Шпалы на участке. Что можно сделать из шпал на участке

Шпалы на участке. Что можно сделать из шпал на участке Для дачи

В чем вред пропитки для шпал

Проблема собственного жилья актуальна во все времена. И сегодня многие люди, мечтающие о своем доме, но ограниченные в средствах, изучают способы бюджетного строительства. И основной вопрос, который волнует тех, кто хочет построить дом из шпал – вредно или нет жить в таком доме.

При производстве железнодорожные шпалы пропитывают креоэотом, веществом второго класса токсичности, представляющим собой смесь фенольных смол. Это мощнейший антисептик, консервирующий древесину и делающий её абсолютно устойчивой к гниению, повреждению грызунами и насекомыми. Поэтому шпалы, десятилетиями лежащие в земле и испытывающие огромную нагрузку, практически не разрушаются.

Однако у них есть определенный срок службы, по истечение которого их меняют на такие же новые или железобетонные. А отслужившие свой срок шпалы продают по бросовой цене, гораздо ниже той, что приходится платить за строительную древесину.

Как отделать

Вид отделки зависит от назначения постройки. Если это дом, сарай или мастерская, нужно максимально надежно изолировать внутреннюю поверхность шпал, предварительно законопатив или запенив все щели и стыки. Вариантов такой изоляции несколько:

  • штукатурка глиняным раствором;
  • сплошная обмазка жидким стеклом;
  • отделка плотной полиэтиленовой пленкой с тщательной проклейкой стыков между полосами.

Как строить

Шпала представляет собой толстый и короткий брус с высокой несущей способностью, поэтому под такие стены не обязательно заливать сплошной фундамент. Достаточно свай или бетонных столбов, особенно для нежилой легкой постройки. Расстояние между опорными точками определяется длиной шпал. Можно сделать и фундамент из железобетонных шпал, уложенных на щебеночную подушку.

Коротко о главном

После прочтения статьи не должно возникать вопроса: дом и баня из шпал – вредно или нет. Ответ на него однозначен, поэтому использовать шпалы в качестве строительного материала можно только в самых крайних случаях и применять для нежилых построек. Снизить риск заболеваний из-за вдыхания вредных испарений можно, используя старые шпалы с неполной пропиткой, а также позаботившись о качественной изоляции внутренних помещений с помощью специальной отделки.

Можно ли уменьшить вред шпал

Очистить шпалы от креозота невозможно, даже если они пропитаны им не насквозь, а на толщину в несколько сантиметров – такая разновидность тоже встречается. Если срезать эти сантиметры со всех сторон, шпала превратится в тонкий брус, бесполезный для устройства капитальных стен. Но уж если вы решили построить дом или сарай из шпал, лучше выбирать именно такой материал с частичной пропиткой.

Гораздо меньше «химии» выделяют старые шпалы, пролежавшие под солнцем, ветром и дождем не менее 20 лет. За это время большая часть креозота из них вымывается и выветривается, но сама древесина сохраняет прочность.

Особенности строительства из шпал

Решив построить дом из шпал, плюсы и минусы этого материала нужно оценивать в общем списке.

К плюсам относятся:

  • долговечность – несмотря на вторичное использование, шпалы прослужат ещё десятки лет, не сгниют и не разрушатся;
  • отличное теплосбережение за счет большой толщины деревянного бруса;
  • высокая скорость возведения стен;
  • экономичность – материала дешевле шпал просто не найти, а железнодорожникам их часто вообще отдают бесплатно.

Вывод очевиден: дом со шпал для постоянного проживания, а также баня, в которой здоровье нужно поправлять, а не губить – плохая идея. Гараж или помещение для хранения садового инвентаря и оборудования – другое дело. Сарай – тоже допустимо, особенно если он используется только для зимовки скота.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Железнодорожная шпала — это балка из дерева. Согласно ГОСТу, который действует в нашей стране, изготавливают их из сосны, пихты, ели, кедра, берёзы и лиственницы. Шпалы всегда пропитываются маслами и антисептиками ещё в процессе производства, поэтому максимально надёжно

защищены от гниения

, долговечны.

Использование железнодорожных шпал на участке

Важно! В старых шпалах содержится вредный для человека и природы каменноугольный креозот. Задумайтесь над этим, минимизируйте контакты членов семьи, растений и животных со шпалами! Покраска и покрытие лаком снизят потенциальный вред от пропитки креозотом.

Чем вреден креозот? Он может вызвать появление на коже бородавок, папул, пигментации, ороговевших участков. В самом худшем случае это вещество, в составе которого есть фенол, приводит к раку кожи. В Евросоюзе нелицензированное использование креозота запрещено.

В России для прокладки основных железнодорожных путей применяются шпалы 1 типа, которые имеют длину 275 сантиметров (плюс, минус 2 сантиметра), толщину 180–185 сантиметров, высоту пропиленных боковых сторон — 150 сантиметров. Есть шпалы второго типа, они тоньше и применяются на подъездных путях и станциях. Для домашних DIY-проектов подходят оба типа, но, повторимся, о потенциальном вреде забывать нельзя!

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Первый пример применения железнодорожных шпал на участке — строительство подпорных стенок. Фотопримеры таких проектов портал Rmnt.ru уже приводил

в отдельной статье

. Процесс строительства деревянных подпорных стен проще, чем каменных. Между собой шпалы скрепляются либо специальными шпильками, либо винтами. Работать нужно только в перчатках!

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Делают из железнодорожных шпал и бордюры вдоль садовых дорожек, клумб и цветников.

Использование железнодорожных шпал на участке

Строят из шпал и высокие,

приподнятые грядки

. В таком случае владельцы часто решают сэкономить и распиливают толстые балки на более тонкие доски.

Использование железнодорожных шпал на участке

Кофейный, журнальный столик из покрашенных шпал. Брутально, грубовато, зато недорого и эксклюзивно.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Каминная полка

. Шпалу можно облагородить, чтобы выглядела декоративней, а можно установить над камином в натуральном виде.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Ступени на участке со склоном. Один из самых недорогих, простых и доступных способов обустроить подъём.

Использование железнодорожных шпал на участке

Садовая скамейка. Дополнительно требуются только ножки-подставки, на которых будет лежать железнодорожная шпала. При желании всегда можно покрасить.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

А ещё из деревянных шпал строят гаражи,

сараи

, бани, делают основание, фундамент для бытовок и других построек. Есть целые дома, построенные из такого материала. Выбор, безусловно, очень спорный, специалисты однозначно против строительства жилья из шпал. Но для хозяйственных построек шпалы используют, ведь материал доступен по цене и долговечен.

Шпалы на даче

Из шпал на отечественных дачах делают все: мебельный эксклюзив и высокие гряды, забор и подпорная стенка с лестницами, стены сарая и пристройки для веранды к старому дому. Облагороженная, очищенная и покрытая толстым слоем лака шпала может послужить украшением интерьера в стиле кантри и брутализм, декорировать камин или стать элементом в системе пола. Если это пол по грунту, то применение пропитанных балок очень практично.

Шпалы на даче – вред или польза?

Возвращаясь к креозоту: это вещество без шуток опасно для жизни. Чувствительные и склонные к аллергическим реакциям люди могут получить поражение кожи за считанные часты «общения» с декоративной или строительной конструкцией из старой шпалы. Не исключены и отеки, опасные для жизни.

Дачники все это отлично понимают, и открытые шпалы не используют. Загрунтовав и окрасив шпалу за 2-3 раза плотным слоем (краска предпочтительна не дышащая, дающая непроницаемый для пара слой; группа масляных и битумных ЛКМ и никакого акрила – это бессмысленно), а еще лучше – добавив финишный слой лака, можно слегка успокоиться насчет вреда от старой шпалы.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий