УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме «Дом в Черёмушках» — Я иду на урок

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме  «Дом в Черёмушках» - Я иду на урок Для дачи

Презентация и конспект урока 1кл «дом в черёмушках» м.коршунов

Разработка урока в помощь учителю начальных классов в сопровождении с презентацией.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Тема: М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок).

( 1 класс)

Цели урока.

1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.

2.Развивающая: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.

3. Воспитывающая: способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.

4. Здоровьесберегающая: сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры. Лепестки цветка для рефлексии.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

— Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новые понятия.

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.»

Китайская пословица.

-Как вы его понимаете?

— Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления — пустое развлечение.

Высказывания учащихся.

Слайд 1

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1.Повторение.

2.Правила работы в ресурсном круге.

— Как называется раздел, который мы изучаем?

— О ком говорится в произведениях этого раздела?

— А кого ещё можно отнести к членам семьи, кроме людей? Животных.

— Продолжим наш урок, работая в едином круге. Вспомните правила общения в ресурсном круге.

— « Наш дом».

— О членах семьи, соседях.

Рассказы детей о своих любимцах (внешний вид, повадки, характер, интересные случаи, которые произошли с ними).

Предполагаемые ответы:

— Высказывается каждый участник круга.

— Ответив сам, выслушай других.

— Даем право высказаться каждому, терпеливо выслушивая ответы одноклассников.

— Нам помогут слова «я присоединяюсь», «я согласен (согласна)».

До урока оформляется выставка фотографий и рисунков «Наши любимцы».

Слайд 2

3.Определение темы и целей урока.

— Откройте с 97.

— Определите тему нашего урока.

— Поставьте перед собой цель урока. Чему мы будем учиться?

Предполагаемый ответ:

— Цель урока:

продолжить работу над развитием умения выразительно читать отрывок; вести диалог с автором; анализировать художественный текст.

Слайды 7,8

СЛАЙД

4. Совместное открытие новых знаний.

1. Работа с текстом до чтения.

а) Работа с заглавием.

б) Работа с иллюстраций.

3.Работа с текстом во время исследования. Достижение понимания на уровне содержания.

Физкультминутка

Рассмотрите иллюстрации к произведению. Можно ли по иллюстрациям догадаться, о чём мы будем читать?

— Что вы видите?

-Может быть, название произведения подскажет, о чём будем читать?

— Как называется произведение?

— Что такое Черёмушки?

— Помогло ли название узнать, о чём будем читать?

— Что нам нужно сделать, чтоб узнать содержание текста?

— Кто автор произведения?

— Мы будем исследовать весь текст или отрывок?

-Что такое отрывок?

-Перелистайте страницы, определите, сколько частей в этом отрывке.

— Что вы скажете об авторе и названии этого произведения?

— Прочитайте то, что написано в скобках?

— Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом?

— Как догадались?

-Рассмотрите иллюстрацию.

– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?

— Рассмотрите кота. Опишите его.

— Как кот выглядит?

— О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений!

Чтение 1 части (вслух «цепочкой»).

Словарная работа.

Пристально-внимательно.

Калитка-дверь

Лавка-небольшой магазин

Вопросы после чтения:

-О каких героях прочитали?

— Можно ли назвать возраст героев?

-Кто самый младший и как зовут?

-Гарька- полное имя Игорь.

— С кем жил Гарька и где?

-Кто такая Женя?

-Куда она приехала?

-Чем занимались Гарька и Леонид Аркадьевич, когда приехала Женя?

-Что было в руках у Жени?

-Почему Женя пристально рассматривала забор?

-Почему дачники Гарька и Леонид Аркадьевич не докрасили забор?

-Что особенно удивило маму?

-На ком еще Женя увидела следы краски?

-Как появился кот? Какая кличка была дана коту?

Чтение 2 части (вслух «птичьим базаром»).

Словарная работа.

Бесцеремонный – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.

КрыльцоНаружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой.

Ревизия-проверка.

Простокваша— прокислое молоко.

Избыток— много, лишнее.

Вопросы после чтения:

-Рассердилась ли Женя, увидев Гарьку и Леонида Аркадьевича?

-Когда успокоилась и смягчилась Женя?

-Кто такая Матрёна Ивановна?

-Какую жизнь вели Гарька и Леонид Аркадьевич на даче?

-Что сделала Женя ,когда выслушала рассказ о самостоятельной жизни дачников?

-Куда пошла Женя после разговора во дворе? Для чего?

-Что увидела Женя на кухне?

-Почему Гарька вздыхал, когда мама открывала кастрюли?

— Что значит « горемычный» день?

-Осталась ли Женя довольна ревизией и почему?

Чтение3 части (про себя).

Словарная работа.

Остудить— охладить.

Персы— нация, иранский народ.

Вопросы после чтения:

— Почему арбуз опустили в колодец?

-Кто так поступал?

— Как отнеслись к этому Гарька и мама?

-Как Женя предложила сыну и брату ухаживать за ней?

-Было ли это шуткой?

Чтение4 части (в темпе учителя).

Словарная работа.

Сумрак— полумрак, сереет, темнеет.

Гипотеза-предположение.

Вопросы после чтения:

-Чем поинтересовался Гарька?

-Был ли уверн дядя, что арбуз не разобьётся?

-Что ещё спросил Гарька дядю?

— Почему арбуз кинули по центру?

-Почему рассматривали плавающий арбуз с облегчением?

-Какая гипотеза подтвердилась?

-Почему дачники не дали Жене заниматься стиркой?

-Легко ли выловили арбуз?

-Подтвердилась ли гипотеза об охлаждении на самом деле?

-Трудно.

-« Дом в Черёмушках».

-Село.

-Нет.

-Исследовать.

-Михаил Коршунов.

— Отрывок.

Часть текста из большого произведения.

Четыре части.

(Работа по толковому словарю).

— Кот был наглый.

(Работа по толковому словарю).

— Расстелил хвост, отошёл, завалился спать.

— Он привык жить на улице.

— За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.

-Похвалила.

слайд

Песня про кота

5. Применение знаний.

1.Работа с текстом после чтения.

2.Составление плана текста.

3.Составление характеристики главных героев (по карточкам).

4.Самооценка.

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Поделитесь своими впечатлениями.

-« Дом в Черемушках» -это общее название рассказа. Как можно озаглавить отрывок, который прочли?

-Кто же был изображён на иллюстрации перед текстом?

-Что такое дом в Черемушках?

-Интересно ли было жить Дяде и Гарьке на даче?

-Почему?

Когда возможна дружба между детьми и взрослыми?

Сделайте вывод о прочитанном.Что важное хотел сказать М.Коршунов в произведении?

— Для того, чтобы лучше запомнить это произведение, я предлагаю вам составить план текста и учиться пересказывать по плану.

— Поработайте в группах. Перечитайте текст. Озаглавьте части текста.

— Давайте вспомним алгоритм работы в группах.

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказываем вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Дайте характеристику главным героям, пользуясь опорными словами (карточки).

— Раскрасьте смайлик красным цветом, если справились с заданием сами.

— Раскрасьте лепестки синим цветом, если помогли одноклассники.

Раскрасьте лепесток жёлтым цветом, если не смогли выполнить задание.

Полученные цветы крепим на «Лесную поляну».

Ответы учащихся.

Работа в группах. Озаглавливание частей.

(Делегирование одного представителя из группы для представления ответов).

Работа в парах по карточкам. На карточке слова:

доброта, эгоизм, забота, равнодушие, бодрость, спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство.

(Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.)

5. Итог.

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?

– Что нового вы узнали о взаимоотношении людей и животных? Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие « равнодушие» не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «младшим братьям».

Ответы учащихся.

6. Рефлексия.

Домашнее задание.

— А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите кружок синего цвета, если вы были внимательными – кружок желтого цвета, если вы были артистичными – зеленый кружок.

— Пожалуйста, покажите свой выбор.

— Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.

— Вспомните эпиграф нашего урока.

Закончите предложения:

— Сегодня я узнал…

— Было интересно …

— У меня получилось…

— Мне понравилось…

Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

— Перескажите отрывок из произведения М. Коршунова « Дом в Черёмушках» своим близким. Подготовить интересный рассказ о приключениях вас и родных на даче.

Дети оценивают свою работу на уроке при помощи сигнальных кружков.

Читать

Гарька пожаловался молочнице на болезнь Ушастика.

— А вы б его в поликлинику снесли, — посоветовала молочница.

— В какую поликлинику?

— В ветеринарную. Там старичок доктор Терентий Артёмович, очень хороший человек и знающий.

— А где эта поликлиника?

— А тут недалеко, в деревне Темрюковке.

Когда молочница ушла, Гарька пристал к Леониду Аркадьевичу, чтобы пойти с Ушастиком к доктору.

Леониду Аркадьевичу и самому было жаль Ушастика, но идти с котом в поликлинику, хоть и в ветеринарную, неловко вроде.

Да и как его туда нести?

Решено было укутать в старое полотенце. Вызвалась сопровождать и Диля.

Ушастик всю дорогу молчал, иногда громко вздыхал.

Диля несла банку с водой, из которой Ушастику давали нить.

Ветеринарная поликлиника состояла из двух домиков: в одном принимали крупных животных, в другом — мелких.

Во дворе стояла даже карета «скорой помощи». У неё был не красный, а синий крест.

Леонид Аркадьевич и ребята вошли в дом для мелких животных.

Обратитесь в регистратуру, сказали Леониду Аркадьевичу, когда он просто хотел занять в приёмной очередь к врачу.

Леонид Аркадьевич, покашливая, смущаясь, подошёл к окошку регистратуры.

— У вас кто? — не поднимая головы, спросила регистраторша.

— У нас, так сказать, кот, — с запинкой ответил Леонид Аркадьевич.

Регистраторша взяла амбулаторную карту и приготовилась заполнять:

— Имя?

— Леонид Аркадьевич.

— Не ваше имя, а кота?

— Гм… Ушастик.

— Фамилия?

— Чья?

— Владельца, конечно.

Леонид Аркадьевич опять откашлялся и ответил:

— Лавров фамилия.

— Так… — Регистраторша по-прежнему не поднимала голову. — Ваш домашний адрес?

Леонид Аркадьевич сказал.

— Пока всё. Занимайте очередь к врачу. Вам к терапевту или к хирургу?

— Очевидно, к терапевту.

— Кабинет номер семь.

Леонид Аркадьевич, Гарька и Диля нашли кабинет номер семь и сели перед ним на лавку.

Ушастик беззвучно лежал в полотенце на коленях у Леонида Аркадьевича.

— А медведей здесь лечат? — толкнув Гарьку, тихо спросила Диля.

— Не знаю, — ответил Гарька.

По соседству с Леонидом Аркадьевичем сидел мальчик в картузе с новеньким козырьком, а при мальчике — дворовый пёс с перевязанными шерстяным платком ушами.

Пёс изредка поднимал голову и смотрел на мальчика влажными чёрными глазами.

Напротив сидела женщина, придерживая за ручку огромную соломенную корзину, которая стояла рядом на стуле.

В корзине кто-то шебуршился и грыз солому.

Леониду Аркадьевичу понадобилось протереть очки.

Он положил Ушастика на лавку и полез в карман за носовым платком.

Уголок полотенца отогнулся, и из свёртка вывалился хвост Ушастика.

Дворняга как увидел кошачий хвост, немедля вскинул свою перевязанную голову, засверкал глазами и судорожно, с визгом залаял, точно закудахтал, порываясь цапнуть Ушастика за хвост.

Диля испуганно вскрикнула и убрала под лавку ноги.

Леонид Аркадьевич поспешил схватить полотенце с котом.

У соломенной корзины откинулась крышка. Из корзины быстро выпрямилась шея гусака.

Гусак прицелился и тюкнул в пуговицу пиджака Леонида Аркадьевича.

Леонид Аркадьевич и дворняга остолбенели от неожиданности, а гусак проворно открутил клювом пуговицу и попытался проглотить.

Тут дверь кабинета распахнулась, и на пороге появился доктор в белом халате.

Гусак выплюнул пуговицу и юркнул к себе в корзину.

— Что, Дёмка, — сказал доктор мальчику в картузе, — снова Цезарь захворал?

— Да, Терентий Артёмович, — ответил мальчик.

— Очередь-то сейчас твоя?

— Моя.

— Ну иди показывай Цезаря. Опять небось нож от мясорубки проглотил?

— Нет, Терентий Артёмович, уши у него… — И Дёмка за ремешок потащил в кабинет к доктору Цезаря, который всё удивлённо оглядывался на корзину с гусаком.

После Дёмки с Цезарем наступила очередь гусака.

Из кабинета доктора послышались шипенье, удары крыльев, уговоры хозяйки:

— Михей, да смирись ты! Открой рот, покажи доктору горло. Нервный он у меня. Вы уж извините его, Терентий Артёмович. Может, вы разом капли ему или порошки от нервов пропишете?

— И порошки пропищу и капли, — ответил доктор. — Каков боярин, а!

— Я тоже боюсь, когда мне горло смотрят, — сказала Диля.

— А я не боюсь, когда горло, — сказал Гарька. — А вот когда зубы — боюсь.

Но вот доктор вызвал:

— Лавров!

Леонид Аркадьевич, Гарька и Диля прошли в кабинет.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте. Ну, а где больной?

Леонид Аркадьевич раскрыл полотенце.

— Кладите кота на стол, поближе к свету, — показал доктор на чистый белый стол.

Леонид Аркадьевич положил.

— Чей же это кот? — спросил доктор. — Твой, наверно? — и кивнул на Дилю.

— Кот мой, — вмешался Гарька. — А заболел он через Мамая.

— Мамай? Кто ж такой Мамай?

— А это её кот. Он загнал Ушастика на сосну, и там Ушастик простудился. У него температура очень повышенная — тридцать восемь градусов и пять десятых.

— А ты откуда знаешь?

— Я своим градусником мерил.

Доктор улыбнулся:

— Тридцать восемь и пять — самая нормальная кошачья температура, всё равно что у человека тридцать шесть и шесть.

— Что ж, по-вашему, он симулянт? — обиделся Гарька.

— Нет, не симулянт…

Терентий Артёмович взял трубку и начал слушать Ушастика. Потом заглянул в глаза.

— Доктор, — взволнованно спросила Диля, — он поправится?

— Поправится. Как выспится, так и поправится. Значит, Мамай твой драчун?

Доктор отошёл к шкафчику, где стояли пузырьки с лекарствами.

— Да, он драчун. Его даже бабушка пугается, когда он рычит.

— А ты не пугаешься?

— Я — нет, я не пугаюсь. Он только на меня рычать, а я ему щёткой в нос!

— В нос, значит, щёткой? Отважный характер! Недаром у самой-то нос в крапинках, вроде его воробьи поклевали. — Терентий Артёмович наклонился к Ушастику с пузырьком и чайной ложкой. — Смотрите, вот вам лекарство для Ушастика. Будете давать чайную ложку в день.

— А как он из ложки… — растерянно сказал Гарька.

— А вот как. — Доктор наполнил лекарством ложку и влил Ушастику в угол рта, где не было зубов. — Понятно?

— Понятно.

— Дома положите его на тёплую грелку, и через два-три дня он будет совершенно здоров.

На прощание Диля не утерпела и спросила у Терентия Артёмовича:

— А гусь показал вам горло?

— Какой гусь?

— Ну тот, нервный.

— А-а, Михей-то?.. Показал, как же.

— А медведей вы лечите?

— Лечим. Даже в больницу можем положить.

Диля покачала головой, но ничего не сказала.

Во дворе просигналила машина: это вернулась с вызова «скорая помощь».

В окно видно было, как из машины вытащили носилки.

На них лежал совсем ещё молоденький жеребёнок, покрытый марлей.

— Несите в перевязочную, — приказал санитарам дежурный доктор.

Санитары понесли.

В регистратуре заплатили за пузырёк с микстурой и отправились в обратный путь, в Черёмушки.

Леонид Аркадьевич опять нёс Ушастика.

Гарька — пузырёк с микстурой.

Диля — банку с водой.

§

Отпуск Леонида Аркадьевича близился к концу.

Хотя персидские и арабские книги так и не были переведены, но зато между дядькой и племянником установилось полное взаимопонимание и настоящая дружба.

Подружились они с Дилей, и с Яковом Даниловичем, и с молочницей.

Только Ушастик, который успел выздороветь, и Мамай продолжали враждовать. Караулили друг друга, нападали из-за угла, а то сходились в открытую на дороге, лоб в лоб, и затевали «рукопашную».

Мелькают хвосты, лапы… шум, крик, пыль, пока Диля не прибежит со щёткой или Гарька с палкой и не разгонят их.

…Как-то Леонид Аркадьевич и Гарька пошли на карьер.

Там они застали всё тех же упрямых мальчишек с ореховыми удочками, а самое главное — увидели человека в резиновой лодке.

Он победоносно плавал по карьеру: на носу лодки для противовеса лежал камень.

Что ни день, то в совместной жизни Леонида Аркадьевича и Гарьки совершались всё новые и новые победы, которые им были особенно дороги, потому что приходили к ним через их собственный опыт: полы научились протирать шваброй, а в воду клали мятную траву, и потом долго во всём доме было прохладно и пахло лугом.

Петли дверей смазывали маслом, чтобы не скрипели. Насушили в духовке белых грибов на зиму. Выкопали вокруг дома дождевые канавки. Залили в крыше трещину варом. Докрасили забор.

И даже простокваши Леонид Аркадьевич готовил теперь только одну кастрюлю!..

Гарька окреп, подрос, почернел на солнце.

Леонид Аркадьевич тоже изменился — перестал жаловаться на поясницу, на одышку, как-то весь подтянулся, помолодел.

Многое в жизни для дядьки и для племянника сделалось понятным, доступным и увлекательным: бродяжничать по лесу, есть картошку, печённую в углях, натыкая её на палочки, чтобы не пожечь пальцы. Возить на тачке из леса торф для удобрения клубники. Натрудив лопатой руки, погружать их для отдыха в холодную воду. Ходить на базар в деревню Темрюковку. Лежать у открытого окна и слушать, как первый осенний дождь, ещё тёплый и не обложной, стекает с деревьев в траву, как стучит он по дорожкам и по сухим стеблям цветов.

Скоро надо собираться и уезжать в город.

Леонид Аркадьевич пойдёт на работу в университет, Гарька отправится в школу.

А в сосновом домике с узорными наличниками и расписными коньками замкнут двери, закроют ставни, и останется он пустовать на всю зиму, до следующего лета.

Стёпе купили куртку — светлую на клетчатой подкладке.

А что значит светлая куртка? А это значит, что лучше бы её совсем не покупали!

В футбол играть нельзя — испачкаешь.

Бороться нельзя — испачкаешь.

Лазить в котельную нельзя — испачкаешь.

Помогать мастерам смазывать лифт нельзя — испачкаешь.

Спросите, а что же можно? А можно так себе ходить по бульвару и читать газету.

Стёпа пытался надевать старую куртку — чёрную и рваную. Но дома кричали, чтобы не смел наряжаться чучелом, позорить отца и мать и всю остальную семью.

Вся остальная семья — две маленькие сестры, Даша и Маша. Они должны гордиться братом, а не краснеть за него, как за чучело, перед соседями, домоуправом, почтальоном, лифтёршей и ещё, кажется, папиными сослуживцами.

Стёпа очень мучился. И все его товарищи мучились вокруг этой новой светлой куртки.

Стёпа перестал играть в футбол. Бороться. Лазить в котельную. Помогать мастерам смазывать лифт. Погибал, да и только.

Был человек — и нет человека!

Дома каждый вечер проверяли — не запачкал ли куртку. Что с ней? Как она? Или, может, он опять желает превратиться в чучело и опозорить отца, и мать, и всю остальную семью?

Прежняя нормальная жизнь оборвалась.

Кончилась.

Стёпа не жил больше для себя, для футбола, для лифта, для котельной. А жил для соседей, для дворника, для почтальона, для папиных сослуживцев.

Но однажды утром Стёпу будто по лбу громко стукнуло — тресь! Не всё потеряно, Стёпа!

Думаете, Стёпа попросту решил поскорее порвать и запачкать новую куртку?

Ошибаетесь.

В общем, Стёпа опять сделался человеком.

Как и велено было, он носил новую куртку, но боролся в ней, играл в футбол, лазил в котельную, помогал смазывать лифт.

Когда возвращался домой, снимал куртку и вешал на крючок в коридоре, она была чистой, без пятен и помарок.

Пожалуйста, проверяйте.

Да чего проверять: и так видно — чистая!

Дома довольны. Отец и мать довольны: Стёпа гуляет, прилично выглядит. Не носится чёрт те где, бережёт куртку.

Отец сказал:

— Надо было давно купить такую светлую — она его дисциплинирует.

Довольна и вся остальная семья, Даша и Маша: больше не требуется запоминать, перед кем за Стёпу краснеть, а перед кем не краснеть.

В субботу днём случилась история…

Мама вышла во двор кликнуть Стёпу обедать. Ребята играли в футбол. Мяча не было, и вместо него играли кочаном капусты.

Мама покричала Стёпу, поглядела его светлую куртку — не нашла и вернулась домой. Даже обрадовалась, что не нашла: значит, на самом деле куртка дисциплинирует Стёпу и он не гоняет по двору грязный кочан.

А Стёпа как раз гонял кочан, пока тот совсем не развалился. И только после этого вернулся домой. В коридоре на крючок повесил чистенькую куртку.

— Где ты был? — спросила мама. — Я тебя звала.

— Гулял на бульваре, — ответил Стёпа, вроде он и правда гулял на бульваре и читал газету.

Мама ушла на кухню, чтобы принести кастрюлю с супом.

— А я тебя видела, — тихо сказала Даша.

— И я тебя видела, — тихо сказала Маша.

— Где вы меня видели?

— Во дворе из окна.

— Мама не видела, а вы видели?

— Ага. Ты капусту катал.

— Пфе! Враки!

— А вот и не враки. Ты теперь наоборот ходишь.

— Как это — наоборот?

Даша и Маша сбегали в коридор и принесли Стенину куртку.

— Вот так, наоборот!

Сестры вывернули куртку наизнанку, и получилась она не светлая, а клетчатая. Грязная и в масляных пятнах.

Послышались шаги матери: она возвращалась из кухни с кастрюлей. Стёпа быстро вывернул куртку налицо — светлая и чистая.

Вошла мать.

Стёпа молчал. Молчали и сестры. Они не хотели выдавать брата, что он опять чучело, только не чёрное, как раньше, а клетчатое.

1

С Виктором, или просто Витей, Жёлтиков познакомился через Мокея Егоровича. Мокей Егорович служил на стадионе дворником. Занимал у входа маленькую сторожку. Стадион принадлежал заводу «Металлист». А Жёлтиков работал на заводе чертёжником.

Знакомство произошло поздней осенью.

Стадион был пуст. Дожди испортили поле и беговые дорожки. А играть в хоккей ещё не начали: ждали морозов, чтобы залить лёд.

И хотя стадион находился в центре города, он напоминал в эти дни пригород — те же стога сена, кусты, скамейки. Вокруг стогов были разбросаны лопаты и грабли. Валялись перевёрнутые тачки.

Чертёжник Жёлтиков сидел у Мокея Егоровича в сторожке и говорил, что не знает, у кого пристроить на зиму автомобиль.

Пять лет работал сверхурочно и без отпусков — собирал на него деньги, а теперь вот некуда с автомобилем деваться. Получил его недавно. Во всех общественных гаражах места уже заняты. Машину ему требуется изучать. А как он будет изучать на улице под снегом!

— Надо к Вите сходить, — сказал Мокей Егорович. — Поговорить с ним.

— А кто это — Витя?

— Шофёр со стадиона.

Мокей Егорович показал из окна сторожки на здание гаража.

Прежде Жёлтиков его не замечал, потому что закрывала листва деревьев. А сейчас деревья стояли голые, и гараж был виден — низенький, с чистыми белыми стенами и красной кирпичной трубой, из которой вытекал ручеёк дыма.

— А когда можно с Витей поговорить?

— Теперь и пойдём.

В воротах гаража была прорезана калитка. Мокей Егорович открыл её и заглянул внутрь. Темно. Крикнул:

§

Леонид Аркадьевич Лавров работал в университете — занимался изучением стран Востока.

У него была сестра Женя, а у Жени был сынишка Гарька.

Женя предложила Леониду Аркадьевичу, чтобы взял Гарьку и отправился на лето пожить на город, в лес, в посёлок Черёмушки.

В Черёмушках у Жени небольшой домик, сложенный из сосновых брёвен, под деревянной, покрытой щепой крышей.

Сама Женя поехать в Черёмушки не могла: её проектная мастерская, где она работала архитектором, была занята выполнением срочного заказа и отпуска следовало ждать не раньше осени.

Гарьку тоже никуда нельзя было послать с детским садом: он только что переболел свинкой и теперь должен был выдержать три недели карантина.

— Ну хорошо, — сказал сестре Леонид Аркадьевич. — Отправляй. Только…

— Всякие «только» потом. В основном вопрос решён. Правильно?

— Ну правильно… ну решён, — уступил Леонид Аркадьевич и слабо махнул рукой.

Перечить Жене бесполезно: нравом упряма и напориста.

— Как с продуктами? Устроитесь. В Черёмушках есть магазин. Из деревни станут носить молоко. А готовить будет Матрёна Ивановна, она живёт через три двора. Как приедете, зайдите к ней. Я послала письмо. Да и вообще среди людей не пропадёте.

Дома Леонид Аркадьевич уложил в чемодан свои восточные книги и словари, бутылку с чернилами, полотняные брюки, майку, галстук, запасные косточки-вкладыши, которые употребляются для того, чтобы не мялись концы воротничков у рубашек, круглые резинки для рукавов.

Женя собрала Гарьке тоже чемодан, а в чемодане — бельё, тетрадь для рисования, краски, заводной волчок с сиреной, пара новеньких ботинок.

Леонид Аркадьевич жил отдельно от сестры, жил одиноко, занимался научной работой в университете и с детьми никогда ничего общего не имел.

Дети пугали его той заботой, которой, как ему казалось, они требовали. А тут предстояло прожить вместе с Гарькой с глазу на глаз почти два месяца.

В день отъезда все трое сошлись на вокзале.

Пока Гарька восседал верхом на одном из чемоданов и старательно сосал леденцовую конфету, гоняя языком от щеки к щеке, Женя негромко говорила брату:

— Ты, Леонид, его воспитывай, не стесняйся. Принимай меры, какие найдёшь нужными.

— Что, обязательно меры? — насторожился Леонид Аркадьевич, поглядывая искоса на Гарьку.

Сквозь ворот рубашки видны тоненькие ключицы, на худеньком затылке — ямка, куда уползла косица нестриженых волос, колени и локти по-детски острые. Ну какие к нему там меры!

— Нет, конечно, не обязательно, но если расшалится и будет мешать работать… Да, кстати, в отношении твоей работы… Мне кажется, Леонид, что тебе пора хотя бы на время отпуска оставить в покое твоих арабов и персов.

— Ну хорошо, хорошо, там видно будет, — примирительно ответил Леонид Аркадьевич, человек мягкий, вежливый, с застенчивыми близорукими глазами.

К перрону подали пригородный поезд.

Женя обняла и поцеловала сына с карамелькой во рту, потом брата и заторопилась на работу.

Когда Женя отошла уже на порядочное расстояние, Гарька, одолев наконец свою нескончаемую карамель, проговорил со вздохом:

— А ключ от дома…

— Что — ключ? — не понял Леонид Аркадьевич.

— У мамы в сумке остался. От дома в Черёмушках. Она просила напомнить.

— Так что ж ты прежде молчал! — с сокрушением воскликнул Леонид Аркадьевич и от волнения сдёрнул с себя очки.

— Я сам только вспомнил.

Женя ходит быстро, размашисто, и догнать её не просто.

Дядька и племянник закричали на весь перрон:

— Женя!

— Мама!

— Женя!

— Мама!

Женя оглянулась: то ли услышала крики, то ли хотела окончательно удостовериться, что уже отправила брата и сына в Черёмушки.

Леонид Аркадьевич и Гарька беспорядочно замахали руками:

— Погоди!

— Ключ! Ключ!

Но вот ключ у Леонида Аркадьевича, и они с Гарькой, успокоенные и примирённые, сидят в вагоне друг против друга у окна.

Над головами в багажных сетках, тоже друг против друга, два чемодана — большой и маленький.

Всё в порядке.

Крикливый, петушиный гудок пригородного поезда.

Толчок назад — состав скрипнул, сомкнулась сцепка. Толчок вперёд — состав болтнулся, лязгнул перекидными мостками и стронулся с места.

Отстучали под колёсами сортировочные стрелки, проплыли водонапорные башни и угольные ямы, и поезд заскакал по рельсам лёгкими дачными вагончиками.

Леонид Аркадьевич и Гарька молчали, смотрели в окно.

Густой паровозный дым опадал низко на землю, и козы, привязанные к колышкам на лужайках и в рощах, отворачивались, мотали в неудовольствии головой. Ребята-пастухи приветственно подкидывали фуражки.

Пересекли узкую речушку, сплошь усыпанную рыболовами.

По шоссе, соревнуясь с поездом, мчалась полуторка.

Леонид Аркадьевич спохватился: Гарька ничего не жуёт.

— Ты есть не хочешь?

— Нет. А вы?

— Я тоже не хочу. Ты, когда захочешь, скажи.

— Скажу.

У Леонида Аркадьевича в кармане пиджака два яблока. Ими надеялся поддержать Гарьку, если тот неожиданно проголодается, пока они устроятся в Черёмушках с едой.

Гарьке о яблоках было известно. Ещё на вокзале он поинтересовался у дядьки, отчего это у его пиджака так оттопырен один карман.

На ближайшей станции Гарька сказал, увидев, как из шланга поливают платформу водой:

— Я тоже поливал из кишки улицу. А вы, дядя Лёня?

Леонид Аркадьевич пристально сквозь очки поглядел на платформу и ответил, что как будто никогда прежде не поливал из кишки улицу.

— А яблоки вы как едите? — неожиданно спросил Гарька. — Я — вместе с косточками.

Леонид Аркадьевич сказал, что предпочитает есть без косточек, но понял, в чём дело: достал из кармана яблоко и протянул Гарьке.

Гарька взял яблоко, поблагодарил и начал грызть, побалтывая ногами.

Покончив с яблоком, перестал болтать ногами и завёл разговор со стариком соседом: попросил у старика примерить его очки, потому что они были в тяжёлой роговой оправе и имели гораздо более внушительный вид, чем очки Леонида Аркадьевича — маленькие, с тонкой металлической окантовкой.

Старик очки дал.

Гарька напялил их, но ему не понравилось: было мутно видно, а он думал, что будет как в бинокль.

Гарька от безделья пересчитал в вагоне окна, прошёлся между скамейками, внимательно разглядывая пассажиров, успел два раза стукнуться обо что-то головой и в конце концов задремал, привалясь к старику.

На одной из остановок паровоз резко толкнул вагон.

Гарька проснулся, вздохнул и сказал:

— А почему вы яблоки едите без косточек?

Леонид Аркадьевич молча протянул Гарьке второе яблоко.

Солнце заволокла большая туча, и полил дождь.

Вначале заскользил по окну лёгкими косыми каплями, потом отяжелел, выпрямился и ударил по земле гулким частым проливнем.

Вспенились, потекли пузырчатые потоки, пригнулись деревья, легла на землю трава. Даль исчезла в мутном водяном вихре.

Поезд приближался к Черёмушкам, а ливень не стихал. Сквозь водяную завесу показались очертания платформы.

Леонид Аркадьевич и Гарька взяли чемоданы, попрощались со стариком и сошли с поезда. На платформе укрыться от дождя было негде.

— Побежали! — крикнул Гарька.

— Куда?

— Под дерево!

Леонид Аркадьевич кивнул, и они припустились с платформы к ближайшим деревьям.

Гарька мчался во весь дух, легко, точно кузнечик, перемахивая через лужи.

Леонид Аркадьевич бежал, громко отдуваясь, высоко расплёскивая грязь, а когда перепрыгивал через лужи, то в чемодане у него что-то грюкало.

«Наверно, древние греки», — решил Гарька. Он знал, что Леонид Аркадьевич вечно копается в старинных и очень увесистых книгах.

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий