Гобелен – это роскошная ткань или пережиток прошлого?

Гобелен – это роскошная ткань или пережиток прошлого? Для дачи

Виды гобелена

Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.

Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.

Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.

  • Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
  • Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
  • Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
  • Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.

Декор и гобелены

Гобелен может стать альтернативой фреске и картине, и отлично подходит для любой комнаты – гостиной, спальни, детской. Очень важен способ подвески гобелена, что также отличает его от ковра. Гобелен закрепляют на стене, используя различный крепеж и основу:

  • Под гобелен можно смонтировать специальную панель.
  • Повесить гобелен традиционно – посредством специальных колец на изделии, в стену монтируют крючки или карниз, кронштейны, анкера или саморезы. Подвеска напоминает оформление портьер на окна. Возможна и люверсовая подвеска гобеленов.
  • Гобелен может быть натянут на раму, обычно декоративную – из дерева, металла. Рама может быть как потайная, так и служить дополнительным декором – обрамлением гобелена.
  • Оригинальная подвеска гобеленов может включать верхние элементы в виде досок, веток, пластиковых труб, при этом гобелен свободно висит на «штанге» — отличный дополнительный штрих к историческому и винтажному интерьеру.

Важный вопрос – цена гобеленов, классически этот вид ткацких изделий очень дорог. Действительно, и сегодня есть супер-дорогие гобелены, авторские единичные творения и изделия художественных мастерских. Но развитие технологий дает новые возможности, и гобелены не обязательно ценятся по причине их ручной кропотливой работы.

Европейские шпалеры и собственно гобелены

Гобелен, созданный в Европе в Средние века

Европа переняла традиции шпалерного производства у восточных племен, произошло это во времена крестовых походов, начавшихся в XI веке. Трофейные, а потом и изготовленные европейцами ковры развешивали на стенах, чтобы и защитить помещение от пронизывающего холода, и придать залам нарядный, торжественный вид.

Анжерский апокалипсис

Разумеется, в первые века эти ковры демонстрировали главным образом сюжеты из библейских сказаний. В XIV веке был создан «Анжерский апокалипсис», серия шпалер, которые содержали сцены из «Откровений Иоанна Богослова». Она была создана для короля Людовика I.

Вообще в те времена, да и долгое время потом, именно короли да церковь были заказчиками шпалер – для остальных приобрести домой такое украшение было делом совершенно не подъемным с финансовой точки зрения. На протяжении долгого времени гобелены-шпалеры считались принадлежностью роскошных королевских резиденций, тем более что техника плетения с развитием ремесла усложнялась.

Техника «мильфлёр»: по однотонному фону изображено множество цветов или листьев (техника XV-XVI веков)

Критерием качества шпалеры становилась плотность плетения, которая постоянно росла, от 5 нитей основы на 1 сантиметр в Средние века до 16 нитей в XIX веке. Шпалеры с большой плотностью позволяли добиться почти того же визуального эффекта, что и живописное произведение.

Шпалера, Аррас, XV век

Поначалу центром шпалерного искусства была Фландрия; мастера французского Арраса стали использовать в работе золотые и серебряные нити, а в XVII веке началось активное развитие и других цехов коврового ткачества. Во Франции и раньше существовали мануфактуры, но в небольшом масштабе, главными поставщиками шпалер для королевского двора были фламандцы.

Король Генрих IV своим указом основал в Париже фабрику, а разместилась она в здании, принадлежавшем семье Гобеленов, где раньше работал красильщик шерсти Жиль Гобелен. С момента выдачи мануфактуре Гобеленов соответствующего королевского патента – а именно с 1607 года – и начинается история собственно гобеленов – шпалер, созданных на этом предприятии.

Главное здание мануфактуры Гобеленов в Париже

Для организации работы король вызвал в Париж двоих фламандцев – Марка де Команса и Франсуа де ла Планша, им были пожалованы дворянские титулы, а кроме того – цеха, оборудование и существенные субсидии: Генрих очень хотел, чтобы французы научились изготавливать лучшие в мире шпалеры. Ввоз ковров из-за границы был запрещен.

Загадки «гобелена из байё». «разговор втроем»

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
«Руслан и Людмила». А. С. Пушкин

Раритеты истории.

Есть разные памятники историческим событиям. Например, египетские пирамиды, храм Св. Софии в Стамбуле, линкор «Техас», стоящий на приколе и превращенный сегодня в музей. Все они по-разному освещают исторические события своего времени. Все они содержат свою, всякий раз уникальную информацию, с которой, однако, порой очень сложно разобраться.

Очень много сохранилось средневековых рукописных книг. И не просто много, а очень много. Например, только лишь в одном из французских луарских замков хранится библиотека в 3 000 томов средневековых рукописных книг и она… просто хранится.

Изучить их ни у кого просто руки не доходят. Есть настенные росписи – фрески, резные изображения, наконец – эффигии, про которые мы уже столько раз рассказывали. Но среди всего этого обилия памятников есть один поистине уникальный.

Уникален он тем, что это не скульптура, не роспись, не книга, а… вышивка на полотне.

Это первое.

Второе – уникальна и длина этой вышивки, равная примерно 70 метрам. Кроме того, огромное значение имеет то, что ее можно очень точно датировать, а датировав – привязать к ней и всю остальную шкалу датировок европейской и мировой средневековой истории, что, конечно, очень важно именно сейчас, в период распространения воинствующего мракобесия от невежд.

Что же это за вышивка и почему она так важна?

Эта вышивка – Байёский гобелен или «Вышивка из Байё», а Байё – это город на севере Франции, в Нормандии.

Именно там она была обнаружена и помещена в специальный музей, в котором сохраняется и поныне. Значение ее, как уже отмечалось выше, исключительно велико, и, хотя и о самом этом гобелене и связанных с ним событиях статья на ВО уже выходила, есть смысл вернуться к этой теме и еще раз рассказать об этом памятнике мировой культуры со всеми подробностями.

Напомним, что гобелен – это полная история (хотя конец гобелена оборван) завоевания Британии выходцами из Нормандии. Понятно, что передана она в версии вышивальщиков, а историю, как принято считать, пишут победители, а не побежденные.

Но то, что основные события, имевшие место в ходе высадки французов в Англии и последовавшей за ней битвы при Гастингсе, переданы в основном верно – сомневаться не приходится.

Хотя тайн и загадок у «Байёского ковра» (а раньше его у нас, вплоть до детской энциклопедии) называли именно так – несомненно, много.

Вот мы и попробуем разобраться хотя бы с некоторыми из них, ну а путеводителем в мире тех давних событий нам будут служить вышивки этого гобелена, качеству которых вполне может позавидовать любая современная женщина.

Разместить гобелен в музее таким образом, чтобы он оставался в целости и сохранности и в то же время его было легко осматривать – задача весьма сложная, но она была успешно решена!

Многие читатели ВО сетуют на то, что в исторических статьях о событиях очень часто «не видно людей». Но увидеть их автор может далеко не всегда, и даже представить себе в своем воображении, поскольку полагаться на миниатюры достаточно сложно, равно как и рисунки современных художников. Однако на гобелене фигуры есть. И мы знаем, как они при жизни действовали и даже что могли говорить.

Поэтому наш рассказ о предпосылках нормандского завоевания Англии мы начнем, опять-таки, именно с гобелена, самой первой его сцены, на которой показаны события 1064–1065 годов.

На ней изображен пожилой король Англии, восседающий на величественном троне, в окружении двух человек. Скорее всего, совет тайный, поскольку вокруг нет сановников. Один из них – его шурин, Гарольд Уэссекский; кто второй – неизвестно.

Огромная, сгорбленная фигура старого короля, известного в истории как Эдуард Исповедник, одета в длинную зеленую мантию. В свои шестьдесят лет он царствует в Англии уже более 20 лет.

На тот момент это богатая страна с отлаженной системой управления. Уникальна способность англосаксонской монархии взимать налоги с народа в масштабе всей страны, что, без сомнения, является предметом зависти других европейских монархов.

И все же не все складывается для короля удачно.

Прожив 20 лет в браке, Эдуард так и не смог произвести на свет хотя бы одного наследника престола. То есть с престолонаследием в Англии возникла серьезная проблема.

Собрание это проходило бы совсем иначе, если бы у Эдуарда был сын; но его брак с Эдитой, сестрой эрла Гарольда, был абсолютно безнадежным. Это был один из тех политических союзов, которые короли часто вынуждены были заключать. В 1040 году таким как раз и стал союз с влиятельной семьей Годвинов, без которого ему бы сложно было управлять Британией.

Мы не можем знать действительной причины бездетности Эдуарда – тайна королевского ложа скрыта от историков – но не представляет трудности установить жизненные предпосылки, которые могли повлиять на супружескую жизнь королевской пары.

Задолго до того, как они поженились, еще до коронации Эдуарда, имело место жестокое преступление, очень глубоко на него подействовавшее. В 1036 году его младший брат Альфред был похищен, подвергнут пытке и убит конкурирующей группировкой в период смуты, последовавший сразу после смерти короля Кнута – тогда также не было ни одного прямого наследника трона.

Эдуард долго подозревал, что отец королевы Эдиты, эрл Годвин, причастен к этому преступлению, но Годвин был самым влиятельным человеком в стране, и так это или нет, никогда не было доказано.

Воссев на трон в 1042 году, Эдуард смотрел на брачный союз с дочерью Годвина с большим оптимизмом. Брак обещал стать мощным союзом голубой крови и необъезженной власти. Но в итоге он не принес ему большого успеха, и вскоре Эдуард пожалел об этом.

Он предпринял безуспешную попытку освободиться от уз, как политических, так и брачных, которые связали его с семьей Годвинов. В 1051 году он внезапно решил отправить Годвина и его сыновей в ссылку, а нелюбимую королеву – упрятать в монастырь. Но… сделать это оказалась слишком уж сложно.

В следующем году Годвины вернулись. Озлобленные, они были отлично вооружены и сильны своей численностью. Солдаты короля, опасаясь внезапной гражданской войны, с неохотой шли на бой, и Эдуард отступил.

К Годвину вернулась вся его прежняя мощь; а Эдита вернулась и на престол, и на королевское ложе. Понятно, что после этого авторитет короля стал постепенно ослабевать. Так что совершенно неудивителен тот факт, что у Эдуарда и Эдиты не было детей.

Когда эрл Годвин умер в 1053 году на праздновании Пасхи прямо во дворце короля, его титул главного эрла Англии унаследовал старший брат королевы, а именно – эрл Гарольд Уэссекский.

И вот с момента тайного совета, который открывает историю гобелена из Байё, прошло более 10 лет…

И 10 лет с того момента, когда Гарольд получил титул своего покойного отца. И за эти 10 лет он приобрел статус самого влиятельного пэра в стране. Ни один человек благородного происхождения не занимал столь высокого положения в то время.

Со своими братьями Тостигом, Гиртом и Леофвином, также имеющими графские титулы, и своей сестрой-королевой Эдитой, семья Гарольдов стала еще более сплоченной и грозной.

В свои сорок лет Гарольд предстает перед нами человеком богатым, статным и жизнерадостным, приятной наружности, обладателем изящных манер. Для своих друзей он мужественный, великодушный и мудрый человек. Враги же видят в нем огрубевшего военного предводителя.

В последнее время он проводил кампанию от имени короля Эдуарда в Уэльсе, где восседающий на троне Гриффид был бельмом на глазу короля Англии. Поддерживаемый уэльскими мятежниками, Гарольд вернулся в Англию в конце 1063 года с триумфом и лично преподнес голову Гриффида королю Эдуарду.

Гарольд доказал, что он является достойным преемником отцовского наследия и, худо ли бедно, отношения с королем у него наладились.

Несмотря на холодность их отношений в самом начале, кажется, что эти два человека наконец-то «притерлись» друг к другу по прошествии стольких лет. На гобелене мы видим, как старый король наклоняется вперед, в то время как он разговаривает вполголоса с Гарольдом; их указательные пальцы соприкасаются. Кажется, что мы находимся там, в этом покрытым дымкой минувшего эпизоде, и подслушиваем, о чем они говорят.

Но, к сожалению, нам предоставлена лишь надпись, сообщающая о том, что перед нами король Эдуард – ЭДУАРД РЕКС – и картина, изображающая собрание людей.

Кроме того, следует учесть и то, что гобелен из Байе был вышит спустя примерно десять лет после всех этих событий. Как все исторические источники, он имеет собственное представление ситуации, и следует отказаться от соблазна приписывать ему то, что события на нем переданы последовательно, подобно кадрам, снятым на видеокамеру.

Явным в данном случае является лишь то, что такая встреча действительно имела место, и ее исход вызвал цепочку событий, которые изменили историю всей Европы.

В то время, когда было организовано это тайное собрание, были и другие люди, которые потенциально могли быть заинтересованы в том, чтобы надеть на голову английскую корону.

Дело в том, что передача королевского престола в англосаксонской Англии зависела не только от того, кто имел кровное родство с королем, хотя это являлось главным убедительным фактором. Король в течение своей жизни с осторожностью подходил к вопросу об избрании наследника из своего родственного круга; помимо этого, существовал обычай согласовывать выбор наследника на Витане – собрании самых великих и могущественных людей страны.

Таким образом, вопрос наследования престола был по своему существу неоднозначным; иногда власть и сила имели большее значение, чем закон, как это было в начале века, когда страна была захвачена датчанами под предводительством Свена I Вилобородого, но правил страной, как известно, его сын Кнут Великий (1016–1035).

Война с Данией длилась чуть дольше, чем жизнь Кнута Великого; это открыло иноземцам, что Англия уязвима.

Но нигде так не завидовали успеху датчан, как в соседней Норвегии.

Притязания короля Норвегии Гаральда III Сигурдссона на трон имели под собой очень слабые основания. Однако прозвище, которое ему дали – «Грозный» (Хардрада) – уже характеризовало его как человека, заслуживающего внимания, даже среди самих викингов.

Будучи молодым, Гаральд покинул Норвегию и воевал в средиземноморских странах за армию Византийской империи. За короткое время он прослыл одним из самых грозных воинов своей эпохи. В его честь даже чеканили монету.

Затем однажды ночью в 1043 году Гаральд Хардрада обманул императора и исчез из Константинополя во главе флотилии кораблей, нагруженных несметными богатствами.

Он вернулся в Норвегию и к 1047 году сменил своего племянника Магнуса на престоле, так как был единственным претендентом на королевский трон у себя в стране.

Он бы обратил свое внимание на Англию и раньше, если бы не втянулся в долгую войну с Данией. В 1062 году он одержал победу над датчанами. И в 1064 году он, наконец, заключил мир с ними у Готы (город в Германии). И хотя этот великий правитель еще не достиг Англии, его значимость в истории никем не оспаривалась.

С того момента, как руки у него были развязаны, не составило большого труда подвигнуть его на поход в эту страну, где занимающий престол король не смог произвести на свет ни одного наследника трона, а люди, его подданные, с неуверенностью смотрели в будущее.

Еще дальше, за водами пролива между Францией и Англией жил еще один потенциальный претендент на трон, герцог нормандский Гийом (известный нам в силу германизации российской историографии как Вильгельм) – самый бесперспективный и, вероятно, самый в то время малоизвестный исторический персонаж.

Нашествие датчан в Англию пятьюдесятью годами ранее вынудили Эдуарда, его братьев и сестер скрыться в Нормандии, на родине их матери Эммы. Пребывание Эдуарда в изгнании было долгим и бездеятельным. Он провел уже почти половину своей жизни в Нормандии, приобретая с течением времени больше черты нормандца, чем англичанина, когда мирно и совершенно неожиданно, его пригласили вернуться на родину и вступить на престол в 1042 году после смерти Хардекнуда, последнего сына Кнута Великого.

И вот из благодарности за свое долгое убежище в Нормандии Эдуард как раз и назначил герцога Гийома, своего дальнего кузена, преемником короны Англии.

Такие сведения, по крайней мере, сообщают нам нормандские источники.

В английских же источниках информация по этому щекотливому вопросу отсутствует полностью.

Но вполне возможно то, что на каком-то определенном этапе Эдуард стал склоняться к передаче английской короны именно Гийому, почему нет?

Более того, Эдуард вполне мог намекнуть ему на это еще будучи в изгнании, ну а окончательное решение было им принято в течение короткого периода в 1051–1052 годах, после того как Эдуард освободился от эрла Годвина.

Англосаксонские источники свидетельствуют, что в 1051 году «эрл Гийом приехал в Англию из-за моря», хотя не установлено, с какой целью. Для него проблемой было то, что в 1052 году Годвины вернули себе прежнюю власть и были крайне решительно настроены против нормандского наследования престола.

Более того, в различное время Эдуард, по всей видимости, дал похожие обещания (или «полуобещания») обеим сторонам. Были ли они приняты серьезно – этот вопрос остается спорным.

Но сами англичане всегда расценивали Гийома как самого безобидного из всех своих врагов.

Настоящая угроза вторжения всегда исходила из Скандинавии. Дело в том, что, хотя нормандцы тоже были потомками викингов, они по большей части уже забросили мореплавание.

Так что в 1064 году вероятность вторжения из герцогства Нормандского казалась британцам ничтожно малой.

Но вот вслед за возвращением Годвинов король Эдуард вполне мог бы поддаться уговорам предпочесть человека истинного англосаксонского происхождения, который, в отличие от герцога Нормандии, мог бы заручиться поддержкой среди народа.

Согласно английской традиции, король имел полное право поступить так. Он был вправе аннулировать обещания, данные Гийому или кому-либо еще.

Единственное, что имело значение – это его последнее желание перед смертью.

К 1050 годам стало ясно, что брак с Эдитой не будет плодотворным, но было известно, что где-то в далекой восточной Европе живет полуплемянник короля, которого можно было склонить к возвращению.

Дело в том, что стремительное нашествие датчан, вынудившее в 1016 году Эдуарда скрываться в Нормандии, заставило и второй семейный клан бежать в далекую Венгрию.

Этот род был представлен уже другим Эдуардом, известным англичанам как Эдуард Изгнанник.

Изгнанник был действительно еще жив; он вырос в Венгрии, женился на местной принцессе и к тому же был еще и отцом.

Попытки найти его начались в 1054 году.

Упорные поиски, долгие переговоры и рискованные поездки через всю Европу заняли три года, но, наконец, весной 1057 года сложный план по возвращению Изгнанника на родину осуществился.

Когда ладья викингов причалила к южному побережью, изгнанный принц наконец-то ступил на английскую землю. За ним следовала его неотразимая супруга Агата с тремя малышами, а крепкие моряки несли огромные сундуки, изобилующие венгерскими богатствами.

Англия, на которую он ступил, была для него чужой страной, населенной народом, ему непонятным, поскольку его вывезли еще грудным младенцем.

Как бы там ни было, в стране воцарилась атмосфера оптимизма, так как проблема наследования престола теперь могла быть решена мирным путем и в соответствии с законом.

Но несколько дней спустя Эдуард Изгнанник неожиданно скончался…

Продолжение следует…

Из истории шпалер

Термины «гобелен» и «шпалера» чаще всего считают синонимами, но это не совсем верно. Два этих понятия соотносятся примерно так, как понятия «ксерокс» и «копировальный аппарат», то есть наименование французской мануфактуры Гобеленов было ошибочно распространено на все без исключения безворсовые ковры.

Ковры времен расцвета шпалерного искусства представляют собой настоящие шедевры: это были картины, выполненные непростым способом — переплетением разноцветных нитей, изготовление которых могло занять не один год.

Безворсовые ковры были известны еще в античные времена, но настоящую популярность приобрели в средневековье, когда помимо декоративной функции несли еще и утилитарную — сохраняли тепло и скрывали трещины и плесень на стенах в холодных замковых залах.

Использование гобелена в интерьере

В Средние века шпалеры были универсальным предметом. Шпалерные занавеси разгораживали помещения, закрывали стены, служили балдахинами и пологами, даже путешествовали вместе с хозяевами, становясь материалом для шатров.

Гобелен – это роскошная ткань или пережиток прошлого?

История гобелена

Декоративная шпалера, или гобелен, знакома человечеству не одну сотню лет. Предметы одежды из этого материала находили в гробницах египетских фараонов. Древние греки украшали свои жилища ткаными коврами с изображениями богов и мифических героев, а перуанские мастера ткали погребальные саваны.

Все работы по производству ковров с различными сюжетами проводились вручную. При этом перекрестно переплетались шерстяные и шелковые нити, а в особых случаях в ткань вплетали волокна из чистого золота или серебра.

Создание гобелена — трудоемкое занятие, требующее от ткача невероятно много времени и терпения. За год один мастер мог соткать ковер размером 1,5 х 1,5 м, поэтому стоимость таких изделий была невероятно высока, а пользоваться гобеленовой тканью могли только состоятельные люди.

В конце XVII века эту восхитительную ткань стали производить на французской мануфактуре Gobelin, тогда же и появилось современное название «гобелен». В России первая шпалерная фабрика появилась при Петре I, и работали там исключительно французские мастера.

Специалисты утверждают, что такое название могут носить именно те ткани, которые сделаны на мануфактуре в Париже, а все остальные следует называть шпалерами. Однако в настоящее время этим термином называют любое тканое полотно.

Как выбрать настоящий гобелен

Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.

Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.

  • Приобретать шпалеры лучше в специализированных магазинах, где у продавца наверняка имеется сертификат качества на товар.
  • Цвет и текстура выбранной вещи должны как можно лучше подходить к общему дизайну помещения, мебели и шторам.
  • Тканая картина должна иметь такие размеры, чтобы ее было видно целиком.
  • Аккуратная гладкая изнанка и рамочка, поставляемая в комплекте с картиной, свидетельствует о том, что гобелен высокого качества.
  • Рисунок должен быть четким и ярким, с хорошо просматривающейся композицией.

Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.

Обои под гобелен

Одна из самых дорогих и элитных отделок нашей современности — натуральные текстильные обои в стиле гобелена. Основа обойного текстиля может быть льняная, флизелиновая (но не из полиэстра, а из целлюлозы), а нити верхнего слоя часто содержат волокна натурального шелка.

Рисунки наносят по специальным технологиям тиснения горячим способом, узоры очень мелкие и точно прорисованные, детали точные и яркие. Гобеленовые обои далеко не самые популярные, в основном по причине их высокой стоимости. Коллекции гобеленовых обоев поражают изяществом и роскошью, точным следованием исторической тематике и высокой художественностью. Выразительные текстильные обои паропроницаемы, к тому же обладают теплоизоляционными и шумозащитными качествами.

Обои в стиле гобелена подходят далеко не каждому интерьеру, невозможны в техно-стилях и хай тек, в минималистских оформлениях и кантри. В классике и исторических оформлениях, а также в редком и очень практичном стиле бидермейер гобеленовые обои идеальны, при желании их несложно интегрировать и в этнические, и в это-стили, и конечно, в романтические интерьеры.

Особенности материала

После того как в начале XVIII века француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей, для гобеленов наступила новая эра. Теперь эта роскошная изысканная ткань стала производиться в больших количествах.

В наше время гобеленовую ткань изготавливают путем жаккардового переплетения. Если для выработки обычного жаккардового полотна требует 2—3 нити, то для производства тканых картин понадобится более десяти волокон разных цветов и фактур.

В гобеленовых тканях уток и основа должны соответствовать определенным требованиям, только тогда картина будет выглядеть естественно. Нити утка должны быть эластичными, а основы — очень прочными.

Чаще всего для производства гобеленов используют следующие материалы:

  • шерсть овцы — прочные натуральные волокна, которые легко окрасить в любой цвет;
  • лен, хлопок — позволяют сделать легкие дышащие материалы;
  • шелк — натуральные волокна, придающие изделию нарядность и благородный блеск;
  • синтетические нити;
  • нити с добавлением металла (люрекс).

Обычно на гобеленах изображают картины известных художников, цветочные композиции или пейзажи. В последнее время появились новые технологии, позволяющие переносить на ткань даже фотографии.

Плюсы и минусы ткани гобелен

Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.

  • Ткань имеет высокую плотность, отлично держит форму, устойчива к износу.
  • Долго сохраняет цвета — не линяет и не выгорает на солнце.
  • Обладает антистатическими свойствами — не притягивает пыль и мелкий мусор, не накапливает статическое электричество.
  • Огромное многообразие художественных композиций и текстур обеспечивает широкое применение во многих сферах жизнедеятельности человека.
  • Не требует особого ухода — специальная обработка защищает изделия от загрязнений.

К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:

  • повышенная жесткость и значительный вес материи не позволяют шить из нее одежду;
  • изделия нельзя стирать и гладить, в противном случае могут появиться загибы и заломы.

Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.

Современные интерьеры с гобеленами

Стиль гобелена следует учитывать при планировании интерьера, ведь гобелен независимо от его яркости и броскости очень акцентное украшение. Классика гобеленов и их древняя истории не могли не сказаться на современных реализациях гобеленов, и очень часто в темах и оттенках гобеленов заметны ретро-черточки.

Можно вместо гобелена применить и другой декор, но трудно найти что-то более теплое и уютное, подсознательно говорящее о защите и прочности дома и его устоев. А красота гобеленов и их особый шик довершают дело – место ковров и картин в современных квартирах все чаще занимают гобелены.

Классика и история гобеленов упорно напоминает, что этот вид декора – не для всех интерьеров, а только для исторических, богатых и ярких, например, ампирных, с чертами барокко, возможно – в оформлениях ар деко и конечно, в английской классике. Но это совершенно не так – современные гобелены можно применять даже минималистских интерьерах.

Богатство, шик, статус: эти атрибуты навечно пристали к гобеленам, и самый простой способ применить гобелен – это обыграть комнату в классике, романтике и добавить черточек этно- и исторических оформлений. На другом полюсе – минимализм, в корне не признающий цветного декора на стенах.

Но в скандинавских интерьерах гобелен более чем уместен. Причем гобелен может предстать в необычном облике – с бахромой и кистями, выполненный в вязаной и объемной технике. Тематика гобеленов для сканди-минимализма в основном природная – растения и животные, пейзажи, а также и теплые фактурные абстракции.

В романтических интерьерах шебби шик, провансальских оформлениях, кантри и в неоклассике уместны нежные гобелены пастельных тонов, возможны нитяные дополнения и бахрома и даже рюши. Винтажный интерьер оживает с гобеленами и становится еще ярче, причем цвета могут быть вполне нейтральные, важна сама идея гобелена.

В стиле лофт гобелен вполне возможен – если это гобелен современно тематики, в абстракции или с линейным геометрическим узором. На кирпичной стене – излюбленном оформлении стиля лофт – теплый пушистый или гладкий гобелен станет приятным акцентом, добавит домашнего уюта.

Гобелены в разных комнатах:

  • Для детской – в светлых и ярких тонах, с веселой сказочной или юмористической темой.
  • В столовой или кухне-столовой – любой подходящий к стилю, но классическая деревянная мебель и черточки стиля старинного замка в интерьере просто взывают добавить изысканный гобелен, возможно даже с «золотыми» или «серебряными» нитями.
  • В кабинете и библиотеке гобелен добавит комфорта, послужит дополнительной шумоизоляцией стены, как и любой ковер. Рабочую атмосферу никак не сможет нарушить тематический гобелен с природным пейзажем или мирным натюрмортом. Современное прочтение гобеленовых рисунков включает и стилизации географических карт, и абстракции, и множество тематик.
  • В гостиной возможен гобелен с яркой жанровой картиной или светящийся ковер из люрексовых нитей и даже из пайеток – дело вкуса. Подобные изделия несложно отыскать в специализированных магазинах, что подтверждает наличие спроса.
  • Гобелен в спальне – сегодня украшение и в какой-то мере плюс к изоляции, но генетическая память не дремлет: гобелен защищает от холода каменных стен, от сквозняков древнего замка и от шума за этими стенами. Все это не так, но многие люди говорят о том, что им очень приятно видеть в спальне именно гобелен, а не фотообои и уж точно не стандартный ковер советского периода.

Уход за гобеленовой тканью

Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.

  • От пыли можно избавиться с помощью пылесоса или одежной щетки. В конце чистки желательно пройтись по поверхности материала влажной губкой, чтобы вещь приобрела свежий вид.
  • Если появилось пятно от пищевых продуктов или уличной грязи, изделие следует помыть. Мягкую губку или кусочек материи смачивают в мыльном растворе и легкими поглаживающими движениями оттирают загрязнение. Сушить изделие можно на улице, в солнечном месте с хорошей циркуляцией воздуха.
  • Гладить изделия из этой материи не рекомендуется. В крайнем случае допускается глажка с изнаночной стороны утюгом, разогретым не более чем до 150°С.
  • Не следует стирать вещи из гобелена в машинке. Если необходима стирка скатерти или наволочки, лучше сделать работу вручную с помощью щадящих моющих средств.
  • Для стирки и чистки гобеленовой ткани стоит использовать только специальные гели и порошки. Причем перед обработкой изделия на изнанке нужно проверить, не оказывает ли выбранное средство негативного воздействия на материал.
  • Тканые картины лучше прятать от попадания прямых солнечных лучей. Иначе гобелен может потрескаться, насыщенные цвета поблекнут и картина приобретет сероватый оттенок.

Важно!

Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.

Гобеленовые ткани — роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи специальными пропитками, они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.

Шпалеры древности и традиции, перенятые европейцами

Гобелен XIV века, Франция

То, что принято именовать гобеленом, имеет более точное название – шпалера. Это безворсовый ковер ручной работы, с рисунком на одной – лицевой – стороне, предназначенный для того, чтобы украшать стену. Создается шпалера путем перекрестного переплетения нитей разного цвета с помощью специального приспособления – утка. Нити образуют одновременно и рисунок, и саму ткань ковра.

Прообразы шпалер существовали еще в древнем мире, а с первого тысячелетия новой эры началось развитие этого вида ткачества, жители Египта перенимали искусство плетения ковров от народов Месопотамии, а потом и сами добились в этом деле немалых успехов.

Гобелен из Байе, XI век (фрагмент). Несмотря на название, ни гобеленом, ни шпалерой это изделие не является, представляя собой вышивку шерстяными нитями на льняном полотне. Длина составляет около 70 метров, ширина — чуть более полуметра

Сюжетами для таких тканых «картин» служили античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже – библейские предания. Свои традиции плетения шпалер были и на востоке, в Китае с третьего века до новой эры плели ковры с использованием шелковых нитей, а потом это искусство переняли японцы.

Причины, по которым шпалерное ремесло вообще возникло, связаны и с эстетическими потребностями людей прошлых веков, и с практическими соображениями – ведь плетеный ковер служил неплохой защитой от холода в помещении. А потому к традициям плетения шпалер приходили разные культуры, например, в Южной Америке этот вид ткачества был популярен за века до прибытия европейцев – об этом говорят находки, сделанные в захоронениях.

Шпалеры как вид искусства, соперничавший с живописью

Шпалера «Гнев Ахилла», созданная по картону Рубенса

Дела мануфактуры шли в гору, мастера получали заказы от королевского двора, а исполняли их не только сами ткачи, но и художники, которые готовили эскизы для шпалер – картоны. Часто за работу картоньера брались великие мастера живописи. Во второй половине XVII века возглавлял мануфактуру самый влиятельный французский художник Шарль Лебрен, и помимо него, эскизы для шпалер создавали Якоб Йорданс, Рубенс, Симон Вуэ.

Шпалера «Людовик XIV с Кольбером посещают мануфактуру Гобеленов»

Гобелен XVIII века

Вслед за французами мануфактуры стали создавать и в других странах Европы, а в начале XVIII века искусство создания шпалер начали осваивать в России. Для этого Петр I привез в страну нескольких мастеров мануфактуры Гобеленов и основал, в свою очередь, в Екатерингофе Петербургскую шпалерную мануфактуру, которая так и останется единственным крупным отечественным предприятием по изготовлению гобеленов.

Всего Петербургской мануфактурой было создано 205 шпалер, в 1858 году она была закрыта из-за того, что несла постоянные убытки. Впрочем, кризис переживало не только российское ковроткачество.

Шпалера «Полтавская баталия», созданная на Петербургской мануфактуре одной из первых

Новую жизнь гобеленам подарил художник Жан Люрса, реформатор шпалерного искусства, разработавший в первой половине прошлого века новые принципы создания плетеных безворсовых ковров, опираясь на средневековые традиции и в чем-то вернувшись к основам ремесла.

Он исходил из того, что гобеленам не следует подменять собой произведения живописи, что этот вид искусства куда ближе к архитектуре, ведь шпалеры «одевают часть здания». Структуру плетения он вернул к средневековым стандартам, изделия изготавливались значительно быстрее и стоимость их производства существенно снизилась.

Шпалера авторства Жана Люрса

Еще о Жане Люрса: здесь.

Шторы из гобелена

Гобеленовые шторы необычны и современны, подчеркивают респектабельность и стиль интерьера. Особая тайна и камерность присутствует в комнате, окна которой оформлены гобеленовыми обоями. Старинные гобелены могли быть двухсторонними, подобное качество делает современные гобеленовые шторы стильными и достойными украшать самый дорогой интерьер.

Но плюсы гобеленов на окнах не исчерпываются престижем, есть еще ряд практических достоинств:

  • Стойкость и прочность, поистине старинная долговечность;
  • Гобеленовую ткань штор почти невозможно повредить, их даже кроить острым ножом трудно. Грязи шторы тоже не боятся – в разумных пределах.
  • Могут служить в качестве блэк-аут, защищать от солнца и шума за окном. О посторонних взглядах и говорить нечего: гобелен – непроницаем.

Минусом гобеленовых штор можно назвать их высокую цену, к тому же их сложно сочетать со многими современными стилями. Масса штор такова, что для их подвески недостаточно легкого карниза, нужны анкерные крепления.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий