дачи около метро фрунзенская, москва
Компании, предлагающие заборы и ограждения (метро фрунзенская): часы работы и адреса, заборы и ограждения на фрунзенской (москва) — отзывы в каталоге orghost
ВТБ отказался от Дерипаски
Банк ВТБ прекратил сотрудничество с миллиардером Олегом Дерипаской и его компаниями из-за санкций США. Об этом в интервью телеканалу CNBC заявил президент банка Андрей Костин.
«Разумеется, мы больше не предоставляем ему [Дерипаске] займы и не проводим с ним никаких операций», — констатировал он, добавив, что ВТБ ожидает решения управления по контролю…
23 мая 2021, 14:32
Россиян предупредили о новом виде интернет-мошенничества
Специалисты антивирусной компании «Доктор Веб» сообщили о новом виде мошенничества в интернете — злоумышленники крадут деньги людей, обращающихся за социальными компенсациями.
Мошенники рассылают СМС, сообщения по электронной почте и в мессенджерах с информацией о возможности получить компенсацию за неиспользованные коммунальные и медицинские услуги,…
10 мая 2021, 19:54
Маска заподозрили в кумовстве
Акционеры Tesla хотят исключить из совета директоров компании родного брата основателя и главы корпорации Илона Маска — Кимбала, сообщает Business Insider.
Инвестфонд CtW Investment Group просит не голосовать на будущем собрании совета за переизбрание трех его членов — Антонио Грациаса (Antonio Gracias), Джеймса Мердока (James Murdoch) и Кимбала Маска….
10 мая 2021, 17:56