Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? — Дзен дневник

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник Для дачи

Выбор комиссии

Но неожиданно для разработчиков комиссия выбрала самый простой и скромный дизайн — рельефные «ромбики».

Лахман сам до сих пор не может объяснить, почему был выбран именно этот дизайн. Дизайнеры предполагали, что это объяснялось игрой света и тени на заборе, что скрадывало недостатки и позволяло избежать совсем уж безликости, даже если забор не был окрашен.

Закрыть от взглядов

В 1970-е годы в Москве решили, что необходимо разработать секцию забора, которую можно было бы производить в промышленных масштабах. С помощью такой ограды планировалось прикрыть от взоров горожан территории заводов, воинских частей, строек, да и просто неприглядные места, особенно в промзонах.

Конечно, можно было бы делать просто гладкие секции, без всяких изысков. Такими их уже периодически и производили. Но видимо столичные власти решили, что тысячи секций гладких заборов – это слишком тоскливо даже для привычных к серости и невзрачности советских городов.

Заказ на разработку внешнего вида новых заборов был дан группе промышленных дизайнеров «Мосгорстройматериалы» под руководством архитектора Бориса Лахмана.

Лахмана никто не торопил — когда сделаете, тогда и сделаете.

Поэтому он разработал несколько вариантов конструкции, которую несложно было бы изготавливать в промышленных масштабах.

Сам Борис Лахман говорит, что ему больше всего понравился дизайн забора, имитирующего каменную кладку. Команда была уверена, что, скорее всего, выберут именно этот вариант, как самый интересный.

История забора с "ромбиками"

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник

Этот серый забор ромбиками по сей день используется в промышленном строительстве, им обнесены все воинские части и другие подобные объекты.

Эти серые бетонные плиты у всех на глазах, мы видели их сотни раз, а вот как он создавался.

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник

Разработан данный объект был в 1970 -х годах главным архитектором «Мосгорстройматериалы» Борисом Лахманом (Рахманом) и назван «ПО-2». На самом деле он разработал 3 варианта дизайна забора. Но в производство пошел самый простой вариант с ромбиками.

По словам самого Бориса Рахмана:
«Помню, как нам поставили задачу разработать проект эстетически красивого забора. Никто не торопил. Я успел сделать три очень хороших варианта. Мне нравился больше эскиз забора, похожего на каменную кладку. Но в итоге выбрали самый простой вариант. Наверное, понравилась форма выступов, когда пыль и грязь смываются дождем»

«Забор проектировался для безопасности промышленных объектов. Выпускался на конвейерах, специализирующихся на производстве бетонных элементов. Конструкция задумывалась как укрепленная железобетонная рама с бетонной панелью, армированной сеткой из проволоки»

«Рельефный рисунок позволял играть свету и тени, что в какой-то мере избавляло от чувства монотонности. Кроме того, преимуществом “ПО-2” было наличие шумового барьера, что очень важно для ограждений такого типа».

Первые образцы «ПО-2» представили еще в 1974 году в Москве. Тогда они получили немало наград. Популярность бетонные заборы стали набирать в 80-х, когда чиновники решили ими огораживать неприглядные места.

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник

После окончания Московского строительного института Бориса распредилили в «Роскооппроект». Через некоторое время его пригласили на роботу в «Мосгорстройматериалы», где он трудился 18 лет. Потом стал главным архитектором.

По словам Бориса, у него в подчинении были архитекторы, художники, которых он сам подбирал. Ребята занимались дизайном объектов для промышленности. Однажды им поступило задание — разработать конструкцию забора.

Борис предложил три варианта, но выбрали почему-то самую простую. Называется проект Лахмана «Плита ограды ПО-2». Забор не единожды модернизировали, добавляли некоторые элементы, но это всё уже без участия Бориса

На ВДНХ архитектору выдали бронзовую медаль, к которой прилагалось 50 рублей. По словам Бориса, деньги отдали сразу, а вот медаль дошла к нему уже в Америке через 10 лет. Собственно, это единственное, что у него осталось с тех времен, ведь чертежи вывозить не разрешалось.

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник

По словам самого Бориса Лахмана, архитектура — его призвание. Но несмотря на высокий статус архитектора, в СССР эту профессию нельзя было назвать денежной.

Как только можно было выезжать из страны, Лахман эмигрировал с семьей в США. До этого он читал американские журналы по дизайну, архитектуре и был в курсе того, как развивается это дело там. У него всегда было желание работать с американцами. До этого за границей Борис побывал лишь однажды — на выставке в Болгарии.

Как только в 1981 году он переехал в Нью-Йорк, сразу же начал работать в архитектурной фирме Ричарда Беллами. Чтобы расти и развиваться в карьерном плане, Борис сдал экзамен и получил лицензию. В 1990 году он подтвердил свой диплом и открыл собственное дело.

Когда Беллами не стало, все его заказы перешли к Борису: он начал проектировать мегамоллы, рестораны.

Как говорит Лахман, этот забор с ромбами — не самое большое, что он сделал за свою карьеру, и ему непонятно, почему их так много в странах СНГ.

Зачем эти странные ромбики на советских бетонных заборах? - Дзен дневник

Сейчас Лахману идет семьдесят пятый год. «Чувств у меня по этому поводу нет никаких. Я уже американец совсем. То, что вы меня нашли, — это смешно. Я обо всём этом совершенно уже не думаю.

Удивляется, что его детище до сих пор так популярно в бывших советских странах. Когда же узнал, что в Москве их запретили, только поддержал это распоряжение столичной власти.

[источинки]источники
https://videoboom.cc/sozdatel-zabora-s-rombami/
https://ofigenno.com/istoriya-zabora-s-rombikami

Тысячи заборов

После успеха на ВДНХ «ромбики» начали свое триумфальное шествие по территории СССР. Их производили тысячами секций и устанавливали повсеместно. Характерный внешний вид заборов стал приметой времени и страны, чертой советского городского пространства.

На периферийных бетонных заводах ПО-2 могли немного модифицировать: сделать ромбы крупнее, либо расположить их не по всей плите, а двумя поясами внизу и вверху. Но при небольшом разнообразии «ромбики» буквально опоясали пространства Советского Союза.

Пожилой Лахман, уже 40 лет живущий в Нью-Йорке и почти забывший русский язык, немного обижен на это свое детище. За свою жизнь он создал много интересных дизайнерских решений и архитектурных проектов. Но самым «масштабным» его произведением оказался простой, непритязательный забор, внезапно ставший приметой целой страны.

70-летний архитектор, увидев свои «ромбики» в кадрах новостей или фильмов из России очень удивляется, что они все еще сохранились в таких количествах и никак не исчезнут из городской российской среды.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий