Виктор Васнецов: храмовые росписи в Киеве и Москве — Одна Родина

Виктор Васнецов: храмовые росписи в Киеве и Москве — Одна Родина Для дачи

Виктор васнецов: храмовые росписи в киеве и москве — одна родина

Впервые я побывал во Владимирском соборе в Киеве в восемнадцать лет, когда уехал из индустриального техникума в Белгороде на стажировку во Львов. Будучи комсомольцем, я был далек от православия (насколько русский может быть далек от него?). С тех пор, до 2021 года, я был в Киеве десятки раз, но меня всегда поражали эти невероятные фрески, которые поразили меня с первого посещения.

Здесь покоятся мощи великомученицы Варвары и святого мученика Макария. Мощи святой Варвары были привезены в Киев князем Святополком. В течение многих веков они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. С 1992 года Владимирский собор, к сожалению, захвачен диссидентами из Киевского патриархата. Однако я пришел не во время их служб и не с мыслью, что все вернется под единый канонический омофор, что прекратится филаретовско-денисенковщина, а заблудшие покаются. Мы пережили музей антирелигиозной пропаганды, который находился здесь с 1929 по 1941 год, переживем и этот.

Кафедральный собор Владимира в Киеве

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) был учеником художника Крамского, роспись Владимирского собора которого он называл «велением Божьим». В рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году, первый камень в основание собора был заложен в 1862 году, но его строительство, которому мешали технические трудности, затянулось почти на три десятилетия. Император Николай II Александрович и императрица Александра Федоровна присутствовали на церемонии освящения собора 20 августа 1896 года.

«Я только Русью и жил… – говорил Виктор Михайлович. – Что касается религиозной моей живописи… я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной Церкви мы родились, православными дай Бог и помереть».

В.М. Васнецов. «Христос Вседержитель». Плафон главного купола Владимирского собора в Киеве

Переехав в Киев в 1885 году, Васнецов скрупулезно изучал мозаики и фрески златоглавых соборов Святой Софии и Святого Михаила, а также Кирилловской церкви. До этого он изучал византийскую живопись в Италии.

Современные эксперты согласились назвать Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением в русском церковном искусстве». Собор расписывала группа выдающихся русских художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинского под руководством профессора А.В. Прахова.

Но именно Васнецов выполнил основную работу грандиозного масштаба (около 400 эскизов, сама роспись стен — более 2 000 кв. м), не имеющую аналогов в русском искусстве XIX века; вместе со своими помощниками он расписал весь главный неф храма, среднюю часть хора и три стороны колонн. Всего им было создано пятнадцать композиций и три десятка фигур святых в полный рост. Самая известная среди них — «Богоматерь с младенцем», расположенная на восточной алтарной стене, которая поражает красотой и величием каждого, кто входит в храм.

В.М. Васнецов. «Богоматерь с ребенком». Роспись из Владимирского собора в Киеве.

Кроме того, фрески, похожие на фрески Владимирского собора, были обнаружены в начале XX века в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, также работы Васнецова. Как оказалось, пресса сообщила об этом открытии за день до моего отъезда в Москву. Посещение этого храма было для меня очевидным выбором. Мне также довелось посидеть в его причудливом дворике, который напомнил мне исторический «Московский дворик» моего любимого Поленова.

Церковь Рождества Христова-Предтеченская на Пресне

Искусствоведы заметили на стенах Предтеченской церкви те же иконографические образы, что и на сводах Владимирского собора в Киеве, поэтому художник пользовался широкой популярностью. Фрески «Бог Слово» в сводчатой части алтаря и «Отечество» на восточной арке храма были выполнены в точной аналогии с киевскими фресками.

В.М. Васнецов. «Порог рая». Роспись на западной стене главного алтаря Предтеченской церкви на Пресне.

Мария Головкина, искусствовед Третьяковской галереи, пишет: «Шедевры, подобные киевским, также являются удивительными проявлениями Божьего провидения. До назначения епископа Амвросия Бронницкого старостой церкви в 2006 году зеркало на медной пластине «Каптур» было выставлено в нише на левой стороне яруса (главное помещение церкви перед алтарем). После этого события началась реставрация церкви, а вместе с ней к верующим вернулись и работы Васнецова.

Васнецов также создал уникальные мозаики в Предтеченском храме, которые выполнены из цветного стекла. Особенно красивы своды главной церкви, состоящие почти полностью из мозаик с доминирующим серебристым патинированным фоном.

В.М. Васнецов. Своды Предтеченской церкви на Пресне

Биографы художника отмечают, что он молился святому Иоанну Крестителю и другу Христа с самого детства, в вятском селе Рябово, где служил его отец, священник Михаил, и где художник, оставшись без отца, провел свои детские годы: там «возносились к небу купола белокаменной церкви Рождества Иоанна Предтечи».

Расписанная Васнецовым в 1896-1898 годах, Пресненская церковь — одна из немногих церквей в Москве, которая не была закрыта в годы гонений. В 2020 году он отметил свое 335-летие, поскольку не был сожжен во время Наполеоновской войны 1812 года. В конце 19 века имя Виктора Васнецова было добавлено в список «создателей и благоукрасителей» Прешовской церкви.

Фрески на Пресне и в Киеве посвящены 900-летию Крещения Руси. Обе росписи были написаны в 1898 году, через два года после росписи Владимирского собора в Киеве. В это время Васнецов руководил мастерской в Пресненской церкви, ему помогала группа московских и киевских художников.

Мозаика из Предтеченской церкви на Пресне. По эскизам В. М. Васнецова

Когда начались реставрационные работы, в главном алтаре Предтеченской церкви более года не проводились службы: под руководством художника-реставратора первой категории В. К. Потапчука шла кропотливая и дорогостоящая реставрация картин Васнецова, обнаруженных в конце 2006 года. Под несколькими поздними наслоениями первой половины XX века в конце 2006 года были обнаружены картины Васнецова, которые в настоящее время проходят кропотливую реставрацию. В ходе работ помогали эскизы картин Васнецова, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее.

В тимпане западной стены главного алтаря Предтеченской церкви над Святыми вратами Васнецов изобразил Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы, Эммануил в Силе был написан им в конхе (на своде и верхней части стен) алтаря. В углах находятся символы, изображающие четырех евангелистов. Помимо удивительной Поленовской церкви в Абрамцеве и Владимирского собора в Киеве, Васнецов создал подобные образы. Он написан маслом, а нимб сделан из мозаики в редкой, как в России, так и в Европе, технике: между двумя стеклами спаяны тонкие листы сусального золота; буквы написаны серебром.

Владимир Потапчук объяснил, что когда он проводил раскопки для укрепления стен, то обнаружил под поздним слоем второй слой росписи на растрескавшихся стенах. Проведенные для проверки извлечения выявили росписи почти на всех стенах. Рука Вазнецова, особенно мифологический растительный орнамент, который был так похож на сказочный, была очевидна. Богатство было погребено под оглушительным синим цветом, и богатство это было невидимо».

Художники-реставраторы удаляли фрагменты оригинальной картины, которые затем заполняли художники.

Рестораторы

Летом 2007 года в ризнице Предтеченского храма, где хранятся украшения и утварь церкви во время реставрационных работ, была сделана уникальная находка: эскиз картины Васнецова «Отчизна».

Некоторое время реставрация велась в основном на недостаточные средства прихода. Но затем, за счет средств городского бюджета Москвы, здание Предтеченского храма было полностью обследовано и отреставрировано.

Мозаика Предтеченского храма на Пресне. По эскизам В.М. Васнецова

В наше время церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне называют спасенной жемчужиной русского искусства. В каком-то смысле приятно, что эта жемчужина ассоциируется с другой жемчужиной — жемчужиной Киева. Васнецов родом из Вятки, как и две православные столицы — Киев и Москва, которые связаны силой русского художественного гения.

На заглавной фотографии. В. М. Васнецов, «Крещение святого князя Владимира».

Ковер-забор по-2

Четыре года назад я создал классный бренд булавок как замену банальным булавкам с изображением исторических зданий, кошек и еды. В конце концов, дело было не только в булавках, но и в самой идее. Футболки, украшения и коврики — все это появилось в результате.

Заборы П О-2 — идея, которую легко придумать. Особого вдохновения здесь искать не нужно: даже в пределах улицы Садовой где-то на виду будет тот же «забор с ромбами». Свою первую эмалевую булавку ПО-2 компания выпустила в мае 2021 года. Потом была рельефная версия, подвески с оконной решеткой и моей любимой позднесоветской детской площадкой — хотелось немного развить тему. Я не собирался возвращаться к ПО-2, но когда возникла идея превратить бетон в мягкий ковер, я не смог устоять.

П О-2 — объект массового тиража, максимально узнаваемый и минимально уютный. Этот забор многие россияне видели много раз за свою жизнь, но особого удовольствия от его лицезрения не испытывают. Измените контекст на: Я предлагаю поместить мрачный объект, ограждающий запретную территорию, с улицы в дом, где он сможет обеспечить комфорт и помочь расслабиться. И тогда вид его вызывает улыбку вместе с легким недоумением. Мягкая изгородь на полу — в этом есть что-то сюрреалистическое. Никто не запретит вам повесить его на стену — кстати, тоже очень русская история — и написать на нем баллончиком все, что захочется.

Это отражение того, как мы выросли и как мы живем сегодня. Кажется, что сцена сформировалась сама собой, но это важное пространство общей памяти, понятный код. Люди узнают своих по элементам. Бетонные панели и заборы были и остаются одинаковыми по всей России. Это, конечно, скука, антиутопия. Но это также более прочная связь, чем православие. В любом случае, кажется, что за последние двадцать лет идеологи государства не предложили ничего более искреннего и правдивого, чем эта интонация русской ностальгии.

Я ценю тот факт, что российские дизайнеры начали работать над этим вопросом. Я думаю, это должно помочь людям наконец-то переварить всю эстетику рекламных щитов и вывесок. И полюбить Россию по-новому, по-своему.

Конструктор петербургских дворов

По образованию я иллюстратор. Я хотела стать художником, связанным с какой-либо формой прикладного искусства, возможно, именно поэтому я выбрала работу с книжной иллюстрацией еще во время учебы. После беременности я увлеклась винтажными игрушками и завела тематический блог. Через некоторое время мне захотелось сделать что-то самой: так появились сначала игрушки, а потом и конструктор, который был создан из петербургских дворов.

Меня вдохновили диорамы [немецкого художника] Мартина Энгельбрехта, бумажные театры и книги с туннелями. Для меня было важно не воссоздать конкретное место, а передать атмосферу петербургских дворов в целом. Поэтому здесь много деталей, которые показались мне типичными и подходящими: подстриженные тополя, гаражи, пазик и набережная. Я считаю, что именно эти элементы придают моим дворам живой вид и что многие зрители могут узнать в них что-то личное.

Прежде чем приступить к работе над новым строительным комплектом, я ищу отправную точку, архитектурную деталь, вокруг которой будет разворачиваться сюжет. (Например, в первом наборе это был конкретный дом в Коломне, на Витебской улице, 4. Однако прототип остался узнаваемым после того, как я уменьшил его длину). Затем я собирал композицию из фотографий, полученных во время прогулок по городу. Если я понимаю, что мне недостаточно собственного материала, я также могу воспользоваться панорамами Google или отправиться на фотопоиск нужного объекта. Затем я создаю пейзаж в Photoshop и готовлю макет для печати. На это уходит около месяца. Мой муж — архитектор — также помогает мне разрабатывать макет, поэтому мы оба увлечены проектом, поскольку в нем пересекаются графика и архитектура.

Для меня русская тоска — это любование потускнением, слоями и следами, которые оставляет время. В них есть красота и глубина, такой непредсказуемый слой, который может затрагивать как очень личные, так и стереотипные переживания, влияющие на целые поколения. Мне кажется, я чувствую присутствие времени и души в пейзаже Санкт-Петербурга, и я очень рад, что есть зрители, которые видят нечто подобное в моих сувенирах, даже если они свои собственные.

Ночник-брежневка

Визуальный художник, основатель магазина Анохина Никита

Это наш семейный проект: мой и моей жены. Мы оба художники. Мы оба художники. Мы оба художники. Так получилось, что некоторое время мы жили в районе Гольяново, где, честно говоря, было довольно мрачно: везде дощатые дома, серость и уныние. В это же время появился закон о реновации жилья и сносе хрущевок в Москве. Мы хотели рассказать об этом, и мы нашли подходящий способ сделать это: сделать ночные светильники в виде панно.

Свои первые ночники я сделал почти самостоятельно, так как не мог позволить себе обратиться к специалисту. Я сам изготовил все формы и собрал модели вручную. Теперь у нас есть возможность обратиться к профессионалам, поэтому мы печатаем все панели на 3D-принтере. Сначала дом моделируется, затем модель печатается, силиконовые формы снимаются и заливается бетон. То же самое относится и к основанию пилотной лампы. Он изготовлен из бетона. А сам потолок сделан из фанеры.

Каждый из них является памятником эпохи. Я их не люблю, но для многих людей они олицетворяют детство, юность и хорошие воспоминания. Для моей матери, например, квартира — это символ лучшей жизни, выхода из спальни, собственного дома. Но даже если мне не нравятся панельные здания, они являются частью нашей истории: мы не должны их стыдиться.

Перстень-забор по-2

Я занимаюсь изготовлением ювелирных изделий уже шесть лет. Если можно так выразиться, мой бренд создает миниатюры российской действительности в серебре. В коллекции есть все основные атрибуты, от колец в форме России до колец в форме колючей проволоки, знаков и заборов для ограждения собраний.

Идея заборного кольца особенно привлекательна тем, что на него можно нанести надпись, как и на настоящие бетонные плиты — только не краской, а гравировкой. Именно поэтому художники граффити часто заказывают у нас кольца с собственными рисунками и надписями. Каждый раз создается нечто уникальное.

Мне кажется, что мы, русские, долгое время старались дистанцироваться от собственной культуры и вместо нее перенимать что-то западное, считая собственную культуру, по большому счету, отстоем. Но вот прошло достаточно времени после распада СССР, и все эти атрибуты начинают казаться экзотическими и родными. С детства это явление окружает нас и иногда может вызывать ностальгию. Правда, эта эстетика несколько мрачновата. Но о загадочной русской душе Достоевский писал еще в XIX веке, так что сейчас это не изменится.

Снежный шар с панелькой

Сообщество Panelki родилось из чистого энтузиазма семь лет назад. Сначала это был очень локальный проект, и мы находили контент буквально в Google, но со временем сообщество разрослось, и фотографии стали поступать со всего мира.

Идея создания собственного товара возникла некоторое время назад. Одним из наших первых проектов было мыло с изображениями панельных домов. В прошлом году, в канун Нового года, мы хотели сделать снежные глобусы, но не обычные, а связанные с темой паба.

Во многом снежные шары стали возможны благодаря Нике, которая присоединилась к нашей команде. Она кукольник и ювелир, поэтому знает технологию работы со многими материалами, от тканей, полимеров и силикона до металлов. Затем мы распечатали модель на 3D-принтере, изготовили форму и сделали отливки из полиуретана. Было много экспериментов с составом и пропорциями жидкости в шаре, пока методом проб и ошибок мы не создали свою собственную — рецепты из Интернета не годились. Мы вылепили собственные снежные сугробы, построили дорожку к входу и сделали окна «светящимися».

Перед Новым годом, когда заказов было особенно много, мы могли сидеть до раннего утра, а потом идти на работу. Но это было хорошее развлечение. Ника — прежде всего ювелир, поэтому мы не остановились на снежных шарах и скоро представим кулоны и броши из медной ириски.

Можно даже сказать, что панели являются неотъемлемой частью культуры нашей страны. Возможно, не самая яркая, но все же неотъемлемая ее часть. В нашем обществе мы коллективно делимся воспоминаниями и идеями. Мы все можем вспомнить дома, похожие на его, тот же обшарпанный подъезд, иногда непонятные надписи на стенах и сгоревшую кнопку лифта.

Третий васнецов

Для российской культуры фамилия «Васнецов» не пустой звук. Русские любители искусства помнят творчество его младшего брата, художника-пейзажиста Аполлинария, известного как «певец» старой Москвы, написавшего множество известных произведений, таких как «Аленушка» и «Богатыри». А вот их дальнего родственника Юрия Васнецова помнят, увы, гораздо меньше, а ведь этот мастер создал иллюстрации ко многим русским книгам для детей, согревая наше детство своим даром, теплом и светом — он был «сказочник, тончайший художник и мудрец, и наивный ребенок».

4 апреля (22 марта) исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973), в лице которого русское искусство получило мастера глубокой национальности, сумевшего применить в своем индивидуальном творчестве многовековые традиции культуры своего народа. При этом самобытное и искреннее творчество сочеталось у него с глубоким знанием русского и мирового искусства, особенно французского. Созданный им мир сказочен и уходит корнями в Вятку, где родился мастер, но в то же время его произведения находятся на высоком уровне европейской культуры.

До сих пор, к счастью, человечество не отказалось от книг — удивительного явления, оказывающего огромное влияние на глобальный ландшафт. Особенно детские книги. Важнейшую роль в детской книге играют «картинки», то есть иллюстрации, которые не только определяют структуру и тон книги, но и становятся лицом книги на всю оставшуюся жизнь читателя. «Делать детскую книгу чрезвычайно трудно, — говорил известный советский иллюстратор Валентин Курдов, — это все равно, что выжимать из себя сок».

Книжки-картинки Юрия Васнецова — это благословение для ребенка, который их читает. Дух его творчества очень близок к народному — он полон озорства, непосредственности и бодрящих посланий.

Л. Носырев в статье «А я ищу сказку» пишет: «Редко кому удается пронести впечатления детства через всю жизнь, как это сделал Васнецов.

Юрий Васнецов органично перерабатывает принципы народного творчества, приближая их к своему современному искусству. Его фантастические, сказочные пейзажи основаны на ярких впечатлениях от реальной русской природы. Как отмечает искусствовед Юрий Васнецов, «птицы и звери в сказках приобретают особую выразительность именно потому, что художник наделяет их движениями и повадками, которыми они обладали бы в реальном мире». Васнецов проявляет редкий талант создавать как бы будущий взгляд на свою работу, умение заново пережить детское волнение от сказки и, в каком-то смысле, наблюдать за традициями народного искусства глазами детей.

Повторение и отзвуки мотивов — один из любимых композиционных приемов художника. Каждая книга Вазанцова — это еще и новое изобразительное, композиционное, колористическое решение.

Цвета в иллюстрациях Васнецова — это как алфавит цветов для ребенка. Цвет персонажа определенный, простой, легко называемый: волк — серый, гусь — белый, лиса — рыжая и так далее. Но Юрий Васнецов всегда добивался удивительно точных пропорций между реальными и воображаемыми цветами….. «.

Юрий Алексеевич Васнецов родился в Вятке (ныне Киров) в семье священнослужителя. С годами художник не утратил своего спонтанного восприятия природы; он вспоминал народные праздники в родном городе с их ярмарками и высокоразвитыми народными промыслами, украшал дымковских кукол, расписывал ярких петухов и лошадей. Вся провинция Ватикана славилась своими ремеслами — мебелью, кружевами и игрушками.

» Очень уютная, немного тесная, связанная с бытом, народным искусством, с культом предмета в повседневной жизни, теплая, и с обязательным нарядным колоритом, писал коллега и друг о Вятке. Мне кажется, это основные истоки творчества Васнецова. И он продолжал оставаться воятичем, приехав в Петербург.

В детстве Васнецов любил наблюдать яркую цветистость расписных игрушек, сундуков, дуг, пестряди. Любил всевозможный ручной труд. Еще мальчиком работал на кустарном складе — на деревянных шкатулках-перчаточницах писал пейзажи летние, зимние, со зверушками. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках, на санках, пускать змея, ловить рыбу. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел — проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше… Неповторимо красиво многое было!» — вспоминал счастливый человек Юрий Васнецов, который умел радоваться своему детству и доносить эту радость в своих произведениях до взрослых и детей.

Мастер ярко выражал себя в родной ему, близкой сердцу сфере мотивов и образов. Воспоминания детства, внимательность взгляда, подмечающего трогательные и обаятельные мелочи в окружающем, соединялись в работах художника с фантазией, которая оживала на почве русских сказок. Художник вспоминал: «…В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня… Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло… Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку».

Поэтому Васнецов наизусть выучил тезис педагога Сухомлинского: «В сказке черпаются идеи справедливости и несправедливости». Начальному этапу идеологического воспитания также способствует сказка. Идея полностью усваивается только тогда, когда она сопровождается яркими образами.

О любимых персонажах Васнецов сам говорил: «Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь — красота!.. Но и многих других люблю — петухов, мышей… Ежей люблю. Страшно интересно».

* * *

Юрий Васнецов учился в Петрограде. В 1921 году он поступил на живописный факультет Государственного художественного музея (позднее Вхутемас), а в 1926-1932 годах продолжил обучение в аспирантуре Академии художеств. Среди его учителей были К. Петров-Водкин и К. Малевич. После окончания университета он наладил сотрудничество с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, которым в то время руководил В.В. Лебедев. Вместе с Васнецовым молодые художники В. Kurdov and E. Чарушин появился в детском отделе Госиздата. Чарушин появился в детском отделе Госиздата. Все трое стали бессменными пионерами советской детской иллюстрации и подняли ее уровень на необычайную высоту.

Примечательно, что эти художники были в дружеских отношениях и поддерживали друг друга творчески.

В конце 1920-х годов государственное издательство выпустило первую детскую книгу с рисунками Васнецова.

Одной из первых работ Васнецова в книге стала иллюстрация к рассказу В. Бианки «Болото». Искусствоведы отмечают, что за эти годы они не выработали никаких стилистических приемов, но они удивительно хороши: по своей лаконичности, завершенности и благородным, приглушенным цветам эти рисунки близки к японской живописи суми-йо.

Юрий проиллюстрировал блестящий «Конек-Горбунок» Петра Ершова, «Пятьдесят поросят» Корнея Чуковского и «Трех медведей» Льва Толстого.

В годы войны, сначала в Молотове (Пермь), а затем в Загорске (Сергиев Посад), где он был главным художником Института игрушки, Васнецов создал поэтические иллюстрации к книгам «Английские народные песни» и «Кошкин дом» Самуила Маршака.

Звание народного артиста РСФСР Васнецов заслуженно получил в 1966 году.

Иллюстрации к «Чудесному кольцу» (1947), «Басням в лицах» (1948) оживляют мир сказок с неповторимой выразительностью. Кроме того, он создал отдельные цветные литографии «Теремок» (1943) и «Зайкина избушка» (1948).

В 1960-е годы вышли две самые известные книги, оформленные Васнецовым, — «Ладушки» (1964) и «Дуга радуги». (1969), которые считаются высшими достижениями мастера в оформлении книг.

Никогда еще мир русских сказок не был рассказан с такой чистотой красоты и силой поэтического выражения, никогда еще графика Васнецова не находила такого ясного, гармоничного и внутренне целостного решения. На страницах «Сокола» и «Радужной дуги» мы «вновь встречаемся с любимыми васнецовскими героями, погруженными в яркий, праздничный мир радости, детства и счастья». Человек преклонных лет создал красочный мир сказки, в котором так много озорства, веселья и творчества. Здесь и курочки, и петушки, и дедушки, и бабушки, и поросята, и козлята, и лисички, и барашки, и медвежата, и дети, и лес, и туманы, да всего и не перечислишь. Как будто вся эта своеобразная «флора» и «фауна» была живой, они оживляли желанные пленэрные миры праздника и волшебства.

Персонажи Васнецова удивительно симпатичны и выразительны, будь то человек или животное. Исследователь Л. Носырев писал об одной из иллюстраций Васнецова: «На заснеженной улице, за забором с фонарем, черный кот-воркот с розовым воротничком и галстуком-бабочкой, под мышкой коричневая булочка с корочкой, усы, глазки-пуговки, на лапках розовые узоры, такие же, какие видел молодой Васнецов на ярмарках. На обороте — заснеженные дома, деревья, трубы, выпускающие клубы дыма, и сразу узнаваемый зимний вятский художник из детства. Здесь органично переплетаются вымысел и реальность.

Нередко в иллюстрациях Ю. Васнецова появляется образ сказочного дремучего русского леса. Лес для него — местодействия самых страшных волшебных сказок. Когда мастер признавался: «Я боюсь леса…» — это было не причудой, а свойством непосредственной натуры, обладающей яркой памятью детства.

Отсюда, видимо, и возникли масляные картины художника на тему сказок, особенно русского сказочного цикла. В каждом произведении присутствует единая цветовая гамма. Одним из лучших его произведений, несомненно, является «У подножия липы». Все поражает. И пугающий сюжет: глубокой зимней ночью, среди спящих людей, по липовому колку бродит медведь, разыскивая старика и старуху. И композиция, которая вызывает представление о почти девственном мире.

Художница Татьяна Шишмарева вспоминает в своих мемуарах: «Следует подчеркнуть, что Васнецов был цельной личностью. И сказочник, и художник, и мудрец, и наивный ребенок — все вместе в этой сказке. Возможно, он иногда скрывал эту непосредственность, немного защищался. Он не проходил мимо плохих времен, когда они наступали. Важно, что все — и детскость, и мудрость, все — было органично. Его работа в этом сочетании была особенно заметна в расписании. Простые действия становились особенными. Может быть, что-то произойдет, если мы возложим на Него свою веру. Неожиданно происходит чудо.

* * *

Юрий Алексеевич проявил себя как художник не только в жанре книжной графики. Он постоянно и серьезно занимается живописью, но не показывает свои картины публике, считая, что рискует быть обвиненным в формализме.

Опасаясь идеологических преследований (которые уже начали сказываться на его книжных иллюстрациях), Васнецов сделал живопись тайным занятием, показывая ее только близким людям.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто непритязательных по мотивам и редко изощренных по живописной форме, он добился впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Его тонкие и теплые картины стали известны только после его смерти, в частности изысканные стилизации в духе примитива «Дама с мышкой» и «Натюрморт со шляпой и бутылкой» (1932-1934), ныне находящиеся в Русском музее в Санкт-Петербурге. В живописи Васнецов также проявил себя крупным мастером, удачно соединив изысканную живописную культуру своего времени с традициями народного «базарного» искусства.

«Если мы вспомним его пейзажную живопись, что он рисовал и где? — T. Шишмарева вспоминала в своем эссе «Юрочка Васнецов». — Провинциальные улицы, обязательно с зеленью, деревьями, заборами, деревянными домами. В Ленинграде она писала о дачных местах: Дудергоф, Сиверская, во время войны — Пермь, окрестности, Загорск, совсем недавно — Рощино. Закрытый, уютный и теплый мир. Я рисовал ее долго, вырабатывая особую живописную фактуру, немного плотную, густую, со знанием всех хитростей европейской живописной культуры, но все равно это удивительный провинциальный мир.

Он, безусловно, был добрым и чутким. «Его актерское мастерство было потрясающим. Тихая, румяная красавица вышла из-за занавески, а необузданный паша говорил всякую чушь. Эти роли были продолжением его сказочного мира. А вечеринка в честь какого-либо события завершилась представлением. И все это с удовольствием готовилось и планировалось, а верным участником и помощником в этом начинании была его жена Галина Михайловна, а позже старшая дочь Лиза. (…) Возможно, в нем было какое-то невидимое качество — чуткость, внимательность».

Те, кто знал художника, отмечают, что он был очень детским. И трудно сказать, сохранили ли долгие годы работы над детскими книгами такое восприятие мира в художнике, или именно это душевное качество позволило ему чувствовать себя так уютно в жанре иллюстрации.

Господь сказал: «Будьте как дети». Мы тоже становимся маленькими детьми, когда смотрим на теплые, задушевные, русские работы Васнецова, как и замечательный человек, который их создал.

Специально к столетнему юбилею

Оцените статью
Дача-забор
Добавить комментарий