К вечной проблеме «волки и овцы». Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal Для дачи

К вечной проблеме "волки и овцы". эксперимент дидье дезора

Когда, в свои 17, начал интересоваться философией, то первым вопросом был «почему все люди разные? Почему этот стал дворником, а этот — учителем? В чём тайна индивидуализации?»

Второй вопрос касался того, кем быть выгоднее: «овцой» или «волком»? Даже тогда — хотя был не такой продвинутый интеллектуально, как Дмитрий Семчиков, я додумался, что для развития выгоднее быть «овцой». Развития внутреннего, разумеется, духовного и интеллектуального. Потом развил эти взгляды, и до сих пор продолжаю развивать (в том числе и в критике идеологии «Мужских Движений», густо замешанной на идее «альфовости»:). Очень интересно было применить эти взгляды во время службы в армии)))

Кстати, то же самое утверждает и христианство, но я этого тогда ещё не знал.

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal

Роскошный комм под публикацией)) «Отсюда мораль: Не хрен разрушать культурные табу, которые компенсируют «общеживотные » инстинкты человека…»

Мужик вытащил застрявшую овцу из забора

Овца авиценны

Много сотен лет назад Авиценна провел эксперимент, поместив овцу на некотором расстоянии от волка. Через три дня она погибла, хотя физически была здорова. Оказывается, то, что мы называем сознанием, психикой, в значительной степени может определять состояние организма. У пастухов Средней Азии существовал следующий метод лечения. Когда после неудачных родов заболевшая овца не могла уже вставать, и никакие средства не помогали, ей, вместо мертвого ягненка, давали живого, взятого у другой овцы. Она кормила его, заботилась о нем и выздоравливала. Значит, то, что мы называем психикой, может помочь, когда не помогают никакие лекарства. У человека, чей психический уровень неизмеримо выше, чем у животных, этот эффект, соответственно, во много раз сильнее. Без знания законов существования человеческой психики невозможно гармоничное развитие современной медицины. Значительный этап в постижении того, как психика человека связана с его здоровьем, был преодолен благодаря экспериментам Месмера и Зигмунда Фрейда. Оказалось, согласно Месмеру, что на здоровье человека в большой степени влияют не только яркие, сильные переживания, стрессы, но и незначительные. Очень важно понять, насколько глубоко они проникают в психику. Следовательно, глубинные воздействия серьезно влияют на здоровье человека.

  Зигмунд Фрейд совершил открытие, которое соединило психологию и медицину. Он доказал, что глубинные подсознательные структуры живут по своим законам, и стресс, пережитый однажды, никогда не исчезает, хранится там и со временем может вызвать заболевание.

Эксперимент авиценны

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal Читая разное, вспомнился мне тут известный эксперимент Авиценны

(Ибн Сина 980-1037, средневековый персидский учёный, философ и врач).

Суть его в том, что двух ягнят одного помета поместили в две разные клетки и кормили, ухаживали одинаково. Но один из ягнят мог видеть клетку, в которой находился волк. В начале эксперимента оба ягненка имели приблизительно одинаковый вес и вид. Через некоторое время тот ягненок, который не видел волка, был бодрым и упитанным. Другой же, видевший волка постоянно, был худым, подавленным, малоподвижным, его шерсть имела нездоровый вид. Через некоторое время он умер.

Этот эксперимент доказывает прямую связь психического и физиологического состояния организма.
А еще то, что в состоянии страха долго протянуть невозможно. Вот и доктора пишут об этом же, о нашей новой реальности в эпоху короновируса.

«… Есть много способов добиться кооперации пациента с прописанным лечением. К сожалению, самым быстрым, и поэтому интуитивным, является страх. Сделай или сдохнешь. На каком-то коротком промежутке времени это может сработать. Но мозг не может быть в постоянном стрессе, и в какой-то момент наступает «десенситизация» — негативный триггер начинает игнорироваться. Поэтому напугав кого-то чем-то, очень важно в какой-то момент дать ему расслабиться, иначе больше не получится. Если кризис затянулся, то коммуникация должна происходить на другом уровне…»

Ссылка на полный текст эпидемиолога из Института Гертнера (Израиль) Michael Rozenfeld здесь
Очень важное, на мой взгляд

§

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal

И улыбка⠀⠀

⠀⠀

В мире нет беспросветных ночей⠀⠀

Вы мне верить должны, если я говорю,⠀⠀

Если я утверждаю,⠀⠀

Что всегда, даже в самой кромешной печали,⠀⠀

Есть открытое настежь окно, озарённое светом⠀⠀

В мире есть мечта начеку⠀⠀

Есть желанье, которое нужно исполнить⠀⠀

Есть голод, который нужно насытить⠀⠀

В мире есть благородное сердце⠀⠀

И пожатье надёжной руки⠀⠀

И внимательные глаза⠀⠀

И жизнь, которая хочет⠀⠀

Чтоб её разделили с другими.⠀⠀

Поль Элюар, 1951
Пер. М. Ваксмахера⠀⠀
⠀⠀
*~*~*~*~*⠀
⠀⠀
Et un sourire⠀⠀
⠀⠀
La nuit n’est jamais complète⠀⠀
Il y a toujours, puisque je le dis⠀⠀
Puisque je l’affirme⠀⠀
Au bout du chagrin une fenêtre ouverte⠀⠀
Une fenêtre éclairée⠀⠀
Il y a toujours un rêve qui veille,⠀⠀
Désir à combler, faim à satisfaire,⠀⠀
Un cœur généreux⠀⠀
Une main tendue, une main ouverte,⠀⠀
Des yeux attentifs⠀⠀
Une vie,⠀⠀
La vie⠀⠀
A se partager.⠀⠀
⠀⠀
Paul ÉLUARD

§

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal

(а) Пациенты психологов страдают главным образом от чувств. Ключевое отличие между психоаналитическими и психофармакологическими методами лечения заключается в том, что мы полагаем, что чувства что-то значат. В частности, чувства маркируют неудовлетворенные потребности. (Таким образом, пациент, который страдает от паники, боится что-то потерять, пациент, который страдает от ярости, чем-то фрустрирован и так далее). Этот трюизм справедлив вне зависимости от этиологических факторов, даже если один человек в силу своей конституции более склонен к страху, чем другой, или обладает меньшей когнитивной способностью к модификации предикций, его страх по-прежнему что-то значит.

Для ясности: эмоциональные расстройства подразумевают безуспешные попытки удовлетворения потребности. То есть, психологические симптомы (в отличие от физиологических) подразумевают интенциональность.

(б) В таком случае, главная цель психологического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам овладеть более рабочими способами удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Это, в свою очередь, ведет к улучшенной эмоциональной регуляции. В противоположность этому фармакологический подход подавляет нежелательные чувства. Мы не считаем, что препараты, которые напрямую воздействуют на чувства, излечивают эмоциональные расстройства, лекарства лечат симптомы, а не причину. Для излечения эмоционального расстройства необходимо работать с неспособностью пациента удовлетворять стоящие за его переживаниями потребности, так как именно они и вызывают эти симптомы. Однако иногда симптоматическая терапия необходима для того, чтобы пациент стал доступен для психологического лечения, потому что большинство видов психотерапии подразумевает сотрудничество между пациентом и терапевтом (см. ниже). Также верно и то, что некоторые пациенты никогда не становятся доступными для психотерапии. Мы также признаем, что пациенты просто хотят почувствовать себя лучше: они не хотят для этого работать.

(Из The neurobiological underpinnings of psychoanalytic theory and therapy, 2021)

§

Ее суть — это то, что каждый человек испытал в большей или меньшей степени на себе. И многие из нас продолжают испытывать ее в данный момент.

Теория говорит о том, что в ситуации, когда у человека увеличивается количество обязанностей, количество необходимых дел, первая из реакций, которая формирует наше поведение — отказаться от не столь значительных дел, не столь срочных и важных, в пользу тех самых главных дел.

И парадокс в том, что самыми неважными делами окажутся…. да-да! Именно те, которые дают нам силы, ресурс, энергию и вдохновение.

Родитель, на которого сыпятся и сыпятся дела, добавляются и добавляются чрезвычайно важные рутины и жизненно важные обязанности — кормить, ухаживать, работать, оплачивать счета, закупать продукты, соблюдать гигиену, лечить, учить, бесконечно давать и давать заботу… Так вот этот родитель начнет каждый день делать выбор. Выбор в пользу этих важных дел. Оставляя, как не требующие срочности, как те, к которым можно вернуться позже, дела, которые конечно звучат не так значимо — встречи с друзьями, прогулки у моря, музыка в тишине, ванная с пеной, романтический вечер с близким человеком, творчество, танцы (продолжить из своего списка).

И парадокс в том, что отказываясь от дел из этого списка, человек теряет источники пополнения энергии, источники вдохновения, не пополняет свои аккумуляторы и батарейки, а только черпает черпает черпает, как будто есть что-то бесконечное.

И тогда новый круг — энергии все меньше, нужно оставлять самое важное. Это опять минус “чепуха” и удовольствия. Ведь это может ждать… И новый виток потери сил. И так до самого дна….

К сожалению, среди родителей, особенно малышей, нескольких малышей, детей требующих особенного внимания, этот процесс встречается слишком часто. Нет времени на вышивку крестиком. Не так уже важно прогуляться с друзьями по городу, да и помыться можно без пены и музыки, а ужин приготовить не из источника творчества, а из точки необходимости, как в том анекдоте — из чего суп? — из последних сил…

Мне видится знание этого алгоритма очень важным. Каждый раз, отменяя то, что рождает в вас творчество и дает вам энергию, Вспомните этот рисунок. Он воронка, он водоворот, он засасывает и действует очень глубоко и незаметно. Но всегда именно так, до самого дна.

Нужно знать это, чтобы , расставляя приоритеты соблюдать баланс, оставляя ту самую ерунду и глупости, без которых только кажется, что можно жить. На самом деле — это они дают нам энергию и силы. И делают нас нами 🙂

§

Некоторые выдержки одного из семинаров Рене Руссийона, проходивших в Институте Психологии и Психоанализа на Чистых прудах.

Самоубийство на самом деле является убийством. Убийством другого, находящегося внутри.

Ругая и критикуя себя мы на самом деле ругаем и критикуем другого.
Еще в 1915 году Фройд отметил, что самоубийство на самом деле является убийством другого, который находится внутри (вовнутрь он попадает из-за инкорпорации). Если человеку в ситуации потери работа горя по потерянному объекту не удаётся или она невозможна, остаётся работа меланхолии, — она заканчивается инкорпорацией утраченного объекта.
Меланхолия чаще связана не с потерей объекта, а с потерей другого рода — с разочарованием. Разочаровывающий нас объект вызывает злость, ярость. «Тень объекта падает на Я», расплавляется внутри. Я пытается ассимилировать «тень» и тогда и злость, ярость, и разочарование поворачивается на Я. Меланхолики принимают за своё то, что было инкорпорировано ими (из-за недостаточности, дефицитарности объекта).

Источник: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=986126155219004&id=100014648851494

§

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов о том, что они считают первым признаком цивилизации. Студенты ожидали, что Мид расскажет о рыболовных крючках, глиняных горшках или обработанных камнях.
Но нет. Мид сказала, что первым признаком цивилизации в древней культуре является бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась. Мид объяснила, что если живое существо в царстве животных ломает ногу, то оно умирает. Со сломанной ногой оно не может убежать от опасности, добраться до реки, чтобы напиться или охотиться за едой. Оно становится добычей для хищников, поскольку кость срастается довольно долго.

Бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась — это доказательство того, что кто-то потратил время, чтобы остаться с тем, кто получил это повреждение, перевязал раны, перенёс человека в безопасное место и охранял его, пока тот не восстановился. Помогать другому человеку во время трудного периода — это тот поступок, с которого начинается цивилизация, — сказала Мид.

Маргарет Мид (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям по социализации детей и подростков в Полинезии.
Основательница Института сравнительной культурологии, член Национальной академии наук США (1975).

§

Один из показателей выхода страны из нищеты — рост покупок гитар.

Рослинг Х. «Фактологичность»

Курт Воннегут:
Когда мне было 15, я провел месяц, работая на археологических раскопках. Как-то раз я разговорился с одним из археологов во время обеденного перерыва. Он задавал тот тип вопросов, которые обычно спрашивают у молодых людей, чтобы «узнать тебя». Ты занимаешься спортом, какой твой любимый вид? И я ответил ему: нет, я спортом не занимаюсь, я работаю в театре, пою в хоре, играю на скрипке и пианино, раньше брал уроки живописи. И он ответил — ВАУ. Это потрясающе! И я сказал: «Ой, неет, я не очень хорош ни в чем из этих вещей!»

И он произнес нечто, что я никогда не забуду, что полностью взорвало мой мозг, потому что никто никогда ничего подобного не говорил, до этого момента: «Я не думаю, что делать что-то хорошо — это единственный смысл заниматься этим. Я думаю, ты получаешь превосходный опыт и разнообразные навыки, это все просвещает тебя и делает интересной личностью, не важно, насколько хорошо ты овладеваешь этим всем».

Признаюсь честно, это изменило мою жизнь. Потому что я ушел от провала, от того, кто не был достаточно талантлив ни в чем, чтобы заявить о себе, к тому, который занимается чем-то, потому что наслаждается этим. Я вырос в предельно успехо-ориентированной среде, переполненной мифом о Таланте, где, я думал — был лишь один мотив делать нечто — «Побеждать» в этом.

§

Философ и психоаналитик Джонатан Лир о цели психоанализа:

«…Цель психоаналитической терапии не в том, чтобы фантазия человека ушла, даже когда она становится осознанной… Скорее задача заключается в том, чтобы научиться творчески и полноценно жить с фантазией. Иногда это может включать в себя трансформацию фантазии и соответственное ослабление таких эмоций, как гнев и вина. Но иногда, когда фантазия сохраняется, это может включать в себя трансформацию того, как человек с ней живет. То есть гнев на покойного родителя и разочарование в нем могут не уйти даже после рациональной оценки, что они в конечном итоге не обоснованы, даже после аналитической терапии.
Но они могут стать поводом для юмора, для поэзии, для размышлений об утрате, для рассмотрения моральных причин, для написания критических рецензий на книги, для того, чтобы проводить больше времени с собственными детьми, для чтения Шекспира, для занятий греблей на каноэ. Успех терапии зависит не обязательно от исчезновения гнева в свете рациональной оценки (прозрачности), но от того, прекратил ли человек застревать с гневом в ригидных практиках, которые сам не понимает».

§

§

§

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournal

Нашла на просторах интернета видимо давний текст Насти Рубцовой о достаточно хорошей матери. Делюсь

Достаточно хорошая мать: 6 пунктов по Винникотту

Первое. Мать, должна физически быть. Только не смейтесь, это не такой уж очевидный пункт. То есть она не должна пропадать дольше, чем на несколько дней, уезжать в научно-исследовательскую экспедицию в республику Конго на полгода, работать до 11 вечера, ложиться в больницу на месяц или вообще умирать.

С ней все это может случаться. Чего только в жизни не бывает. Но тогда фигурой, заменяющей мать, становится папа, бабушка, няня, и все наши следующие пункты уже будут относиться к этому человеку.

Второе. Она умеет справляться со своей тревогой и успокаивать ребенка. Это очень сложный пункт, о нем написаны десятки книг и статей, но в двух словах: если у вас дома бардак, если вы можете выйти из дома без того, чтобы проверить семь раз, выключен ли утюг и газ, если вы не впадаете в панику, глядя, как ребенок карабкается по грязной лесенке, значит, с тревогой вы как-то справляетесь. Если вы можете так обнять ребенка, чтобы он успокоился (не придушить, а обнять), если вам хотя бы иногда удается заменить «Не ори, хватит меня позорить!» на «Все хорошо, все хорошо, мой маленький, давай успокаиваться», хотя бы в одном случае из ста, то вы справляетесь. И даже если не удается, этому можно научиться. Постепенно.

Третье. Достаточно хорошая мать ошибается. Она должна ошибаться. Обязана. Иногда не угадывать, чего там пищит ребенок, то ли замерз, то ли есть опять захотел. Тем более — не предугадывать его желаний. Иногда слишком тепло — или слишком легко — его одевать. Не выполнять всех его требований и не покупать всего, чего он просит. И так далее. По Винникотту, хорошая мать ошибается примерно в 30% случаев, и ее ошибки абсолютно необходимы ребенку — иначе, будь она идеальной, он бы не научился справляться с обидой, печалью, гневом и яростью.

Если верить другим исследователям, чем идеальнее мать, тем хуже для психики ребенка. Тем более, что за «идеальность» часто выдают ту самую повышенную тревожность, которая у нас идет предыдущим пунктом.

Четвертое. Достаточно хорошая мать имеет свою собственную жизнь. Она не погружена целиком в ребенка, есть и другие люди, с которыми она отдыхает душой от младенческих забав, всех этих «ку-ку» и «мы покакали». Винникотт полагал, что у нее должен быть еще и хороший секс с отцом ребенка, но тут Винникотт не авторитет, потому что сам он никого не рожал. И до секса ли там, в первый год младенческой жизни, прости господи. И почему именно с отцом ребенка? Но суть именно в том, что у матери есть взрослые — неважно, сексуальные ли — отношения с кем-то еще.

Пятое. Достаточно хорошая мать понимает свои чувства. Ну как-то, хоть немного. Она узнает в себе зависть и обиду, стыд и печаль, радость и облегчение, воодушевление и усталость и так далее. Может перепутать, например, зависть и обиду, а кто из нас не путает время от времени? Но у нее не возникает грубой путаницы, она не называет, например, свое раздражение любовью, усталость — ненавистью, злость — радостью, не отворачивается в ужасе от любого чувства со знаком минус. Не говорит с ребенком вымученно о его чувствах «по Гиппенрейтер». Просто понимает свои чувства, и все. Никаких дополнительных усилий не нужно. Ребенок обучается этому бессознательно, когда проводит время с ней рядом.

Еще достаточно хорошая мать умеет мечтать. Все.

Остальное, с точки зрения психоаналитика, имеет значение гораздо меньшее. Неважно, во сколько лет ребенок приучился ходить на горшок, и знает ли он в 3 года алфавит. Неважно, на какие кружки он ходит, умеет ли «вести себя в обществе» и рассказывать стихи с табуретки. Неважно, питается ли он по режиму, играет ли в планшетник, и гуляют ли с ним дважды в день, или всего раз в день, или, о ужас, ни разу.

И развивают ли его по Монтесорри, и ставят ли прививки. И ставят ли в угол. И так далее.

Автор: Анастасия Рубцова

§

§

§

К вечной проблеме "волки и овцы". Эксперимент Дидье Дезора: kot_begemott — LiveJournalЧЕТЫРЕ ТИПА ГОРЯ, О КОТОРЫХ ВАМ НИКТО НЕ СКАЗАЛ
И почему важно называть их горем.

Текст – Сара Эпштейн.
Перевод — Юлия Лапина

Так сложилось, что слово «горе» понимается исключительно как реакция на смерть. Но такая узкая интерпретация не даёт нам увидеть весь спектр человеческого опыта, который создает и провоцирует состояние горя. Вот четыре типа горя, которые мы можем переживать и которые не имеют отношения к смерти.

1. Потеря ИДЕНТИЧНОСТИ: потеря роли или чувства принадлежности.
Например:

— Человек, проходящий через развод, который ощущает потерю статуса «супруга».
— Женщина, прошедшая через рак груди и переживающая потерю ощущения себя женщиной после двойной мастэктомии.
— Родитель взрослых детей, переживающий синдром «опустевшего гнезда» и потерю роли родителя в её прямом понимании.
— Человек потерявший или сменивший работу, переживающий потерю своей идентичности.
— Человек, покинувший религиозную группу, ощущающий потерю принадлежности сообществу.

Когда бы человек ни терял свою первичную идентичность, он горюет о потери части себя. Люди скорбят о том, кем они были и в конечном итоге будет необходимо создать новую историю своей жизни, которая бы включала в себя и эту потерю. В некоторых случаях, идентичность кажется украденной, как в случае с человеком, которого поставили перед фактом развода или как в примере с раком груди. Для этих людей горе усугубляется ощущением потери контроля над ситуацией. Другие же сами делают выбор о смене идентичности, как в случае ухода с работы или из религиозной группы. И хотя такой вариант может звучать как более простой, такие люди могут проходить через горе с двойственными переживаниями – ведь они сами выбрали уйти от того, по чему будут скучать. Они могут чувствовать себя гораздо меньше в праве горевать о потери своей идентичности, потому что вроде бы как сами приняли такое решение.

2. Потеря БЕЗОПАСНОСТИ: потеря ощущения физического, эмоционального и психического благополучия.

Например:

— Люди, пережившие физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, которые пытаются вернуть себе безопасность повседневной жизни.
— Семьи, испытывающие финансовые и жилищные проблемы, ощущающие себя на грани выживания, незащищенными и нестабильными.
— Дети разведенных родителей, горюющие о потере «неповрежденной» семьи (хотя они могут так это не формулировать даже для самих себя).
— Члены сообщества, столкнувшиеся с насилием внутри него и чувствующие себя дестабилизированными и в небезопасности.
— Человек, узнавший о неверности партнера, может больше не чувствовать себя в эмоциональной безопасности в этих отношениях.

На базовом уровне ожидается, что мы должны чувствовать себя в безопасности в наших домах, сообществах и в наших отношениях. Потеря чувства безопасности, будь это в физическом смысле (после «взлома» дома или тела) или эмоциональном (после измены) может превратить весь мир человека в небезопасное место. Симптомы потери безопасности могут выражаться в сверхтревожности даже при отсутствии явной угрозы или в нечувствительности к происходящему вокруг. Для многих, особенно для страдающих от посттравматического стрессового расстройства, нечувствительность и сверхтревожность могут чередоваться. Людям, пережившим травму, насилие и/или нестабильность очень трудно восстановить чувство внутренней безопасности, даже когда всё вокруг уже стабилизировалось. К задаче излечения от травмы добавляется горе от потери чувства безопасности и необходимость научиться выстроить его заново.

3. Потеря АВТОНОМНОСТИ: потеря возможности управлять своей жизнью и необходимыми делами.

Например:

— Человек с дегенеративным заболеванием, горюющий о потере физических и/или умственных способностях.
— Пожилой человек, неспособный больше заботиться о себе сам, который горюет о своем угасании (это может так же сопровождаться потерей чувства идентичности как значимого члена общества).
— Человек, переживающий финансовый кризис, который теряет чувство независимости и оказывается в ситуации, когда необходимо полагаться на других.

Этот тип горя пронизывает саму суть потребности человека управлять своим телом и своей жизнью. Потеря автономности провоцирует горе от потери чувства контроля и погружает в борьбу за поддержание чувства своего Я. В случае болезни или ограниченных возможностей потеря автономности (и часто в добавок потеря идентичности) отражается в каждом шаге. Снижение способностей заставляют горевать о потере независимости и независимом функционировании. Человек страдающий от серьезных финансовых потерь тоже может испытывать чувство утраты, выраженное в том, что его возможности значительно сузились, а также жить с чувством полного провала и отчаяния. Перед такими людьми стоит задача оплакать свои потери и переформулировать для себя кто же они теперь перед лицом этих ограничений.

4. Потеря МЕЧТЫ и ОЖИДАНИЙ: лицом к лицу с несбывшимися надеждами.

Например:

— Человек или пара, столкнувшаяся с бесплодием.
— Студент отличник который пытается найти свое место в «реальном мире».
— Человек, чья карьера совсем не соответствует его ожиданиям.
— Человек, чье сообщество внезапно стало поддерживать политические идеи с которыми он не согласен.

Этот типа горя характеризуется глубоким чувством дезориентации. Многие из нас живут с чувством, что мы знаем, как устроен этот и мир и что мы более или менее представляем, что нас ждет в будущем. Когда жизненные события разбивают наши ожидания, человек может испытывать глубокое горе и чувство несправедливости. Человек или пара борющиеся за зачатие и студент, пытающийся найти свое место в мире, могут испытывать чувство неудачи, которое лишь усугубляет горе. Они могут начать сравнивать свою жизнь и свои результаты с другими. Неожиданные политические перемены могут привести к утрате знакомой реальности и к чувству абсолютного непонимания как функционирует мир.

Вернуть слову «горе» положенное ему место.

Потеря идентичности, безопасности, автономии и надежд — все эти потери могут приводить к чувству горя. Скорбь и горевание как образы могут помочь каждому из нас пройти через момент или период хаоса с деликатностью, которую мы предоставляем скорбящему. Скорбящий получает сочувствие и имеет право на гнев, грусть, оцепенение, дезориентацию и нелинейное исцеление со своими «откатами» назад. Слово горе одновременно деликатно характеризует внутреннюю реальность процесса и разрешает (легитимизирует) и конкретизирует наш внутренний процесс для других людей.

В то время как многие переживают неудачи и трагедии жизни горюя и скорбя, другие чувствуют, что они не имеют права на это слово.

Поэтому я даю вам разрешение.

Вы можете горевать.

Вы можете скорбеть.

Ваша потеря настоящая

§

Небольшой конспект книги Сью Герхард «Как любовь формирует мозг ребенка»

В первые два года жизни ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за эмоции и невербальную коммуникацию: младенец «считывает» информацию об эмоциональном состоянии заботящихся о нем людей, а также впервые чувствует сам, получает свой первый эмоциональный опыт.

Что делать со своими чувствами малыш еще не знает. За управление эмоциями и регуляцию поведения отвечает левое, пока неактивное, полушарие. Поэтому роль родителя в том числе заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями, особенно если речь идет об отрицательных впечатлениях.
Для этого важно:
✅ Настроенность на ребенка (устал, мокрые пеленки, голод – родитель улавливает причину дискомфорта);
✅ Последовательность действий (голоден – дать грудь, грязный памперс – смена с улыбкой);
✅ Позитивный результат – комфорт восстановлен.

Все это помогает создать благополучную картину мира, научить различать свои потребности и эмоции, дать механизмы грамотного и безопасного (для себя и других) решения проблем. У разных исследователей эти невербальные образцы, запечатленные на подсознании и являющиеся фундаментом нашего поведения во взаимодействии с другими людьми, имеют разное определение, но суть одна: Джон Боулби– внутренние рабочие модели; Даниель Штерн– обобщенные образцы взаимодействий; Вилма Буччи– схемы эмоций; Роберт Клайман — процедурная память.

Если родители в силу обстоятельств не справляются с задачей – ребенок взрослеет в условиях повышенного уровня гормона стресса – кортизола.

Высокие уровни кортизола связаны с крайне высокой активностью правого полушария головного мозга и недостаточной активностью в левом. Это не является нормальным типом распределения активности.

Левое полушарие помогает осмыслить переживания и облечь их в словесную форму, найти социально-приемлемый путь решения проблемы. Если левое не подключается – человек зацикливается на негативной ситуации. Восстановление может зависеть от проговаривания чувств и переживаний, потому что подключается левое полушарие.

Возвращаемся к тому, с чего начали: до двух лет развивается именно правое полушарие, т.е. ребенок не может идентифицировать свои чувства и назвать их. По этой причине стресс в младенчестве не может быть эффективно обработан. Близкие должны помочь (поэтому «проговаривание» своих действий во время ухода за ребёнком имеет смысл: «Кто это у нас плачет? Малышу надо поменять памперс; …вот и всё стало хорошо!»)

Стрессовые переживания загоняются в мозговую миндалину и подкорковые зоны (а в идеале должны «разруливаться» с помощью лобно-глазничной зоны и перерабатываться во фронтальной зоне коры).
Механизм реагирования на стресс деформируется. Справиться с миндалиной может гипоталамус, но он снимает с себя ответственность по причине высокого кортизола. Круг замкнулся…

Итак, на архитектуру мозга влияет ранний опыт ребенка.
В первые месяцы жизни организм только устанавливает приемлемый уровень возбуждения, определяет исходное состояние систем, которое будет в дальнейшем поддерживать (определяется базовый уровень серотонина, кортизола, норадреналина и пр. исходя из первого эмоционального опыта).

Младенец не может сам определить норму, он делает это с помощью заботящихся о нем людей. Если преобладают гормоны стресса – ребенок «подсаживается» на стресс, при положительных эмоциях – формируется позитивное восприятие мира. Предположительно, критический период, в течение которого происходит установка механизма реагирования на стресс, — 6 мес от рождения.

✔️Дети матерей, находящихся в депрессии, приспосабливаются к низкому уровню стимуляции и привыкают к низкому уровню положительных эмоций.

✔️Дети беспокойных матерей могут приходить в состояние перевозбуждения, их чувства в дальнейшем бесконтрольно вырываются либо полностью отключаются, чтобы избежать передоза.

✔️Дети, которые получают достаточно внимания и отклик на свои потребности, адекватны и со временем научаются справляться с чувствами самостоятельно.

Исследования показывают, что гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система (ГГН-ось, определяющая механизмы реагирования на стресс) программируется на гипо- или гиперреакцию в ходе получения самого раннего эмоционального опыта;

кортизол оказывает необратимое влияние на развивающуюся ЦНС ребенка. Все зависит от того, когда ребенок начал испытывать сложности, были они постоянными или временными, их интенсивность. Исследования в этой области продолжаются.

Нарушения в детско-родительских отношениях – неадекватная реакция ухаживающих людей на потребности ребенка (мама их не замечает, потому что в депрессии; использует метод воспитания самостоятельности «Пусть поплачет…»;
мама сама не умеет разбираться со своими чувствами и потребностями, поэтому их проявление у ребенка вызывает у нее злость и раздражение; тревожная мама и пр.)

Результат: кортизол зашкаливает или чувствительность к нему отключается.
В связи с этим типы привязанности:
— Избегающая (часто – низкий уровень кортизола) – чувства ребенка игнорировали или подавляли, критично настроенные родители, назойливый стиль родительства, когда нет должного уважения к границам ребенка. Дети учатся, что чувства (особенно негативные) надо держать в себе, чтобы не расстроить или не разозлить мать; ребенок как бы защищает родителя от своих чувств — во взрослой жизни недостаточно настойчив в защите своих интересов, эмоциональное оцепенение, отключение механизмов реагирования на сильные эмоции (не способен чувствовать душевную боль, но и не способен испытывать счастье). Возбуждение от подавления эмоций не исчезает – оно только усиливается (Гросс и Левинсон, 1993), за спокойствием следует внезапное высвобождение эмоций (чаще это выплескивается агрессией).
Склонны к болезням: астма, аллергия, артрит, сезонные депрессии, онкология (Хейм и др., 2000).
— Тревожная (или амбивалентная – высокий уровень кортизола) – родители непостоянны в своих реакция (то отзываются, то игнорируют). Дети вынуждены отслеживать настроение, чтобы найти оптимальный вариант получения обратной связи; выбирают стратегию преувеличения чувств – во взрослой жизни необоснованно требовательны, склонны драматизировать свои чувства, пугливы, раздражительны, склонны к уходу в себя, эмоциональным расстройствам, депрессии, самоубийству, расстройствам пищевого поведения, к алкоголизму, ожирению, сексуальному насилию (Коломина и др., 1997).
— Дезорганизованная – родители не обеспечивают базовую безопасность и не выполняют задачу по защите ребенка. Дети не могут выработать согласованную защитную позицию, испытывают страх в управлении своими чувствами и колеблются между двумя первыми стратегиями. При наблюдении за детьми этой категории: бьются о стену, когда входит их мама, или с нетерпением бросаются к ней, а затем сворачивают с пути и пр. Это свидетельствует о замешательстве, о том, что ребенок не знает, безопасно ли подойти к родителю. Родители – нервозные, агрессивные. В взрослом возрасте – уровень кортизола зашкаливает, риск развития психологической патологии, до пограничного состояния личности.
В результате люди испытывают серьезные затруднения с тем, как скоординировать свои биологические потребности с социальными нормами и как обмениваться эмоциональной информацией с другими людьми с пользой для всех сторон.

И ещё: Правильный момент – ключевое понятие в родительстве, так же как и в комедии. Понять, когда младенец или ребенок уже способен на чуть больший самоконтроль, вдумчивость и независимость, невозможно из книг по воспитанию: это своего рода искусство, а не наука для родителей – рассудить, когда настало время для очередного шага (Сью Герхардт).

Источник: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2904558959810994&id=100007707540869

§

§

«… Взрослый начинает и только он может и закончить.

Ребенок всегда будет просить «хочу еще», ибо у него нет конечной точки; если мы не убедим его остановиться, он закончит тем, что испачкает прекрасный рисунок, который готов завершить. Жизнь того, кто никогда не слышал слова «нет!», которое он не смог интегрировать, будет несравненно сложней. Отказ, запрет не принимается с легкостью, без отчаяния, но чем позже он произойдет, тем весомее будут его последствия».

Жак Андре «Сто популярных концептов психоанализа», Эдипов комплекс

§

ПОНЯТИЕ СВЕРХАДАПТАЦИИ В ПСИХОСОМАТИКЕ

Психосоматический пациент представляет в настоящее время такие же сложности теоретического и клинического порядка, как истерия, фобия и обсессивный невроз в конце 19 века. Одной из причин возникновения психосоматических заболеваний является чрезмерная, так называемая сверхадаптация личности к внешним условиям окружающей среды и культурным ценностям, которые принимаются человеком бесспорно. Теория сверхадаптации отталкивается от понятия «пассивной адаптации к реальности» аргентинского психоаналитика Пичона Ривьере.
Соответственно, сверхадаптированные пациенты прошли путь пассивного, лишенного критического подхода приспособления к среде.Последствием такого рода адаптации является отсрочка, откладывание развития телесной и эмоциональной самости, которая так никогда и не достигает настоящей зрелости. Этот процесс «обеспечивается» дефицитарным функционированием символического аппарата, который игнорирует сигналы, подаваемые телом и эмоциями.

В отличие от медиков, которые стараются избавить пациента от его симптомов, в психоаналитическом процессе телесный симптом рассматривается как предполагаемое сообщение, можно даже сказать, полезное для здоровья, которое имеет целью привлечь внимание, как если бы речь шла о сигнале тревоги, а также как попытке со стороны тела «вписаться» в психический аппарат для воссоединения единства души и тела. В общих чертах можно сказать, что у психосоматических личностей внешнее преобладает над внутренним. Хотя эта патология и получает в настоящее время огромную поддержку со стороны современной культуры успеха, истоки заболевания кроются в особой истории раннего развития отношений с первичными объектами, в нарушении нормального эволюционного симбиоза, родительских амбициях и так популярных в нашей стране практиках раннего стимулирования и развития детей, которые в большинстве случаев нарушают здоровое эмоциональное развитие последних, вынужденных совершать «скачок во взрослость». При этом образуются пустоты в символизации, которые репрезентируют цену, заплаченную за поспешное развитие.

Источник: Школа Аргентинского Психоанализа

§

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий