Заборы плохие, но это же ГОСТ! — Teletype

Заборы плохие, но это же ГОСТ! — Teletype Для дачи

Что говорит гост

Требование ставить заборы идёт из ГОСТа 52289-2004 авторства РосДорНИИ Росавтодора совместно с Научно-исследовательским центром ГИБДД:

8.1.27 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.

Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

— перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом — напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;

— перильного типа — у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч — при запрещенной остановке или стоянке.

Написано ужасно, знаю. Но вот с таким «творчеством» приходится творить урбанину! Иногда указание ставить заборы всплывает в разных методичках, но это лишь рекомендация, и при желании её можно обойти.

Тут стоит сказать, что некоторые города всё же нашли возможность не ставить заборы — чаще всего это происходит в виде эксперимента по договорённости с ГИБДД. Например, в Красноярске и Петербурге нашли способ сохранить от заборов свои центральные проспекты.

Центральный проспект Красноярска без заборов

Почему в россии так любят заборы?

Тут сложилось сразу множество факторов, так что в двух словах не объяснить.

Всем ясно, что забор – совсем не российское и даже не русское изобретение. Ограды стали появляться с развитием человеческого общества, когда люди вышли из пещер и стали образовывать поселения. У этих поселений естественным образом должны были появляться границы. Где есть граница – там, соответственно, будет и забор.

Феномен заборов как таковых вообще лежит очень во многих плоскостях – социальной, политической, философской, архитектурной. С философской точки зрения они тесно связаны с внутренней потребностью человека к порядку, к структурированию всего и вся. Без метафизических границ попросту не получится построить нормальное общество.

«Когда нет четкости границы – нет «чувства границы», появляется обширная зона маргинального, зона беспорядка и хаоса», – пишет доктор философии Валерий Савчук из Санкт-Петербургского госуниверситета.

Для осознания феномена заборов очень важно понимать этот тезис, поскольку он первостепенен. Именно на него уже наслаиваются все остальные. 

С формированием общностей и государств у людей возникает потребность в упорядочивании не только внутреннего, но и внешнего. Те же городища, крепости, замки, кремли – все они, по сути, были гигантскими заборами, призванными защитить свою общину, ее обычаи и нравы, не допустив в нее неприятеля. Так что стену Московского Кремля можно смело назвать главным российским забором – и наверняка ее образ сидит в подсознании тех, кто в наше время огораживает свои участки на условной Рублевке заборами шестиметровой высоты. 

С укреплением и оформлением института государства перед его новоявленными властями встали новые проблемы – утверждения границ, например. Что делать, когда по территории твоих городов свободно могут шастать какие-то проходимцы? Конечно, построить башни. А дальше? Соединить эти башни забором/стеной. Далее как-то нужно было «структурировать» территорию. 

Считается, что для русских правителей это был больной вопрос, и актуален он и поныне – что делать с такой огромной территорией, как ее защитить, как вообще обозначить для недругов, что она принадлежит тебе? Не выставлять же повсюду дозорных-пограничников, так и всего населения страны не хватит. Отсюда и возникла у властей некая разновидность «синдрома вахтера» – желание очертить четкие границы хотя бы в той местности, что у тебя перед глазами. 

Такой метод попутно решал еще ряд проблем, поэтому и казался неплохим: например, так проще было контролировать свой собственный народ – «людские потоки», так сказать. Да и вообще, захват и преобразование дикого пространства во внутреннее городское, в культурное, «не только делает его защищенным, укрытым, безопасным, но и дает импульс интенсификации, усложнению социальных связей и специализации культурных навыков внутри ограды», пишет Савчук. 

Тему безопасности, которую мы уже упомянули, стоит выделить отдельно. Конечно, заборы – не российская проблема.

Вспомните стену Трампа, которую он все хочет построить на границе с Мексикой, Латвию с ее «Великой Прибалтийской стеной» против России, а перед этим – ту же Великую Китайскую…

Во всех случаях первая причина, конечно – оборона, «защита от варваров». То есть безопасность. Причем на всех уровнях – внутреннем (на душе стало спокойнее), внешнем (не перелезут, я защищен) и символическом (варвары, вы не пройдете). А где есть потребность в собственной защите, там лежит и страх перед тем, что кто-то ее преодолеет. Как следствие – отсутствие доверия. 

И в случае с Россией этот момент, возможно, едва ли не самый важный. По крайней мере, именно на нем сходятся большинство исследователей «феномена озаборивания» страны. Россия на протяжении всей своей истории колебалась между западной и азиатской формами общественного развития. Двигателем первой служил институт частной собственности, второй – коллективной, причем с жестким регулированием со стороны властей.

Какой путь верный – судить не нам, но одно можно сказать определенно: в то время как на Западе частную собственность, по сути, возвели в культ и со временем она стала неприкосновенна, то у нас же на ней знатно потоптались, особенно советские власти. Практически на всем протяжении XX века советскому человеку твердили, что общественное благо всегда важнее личных интересов, а «зажиточность» порицалась до такой степени, что аромат ненависти к ней чувствуется и сейчас. 

К чему все это привело, мы видим в каждом СНТ, в каждом поселке, даже в городах. После перестройки страну охватило массовое строительство дач – в некотором смысле одно это уже говорило о том, что люди истосковались по личному пространству, по частной собственности. И конечно, как можно назвать «личным» место, которое у всех на виду? Никак. Единственный выход – он же самый очевидный – построить забор. Причем если поначалу на фоне всеобщей бедности скрывать от соседей было особенно нечего, то со временем заборы становились все глуше и глуше, выше и выше. 

Вопрос доверия здесь очень важен. «Лихие 90-е» посадили в головах россиян мысль о том, что страна разворована, а сосед-богач свои деньги заработал уж точно не законным путем.

Массовая подозрительность только усиливала желание скрыться от чужих глаз. Причем не только затем, чтобы защитить свой мир, но и чтобы не пускать в него чужих. Да и вообще, обида и зависть – спутники забора.

Стремление спрятаться, закрыться традиционно для России и выражается в решетках на окнах и бесконечных шторах, в бронированных дверях подъездов и кодовых замках, в тонировке стекол автомобилей, говорил в своей лекции Сергей Медведев, профессор политологии Высшей школы экономики.

«Отечественный высокий и глухой забор сообщает о страхе человека перед неухоженным, недружелюбным, а порой и опасным общественным пространством, которое стало проблемой для современной России. Это и агрессивно вычеркивающие человека несоразмерностью окраинные районы современных мегаполисов, с их неуютностью и удручающей монотонностью, с их дворами-пустырями, прерываемыми невесть откуда взявшимися заборами; это и пренебрежительное отношение чиновников к гражданам; это и неуважение к личности, но не менее часто неуважение самого человека к другому – к соседу, пешеходу, посетителю», – уверен Валерий Савчук.

Промялся забор из профлиста

Сегодня особенную популярность получил

. Но покупая его, вы уверены, что присмотрели качественный товар? Как всегда, популярность продукции порождает появление массу низкопробного эрзаца. В таком ассортименте бывает сложно сориентироваться.

Чтобы купить действительно качественный профлист для забора и при этом не переплатить, нужно понимать, что толщина листа имеет важное значение не только для вас, но и для продавцов. С вашей точки зрения, это качество, долговечность, надежность. С точки зрения недобросовестного продавца — средство наживы.

Проблема в том, что на глаз точно определить толщину профлиста невозможно, так как разница измеряется в десятых долях мм. Тем не менее чем толще лист, тем он дороже. Вот и пользуются некоторые несознательные граждане этими тонкостями, продавая меньшее по цене большего.

Не попасться на эту уловку можно, захватив с собой микрометр и самостоятельно измерив толщину. Кстати, у ответственных продавцов такой инструмент имеется, и пользоваться им они умеют. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте. От толщины профлиста зависит жесткость забора. Оптимальная толщина — 0,45-0,5 мм. Меньше брать не стоит — а вот толще можно, но тут встает финансовый вопрос.

Важно! В толщину профлиста не входят слой краски и покрытие цинком!

Забор из тонкого профлиста
Деформировавшийся забор из тонкого профлиста. Фото автора

А если просто не ставить заборы?

Если в вашем городе появится влиятельная фигура, которая захочет убрать заборы с улиц, то появится счастливый полицейский с предписанием заборы оставить (а ещё лучше — поставить ещё!). Город может проигнорировать это предписание, но после придёт повестка в суд. Практически наверняка суд первой инстанции встанет на сторону ГИБДД и влепит штраф в несколько сот тысяч.

Обжаловать такие решения не очень принято, а суды первой инстанции не очень любят разбираться в деталях и автоматом встают на сторону государства. В общем, после нескольких исков идёт простая установка: ставить заборы везде, где того хочет ГИБДД.

Зачем заборы ставят

Давайте начнём с главного, ведь чтобы поймать преступника, надо мыслить как преступник! Тут всё просто: это кажется улучшением ситуации, с бытовой точки зрения.

«Ограждение тротуара – это же безопасность. Ограждения устанавливаются для конкретной цели. Наши поставлены в соответствии с правилами дорожного движения, для безопасности», — бывший глава Челябинска.

Это крайне примитивный уровень мышления, когда уменьшение количества сбитых пешеходов на дороге пытаются решить за счёт простого недопуска людей на дорогу. Вот только реальность устроена иначе: люди ходят по кратчайшему пути, а разрывы в заборах на остановках, заездах во дворы и перекрёстках всегда будут давать возможность перейти улицу.

Отдельный большой идиотизм — парковка за забором. Это просто классика абсурда, но иногда за забором оказываются даже места для инвалидов:

В наших стандартах чётко прописано, что пешеходные переходы нужно делать с учётом сложившихся связей и точек притяжения. Ещё главный принцип организации движения — безопасность, а не пропускная способность. Иными словами, задача города и ГИБДД — сделать безопасные условия для перехода улицы. Но мы с вами хорошо знаем, что такой мотивации просто нет.

Если совсем по-простому, то заинтересованные лица смотрят на проблему с позиции водителя и своевольно трактуют нормы, а общая некомпетентность не позволяет понять свои ошибки. В такой ситуации забор становится почти единственным выходом из положения, поэтому они появляются даже там, где этого не требуют нормативы. Иными словами, проблема забора на улицах — заборы в голове.

Как не ставить заборы

Я же обещал рассказать вам легальный способ не ставить заборы! Всё просто: нужно высаживать кусты!

Введено допущение не продлевать такие ограждения после остановок маршрутных транспортных средств расположенных возле перекрестков или выездов с прилегающих территорий, а также не устанавливать эти ограждения при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара, шириной более 1 м или при наличии сплошной посадки кустарника  изменение в ГОСТ

С 1 апреля (не шутка!) этого года вступят поправки в ГОСТ 52290-2004, теперь появится легальная возможность сажать кусты или делать широкие газоны без заборов. Говорят, в Краснодаре уже проектируют новые улицы и дороги с учётом высадки кустов, а не заборов.

Кусты вместо забора в Амстердаме

Кусты умеют защищать от луж с дороги и снижают уровень шума, за это их надо стричь раз в год. Если грамотно подбирать породы, то ландшафт улицы может меняться в течение года — будет чуть меньше серости.

Существующие ограждения в городе не соответствуют современным тенденциям градостроительства. Ограждений действительно слишком много, в ряде мест их установка нецелесообразна. Они сковывают пространство, а неухоженный внешний вид нарушает гармонию визуального восприятия. — признание мэра Ярославля

Но стоит быть реалистами: это решение может не понравиться дорожникам и коммунальщикам, потому что каждый год красить заборы поверх грязи просто, а тут нужны какие-то садовники. Кроме того, встаёт вопрос использования реагентов и общей экологии города.

Но в любом случае, появился новый инструмент для дезаборизации городов — умные руководители наверняка сумеют им воспользоваться. А года через три, хочется верить, дезаборизация пройдёт по всей стране с отменой глупых требований в ГОСТах.

Кусты и газон вместо забора во Владимире

Не город, а прерия: психолог назвал заборы глубинной проблемой россии

Психолог назвал заборы глубинной проблемой России. Он связывает их засилье с тем, что люди воспринимают города как враждебные прерии.

Засилье заборов в городах России может быть проявлением глубинных проблем жителей страны. Об этом изданию «Вечерняя Москва» заявил социальный психолог Алексей Рощин.

Ранее главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал заборы признаками нездоровой среды. Поэтому он требует ограничить их количество.

Как отметил Рощин, изначально заборы ставили, ибо люди боялись диких животных и бандитов. Это характерно для первых поселенцев в незнакомой местности.

Однако у граждан России психология первопоселенцев оказалась не временной, а постоянной.

«Мы, по сути, воспринимаем свой собственный город как прерию, полную враждебных опасностей», — пояснил он.

Проблемой также является нехватка общественных пространств, которая только ухудшает обстановку в городах. И такая «сегрегация» только раздражает людей, которым необходимо чувство безопасности.

Как сообщает телеканал «360«, власти Подмосковья намерены сделать всё, чтобы местные жители смогли отдохнуть в новогодние праздники.

По словам губернатора Андрея Воробьёва, чиновники займутся благоустройством и украшением городов. Также они убедятся, что ничего не будет мешать прогулкам, и обеспечат «хороший и безопасный» досуг.

«Обращаю внимание: всё, что связано с убранством городов, с возможностью прогулок, должно быть подготовлено и сделано на должном уровне», — добавил он.

Так аварийность падает, может, они работают?

На все вопросы относительно применения заборов гаишники и разработчики стандартов имеют один ответ: общая аварийность потихоньку снижается, поэтому мы правы, а вы идиот.

Каждая секция забора стоит от 5 000 до 10 000 рублей

Если же переводить на нормальный язык, то становится страшно и грустно. Эффективность применения заборов в каждом конкретном случае никто не оценивает, даже рост аварийности в городах не беспокоит. Также никого не интересует опыт той же Москвы, где при реконструкции улиц в центре все заборы отправляют на свалку и аварийность снижается:

… на благоустроенных улицах в центральной части города на 4,5% сократилось количество ДТП, на 57% сократилось количество погибших, на 8% — количество раненых в ДТП, — ТАСС

Москва, заборов нет

Авторов заборизации из РосДорНИИ и ГИБДД вообще не интересуют многие важные детали: траты на установку и обслуживание этого металлолома, помехи при уборке улиц, создание барьерной среды, невозможность заехать на тротуар велосипедистам в случае опасности, ухудшение видимости, внешний вид улиц и, самое важное, шрапнельный эффект забора в случае наезда. В стране уже были случаи, когда люди погибали не из-за наезда машины, а от разлетевшихся осколков.

Акция «золотой забор» в Петербурге

Гонять же по улицам с заборами куда приятнее, чем без них — у водителей создаётся ложное чувство безопасности. Нужно ли говорить, что превышение скорости — основной фактор аварий с пострадавшими?

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий