Брюссель отказался строить в Прибалтике заборы от мигрантов за свой счет

Брюссель отказался строить в Прибалтике заборы от мигрантов за свой счет Для дачи

«рука кремля»

Эксперты отмечают, что обвинения в росте числа нелегалов, стремящихся в ЕС, звучат в адрес не только Минска, но и Москвы. В частности, в миграционных проблемах Россию и Белоруссию обвинил министр обороны Польши Мариуш Блащак, назвав это «грязной игрой Лукашенко и Кремля».

О якобы существующей координации действий двух стран по нелегалам заявлял министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас. По его словам, миграционный кризис вызван «гибридной атакой».

«Мы убеждены, что Белоруссия с самого начала согласовывала свои действия с Россией», — говорил Анушаускас на встрече по региональной безопасности и обороне с прибалтийскими и польскими коллегами и министрами иностранных дел этих стран.

Он также назвал нынешнюю ситуацию с нелегалами «ценным уроком» и для региона, и для ЕС в целом.

В России подобные инсинуации неоднократно опровергались. Так, Владимир Путин на совместной с главой Белоруссии Александром Лукашенко пресс-конференции 9 сентября подчеркнул, что Москва не имеет никакого отношения к миграционному кризису на европейских границах.

«К совместным действиям меня призывают мои западные коллеги и европейские лидеры некоторых стран, как раз ссылаясь на то, что кризис на белорусско-литовской, белорусско-польской границе возник. Меня просят как-то на это повлиять. Ответ очень простой: это нас не касается, это не наша граница. Это граница Республики Беларусь и государственная граница Литвы и Польши», — сказал глава государства.

«Россия здесь ни при чём, это суверенное дело Белоруссии и её соседей», — добавил Путин.  

Позднее, 15 сентября, глава МИД Сергей Лавров заявил, что Москва не собирается нести ответственность за возможные миграционные кризисы, вызванные действиями Запада.

«Мы не собираемся делить бремя ответственности за то, что было не только не поддержано нами, а что было нами осуждено», — сказал Лавров журналистам по итогам совместного заседания глав МИД, министров обороны и секретарей совбезов Организации Договора о коллективной безопасности.

В свою очередь, Александр Лукашенко обвинил Евросоюз в нежелании брать на себя ответственность за судьбу беженцев из разорённых Западом стран, которые идут в ЕС за лучшей жизнью.

«Мы их не звали, и они вообще к нам не идут. Они через нас идут туда (в ЕС. — RT), куда их позвали. Берите, это ваша проблема… И потом, что вы от нас требуете? Вы против нас каждый день вводите всё новые и новые санкции… И я или белорусский народ должны их защищать на границе? Нет.

Белоруссия «атакует»

Многие политики в Латвии убеждены, что за наплывом мигрантов в страну якобы стоит Белоруссия. 16 августа канал LTV7 цитировал заявление премьер-министра страны Кришьяниса Кариньша: «То, что происходит на латвийско-белорусской границе, — это активная гибридная война, которую белорусский режим ведёт против ЕС, конкретно — против стран Балтии и Польши».

По словам главы кабмина, недовольным жизнью в своём государстве гражданам стоит просить убежища «в стране, куда они прилетели, то есть в Белоруссии».

Министр внутренних дел Латвии Мария Голубева ранее и вовсе отказала мигрантам, стремящимся в Литву, в праве называться беженцами.

«Они не являются настоящими беженцами, они не являются жертвами военных конфликтов или других таких ситуаций, когда нужно бежать и спасать жизнь. В основном это люди, которые купили билет на самолёт, чтобы оказаться в определённом месте и перейти границу», — говорила Голубева в эфире Латвийского радио.

Мнение о том, что Белоруссия ведёт «гибридную атаку» на страны ЕС, поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

«Давайте называть вещи своими именами: это гибридная атака, направленная на дестабилизацию Европы, и мы этого не потерпим», — заявила она в обращении к Европарламенту 15 сентября.

По её убеждению, Минск использует мигрантов в качестве инструмента.

«Их сажают на самолёты и буквально подталкивают к европейской границе. С этим нельзя мириться. И быстрая реакция Европы тому подтверждение. Будьте уверены, мы продолжим поддерживать Литву, Латвию и Польшу», — подчёркивала фон дер Ляйен.

В связи с этим она указала на необходимость ускорить принятие пакта о миграции и предоставлении убежища. В соответствии с предложением предусматривается общая ответственность стран — членов ЕС за приём или депортацию мигрантов. Им предлагается либо размещать беженцев у себя, либо брать обязательства по отправке на родину тех, кто не получил права остаться на территории Евросоюза.

На минувшей неделе, 8 сентября, представительство Европейского союза в Белоруссии заявило протест Министерству иностранных дел республики. По утверждению европейской службы внешних действий, увеличение нерегулярных переходов границы в 50 раз «не является отражением неспособности властей Белоруссии соблюдать свои обязательства в борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми» и не имеет объективных причин.

«ЕС осуждает использование мигрантов в политических целях и настоятельно призывает власти Белоруссии прекратить эту практику. Нерегулярная миграция не может быть предметом торга», — подчеркнули в представительстве.

В тот же день глава Белоруссии Александр Лукашенко внёс в нижнюю палату парламента законопроект о приостановке соглашения с Евросоюзом о реадмиссии нелегалов. Эта процедура предусматривает возврат лица, незаконно пересёкшего границу, на ту территорию, с которой он осуществил переход.

«В ближайшее время соответствующие обязательства нашей страны будут заморожены. Такое приостановление Беларусь осуществляет в соответствии с международным правом. Соглашением предусмотрено, что каждая сторона вправе частично или полностью временно приостановить его действие, официально уведомив об этом другую сторону», — говорится в сообщении пресс-службы президента.

Демонстрация несостоятельности

По мнению экспертов, желание прибалтийских стран и Польши найти виноватых в притоке нелегалов среди восточных соседей говорит лишь о том, что эти государства не могут сами справляться с вызовами.

«Литва, Латвия и Польша проводят русофобскую и антибелорусскую политику, демонстрируя фальшивость тех принципов, которые постоянно декларируют. Подобная политика свидетельствует, что эти государства являются несостоявшимися, они не способны и в целом боятся отвечать на миграционный вызов. Вместо того чтобы найти решение проблемы, они пытаются уйти, спрятаться от неё», — пояснил в беседе с RT заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

По его словам, намерение Латвии установить забор не даст существенного эффекта, так как эта мера носит временный характер.

«Эти деньги было бы лучше потратить на социальные проекты, развитие трансграничного сотрудничества с Белоруссией, а не на то, чтобы смотреть на соседние государства через колючую проволоку», — считает аналитик.

Эту точку зрения разделяет ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. В разговоре с RT он подчеркнул, что, поддержав кампанию по непризнанию Лукашенко легитимным президентом, страны Прибалтики и Польша лишили себя возможности наладить конструктивный диалог с Минском по миграционной проблеме.

«Непродуманные политические шаги и слишком идеологически предвзятая внешняя политика приводят к подобному положению. Это давнее свойство политических режимов в прибалтийских странах, ведь они проводят курс, который часто вредит им самим, при этом их идеологические и связанные с позиционированием в западном сообществе расчёты всё время перевешивают расчёты конкретной выгоды в отношениях с соседями», — пояснил Неменский.

Он также выразил мнение, что без непосредственного участия Белоруссии напряжённую ситуацию с мигрантами странам ЕС вряд ли удастся решить.

«Колючая проволока — это не серьёзное заграждение, а в большей степени имиджевое мероприятие, призванное успокоить собственное население, продемонстрировать, что правительство хоть что-то делает», — отметил эксперт.

В свою очередь, Владимир Шаповалов заявил, что Евросоюзу, после того как он сможет обратиться напрямую к Минску без угроз и обвинений, можно попытаться взять за образец решения проблемы сценарий, реализованный в середине 2021-х в Турции, которая расселяла у себя беженцев из Сирии за дотации от Брюсселя.

«Уверен, если Белоруссия увидит позитивные сигналы от ЕС, почувствует, что политика в отношении неё изменилась, то решение данной проблемы найдётся. Тем более что у ЕС уже есть опыт диалога с Турцией. В целом этот прецедент позволяет надеяться, что рано или поздно ЕС перейдёт от гибридной войны против Белоруссии к пониманию того, что Минск — восточный сосед, с которым негоже ссориться», — резюмировал Шаповалов.

Еще одна страна отгородится от белоруссии забором из колючей проволоки

Еще одна страна решила отгородиться от Белоруссии забором из колючей проволоки. Правительство Латвии утвердило строительство ограждения стоимостью 1,7 миллиона евро. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МВД республики.

Кабмин одобрил выделение финансирования на строительство инфраструктуры для защиты восточной границы Латвии и предотвращения нелегальной миграции.

«В 2021 году планируется закупка и установка ограждения из колючей проволоки. Для этих целей прогнозируется дополнительно необходимая сумма финансирования в размере 1 729 421 евро», — сообщили в МВД.

В целом, по расчетам министерства, для строительства приграничной инфраструктуры в 2023 году дополнительно потребуется около 14 миллионов евро, в 2023 году — почти 19 миллионов евро, а в 2024-м — свыше 6 миллионов евро.

Власти Латвии с 11 августа по 10 ноября ввели режим чрезвычайной ситуации в приграничных с Белоруссией районах из-за наплыва нелегальных мигрантов. Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что Минск использует беженцев в качестве мести Евросоюзу за санкции.

Ранее с увеличением потока мигрантов с территории Белоруссии столкнулась Литва. Она также решила построить на границе ограждение с колючей проволокой, сигнализацией и видеокамерами.

В мае президент Белоруссии Александр Лукашенко на фоне очередного обострения отношений с Западом пригрозил ослабить контроль за границей. «Мы останавливали наркотики и мигрантов, теперь будете сами их есть и ловить», — пообещал он.

Спасёт ли латвию «великая стена»? зачем на границе с россией и белоруссией строят забор?

На днях представители латвийского руководства заявили о намерениях возвести стену на границе Латвии с Белоруссией. До этого строительство стены началось на границе Латвии с Российской Федерацией. Укрепление пограничной полосы Латвия связывает с необходимостью обеспечить безопасность страны от наплыва нелегальных иммигрантов и беженцев из стран Ближнего Востока и Восточной Азии, которые якобы в массовом порядке проникают в страну именно с территории России и Белоруссии. Руководитель Государственной пограничной охраны Латвии Нормунд Гарбарс сообщил журналистам, что в бюджете Латвии уже заложены средства, которые планируется выделить на обустройство границы.

Напомним, что границы Латвии и Белоруссии, как и Латвии и России, во многом искусственны. Долгое время эти территории входили в состав единого государства — Российской империи, затем, после кратковременного существования независимой Латвии, Советского Союза. Между жителями приграничных населенных пунктов до сих пор существуют развитые социальные и экономические связи. У многих родственники проживают по другую сторону границы, и это не говоря уже о том, что постоянно осуществляется обмен товарами. Поскольку в Белоруссии относительно невысокие, по латвийским меркам, цены, многие жители приграничных районов Латвии приезжают в Белоруссию за покупками. В первую очередь, латвийцы заправляют в Белоруссии бензином или дизельным топливом свои автомобили, так как здесь топливо дешевле, чем в Латвии. Во-вторых, в Белоруссии покупают более дешевые сахар, хлеб, косметические товары, одежду и обувь. Получается, что ужесточение пограничного контроля на латвийско-белорусской границе лишь усложнит жизнь населению той же Латвии.

Строительство стены на границе с Россией Латвия осуществляет не за собственные средства. У бедной прибалтийской страны просто не хватило бы денег на реализацию столь масштабного проекта. На укрепление границы республики руководством Евросоюза были выделены дополнительные средства. Всего же только на российский участок латвийской границы планируется за четыре года потратить 17 миллионов евро.

Что касается границы с Белоруссией, то стену на этом участке Латвии придется оплачивать самостоятельно. Скорее всего, именно с этим обстоятельством и связана относительная неторопливость латвийских властей в вопросах подготовки к строительству. Пока Рига лишь собирается приступить к выкупу земельных участков вдоль границы, причем эта стадия займет, по словам представителей латвийских властей, не менее 5-6 лет. Даже при самых оптимальных раскладах, строительство стены на выкупленных участках начнется не ранее, чем через год. Напомним, что граница Латвии с Белоруссией составляет 173 километра, соответственно строительство стены и организация инженерно-технических средств охраны по периметру границы также обойдутся латвийскому бюджету в очень серьезную сумму. Однако, деваться латвийскому руководству некуда — в Риге очень беспокоятся по поводу роста потоков нелегальных мигрантов и беженцев из стран «третьего мира».

Еще в марте 2021 г. первые три километра забора высотой 2,7 м. были построены на границе Латвии и России — на участке, за который отвечает Лудзенское управление пограничной охраны. В целом же на строительство «Латвийской великой стены» на границе с Россией отведено четыре года. За это время стена должна быть возведена по всей протяженности латвийско-российской границы. При этом латвийские власти специально оговорились, что отгораживаются не от России, а от нелегальных мигрантов. Только в 2021 г. на территорию Латвии пытались проникнуть не менее 500 нелегалов из стран Ближнего Востока и Восточной Азии. Триста из них были гражданами Вьетнама.

Для мигрантов Латвия — не цель, а «средство», транзитная страна на пути к более желаемым и благополучным странам Евросоюза, прежде всего — Германии. Именно в Германию устремляется основной поток нелегальных мигрантов, следующих через российско-латвийскую и белорусско-латвийскую границы. Как и в случае средиземноморского и балканского маршрутов нелегальной миграции, на прибалтийском маршруте «работают» организованные преступные группировки, за деньги организующие доставку нелегальных мигрантов и их переправку через границу. Конечно, масштабы проникновения мигрантов в Латвию не сравнимы с тем, что происходит у берегов Италии в Средиземном море или в странах Балканского полуострова. Но для маленькой Латвии и то количество мигрантов, которое прибывает ежегодно на территорию страны, представляет собой большую проблему. Решить ее латвийские власти фактически не могут, потому и приступают к строительству стены, при этом сами чиновники миграционной службы и пограничной охраны отмечают, что те, кто хотят проникнуть в Латвию, найдут способ и перебраться через пограничные сооружения.

Эксперты сомневаются в том, что «Великая Латвийская стена» сможет в действительности уберечь страну от потоков нелегальных мигрантов или от контрабандистов, переправляющих запрещенные товары через границу. Дело в том, что стена не является сплошной. Учитывая финансовые сложности Латвии, страна решила отказаться возводить стену там, где для этого потребуется проводить какие-то масштабные изменения ландшафта, например — осушать болота. Также через каждый километр стены предусмотрены 100-метровые проходы для того, чтобы через границу могли проходить дикие животные. Но ведь этими проходами могут воспользоваться и те же мигранты или контрабандисты, не говоря уже о том, что для них не проблема и форсировать болота. На средиземноморском маршруте мигранты в лодках сутки переплывают море, добираясь из Ливии и Туниса в Италию, а перебраться через болото на латвийскую территорию будет для них совсем легкой задачей.

По мнению многих журналистов и экспертов, строительство стены скорее являет собой попытку латвийских властей получить дополнительное финансирование от Евросоюза. Когда руководством Евросоюза были установлены квоты на размещение беженцев в странах ЕС, прибалтийские республики также не смогли остаться в стороне от исполнения этого решения, хотя и Латвия, и Эстония, и Литва, вслед за другими странами Восточной Европы, пытались воспротивиться установлению квот и утверждали, что для них прием мигрантов может стать непосильной в финансовом и социальном отношении задачей. Но в Брюсселе были непреклонны. В 2021 г. от Латвии потребовали принять и разместить на своей территории 531 беженца из Эритреи и Сирии. Это вызвало очень негативную реакцию латвийских граждан. В Латвии все наслышаны о том, как обстоят дела с беженцами и мигрантами в странах Западной Европы. Латвийцы опасаются, что приезжие не будут работать, а государство будет тратить большие деньги на выплату социальных пособий. Кроме того, большие опасения вызывает высокая рождаемость в семьях выходцев из Африки и стран Ближнего Востока.

Многие граждане беспокоятся, что приезд и размещение большого количества беженцев приведут к росту преступности. Латвийцы подозревают, что Евросоюз специально начинает с «незначительной» цифры в 531 человека, а затем заставит Латвию разместить несколько десятков тысяч африканских и азиатских беженцев и мигрантов, и Рига уже ничего не сможет с этим требованием поделать. Власти страны долгое время пытались отказываться от приема мигрантов, но, в конце концов, латвийское правительство, находящееся в серьезной финансовой зависимости от Евросоюза, было вынуждено уступить Брюсселю. В 2021 году Латвия согласилась разместить на своей территории несколько сотен беженцев из стран Восточной Африки и Ближнего Востока. В феврале 2021 г. в Латвию прибыли первые беженцы — выходцы из Эритреи. Их размещение было предусмотрено в поселке Муцениеки, что в 20 километрах от латвийской столицы Риги. Строительство центра размещения беженцев и их обустройство обошлось латвийскому бюджету в 3,1 млн. евро.

Но сами беженцы не горят желанием обустраиваться на территории Латвии, как, впрочем, и других прибалтийских и восточноевропейских государств. Это вполне объяснимо. Экономическое положение Латвии в настоящее время не позволяет обеспечить работой собственное население, что приводит к массовой миграции латвийских граждан за границу, прежде всего — в Великобританию. Маленькая Латвия не может предоставить беженцам и такие социальные пособия, которые существуют в более благополучных странах Европы. Сами беженцы это прекрасно понимают и не хотят ехать в Латвию или другие страны Прибалтики. Те же из них, что уже находятся на территории страны, планируют в ближайшее время перебраться в другие страны Евросоюза.

Латвия в течение года выплачивает каждому иностранцу, получившему статус беженца, социальное пособие в размере 139 евро в месяц. Кроме того, каждому члену семьи беженцев также полагается по 97 евро на человека. Сами беженцы жалуются, что на эти деньги прожить в Латвии невозможно. В августе 2021 г. они даже устроили митинг в центре размещения беженцев в поселке Муцениеки. Беженцы жалуются на отсутствие работы, на мизерные размеры пособий и на невнимание властей Латвии к проблемам их обустройства. Кстати, отсутствие работы для беженцев объясняется и последствиями националистической политики Латвии. В 1990-е годы, когда Латвия больше всего опасалась многочисленную русскую общину республики, был принят ряд вопиющих дискриминационных законов, направленных против русскоязычного населения. Чего стоит один статус «неграждан»! Чтобы пресечь возможности вертикальной мобильности для русскоязычного населения и, по возможности, выжить из страны как можно большее количество русскоязычных «неграждан», латвийские власти запретили трудоустройство на государственную службу людей, не владеющих латвийским языком. После этого решения человек, не говорящий на латвийском языке, потерял возможность устроиться даже на самые низшие должности, вплоть до дворников или охранников. Теперь, когда в Латвию стали прибывать беженцы из стран Ближнего Востока и Африки, латвийские власти оказались заложниками собственной национальной политики. Беженцы латвийским языком не владеют, и даже те из них, кто хотел бы устроиться на работу и как то обосноваться в Латвии, сделать этого не могут. Соответственно, латвийским властям приходится тратить деньги на выплату социальных пособий, на питание и размещение беженцев в специально оборудованном центре. Но если сейчас Рига еще в состоянии оплачивать эти расходы, что будет, если Евросоюз решит повысить квоты на размещение беженцев и действительно потребует от Латвии принять несколько тысяч человек?

В то же время, не меньшее беспокойство властей страны вызывает прибытие в Латвию нелегальных мигрантов. Последние рассматривают Латвию как транзитную полосу на пути в Польшу и далее в Германию или скандинавские страны, поэтому не собираются обосновываться на латвийской территории. Но нахождение большого количества нелегалов на территории страны само по себе опасно, в первую очередь с точки зрения обеспечения безопасности государства и его граждан. Кроме того, не исключено, что если нелегалов затем будут задерживать в странах Западной Европы, то их депортируют в ту страну, откуда они прибыли — то есть, в Латвию. Таким образом, благодаря нелегальным мигрантам латвийские власти могут столкнуться с необходимостью размещать гораздо большее количество иностранцев, чем требуют принятые Евросоюзом квоты. Судя по всему, именно эти опасения и лежат в основе стремления латвийских властей усилить контроль над границами с Россией и Белоруссией.

С другой стороны, строительство стены обусловлено и соображениями милитаристского популизма латвийских властей. Рига постоянно пытается представить Латвию потенциальной жертвой мифической российской агрессии. Регулярно латвийские политики и военные руководители самого высокого уровня говорят о «вероятной угрозе российского вторжения», о том, что Россия собирается вновь «аннексировать Прибалтику» и так далее. В основе этой мифологии лежит стремление получать дополнительные финансовые средства от Евросоюза и от НАТО, а также поддерживать в стране настроения паники, отвлекая население от масштабных социально-экономических проблем. Вместо того, чтобы оздоровлять латвийскую экономику, плачевное положение которой привело к тому, что страну покинули сотни тысяч человек, латвийские власти просят у «старших партнеров» все больше и больше средств на укрепление «обороны и безопасности латвийского государства», в том числе — и на строительство пограничной стены.

Кстати, о начале строительства стены на границе с Россией заявило и эстонское правительство. Разумеется, как и Рига, Таллин рассчитывает, что расходы по строительству стены покроет Евросоюз. Эстонские власти сообщают, что стена будет иметь длину 108 километров и высоту 2,5 метра. Как видим, это менее масштабное сооружение, чем то, что планируется в Латвии, но и Эстонская стена обойдется Евросоюзу в 71 млн. евро. Как и в случае Латвии, Эстония не планирует проводить серьезных работ по изменению ландшафта — там, где на границе находятся болота, стену просто не будут возводить. Кроме того, стену оборудуют видеокамерами и другими инженерно-техническими средствами охраны. Строительство стены Таллин обещает завершить к 2020 году. Однако, как и в случае с Латвией, все зависит от того, как скоро Евросоюз соберется выделить на нужды укрепления границ прибалтийских республик крупные средства. Пока Брюссель с выделением денег не спешит.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий