Презентация и конспект урока 1кл «дом в черёмушках» м.коршунов
Разработка урока в помощь учителю начальных классов в сопровождении с презентацией.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Тема: М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок).
( 1 класс)
Цели урока.
1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.
2.Развивающая: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
3. Воспитывающая: способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
4. Здоровьесберегающая: сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры. Лепестки цветка для рефлексии.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационные формы |
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. | — Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новые понятия. — Прочитайте эпиграф нашего урока. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.» Китайская пословица. -Как вы его понимаете? — Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления — пустое развлечение. | Высказывания учащихся. | Слайд 1 «Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» |
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. 1.Повторение. 2.Правила работы в ресурсном круге. | — Как называется раздел, который мы изучаем? — О ком говорится в произведениях этого раздела? — А кого ещё можно отнести к членам семьи, кроме людей? Животных. — Продолжим наш урок, работая в едином круге. Вспомните правила общения в ресурсном круге. | — « Наш дом». — О членах семьи, соседях. Рассказы детей о своих любимцах (внешний вид, повадки, характер, интересные случаи, которые произошли с ними). Предполагаемые ответы: — Высказывается каждый участник круга. — Ответив сам, выслушай других. — Даем право высказаться каждому, терпеливо выслушивая ответы одноклассников. — Нам помогут слова «я присоединяюсь», «я согласен (согласна)». | До урока оформляется выставка фотографий и рисунков «Наши любимцы». Слайд 2 |
3.Определение темы и целей урока. | — Откройте с 97. — Определите тему нашего урока. — Поставьте перед собой цель урока. Чему мы будем учиться? | Предполагаемый ответ: — Цель урока: продолжить работу над развитием умения выразительно читать отрывок; вести диалог с автором; анализировать художественный текст. | Слайды 7,8 СЛАЙД |
4. Совместное открытие новых знаний. 1. Работа с текстом до чтения. а) Работа с заглавием. б) Работа с иллюстраций. 3.Работа с текстом во время исследования. Достижение понимания на уровне содержания. Физкультминутка | Рассмотрите иллюстрации к произведению. Можно ли по иллюстрациям догадаться, о чём мы будем читать? — Что вы видите? -Может быть, название произведения подскажет, о чём будем читать? — Как называется произведение? — Что такое Черёмушки? — Помогло ли название узнать, о чём будем читать? — Что нам нужно сделать, чтоб узнать содержание текста? — Кто автор произведения? — Мы будем исследовать весь текст или отрывок? -Что такое отрывок? -Перелистайте страницы, определите, сколько частей в этом отрывке. — Что вы скажете об авторе и названии этого произведения? — Прочитайте то, что написано в скобках? — Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом? — Как догадались? -Рассмотрите иллюстрацию. – Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения? — Рассмотрите кота. Опишите его. — Как кот выглядит? — О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений! Чтение 1 части (вслух «цепочкой»). Словарная работа. Пристально-внимательно. Калитка-дверь Лавка-небольшой магазин Вопросы после чтения: -О каких героях прочитали? — Можно ли назвать возраст героев? -Кто самый младший и как зовут? -Гарька- полное имя Игорь. — С кем жил Гарька и где? -Кто такая Женя? -Куда она приехала? -Чем занимались Гарька и Леонид Аркадьевич, когда приехала Женя? -Что было в руках у Жени? -Почему Женя пристально рассматривала забор? -Почему дачники Гарька и Леонид Аркадьевич не докрасили забор? -Что особенно удивило маму? -На ком еще Женя увидела следы краски? -Как появился кот? Какая кличка была дана коту? Чтение 2 части (вслух «птичьим базаром»). Словарная работа. Бесцеремонный – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости. Крыльцо—Наружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой. Ревизия-проверка. Простокваша— прокислое молоко. Избыток— много, лишнее. Вопросы после чтения: -Рассердилась ли Женя, увидев Гарьку и Леонида Аркадьевича? -Когда успокоилась и смягчилась Женя? -Кто такая Матрёна Ивановна? -Какую жизнь вели Гарька и Леонид Аркадьевич на даче? -Что сделала Женя ,когда выслушала рассказ о самостоятельной жизни дачников? -Куда пошла Женя после разговора во дворе? Для чего? -Что увидела Женя на кухне? -Почему Гарька вздыхал, когда мама открывала кастрюли? — Что значит « горемычный» день? -Осталась ли Женя довольна ревизией и почему? Чтение3 части (про себя). Словарная работа. Остудить— охладить. Персы— нация, иранский народ. Вопросы после чтения: — Почему арбуз опустили в колодец? -Кто так поступал? — Как отнеслись к этому Гарька и мама? -Как Женя предложила сыну и брату ухаживать за ней? -Было ли это шуткой? Чтение4 части (в темпе учителя). Словарная работа. Сумрак— полумрак, сереет, темнеет. Гипотеза-предположение. Вопросы после чтения: -Чем поинтересовался Гарька? -Был ли уверн дядя, что арбуз не разобьётся? -Что ещё спросил Гарька дядю? — Почему арбуз кинули по центру? -Почему рассматривали плавающий арбуз с облегчением? -Какая гипотеза подтвердилась? -Почему дачники не дали Жене заниматься стиркой? -Легко ли выловили арбуз? -Подтвердилась ли гипотеза об охлаждении на самом деле? | -Трудно. -« Дом в Черёмушках». -Село. -Нет. -Исследовать. -Михаил Коршунов. — Отрывок. —Часть текста из большого произведения. —Четыре части. (Работа по толковому словарю). — Кот был наглый. (Работа по толковому словарю). — Расстелил хвост, отошёл, завалился спать. — Он привык жить на улице. — За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком. -Похвалила. | слайд Песня про кота |
5. Применение знаний. 1.Работа с текстом после чтения. 2.Составление плана текста. 3.Составление характеристики главных героев (по карточкам). 4.Самооценка. | — Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Поделитесь своими впечатлениями. -« Дом в Черемушках» -это общее название рассказа. Как можно озаглавить отрывок, который прочли? -Кто же был изображён на иллюстрации перед текстом? -Что такое дом в Черемушках? -Интересно ли было жить Дяде и Гарьке на даче? -Почему? —Когда возможна дружба между детьми и взрослыми? —Сделайте вывод о прочитанном.Что важное хотел сказать М.Коршунов в произведении? — Для того, чтобы лучше запомнить это произведение, я предлагаю вам составить план текста и учиться пересказывать по плану. — Поработайте в группах. Перечитайте текст. Озаглавьте части текста. — Давайте вспомним алгоритм работы в группах. 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказываем вежливо. 5. Если не понял, переспроси. — Дайте характеристику главным героям, пользуясь опорными словами (карточки). — Раскрасьте смайлик красным цветом, если справились с заданием сами. — Раскрасьте лепестки синим цветом, если помогли одноклассники. Раскрасьте лепесток жёлтым цветом, если не смогли выполнить задание. Полученные цветы крепим на «Лесную поляну». | Ответы учащихся. Работа в группах. Озаглавливание частей. (Делегирование одного представителя из группы для представления ответов). Работа в парах по карточкам. На карточке слова: доброта, эгоизм, забота, равнодушие, бодрость, спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство. (Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.) | |
5. Итог. | – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? – Что нового вы узнали о взаимоотношении людей и животных? Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие « равнодушие» не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «младшим братьям». | Ответы учащихся. |
6. Рефлексия. Домашнее задание. | — А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите кружок синего цвета, если вы были внимательными – кружок желтого цвета, если вы были артистичными – зеленый кружок. — Пожалуйста, покажите свой выбор. — Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. — Вспомните эпиграф нашего урока. Закончите предложения: — Сегодня я узнал… — Было интересно … — У меня получилось… — Мне понравилось… Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. — Перескажите отрывок из произведения М. Коршунова « Дом в Черёмушках» своим близким. Подготовить интересный рассказ о приключениях вас и родных на даче. | Дети оценивают свою работу на уроке при помощи сигнальных кружков. |
Читать
Гарька пожаловался молочнице на болезнь Ушастика.
— А вы б его в поликлинику снесли, — посоветовала молочница.
— В какую поликлинику?
— В ветеринарную. Там старичок доктор Терентий Артёмович, очень хороший человек и знающий.
— А где эта поликлиника?
— А тут недалеко, в деревне Темрюковке.
Когда молочница ушла, Гарька пристал к Леониду Аркадьевичу, чтобы пойти с Ушастиком к доктору.
Леониду Аркадьевичу и самому было жаль Ушастика, но идти с котом в поликлинику, хоть и в ветеринарную, неловко вроде.
Да и как его туда нести?
Решено было укутать в старое полотенце. Вызвалась сопровождать и Диля.
Ушастик всю дорогу молчал, иногда громко вздыхал.
Диля несла банку с водой, из которой Ушастику давали нить.
Ветеринарная поликлиника состояла из двух домиков: в одном принимали крупных животных, в другом — мелких.
Во дворе стояла даже карета «скорой помощи». У неё был не красный, а синий крест.
Леонид Аркадьевич и ребята вошли в дом для мелких животных.
Обратитесь в регистратуру, сказали Леониду Аркадьевичу, когда он просто хотел занять в приёмной очередь к врачу.
Леонид Аркадьевич, покашливая, смущаясь, подошёл к окошку регистратуры.
— У вас кто? — не поднимая головы, спросила регистраторша.
— У нас, так сказать, кот, — с запинкой ответил Леонид Аркадьевич.
Регистраторша взяла амбулаторную карту и приготовилась заполнять:
— Имя?
— Леонид Аркадьевич.
— Не ваше имя, а кота?
— Гм… Ушастик.
— Фамилия?
— Чья?
— Владельца, конечно.
Леонид Аркадьевич опять откашлялся и ответил:
— Лавров фамилия.
— Так… — Регистраторша по-прежнему не поднимала голову. — Ваш домашний адрес?
Леонид Аркадьевич сказал.
— Пока всё. Занимайте очередь к врачу. Вам к терапевту или к хирургу?
— Очевидно, к терапевту.
— Кабинет номер семь.
Леонид Аркадьевич, Гарька и Диля нашли кабинет номер семь и сели перед ним на лавку.
Ушастик беззвучно лежал в полотенце на коленях у Леонида Аркадьевича.
— А медведей здесь лечат? — толкнув Гарьку, тихо спросила Диля.
— Не знаю, — ответил Гарька.
По соседству с Леонидом Аркадьевичем сидел мальчик в картузе с новеньким козырьком, а при мальчике — дворовый пёс с перевязанными шерстяным платком ушами.
Пёс изредка поднимал голову и смотрел на мальчика влажными чёрными глазами.
Напротив сидела женщина, придерживая за ручку огромную соломенную корзину, которая стояла рядом на стуле.
В корзине кто-то шебуршился и грыз солому.
Леониду Аркадьевичу понадобилось протереть очки.
Он положил Ушастика на лавку и полез в карман за носовым платком.
Уголок полотенца отогнулся, и из свёртка вывалился хвост Ушастика.
Дворняга как увидел кошачий хвост, немедля вскинул свою перевязанную голову, засверкал глазами и судорожно, с визгом залаял, точно закудахтал, порываясь цапнуть Ушастика за хвост.
Диля испуганно вскрикнула и убрала под лавку ноги.
Леонид Аркадьевич поспешил схватить полотенце с котом.
У соломенной корзины откинулась крышка. Из корзины быстро выпрямилась шея гусака.
Гусак прицелился и тюкнул в пуговицу пиджака Леонида Аркадьевича.
Леонид Аркадьевич и дворняга остолбенели от неожиданности, а гусак проворно открутил клювом пуговицу и попытался проглотить.
Тут дверь кабинета распахнулась, и на пороге появился доктор в белом халате.
Гусак выплюнул пуговицу и юркнул к себе в корзину.
— Что, Дёмка, — сказал доктор мальчику в картузе, — снова Цезарь захворал?
— Да, Терентий Артёмович, — ответил мальчик.
— Очередь-то сейчас твоя?
— Моя.
— Ну иди показывай Цезаря. Опять небось нож от мясорубки проглотил?
— Нет, Терентий Артёмович, уши у него… — И Дёмка за ремешок потащил в кабинет к доктору Цезаря, который всё удивлённо оглядывался на корзину с гусаком.
После Дёмки с Цезарем наступила очередь гусака.
Из кабинета доктора послышались шипенье, удары крыльев, уговоры хозяйки:
— Михей, да смирись ты! Открой рот, покажи доктору горло. Нервный он у меня. Вы уж извините его, Терентий Артёмович. Может, вы разом капли ему или порошки от нервов пропишете?
— И порошки пропищу и капли, — ответил доктор. — Каков боярин, а!
— Я тоже боюсь, когда мне горло смотрят, — сказала Диля.
— А я не боюсь, когда горло, — сказал Гарька. — А вот когда зубы — боюсь.
Но вот доктор вызвал:
— Лавров!
Леонид Аркадьевич, Гарька и Диля прошли в кабинет.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте. Ну, а где больной?
Леонид Аркадьевич раскрыл полотенце.
— Кладите кота на стол, поближе к свету, — показал доктор на чистый белый стол.
Леонид Аркадьевич положил.
— Чей же это кот? — спросил доктор. — Твой, наверно? — и кивнул на Дилю.
— Кот мой, — вмешался Гарька. — А заболел он через Мамая.
— Мамай? Кто ж такой Мамай?
— А это её кот. Он загнал Ушастика на сосну, и там Ушастик простудился. У него температура очень повышенная — тридцать восемь градусов и пять десятых.
— А ты откуда знаешь?
— Я своим градусником мерил.
Доктор улыбнулся:
— Тридцать восемь и пять — самая нормальная кошачья температура, всё равно что у человека тридцать шесть и шесть.
— Что ж, по-вашему, он симулянт? — обиделся Гарька.
— Нет, не симулянт…
Терентий Артёмович взял трубку и начал слушать Ушастика. Потом заглянул в глаза.
— Доктор, — взволнованно спросила Диля, — он поправится?
— Поправится. Как выспится, так и поправится. Значит, Мамай твой драчун?
Доктор отошёл к шкафчику, где стояли пузырьки с лекарствами.
— Да, он драчун. Его даже бабушка пугается, когда он рычит.
— А ты не пугаешься?
— Я — нет, я не пугаюсь. Он только на меня рычать, а я ему щёткой в нос!
— В нос, значит, щёткой? Отважный характер! Недаром у самой-то нос в крапинках, вроде его воробьи поклевали. — Терентий Артёмович наклонился к Ушастику с пузырьком и чайной ложкой. — Смотрите, вот вам лекарство для Ушастика. Будете давать чайную ложку в день.
— А как он из ложки… — растерянно сказал Гарька.
— А вот как. — Доктор наполнил лекарством ложку и влил Ушастику в угол рта, где не было зубов. — Понятно?
— Понятно.
— Дома положите его на тёплую грелку, и через два-три дня он будет совершенно здоров.
На прощание Диля не утерпела и спросила у Терентия Артёмовича:
— А гусь показал вам горло?
— Какой гусь?
— Ну тот, нервный.
— А-а, Михей-то?.. Показал, как же.
— А медведей вы лечите?
— Лечим. Даже в больницу можем положить.
Диля покачала головой, но ничего не сказала.
Во дворе просигналила машина: это вернулась с вызова «скорая помощь».
В окно видно было, как из машины вытащили носилки.
На них лежал совсем ещё молоденький жеребёнок, покрытый марлей.
— Несите в перевязочную, — приказал санитарам дежурный доктор.
Санитары понесли.
В регистратуре заплатили за пузырёк с микстурой и отправились в обратный путь, в Черёмушки.
Леонид Аркадьевич опять нёс Ушастика.
Гарька — пузырёк с микстурой.
Диля — банку с водой.
§
Отпуск Леонида Аркадьевича близился к концу.
Хотя персидские и арабские книги так и не были переведены, но зато между дядькой и племянником установилось полное взаимопонимание и настоящая дружба.
Подружились они с Дилей, и с Яковом Даниловичем, и с молочницей.
Только Ушастик, который успел выздороветь, и Мамай продолжали враждовать. Караулили друг друга, нападали из-за угла, а то сходились в открытую на дороге, лоб в лоб, и затевали «рукопашную».
Мелькают хвосты, лапы… шум, крик, пыль, пока Диля не прибежит со щёткой или Гарька с палкой и не разгонят их.
…Как-то Леонид Аркадьевич и Гарька пошли на карьер.
Там они застали всё тех же упрямых мальчишек с ореховыми удочками, а самое главное — увидели человека в резиновой лодке.
Он победоносно плавал по карьеру: на носу лодки для противовеса лежал камень.
Что ни день, то в совместной жизни Леонида Аркадьевича и Гарьки совершались всё новые и новые победы, которые им были особенно дороги, потому что приходили к ним через их собственный опыт: полы научились протирать шваброй, а в воду клали мятную траву, и потом долго во всём доме было прохладно и пахло лугом.
Петли дверей смазывали маслом, чтобы не скрипели. Насушили в духовке белых грибов на зиму. Выкопали вокруг дома дождевые канавки. Залили в крыше трещину варом. Докрасили забор.
И даже простокваши Леонид Аркадьевич готовил теперь только одну кастрюлю!..
Гарька окреп, подрос, почернел на солнце.
Леонид Аркадьевич тоже изменился — перестал жаловаться на поясницу, на одышку, как-то весь подтянулся, помолодел.
Многое в жизни для дядьки и для племянника сделалось понятным, доступным и увлекательным: бродяжничать по лесу, есть картошку, печённую в углях, натыкая её на палочки, чтобы не пожечь пальцы. Возить на тачке из леса торф для удобрения клубники. Натрудив лопатой руки, погружать их для отдыха в холодную воду. Ходить на базар в деревню Темрюковку. Лежать у открытого окна и слушать, как первый осенний дождь, ещё тёплый и не обложной, стекает с деревьев в траву, как стучит он по дорожкам и по сухим стеблям цветов.
Скоро надо собираться и уезжать в город.
Леонид Аркадьевич пойдёт на работу в университет, Гарька отправится в школу.
А в сосновом домике с узорными наличниками и расписными коньками замкнут двери, закроют ставни, и останется он пустовать на всю зиму, до следующего лета.
Стёпе купили куртку — светлую на клетчатой подкладке.
А что значит светлая куртка? А это значит, что лучше бы её совсем не покупали!
В футбол играть нельзя — испачкаешь.
Бороться нельзя — испачкаешь.
Лазить в котельную нельзя — испачкаешь.
Помогать мастерам смазывать лифт нельзя — испачкаешь.
Спросите, а что же можно? А можно так себе ходить по бульвару и читать газету.
Стёпа пытался надевать старую куртку — чёрную и рваную. Но дома кричали, чтобы не смел наряжаться чучелом, позорить отца и мать и всю остальную семью.
Вся остальная семья — две маленькие сестры, Даша и Маша. Они должны гордиться братом, а не краснеть за него, как за чучело, перед соседями, домоуправом, почтальоном, лифтёршей и ещё, кажется, папиными сослуживцами.
Стёпа очень мучился. И все его товарищи мучились вокруг этой новой светлой куртки.
Стёпа перестал играть в футбол. Бороться. Лазить в котельную. Помогать мастерам смазывать лифт. Погибал, да и только.
Был человек — и нет человека!
Дома каждый вечер проверяли — не запачкал ли куртку. Что с ней? Как она? Или, может, он опять желает превратиться в чучело и опозорить отца, и мать, и всю остальную семью?
Прежняя нормальная жизнь оборвалась.
Кончилась.
Стёпа не жил больше для себя, для футбола, для лифта, для котельной. А жил для соседей, для дворника, для почтальона, для папиных сослуживцев.
Но однажды утром Стёпу будто по лбу громко стукнуло — тресь! Не всё потеряно, Стёпа!
Думаете, Стёпа попросту решил поскорее порвать и запачкать новую куртку?
Ошибаетесь.
В общем, Стёпа опять сделался человеком.
Как и велено было, он носил новую куртку, но боролся в ней, играл в футбол, лазил в котельную, помогал смазывать лифт.
Когда возвращался домой, снимал куртку и вешал на крючок в коридоре, она была чистой, без пятен и помарок.
Пожалуйста, проверяйте.
Да чего проверять: и так видно — чистая!
Дома довольны. Отец и мать довольны: Стёпа гуляет, прилично выглядит. Не носится чёрт те где, бережёт куртку.
Отец сказал:
— Надо было давно купить такую светлую — она его дисциплинирует.
Довольна и вся остальная семья, Даша и Маша: больше не требуется запоминать, перед кем за Стёпу краснеть, а перед кем не краснеть.
В субботу днём случилась история…
Мама вышла во двор кликнуть Стёпу обедать. Ребята играли в футбол. Мяча не было, и вместо него играли кочаном капусты.
Мама покричала Стёпу, поглядела его светлую куртку — не нашла и вернулась домой. Даже обрадовалась, что не нашла: значит, на самом деле куртка дисциплинирует Стёпу и он не гоняет по двору грязный кочан.
А Стёпа как раз гонял кочан, пока тот совсем не развалился. И только после этого вернулся домой. В коридоре на крючок повесил чистенькую куртку.
— Где ты был? — спросила мама. — Я тебя звала.
— Гулял на бульваре, — ответил Стёпа, вроде он и правда гулял на бульваре и читал газету.
Мама ушла на кухню, чтобы принести кастрюлю с супом.
— А я тебя видела, — тихо сказала Даша.
— И я тебя видела, — тихо сказала Маша.
— Где вы меня видели?
— Во дворе из окна.
— Мама не видела, а вы видели?
— Ага. Ты капусту катал.
— Пфе! Враки!
— А вот и не враки. Ты теперь наоборот ходишь.
— Как это — наоборот?
Даша и Маша сбегали в коридор и принесли Стенину куртку.
— Вот так, наоборот!
Сестры вывернули куртку наизнанку, и получилась она не светлая, а клетчатая. Грязная и в масляных пятнах.
Послышались шаги матери: она возвращалась из кухни с кастрюлей. Стёпа быстро вывернул куртку налицо — светлая и чистая.
Вошла мать.
Стёпа молчал. Молчали и сестры. Они не хотели выдавать брата, что он опять чучело, только не чёрное, как раньше, а клетчатое.
1
С Виктором, или просто Витей, Жёлтиков познакомился через Мокея Егоровича. Мокей Егорович служил на стадионе дворником. Занимал у входа маленькую сторожку. Стадион принадлежал заводу «Металлист». А Жёлтиков работал на заводе чертёжником.
Знакомство произошло поздней осенью.
Стадион был пуст. Дожди испортили поле и беговые дорожки. А играть в хоккей ещё не начали: ждали морозов, чтобы залить лёд.
И хотя стадион находился в центре города, он напоминал в эти дни пригород — те же стога сена, кусты, скамейки. Вокруг стогов были разбросаны лопаты и грабли. Валялись перевёрнутые тачки.
Чертёжник Жёлтиков сидел у Мокея Егоровича в сторожке и говорил, что не знает, у кого пристроить на зиму автомобиль.
Пять лет работал сверхурочно и без отпусков — собирал на него деньги, а теперь вот некуда с автомобилем деваться. Получил его недавно. Во всех общественных гаражах места уже заняты. Машину ему требуется изучать. А как он будет изучать на улице под снегом!
— Надо к Вите сходить, — сказал Мокей Егорович. — Поговорить с ним.
— А кто это — Витя?
— Шофёр со стадиона.
Мокей Егорович показал из окна сторожки на здание гаража.
Прежде Жёлтиков его не замечал, потому что закрывала листва деревьев. А сейчас деревья стояли голые, и гараж был виден — низенький, с чистыми белыми стенами и красной кирпичной трубой, из которой вытекал ручеёк дыма.
— А когда можно с Витей поговорить?
— Теперь и пойдём.
В воротах гаража была прорезана калитка. Мокей Егорович открыл её и заглянул внутрь. Темно. Крикнул:
§
Леонид Аркадьевич Лавров работал в университете — занимался изучением стран Востока.
У него была сестра Женя, а у Жени был сынишка Гарька.
Женя предложила Леониду Аркадьевичу, чтобы взял Гарьку и отправился на лето пожить на город, в лес, в посёлок Черёмушки.
В Черёмушках у Жени небольшой домик, сложенный из сосновых брёвен, под деревянной, покрытой щепой крышей.
Сама Женя поехать в Черёмушки не могла: её проектная мастерская, где она работала архитектором, была занята выполнением срочного заказа и отпуска следовало ждать не раньше осени.
Гарьку тоже никуда нельзя было послать с детским садом: он только что переболел свинкой и теперь должен был выдержать три недели карантина.
— Ну хорошо, — сказал сестре Леонид Аркадьевич. — Отправляй. Только…
— Всякие «только» потом. В основном вопрос решён. Правильно?
— Ну правильно… ну решён, — уступил Леонид Аркадьевич и слабо махнул рукой.
Перечить Жене бесполезно: нравом упряма и напориста.
— Как с продуктами? Устроитесь. В Черёмушках есть магазин. Из деревни станут носить молоко. А готовить будет Матрёна Ивановна, она живёт через три двора. Как приедете, зайдите к ней. Я послала письмо. Да и вообще среди людей не пропадёте.
Дома Леонид Аркадьевич уложил в чемодан свои восточные книги и словари, бутылку с чернилами, полотняные брюки, майку, галстук, запасные косточки-вкладыши, которые употребляются для того, чтобы не мялись концы воротничков у рубашек, круглые резинки для рукавов.
Женя собрала Гарьке тоже чемодан, а в чемодане — бельё, тетрадь для рисования, краски, заводной волчок с сиреной, пара новеньких ботинок.
Леонид Аркадьевич жил отдельно от сестры, жил одиноко, занимался научной работой в университете и с детьми никогда ничего общего не имел.
Дети пугали его той заботой, которой, как ему казалось, они требовали. А тут предстояло прожить вместе с Гарькой с глазу на глаз почти два месяца.
В день отъезда все трое сошлись на вокзале.
Пока Гарька восседал верхом на одном из чемоданов и старательно сосал леденцовую конфету, гоняя языком от щеки к щеке, Женя негромко говорила брату:
— Ты, Леонид, его воспитывай, не стесняйся. Принимай меры, какие найдёшь нужными.
— Что, обязательно меры? — насторожился Леонид Аркадьевич, поглядывая искоса на Гарьку.
Сквозь ворот рубашки видны тоненькие ключицы, на худеньком затылке — ямка, куда уползла косица нестриженых волос, колени и локти по-детски острые. Ну какие к нему там меры!
— Нет, конечно, не обязательно, но если расшалится и будет мешать работать… Да, кстати, в отношении твоей работы… Мне кажется, Леонид, что тебе пора хотя бы на время отпуска оставить в покое твоих арабов и персов.
— Ну хорошо, хорошо, там видно будет, — примирительно ответил Леонид Аркадьевич, человек мягкий, вежливый, с застенчивыми близорукими глазами.
К перрону подали пригородный поезд.
Женя обняла и поцеловала сына с карамелькой во рту, потом брата и заторопилась на работу.
Когда Женя отошла уже на порядочное расстояние, Гарька, одолев наконец свою нескончаемую карамель, проговорил со вздохом:
— А ключ от дома…
— Что — ключ? — не понял Леонид Аркадьевич.
— У мамы в сумке остался. От дома в Черёмушках. Она просила напомнить.
— Так что ж ты прежде молчал! — с сокрушением воскликнул Леонид Аркадьевич и от волнения сдёрнул с себя очки.
— Я сам только вспомнил.
Женя ходит быстро, размашисто, и догнать её не просто.
Дядька и племянник закричали на весь перрон:
— Женя!
— Мама!
— Женя!
— Мама!
Женя оглянулась: то ли услышала крики, то ли хотела окончательно удостовериться, что уже отправила брата и сына в Черёмушки.
Леонид Аркадьевич и Гарька беспорядочно замахали руками:
— Погоди!
— Ключ! Ключ!
Но вот ключ у Леонида Аркадьевича, и они с Гарькой, успокоенные и примирённые, сидят в вагоне друг против друга у окна.
Над головами в багажных сетках, тоже друг против друга, два чемодана — большой и маленький.
Всё в порядке.
Крикливый, петушиный гудок пригородного поезда.
Толчок назад — состав скрипнул, сомкнулась сцепка. Толчок вперёд — состав болтнулся, лязгнул перекидными мостками и стронулся с места.
Отстучали под колёсами сортировочные стрелки, проплыли водонапорные башни и угольные ямы, и поезд заскакал по рельсам лёгкими дачными вагончиками.
Леонид Аркадьевич и Гарька молчали, смотрели в окно.
Густой паровозный дым опадал низко на землю, и козы, привязанные к колышкам на лужайках и в рощах, отворачивались, мотали в неудовольствии головой. Ребята-пастухи приветственно подкидывали фуражки.
Пересекли узкую речушку, сплошь усыпанную рыболовами.
По шоссе, соревнуясь с поездом, мчалась полуторка.
Леонид Аркадьевич спохватился: Гарька ничего не жуёт.
— Ты есть не хочешь?
— Нет. А вы?
— Я тоже не хочу. Ты, когда захочешь, скажи.
— Скажу.
У Леонида Аркадьевича в кармане пиджака два яблока. Ими надеялся поддержать Гарьку, если тот неожиданно проголодается, пока они устроятся в Черёмушках с едой.
Гарьке о яблоках было известно. Ещё на вокзале он поинтересовался у дядьки, отчего это у его пиджака так оттопырен один карман.
На ближайшей станции Гарька сказал, увидев, как из шланга поливают платформу водой:
— Я тоже поливал из кишки улицу. А вы, дядя Лёня?
Леонид Аркадьевич пристально сквозь очки поглядел на платформу и ответил, что как будто никогда прежде не поливал из кишки улицу.
— А яблоки вы как едите? — неожиданно спросил Гарька. — Я — вместе с косточками.
Леонид Аркадьевич сказал, что предпочитает есть без косточек, но понял, в чём дело: достал из кармана яблоко и протянул Гарьке.
Гарька взял яблоко, поблагодарил и начал грызть, побалтывая ногами.
Покончив с яблоком, перестал болтать ногами и завёл разговор со стариком соседом: попросил у старика примерить его очки, потому что они были в тяжёлой роговой оправе и имели гораздо более внушительный вид, чем очки Леонида Аркадьевича — маленькие, с тонкой металлической окантовкой.
Старик очки дал.
Гарька напялил их, но ему не понравилось: было мутно видно, а он думал, что будет как в бинокль.
Гарька от безделья пересчитал в вагоне окна, прошёлся между скамейками, внимательно разглядывая пассажиров, успел два раза стукнуться обо что-то головой и в конце концов задремал, привалясь к старику.
На одной из остановок паровоз резко толкнул вагон.
Гарька проснулся, вздохнул и сказал:
— А почему вы яблоки едите без косточек?
Леонид Аркадьевич молча протянул Гарьке второе яблоко.
Солнце заволокла большая туча, и полил дождь.
Вначале заскользил по окну лёгкими косыми каплями, потом отяжелел, выпрямился и ударил по земле гулким частым проливнем.
Вспенились, потекли пузырчатые потоки, пригнулись деревья, легла на землю трава. Даль исчезла в мутном водяном вихре.
Поезд приближался к Черёмушкам, а ливень не стихал. Сквозь водяную завесу показались очертания платформы.
Леонид Аркадьевич и Гарька взяли чемоданы, попрощались со стариком и сошли с поезда. На платформе укрыться от дождя было негде.
— Побежали! — крикнул Гарька.
— Куда?
— Под дерево!
Леонид Аркадьевич кивнул, и они припустились с платформы к ближайшим деревьям.
Гарька мчался во весь дух, легко, точно кузнечик, перемахивая через лужи.
Леонид Аркадьевич бежал, громко отдуваясь, высоко расплёскивая грязь, а когда перепрыгивал через лужи, то в чемодане у него что-то грюкало.
«Наверно, древние греки», — решил Гарька. Он знал, что Леонид Аркадьевич вечно копается в старинных и очень увесистых книгах.